А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Катание (кувыркание) по земле – обрядовое действие, проводившееся в разные периоды календарного года с аграрной и профилактически-медицинской целями.

Представляет собой акт прикосновения к земле путем перекатывания на спине с боку на бок, с надавливанием на землю тяжестью своего тела, либо путем кувыркания через голову. Катание и кувыркание в одних и тех же обрядах взаимозаменяемы, что говорит о их родственности в народном сознании. 

Ареал распространения обряда ограничивается губерниями: Вятской (Уржумский у.), Нижегородской, Костромской, Вологодской, Ярославской, Новгородской, а также Владимирской, Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Орловской, Курской. 

Среди обрядовых катаний (кувырканий) выделяются различные формы, к которым относят: 

  • катание крестьянами священника или дьякона во время Пасхальной недели (варианты: в Егорьев день, в Вознесение) после молебна на ржаном либо льняном поле, чтобы "снопы были такие же высокие и тяжелые", чтобы "хлеб или лен уродился высок и хорош" (Зеленин Д.К. 1999. С. 36 - 37). (Смоленская, Тверская, Калужская, Тульская, Курская, Рязанская, Саратовская губ.);
  • катание либо кувыркание через голову с целью снять боль в спине во время жатвы при первом крике или наблюдении журавлей, скворцов, кукушки ("Журавль, журавль! У тебя шея колом, а у меня спина колесом!" - Балов А.В. 1901. № 4. С. 120), передавая таким образом боль в спине журавлиной шее, а гибкость последней забирая себе; при первой весенней песне жаворонка ("Тебе, жаворонок, петь, а моей спине не болеть!" - Костоловский И.В. 1916. Вып. 2-3. С. 41); при первом кваканье лягушек весною; при первом громе; с той же целью кувыркались через голову по земле в "средопостье" - Средокрестие Великого Поста, т.е. в среду на четвертой неделе поста, "когда и сам пост нарушается" (псковск.; Смиречанский В. 1871. С. 131); в Чистый Четверг; катались по ржаной полосе в Семик (ярославск.);
  • катание крестьян по окончании пашни по вспаханной земле с целью хорошего урожая и возвращения силы: "Пашня, пашня! Хлебца нам дай, а силу нашу отдай" (иркутск.; Виноградов Г.С. 1918. С. 18). 
Зимняя форма обряда включает в себя – лежание, валяние и кувыркание на рождественской соломе или снегу.

Близко к ним примыкают не календарные виды кувырканий: трехразовое кувыркание хозяйки нагишом в воротах дома до рассвета при переселении в новый дом, чтобы "род и плод в новом доме увеличивались" (новгородск.; Максимов С.В. 1994. С. 29); кувыркание оборотня через воткнутые в землю ножи, удар о землю сказочного героя при превращениях. 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.