А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Параскева (Параскева Пятница, Прасковья Мучильница, Парасковья Временная, Христовым Страстям Причастница, Прасковея Грязниха (Грязнуха), Порошиха, Льняница, Трепальница, Параскева Сербская, Тырновская, Тырновка, Пятина, Петна, Паника) – народное название дней памяти святых Параскев.

Святых Параскев в русской православной традиции насчитывается четыре: 

  1. 20 марта / 2 апреля – римской мученицы, пострадавшей при Нероне с сестрами Фотиною Самарянынею и Кириакою;
  2. 26 июля / 8 августа – Преподобномученицы Параскевы, родившейся в 138 году в деревне близ старого Рима. Ее родители – христиане Агафон и Полития соблюдали Божьи заповеди, за что Господь даровал им, не имевшим детей, дочь, которая родилась в пятницу, отчего и получила имя: Параскева. Она проповедывала православную веру и обратила многих язычников в христианство; вследствие чего евреи предъявили ей обвинение перед императором Антонином; последний подверг ее мучениям: Параскева была погружена в сосуд с кипящей смолой и олеем (елеем – оливковым маслом), от брызг которого Антонин ослеп, но молитва святой, вернув ему зрение, обратила его в христианскую веру. Еще дважды держала обет Параскева – перед Асклепием, осудившем ее на съедение дракону, и перед Тарасием, от меча которого и погибла в 161 году.
  3. 14 / 27 октября – Преподобной Параскевы Сербской, которая была родом из Эпивата, близ Силистрии; прославилась святостью и подвигами в середине XI в. в Палестине, когда и был установлен день ее памяти. Ее мощи в 1238 г. перенесены в Тырново (отсюда частое название этой святой в народе – Тырновская или Тырновка); в 1641 г. в г. Яссы, а ныне находятся в Белграде.
  4. 28 октября / 10 ноября – мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, родившейся в III в. в Иконии (южная Турция). В Житии сообщается, что ее богатые и благочестивые родители, особенно почитали день страданий Христовых – пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Параскевою, что в переводе с греческого означает Пятница. Параскева, решив посвятить себя Богу и просвещению язычников, дала обет безбрачия и вела с юности аскетический образ жизни. При Диоклетиане, за исповедание православной веры, была приведена язычниками на суд к правителю области, который предлагал ей отречься от Христа и принести жертву языческому идолу, обещав взять ее себе в супруги. За отказ Параскеву Пятницу подвергли мучениям и истязаниям, после которых отсекли голову. 

"Пятница – день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны" (Веселовский А. Н. 1876. С. 366). Древние римляне посвящали день пятницы богине Венере, германцы – Фрее, славяне – св. Параскеве. 

Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем (см. Николин день) и Богородицей (см. Рождество Богородицы). На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери. В народных представлениях, святая Параскева считалась покровительницей одноименного дня недели – пятницы (хотя празднование дня этой святой не всегда приходилось на этот день), поэтому все поверья, существующие в народе насчет пятницы, относились и к самой Параскеве. 

В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют "долговязая пятница") с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день (ср. на Украине Пятницу причисляли к русалкам, а в украинском обряде ее изображала простоволосая женщина, которую водили по деревням).

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название "бабьего" или "женского" праздника ("Параскева Пятница – бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей"). 

В народных легендах Параскева Пятница предстает повивальной бабкой – "простой бабой, которая занималась повоем" ("повой" – помощь женщине при родах; "повивать" – принимать младенца). 

Параскеву, наряду с Покровом Богородицы, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. Параскеву также просили о замужестве: "Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее"; "Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!" (архангельск.); "Девята Пятница – Прасковья, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее" (вятск.). В день св. Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова.

В народных представлениях Пятница и Богородица – защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий. 

Слившийся образ Пятницы – Богородицы имеет языческие корни, в его основе лежат представления о божестве в женском облике. Недаром проводится параллель между почитанием Параскевы Пятницы и культом Мокоши (богиня восточнославянской мифологии, женское божество древнерусского пантеона, которая в народных представлениях была женщиной с большой головой и длинными руками – см. Успенский Б.А. 1982. С. 134-138). Святая Параскева видится естественным продолжением Мокоши после принятия православия. 

Богоматери – Пятницы можно отнести праздники иконы осенней Казанской Богоматери (22 октября /4 ноября) и Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря; см. Введение). 

В народе верили, что св. мученица Параскева исцеляет людей от тяжелых душевных и телесных недугов: "от дьявольского или нечистого наваждения"; "от корчей и трясучек" (кубанск.); при лихорадке, зубной или головной боли и т.д. В честь св. Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя, таким образом, от разных болезней; нередко подобные "молитвы" привязывались к голове для исцеления от головной боли; чтобы освободиться от нечистого духа ставились свечи перед иконою св. Параскевы Пятницы.

Святая Параскева считалась покровительницей воды: "вода земли /земная влага/ и Параскева тождественны". Об этом говорят бытующие в народе предания об иконах Параскевы Пятницы, "явленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной.

Покровительствовала св. Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другою в продолжении девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки. Так, в Звенигородском у. Московской губ. ярмарка носила название Берендеева пятница. 

В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением. Существовало поверье, что св. Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Некоторых подвергает наказанию, а иных награждает и милует.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.