А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Каша – кушанье из сваренного или запаренного зерна, крупы, муки, одно из самых распространенных и любимых русскими людьми.

Во многих пословицах отмечается значение каши как основного продукта питания, главного блюда на крестьянском столе: “Каша – кормилица наша”, “Русского мужика без каши не накормишь”, “Без каши обед не в обед”. Каша была  известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако при археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ–Х вв. Слово “каша” происходит, по мнению лингвистов, от санскритского “каш”, что означает дробить, тереть.

Каши приготавливались из  ячменя, овса, ржи, пшеницы, проса, гречихи, риса на воде или молоке. Они могли быть сварены из цельного зерна, крупы – дробленого зерна или муки. При этом их готовили “крутыми”, т.е. густыми, “размазнями” – полужидкими и в виде похлебок, заменявших супы. Каждый вид каши имел свое название, которое варьировалось по губерниям.

Каша, древнейшее блюдо из зерна, использовалась и во многих обрядах. Наиболее ярко она выступала в обрядах жизненного цикла: родильно-крестильных, свадебных, погребально-поминальных. Однако и в обрядах годового цикла ее роль довольно велика. Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Рождества и Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.  День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

Каша преподносилась Матери Земле, святым угодникам в надежде на благополучие и хорошие урожаи.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.