А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) – первая неделя после праздника Пасхи. 


По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной, сплошной: в среду и пятницу пост отменяется, поэтому она составляет один праздник, а каждый ее день называется Светлым. В Средневековой России широкое хождение имели рассказы о том, что Пасхальная неделя была одним днем – после воскресения Христова солнце не заходило восемь суток: первые два дня оно стояло на востоке, следующие три – на полудне, два – на закате, а на восьмой – зашло. 

Богослужения всех дней недели совершаются так же, как и в день Пасхи, лишь с некоторыми отличиями: служится пасхальная литургия с крестным ходом. Царские врата в церкви остаются открытыми всю неделю в знак того, что воскресший Христос отверз для верующих двери царства небесного. Крестьяне верили, что любой умерший в это время попадает прямо в рай, так как двери его открыты. По широко распространенным в XVI-XVIII вв. апокрифам, на Святой неделе в аду утихают муки грешников; по одному из вариантов, покой грешникам дается с Чистого четверга по Троицу.

Начиная с первого дня Пасхи и до праздника Вознесения Господня, на престоле лежит плащаница, символизирующая пребывание Христа после воскресения на земле в течение 40 дней. Всю неделю над деревнями не смолкал колокольный звон, в котором церковь видела знак торжества и победы над смертью и адом, а крестьяне приписывали ему способность оградить их от бед и воздействовать на урожай. Звон был развлечением и обязанностью мужской молодежи деревни, но на колокольне подчас собирались и старые и молодые, и мужчины и женщины. На протяжении недели священно- и церковнослужители вместе с прихожанами ходили по домам с крестом и иконами, служили пасхальные молебны. В западных и юго-западных губерниях в это же время ходили волочебники (см. Волочебный обход). 

В крупных, а особенно монастырских церквях с понедельника и во все дни Пасхи, после литургии, торжественно обносится вокруг храма с крестным ходом так называемый артос (по-гречески – хлеб), специально испеченный большой хлеб, на котором изображали крест с терновым венцом (символ победы над смертью) или образ Воскресения Христова; его освящали перед окончанием литургии в пасхальное воскресенье. Артос символизировал Иисуса Христа. По преданию, ученики Христа – апостолы во время совместных трапез оставляли за столом свободное место и клали перед ним хлеб – артос (который затем съедали) в знак того, что Господь зримо пребывал на земле и всегда незримо присутствует с ними. В последний день Святой пасхальной недели, в субботу, артос благословлялся и раздавался верующим. 

Начиная с Пасхи и всю Светлую неделю молодежь качалась на качелях, устраивала на улице гуляния и игры. В Сибири в понедельник пасхальной недели все мужики и молодые парни должны были по обычаю явиться к заутрене; того, кто не приходил, отыскивали и обливали водой. Также поступали в понедельник во многих местах Европейской России с теми, кто проспал "христовскую" заутреню на Пасху. Кое-где в первый день Светлой недели было принято ходить на кладбище христосоваться с покойными, но чаще этот обычай был приурочен к Радунице. Вторник назывался в народе "купальница", кое-где существовал обычай обливать водой проспавших заутреню. 

Вторая половина пасхальной недели отмечалась особенно торжественно молодоженами, поженившимися после прошлогодней Пасхи, и их родней. Взаимные поздравления и угощения были посвящены переходу новобрачных в новое качество, приему их в круг женатых хозяев. 

Субботу в народе также называли "хороводницей", так как она была разгаром молодежного веселья. В этот же день в некоторых сибирских деревнях ходили "с колоколами прощаться", так как неумолкавший всю неделю пасхальный колокольный звон вечером этого дня смолкал. 

В воскресенье Пасху провожали. Во многих местах воскресенье пасхальной недели, называемое Фоминым (см. Красная горка), отмечалось особенно ярко, к нему приурочивалось начало хороводов или окончание первых весенних, начинавшихся с Пасхи, праздничные гуляния и угощения девушек и женщин, обряды встречи весны (см. Кликание весны), а также молодежные или женские обходы дворов с поздравлением – "окликанием" молодоженов (см. Вьюнишник).

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.