А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Масленичное чучело (масленица, масленик, масленичная кукла) –  атрибут праздника Масленицы, являвшийся главным действующим лицом в цикле обрядовых действий.

Этот персонаж мог быть представлен на празднике антропоморфной фигурой из соломы или дерева, имевшей женский или мужской облик, или реальным человеком, исполнявшим ту же роль.

При изготовлении изображаемому персонажу старались не просто придать форму, ассоциирующуюся с человеческим телом, но и обязательно гипертрофировать присущие  тому или иному полу особенности: у Масленицы изображали большую грудь, а у Масленика подчеркивали мужские признаки. Одним из важнейших обрядовых действий при изготовлении такой  куклы было ее одевание – ,,наряжение”. Костюм масленичного чучела должен был быть старым, ветхим, рваным, а иногда на него надевали еще и  вывороченную мехом наружу шубу. При этом как солому для тела Масленицы, так  и все предметы ее одежды следовало обязательно собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая  исполняемую размером в рост человека фигуру в обрядовый символ деревни или села и подчеркивая, таким образом, сопричастность с актом ее создания всех членов конкретной крестьянской общины.  Как правило, персонаж наделяли еще и личным именем – Дуня, Авдотья, Гаранька и пр.

По народным представлениям, Масленица, независимо от способа ее воплощения, была наделена сверхъестественными магическими способностями. Демонстрация этих ее преувеличенных особенностей являлась важнейшим обрядовым действием. При этом старались утрировать не только внешние, но и внутренние свойства. Масленицу традиционно величали широкой, разгульной, обжорой, пьяницей. ,,Толстая масленица. Блинов объелась, обожралась!” – кричали участники уличных гуляний. Во всех  воплощениях  Масленицы обязательными деталями являлись рваная и нелепая одежда, старые сани и ветхость и необычность ,,выезда”. Так, вероятно, старались, подчеркнуть изжитость этим персонажем отпущенного ему срока обладания ритуальной силой и времени земного существования. Появление этого атрибута праздника, олицетворявшего в славянской мифологии плодородие, зиму и смерть и являвшегося главным действующим лицом в целом ряде ритуальных действий,  всегда сопровождалось шумом, смехом, криками и всеобщим весельем – действиями, которым крестьянами приписывались определенные защитные свойства.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.