А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Питейное заведение (кабак, кружало, питейный дом, казенная винная лавка) – место продажи и питья водки (см. Хмельные напитки).

Питейные заведения, называвшиеся в просторечии кабаками, были  в каждом большом селе. Во время ярмарок их количество увеличивалось за счет установки винных палаток, продажи водки с открытых лотков.

Стационарные питейные заведения располагались на окраине села, в отдалении от жилых домов и церкви и внешне выглядели как обычные крестьянские избы под соломенной, тесовой или железной крышей. Каждый кабак носил какое-либо название: “Веселуха”, “Казенка”, “Старая изба”, “Танька”, “Притынный”, “Варгуниха”, “Подберезка” и т.п. Название рождалось как бы само собой и было известно каждому деревенскому жителю.

Питейные заведения работали с семи утра до десяти вечера ежедневно и закрывались только на время крестных ходов, крестьянских сходок, а также в воскресные и праздничные дни, когда в церкви шла литургия.

В питейных заведениях подавалась, в основном, водка, реже виноградное вино, причем без каких-либо закусок, т.е. так называемая “голая водка”. Желающему выпить в помещении заведения подавалась чарка, вмещавшая в себя не менее 200 гр., а покупающему водку на вынос полагалось брать не менее ведра, т.е. 12 литров. Лишь с середины 80-х годов ХIХ в. это правило стало постепенно исчезать, но и то под давлением правительства, принявшего в 1881 году постановление о превращении питейных заведений в трактиры, где подавалась еда. С этого же времени постепенно стал осуществляться и переход на бутылочную торговлю водкой. Однако многовековая привычка пить “голую водку” брала свое. Заходившие в питейное заведение, переименованное в трактир, его завсегдатаи, покупали “четвертинку” водки и выпивали ее за стенами кабака, не желая тратиться на еду.

Отношение к кабакам у русских людей с первого дня их создания было  резко отрицательным: “кабак пропасть, в нем и пропасть”, – говорили русские люди. Он воспринимался народным сознанием как что-то низменное, нечистое, дьявольское, как воплощение греха. Принято было ставить кабак подальше от человеческого жилья и святых мест: церкви – Божьего дома, священной рощи, святого ключика. Лучшим для него считалось, по преданию, нечистое место, где и раньше “виделось, мерещилось, чудилось”. Земля, на которой стоял кабак, воспринималась как опоганенная: церковь, построенная на ней, по поверьям, должна была обязательно провалиться сквозь землю, а поставленный дом – разрушиться.

Посещение кабака считалось нарушением всех божеских законов, так как входя в него человек входил в мир нечистой силы. Принято было считать, что в кабаке находились черти, которые и спаивали пришедших туда людей. Они сидели в каждой чарке водки и попадали в пьющего, если он забывал перекрестить перед питьем рот и саму чарку. Опившиеся в кабаках или убитые там считались нечистыми, их никогда не погребали на кладбище, а закапывали в лесу, т.е. вне пространства, освоенного человеком. В русских деревнях было даже распространено поверье, что земля откажется родить урожай, если опившегося в кабаке похоронить на кладбище.

Такое отношение к кабаку объяснялось не только и не столько пониманием русским народом вреда от пьянства, сколько традиционными взглядами русского народа на пиршество и сопутствовавшее ему опьянение (см. Хмельные напитки, Застолье). Опьянение, по мнению русских людей, могло иметь место только в праздник, когда устраивается пиршество в честь бога и его святых угодников (см. Престольный праздник, Заветный праздник). Кабак же предлагал праздник каждый день каждому в отдельности человеку в соответствии с той суммой, которой он обладал. Такое положение нарушало порядок жизни установленный Богом и праотцами и рассматривалось как воцарение хаоса и гибель привычного мира.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.