А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Кузьминки (Кузьмодемьянки) – девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна – 1/14 ноября. 

В этот день  девушка-невеста становилась  хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи  и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже – в течение трех дней) девушки устраивали “кузьминскую вечеринку” (“ссыпчину”, братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты – картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая в разных размеров чашки, а полученные деньги делили между собой.  Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце – блюдо каши со свиным салом.

После угощения начинались игры молодежи. Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись “на промысел” – воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

Первоначально этот обычай имел магический смысл, подобно обрядовому сожжению чучела масленицы; уничтожению троицкой березки; похоронам Костромы и Ярилы (см. Всесвятская неделя); видны общие черты и с “похоронными играми” во время Святок (см. Ряженье). Солома, из которой изготовлялось антропоморфное существо, олицетворяя зрелый злак будущего урожая, использовалась для обеспечения плодородия; чучело представляло собой растительную силу земли; его уничтожение, сожжение, потопление или придание земле символизировало возвращение силы земле, а веселье, смех, пляска девушек на “соломенном теле Кузьмы-Демьяна”, входя в число признаков Кузьминок, влияли на природу через оживление умерщвленных антропоморфных изображений, воскресающих в травах и злаках будущего урожая, что символизировало стремление человека к плодородию и новой жизни, особенно в тот период, когда все замирало в предчувствии зимы. 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.