А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Пасхальные молебны (Кресты носят, Кресты ходят, Иконы/Святы/Боги носят, Иконы/Святы/Боги ходят, Богородица ходит) – обходы домов прихожан с крестным ходом священником в сопровождении причта и крестьян, несших крест и иконы, в первый день празднования Пасхи или в один из дней пасхальной недели с праздничным поздравлением и служением молебна.

По убеждению крестьян, пасхальные обходы были призваны обеспечить благополучие хозяйства. С точки зрения церкви, участники обходов с пасхальными молебнами изображали ангелов, благовествовавших о воскресении Христовом или жен мироносиц, принесших апостолам весть о воскресении Спасителя.

Людей, вызвавшихся нести иконы, в народе называли “богоносами”, "заветниками" или “оброшниками”. Во многих местах “богоносами” становились особенно верующие, обычно пожилые люди, давшие обет всю пасхальную неделю “ходить под богами”, а также те, кто хотели заслужить этим у Бога прощение грехов, а также вымолить какую-нибудь милость: исцеление от болезни;  избавление сына от военной службы; прекращение пьянства мужа, его побоев и т.д. В ряде местных традиций участницами обряда были преимущественно девушки и женщины.

Под колокольный звон крестный ход во главе со священником с пением “Христос Воскресе” направлялся от церкви к первому хозяйству. В одежде "богоносов" обязательно присутствовал белый цвет в память о белых одеждах жен мироносиц, первыми встретивших воскресшего Христа: мужчины подпоясывались белыми полотенцами, головы женщин покрывали белые платки. В некоторых местах иконы на вышитых полотенцах несли только женщины и девушки, а кресты и хоругви только мужчины. При входе в каждую деревню "богоносов" встречали местные жители, сопровождавшие процессию от дома к дому, женщины и девушки при этом пели "Христос Воскресе".

В каждой избе, готовясь к приходу священника, покрывали стол белой скатертью, клали одну или две ковриги хлеба, пасхальный кулич, миску с крашеными яйцами и другие угощения для священника. Иногда под угол скатерти или на то место, где должно было лежать Евангелие или крест во время молебна, хозяйка высыпала горсть соли. Крестьяне верили, что после богослужения соль эта приобретала целебные свойства, поэтому ее использовали как лекарство и давали скоту. Особенные магические свойства приписывались и самой скатерти с пасхального стола.

Обходы священника с молебном были отнюдь не единственной формой обходов на Пасху, тесно связаны с ними были обходы "волочебников" (Волочебный обход), обходы девушек с пением Христа", охранительные обходы вокруг деревни с иконами, обходы детей, собирающих пасхальные яйца и т.д.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.