А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Петров день (Петр-Павел, Петры и Павлы, Петро, Петровки) – великий православный праздник, посвященный памяти первоверховных апостолов Петра и Павла; отмечается 29 июня / 12 июля.

В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Сан-Себастиано. Событие это со временем забылось, а праздник стал осмысляться в христианской культуре как день общего мученичества святых Петра и Павла – “хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно” (Праздники и знаменательные даты… 1993. С. 127).

Церковь почитает Петра и Павла как первых проповедников – “посланцев” христианского учения.

В традиционном мировоззрении русского народа апостолы Петр и Павел занимали особое место. Петр относился  к числу наиболее чтимых в России святых угодников. В сказаниях и быличках он фигурирует под именем апостола-ключаря. Считалось, что святой владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая (см. Пасха, Вознесение). В некоторых поверьях оба апостола являются хранителями ключей; они стоят у дверей рая и ада.

Петру поклонялись и молились как покровителю засеянных полей и рыболовства.  Народ полагал, что Петр, подобно Господу Богу, а нередко и вместе с ним, ходит по земле и совершает благодеяния. Так, широко известен сюжет о встрече Петра с работающим на поле крестьянином и о помощи святого в возделывании земли. Рассказывали, что апостол вспахал, посеял, проборонил для бедняка, а затем дал ему две торбы – с хорошей погодой и с дождем.

День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важных “годовых” праздников. К нему, как правило, готовились заранее: соблюдали пост (Петровский, Петров пост, Петровки), который, по мнению крестьян, “выдумали старые чертовки (тещи), скот собирать, да зятьев угощать” (АРЭМ. Ф. 7. Оп. 1. Д. № 520), или священники, чтобы получать Петровщину – подать в виде зерна, масла, яиц; чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день, как и другие большие праздники, отмечался два-три дня.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый праздничный цикл, призванный маркировать кульминационный момент полного расцвета природных сил, и осмысляется как его завершающий этап. В обрядово-мифологическом плане этот день включает ряд поверий и ритуальных действий, характерных для Ивана Купалы.

В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей. На время праздника снимались некоторые ограничения в отношениях между полами; кардинально изменялось поведение молодежи в целом: оно отличалось от традиционных повседневных норм. В молодежных обрядах четко просматривалась эротическая и свадебная символика. Это позволяет говорить о том, что в период летнего солнцестояния, молодежи, обладавшей, по традиционным представлениям, мощной неизрасходованной энергетикой, соотносимой с природной, приписывалась магическая сила, способствующая сохранению и преумножению жизненной потенции.

Петров день являлся важной вехой в календаре. Он воспринимался как дата смены времен года. В ряде мест праздник назывался “проводы весны”, что согласуется с мнением современных исследователей, считающих Петров день завершающим праздником весеннего периода, началом которого является Масленица.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.