Средняя Азия и Казахстан

Народы Средней Азии и Казахстана
Город и горожане. Среднеазиатский базар

С занятиями населения и его социальной организацией тесно связаны типы поселений, которые в регионе были весьма многообразны: город шахр, пригородные селения (загородные кварталы), торговые селения на больших торговых путях, ремесленные селения, селения зоны орошаемого земледелия (1. компактные кишлаки; 2. кишлаки с хуторским расселением), кишлаки богарной зоны, селения горных таджиков, селения полукочевого населения, поселения и кочевья кочевников, сезонные поселения.

Казахи. Кочевать – значит жить

В языке казахов слова "жить" и "кочевать" синонимы, так как постоянное передвижение со стадами скота являлось не только образом жизни кочевника, но и основой его мировоззрения...

Каракалпаки. Память о древних воительницах

Каракалпаки , по большей части проживающие в низовьях реки Амударьи, имели много общих культурных черт со своими соседями-кочевниками - казахами , узбеками , ногайцами , башкирами . В то же время каракалпаки еще в начале ХХ века сохраняли ряд уникальных культурных явлений, восходящих к наиболее древнему пласту их этногенеза - кругу сако-массагетских племен, обитавших во второй половине 1 тыс. до н.э. - первых веках н.э. в Арало-Каспийском регионе.

Киргизы. Дом – мир – вселенная кочевника

Киргизы , населяющие горные массивы Тянь-Шаня и Восточного Памира, кочуют в вертикальном направлении - зимой в долинах, а летом в альпийских лугах высокогорья. Переносное сборное жилище - юрта идеально соответствует основному принципу кочевой жизни: "Все свое ношу с собой".

Костюм народов Средней Азии

Костюм народов Средней Азии един в своей основе, причем для обоих полов и всех возрастов, что является весьма архаичной чертой культуры. В состав традиционного костюма входили рубаха, штаны, халат, обувь и головной убор. Последний в наибольшей степени содержал отличительные половозрастные и этнические признаки.

Национальная среднеазиатская кухня

В регионе получили распространение две основных системы питания - оседлого и кочевого населения. Главное их отличие заключалось в различном удельном весе в рационе мясной, молочной, мучной и растительной пищи. У кочевников также ярче была выражена сезонность питания - весной и летом потреблялись молочные продукты, зимой - мясные.

Основные занятия населения Средней Азии и Казахстана: земледелие и скотоводство

В хозяйственном отношении к началу XX в. большая часть населения региона занималась земледелием, удельный вес которого в экономической системе увеличился за счет деятельности переселенцев-славян, а также в связи с кризисом кочевого скотоводства, ускорившем процесс оседания кочевников. 

Особенности культурного облика Среднеазиатского региона

Средняя Азия является одним из центров мировой цивилизации, где еще в древности возникли государства с высоким уровнем развития культуры. Серединное положение региона между Дальним и Ближним Востоком, а также Восточной Европой обусловило его важную роль в международных отношениях и торговле, сделало Среднюю Азию местом встречи разных народов и культур. Так, по Средней Азии проходил важный отрезок Великого шелкового пути из Китая в Средиземноморье. Через Среднюю Азию и Казахстан перекатывались волны мощных миграций и полчищ завоевателей, что влияло на состав населения, формирование его языков, культуры.

Подсобные занятия и промыслы народов Средней Азии

Подсобным занятием в оазисах, особенно развитым в Ферганской долине, являлось шелководство, которое было известно населению Средней Азии еще в доарабское время. Шелк всегда являлся одним из символов Востока, олицетворением его роскоши и утонченности, маркером высокого социального статуса. Шелководство было исключительно женским занятием. По обычаю, доход, полученный от продажи коконов, поступал в личное распоряжение женщины. Размотка коконов требовала особой выучки и сноровки, поэтому была профессиональным занятием и находилась в руках мужчин-ремесленников тех городов и сел, которые являлись центрами шелкоткачества.

Семья и брак у народов Средней Азии. Игры и состязания на праздниках

Социальные отношения на Востоке, в том числе и семейные, отличались большим консерватизмом. У оседлых народов Средней Азии традиционно существовала такая архаичная форма семьи, как большая семья, когда под одной крышей проживали три-четыре поколения кровных родственников: отец, его братья, женатые сыновья с детьми, а иногда и внуками. Долее всего, до начала XX в. такие семьи, насчитывавшие иногда до ста человек, сохранялись в Хорезме и в горном Таджикистане. Большая семья представляла собой общину со своими земельными угодьями, единой экономикой, когда все доходы поступали в "общий котел", а потребление пищи было совместным. Постепенно большая семья приобрела переходную форму неразделенной семьи, при которой братья отца проживали отдельно, а затем ускорился процесс выделения малых парных семей. Тем не менее, этнографы еще в середине XX в. фиксировали пережитки большесемейных отношений, когда отец считал личным оскорблением уход из семьи женатого сына.

Таджики. Древнейшие традиции ткачества

Кустарное ткачество было известно всем народам Средней Азии, но в таджикской культуре оно занимало особое место. Еще в раннем средневековье высоко ценились хлопчатобумажные и шелковые узорные ткани, вырабатывавшиеся в оазисах Среднеазиатского междуречья.

Традиционное жилище в Средней Азии

Традиционное жилище ярче всего характеризует адаптацию населения к экологическим условиям своего существования. Так, особенности стационарного жилища земледельцев соотносятся с двумя культурными зонами - зоной гор и предгорий и зоной оазисов. В первую зону входят два района: а) Памир, Припамирье, Верхний Зеравшан, Нуратинские горы, юго-западные отроги Таласского Алатау - Угамский и Чаткальский хребты; б) предгорья Копетдага. В зоне оазисов выделяются три района: а) земледельческие районы междуречья рек Сырдарьи и Амударьи (Бухарская, Самаркандская, Ферганская группы); б) Хорезмский оазис и районы среднего течения Амударьи; в) южные районы Туркмении и частично юг Узбекистана.

Туркмены. Искусство ковроделия

Ворсовые туркменские ковры являются одним из наиболее известных за пределами Средней Азии феноменом кочевнической культуры. Это вполне закономерно, поскольку туркменские ковры самобытны, легко узнаваемы и представляют собой наиболее развитый вид художественного творчества народа.
Ковер был непременным спутником кочевника в праздники и в будни, в военных походах и в мирные дни. Сколь бы ни были ценимы ковры на Востоке, лишь туркмены сделали их не только важнейшей частью материальной и духовной культуры, но и ярким этническим символом.

Узбеки. Город и степь

Современные узбеки еще в начале XX в. не представляли собой единого народа. Они подразделялись на оседлых - жителей городов и земледельческих селений и скотоводов - кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименованию местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы и т. д., вторые - в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кунградцы, локайцы, дурмены.

Средняя Азия и Казахстан располагаются на обширной территории от Западно-Сибирской низменности на севере до Иранского нагорья на юге, от берегов Волги и Каспийского моря на западе и до Китая на востоке. Большую часть региона занимают степи и пустыни с жарким и сухим климатом, переходящие на юге и юго-востоке в горные массивы Памира, Тянь-Шаня и КопетДага. В долинах рек, крупнейшими из которых являются СырДарья и АмуДарья, а также в предгорных районах существуют оазисы с более мягким климатом.

Народы

Большинство населения Средней Азии и Казахстана говорит на языках тюркской группы алтайской языковой семьи - это казахи, каракалпаки, киргизы, уйгуры, узбеки, туркмены. К иранской группе (западная ветвь) индоевропейской языковой семьи относится язык таджиков, на котором говорят также среднеазиатские евреи, часть белуджей и среднеазиатских арабов. Языки припамирских таджиков принадлежат к восточной ветви иранской группы.

Хозяйство

Природные условия Средней Азии и Казахстана во многом определили особенности ведения хозяйства в этом регионе. В оазисах ведущим занятием было земледелие с искусственным орошением, в зоне степей и полупустынь - кочевое скотоводство, границы степей и оазисов освоили полуоседлые земледельцы-скотоводы.
К оседлым земледельцам принадлежали таджики, большинство узбеков и туркмен, уйгуры и дунгане. Кочевым скотоводством занимались казахи, киргизы, туркмены Каспийского побережья, часть узбеков. Комплексное хозяйство, в котором сочеталось земледелие с кочевым и отгонным скотоводством, вели в дельте АмуДарьи каракалпаки, узбеки и туркмены, а также часть киргизов.
Между оседлым и кочевым населением региона всегда существовали довольно тесные торговые связи, которые способствовали взаимопроникновению культур.

Природно-географические условия

Средняя Азия и Казахстан располагаются на обширной территории от Западно-Сибирской низменности на севере до Иранского нагорья на юге, от берегов Волги и Каспийского моря на западе и до Китая на востоке. Большую часть региона занимают степи и пустыни с жарким и сухим климатом, переходящие на юге и юго-востоке в горные массивы Памира, Тянь-Шаня и КопетДага. В долинах рек, крупнейшими из которых являются СырДарья и АмуДарья, а также в предгорных районах существуют оазисы с более мягким климатом.

 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.