Главная: Специалистам: Конференции: Материалы конференций: XIX Международные Санкт-Петербургскиe этнографическиe чтения. 1–3 декабря 2020 года

XIX Международные Санкт-Петербургскиe этнографическиe чтения. 1–3 декабря 2020 года

01.12–03.12.2020

Тематика Девятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений посвящена процессам формирования этнокультурной идентичности и ее своеобразию у различных этнических общностей. Наряду с вопросами социокультурной вариативности компонентов и символов идентичности, анализируется роль традиционной культуры в качестве их значимого источника. Специальное внимание уделено деятельности музеев, СМИ и различных виртуальных сообществ в конструировании этнокультурной идентификации.



Материалы конференции

                                    

Секция «Этнокультурная идентификация как социокультурное проектирование»

      

Д. А. Баранов. Музейное поле этнокультурных самоидентификаций

Баранов Дмитрий Александрович, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии русского народа, заведующий, кандидат исторических наук, dmitry.baranov@list.ru

В докладе на примере музейных репрезентаций Этнографического отдела Русского музея Александра III анализируются кейсы конструирования и поддержания этнокультурных идентичностей у авторов экспозиций. Создание экспозиции вскрывает сложный, непрерывный процесс самоидентификации ее устроителей, которая при общей отсылке к русскости подчеркивала ее разные, в зависимости от контекста, аспекты: географический, политический, языковой, но почти никогда – этнический. Последний требовал отождествления этнографов музея с культурой показываемого в его стенах народа. В случае с русскими это было проблематичным, поскольку носителями русскости считались крестьяне – сословие, которое в общественном дискурсе того времени рассматривалось как «свой другой» народ.

Ключевые слова: этнографический музей, идентичность, экспозиция, крестьяне, репрезентация.

         

С. С. Петряшин. Русские рабочие: формы репрезентации классовой и этнической специфики на экспозициях Государственного музея этнографии народов СССР в 1950-е годы

Петряшин Станислав Сергеевич, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии русского народа, научный сотрудник, s-petryashin@yandex.ru

Доклад посвящен развитию этнографии русских рабочих в Государственном музее этнографии народов СССР (ГМЭ) в 1950-х гг. Изучение и репрезентация культуры и быта рабочих в ГМЭ служили производству не только этнических идентичностей, но и классового сознания. Первоначальный импульс, однако, вскоре затух. В начале 1950-х гг. этнографы акцентировали классовые границы между рабочими и крестьянами и видели в культуре рабочих «социалистическое содержание» без «национальной формы». К середине десятилетия различия между классами в научной и экспозиционной работе музея постепенно нивелировались за счет подчеркивания преемственности, общих элементов культуры и этнического единства русских рабочих и крестьян. Классовая проблематика на региональных экспозициях с конца 1950-х гг. ушла на второй план, а советская идентичность нашла воплощение в отдельных обобщенных выставках по современности. ГМЭ на новом этапе вернулся к задаче конструирования и воспроизводства этнических идентичностей.

Ключевые слова: Государственный музей этнографии народов СССР, рабочие, крестьяне, этническая идентичность, классовое сознание.

                          

И. С. Слепцова (Кызласова). «Чувство дома»: конструирование идентичности в семейных музеях

Слепцова (Кызласова) Ирина Семеновна, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), старший научный сотрудник, I_Kyzlasova@mail.ru

В докладе рассматривается категория семейных (домашних) музеев, которые в последние годы получили довольно широкое распространение. Рассматриваются разновидности семейных музеев, принципы организации их экспозиций и цели их создателей, а также роль этих музеев в формировании различных видов идентичности. Несмотря на значительное разнообразие декларируемых причин, глубинной мотивацией для организации музеев является стремление преодолеть кризис индивидуальной идентичности, вызванный глобализационными процессами. Говоря о видах идентичности, конструируемых в таких музеях, можно охарактеризовать их как совокупность идентичностей (множественную идентичность), которые часто сосуществуют на равных, не образуя соподчиненную структуру. В качестве базовой и относительно стабильной обычно выступает семейная идентичность, в то время как другие её виды могут быть представлены в зависимости от различных факторов как внешних (социальных, политических, экономических), так и внутренних (личных пристрастий и интересов, желания повысить престиж семьи, самоцензуры и др.). Особую роль в репрезентации и конструировании идентичности играют различные интерактивы, которые наряду с экскурсиями широко практикуются в таких музеях. Основой для исследования послужили полевые материалы, собранные автором в 2019–2020 гг., и информация о семейных музеях в сети Интернет.

Ключевые слова: семейные музеи, глобализация, идентичность, кризис идентичности, конструирование идентичности.

      

А. А. Плеханов, Н. А. Белова, Д. А. Каунов Постнациональный проект «справа»: деконструкция русской идентичности в дискурсе интеллектуального движения «Острог»

Плеханов Артемий Александрович, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), научный сотрудник, кандидат исторических наук, plekhanov.art.alex@gmail.com

Белова Наталья Андреевна, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), научный сотрудник, кандидат исторических наук, natale4ka@inbox.ru

Каунов Дмитрий Александрович, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), аспирант, dkaunov93@gmail.com

В докладе рассматривается феномен постнациональных идентичностей на примере Интернет-проекта «Острог», авторы которого создают идейную платформу для формирования концепции пострусской идентичности. Данный проект фокусирует внимание на пересмотре русской идентичности, для чего ключевым требованием является признание отсутствия в ней этнической составляющей. Сообщество авторов, развивающих эти идеи, является виртуальным и принципиально не участвует в политической жизни. Однако, по их мнению, в кризисных ситуациях данная концепция может оказаться востребованной и актуальной на рынке политических идей. Делается вывод о том, что возникновение проектов, подобных «Острогу», обусловлено социально-экономическим неравенством регионов России, способствующим ресентименту периферии по отношению к абстрактному центру, который авторы проекта представили посредством концепции «Маскона».

Ключевые слова: виртуальное сообщество, Интернет, пострусские, русские, русская этническая идентичность, пост-национальные идентичности, национализм, этничность, регионализм.

      

А. А. Чувьюров. Конструирование этнокультурной идентичности у локальных групп коми-зырян

Чувьюров Александр Алексеевич, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел Поволжья и Приуралья, научный сотрудник высшей категории, кандидат исторический наук, Chuvjurov@yandex.ru

В докладе рассматривается конструирование этнокультурной идентичности в локальных и этнодисперсных группах коми-зырян. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. под влиянием происходящих в стране общественно-политических перемен среди различных этнолокальных групп коми-зырян актуализируется историческая память и локальное самосознание. Наиболее интенсивно эти процессы проходили у коми-ижемцев. В 2003 г. на V съезде Коми республиканское общественное движение «Изьватас» (организовано в 1990 г.) было принято решение добиваться для ижемцев статуса «коренного малочисленного народа».

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, этнографическая группа, локальная группа, диалект, коми-ижемцы.

       

Н. А. Нерастенко, А. В. Конева. Роль сообществ «Вконтакте», посвященных изучению карельского языка, в формировании этнической идентичности

Нерастенко Наталья Александровна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (С.-Петербург), кафедра теории и истории культуры, студентка магистратуры, nnerastenko@mail.ru

Конева Анна Владимировна, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (С.-Петербург), кафедра теории и истории культуры, доцент, доктор культурологи, akoneva@list.ru

В докладе рассматривается роль виртуальных сообществ в формировании этнической идентичности на примере современных карелов, состоящих в сообществах «Вконтакте», посвященных изучению карельского языка. Проведен опрос членов этих групп, полученные данные проанализированы и обобщены с использованием существующих исследований формирования идентичности в виртуальных сообществах и этнической идентичности.

Ключевые слова: этничность, виртуальные сообщества, Карелия.

    

М. А. Докучаева. Консолидирующая роль Евангелическолютеранской церкви Ингрии в судьбе ингерманландских финнов в XX–XXI веках

Докучаева Мария Алексеевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, научный сотрудник; mariafoxer@mail.ru

В данном докладе рассматривается роль Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии в сохранении историко-культурных традиций и этнической идентичности современных ингерманландских финнов. Церковь ведет активную деятельность по просвещению своей паствы, опираясь на авторитет пасторов и используя средства массовой информации.

Ключевые слова: ингерманландские финны, Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии, лютеранская вера, этническая идентичность.

     

А. А. Песецкая. Деятельность марийского землячества Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. по конструированию этнической идентичности

Песецкая Александра Александровна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья, научный сотрудник, sanny341@yandex.ru

Марийское землячество Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. является на сегодняшний день одной из самых активных автономий города. В докладе обозначены основные цели национально-культурной автономии «Ший корно», рассмотрены различные формы конструирования этнической идентичности, которые организация использует в своей деятельности, отмечены наиболее успешные практики.

Ключевые слова: национально-культурная автономия, марийцы, Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

      

И. Н. Пилипцов. Изменение уровня этнокультурной идентичности у народов Астраханской обл. в 1985–1991 годах (на материалах периодической печати)

Пилипцов Иван Николаевич, Астраханский областной научно-методический центр народной культуры (Астрахань), отдел традиционной народной культуры, старший научный сотрудник, ivanpiliptsov@yandex.ru

События «перестройки» 1985–1991 гг. оказали сильное влияние на все сферы жизни общества. В ходе реформ произошёл подъём национального самосознания народов СССР, что отразилось на уровне этнокультурной идентичности. В периодической печати г. Астрахани нами было зафиксировано постепенно увеличивающееся количество материалов с упоминанием этнических маркеров – языка, религии, национального костюма, танца и др. У представителей разных народов возникновение и рост этнокультурной идентичности происходил с разной силой и скоростью. Изменение уровня этнокультурной идентичности происходило при непосредственном участии государства.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, народ, Астраханская обл., «перестройка», язык, религия, государство.

      

Е. Ю. Гуляева. «Чей лаваш?»: кулинарные аспекты националистического дискурса

Гуляева Евгения Юрьевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Кавказа и Средней Азии, научный сотрудник, guliaevaevgenia@list.ru

Чтобы ответить на вопрос о том, какие пресуппозиции лежат в основе представлений о национальной культуре, в докладе анализируется новостной сюжет 2014 г., который назывался «Чей лаваш? Иран обеспокоен желанием Армении включить лаваш в список ЮНЕСКО».

Автор приходит к заключению, что репортаж был построен на существовании противоречия между представлениями об эксклюзивности национальной кухни и сходством практик питания разных народов. Наиболее типичным объяснением сложившейся ситуации становится суждение о заимствовании кушанья одним народом у другого. Определение приоритета часто является причиной острых публичных споров. Между тем кулинарные явления не привязаны к конкретным этническим группам и политическим границам, в частности, представления о том, чем является лаваш, где и как его пекут варьируют. Для участвовавших в репортаже – армянки, азербайджанца и грузинки – значение слова лаваш не совпадало. Кроме того, кулинары совмещали перспективы «местной» и своей культуры.

Апелляция к списку нематериального культурного наследия ЮНЕСКО – это попытка получения мирового признания прав на кулинарные традиции и одновременно частное свидетельство глобального процесса переопределения культуры в категориях собственности. Сама постановка вопроса: «Чей лаваш?» – является характерной чертой националистического дискурса.

Ключевые слова: лаваш, практики питания, национализм, культурное наследие, ЮНЕСКО.

               

Ю. И. Внукович. «Главное, здесь Литва уже выделена от Руси». Конструирование отличительности литовцев и белорусов в этнографическом дискурсе XIX века

Внукович Юрий Иосифович, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН (Минск, Беларусь), старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, jurasis22@gmail.com

В докладе рассматриваются основные подходы и принципы конструирования отличительности литовцев и белорусов в этнографическом дискурсе XIX в. Изобретение этноразделительных линий (маркеров) идентичности литовцев и белорусов основывалось на выявлении специфических локально-региональных различий крестьянских культур, помимо языка позволявших акцентировать устойчивую символическую дистанцию между ними.

Ключевые слова: этничность, идентичность, культурные различия, белорусы, литовцы, этнография, научный дискурс, ХIX в.

     

Н. М. Калашникова. О роли местных музеев в конструировании этнокультурной идентичности гагаузов

Калашникова Наталья Моисеевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Беларуси, Украины, Молдовы, заведующая отделом, профессор, доктор культурологии, rembum2020@yandex.ru

В докладе, посвященном рассмотрению процессов конструирования этнокультурной идентичности гагаузов, анализируется роль артефактов XIX–XXI вв., представленных в историко-краеведческих и этнографических музеях, которые были обследованы в ходе командировки по сельским и городским музеям Гагаузии в 2019 г.

Ключевые слова: этническая идентичность, этнический маркер, гагаузы, сельские и городские музеи Гагаузии.

      

Д. Е. Никогло. Конструирование исторической памяти гагаузов в с. Авдарма

Никогло Диана Евгеньевна, Институт культурного наследия (Кишинев, Республика Молдова), старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, nikoglo2004@mail.ru

В данном докладе рассматривается вклад уроженца с. Авдарма в сохранение и формирование исторической памяти как жителей села, так и гагаузской этнической общности в целом.

Деятельность Игната Казмалы разнообразна. Благодаря его непосредственному участию был открыт музей истории села, создан мемориал, посвященный жителям села, погибшим во время трагических событий; издана книга-альбом, содержащая ценные материалы по истории родного села; создан и официально утвержден герб и флаг села. Материалы книги в настоящее время используются сотрудниками музея для проведения экскурсий. Автором этой книги была установлена некая преемственность, так называемый исторический континуитет, суть которого состоит в непрерывности тюркского компонента на территории Буджака. Иными словами, на смену ногайцам пришли тюркоязычные гагаузы, которые с ними контактировали. Именно эту связь Игнат Казмалы решил продемонстрировать, реставрировав «татарский» родник и поместив изображение этого родника на герб Авдармы. Однако, основная цель заключалась в том, чтобы показать родство гагаузов с тюркоязычными народами и утвердить концепцию их тюркского происхождения.

Ключевые слова: гагаузская этническая общность, историческая память, музей истории, исторический континуитет, тюркский, Буджак, ногайцы, тюркское происхождение.

     

Е. Л. Кубель. «Не уставая говорить о своем народе…»: «вечные смыслы» в творчестве народного писателя Каракалпакстана Т. Каипбергенова

Кубель Елена Леонидовна, Российский Этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Средней Азии, Казахстана, научный сотрудник, elenakubel@yandex.ru

В докладе рассматривается роман-эссе народного писателя Каракалпакстана Т. Каипбергенова «Каракалпак-намэ» («Книга о каракалпаках», 1989), в котором современный писатель-интеллектуал актуализирует основную, на его взгляд, идею каракалпакской идентичности, обращенную к молодому поколению: «Таковы обычаи. Не мы их придумали, не нам их отменять». Персонажи, чьи голоса доносят до читателя народную мудрость, – это круг людей, которые присутствуют в жизни каждого каракалпака, к мнению которых принято прислушиваться. Писатель говорит о важности почитания старших, о необходимости воспроизводства потомства, так как старшие – это хранители, младшие – продолжатели традиций. Обращаясь к текстам эпосов «Коблан» и «Манас», автор «Каракалпак-намэ» демонстрирует собственную вовлеченность в русло литературной традиции. Как и сказитель, писатель подвергает своих героев испытаниям и подводит их к осознанию правильности традиций, таким образом, убеждая в этом и современных читателей, к которым обращен его текст.

Ключевые слова: Т. Каипбергенов, «Каракалпак-намэ», «Коблан», «Манас», каракалпаки, народные обычаи, этнокультурная идентичность.

     

Н. Г. Краснодембская, Е. С. Соболева. О культурном значении государственных символов Шри Ланки в контексте полиэтничной среды

Краснодембская Нина Георгиевна, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (С.-Петербург), отдел этнографии Южной и Юго-Западной Азии, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук, nigekrasno@mail.ru

Соболева Елена Станиславовна, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (С.-Петербург), отдел этнографии Южной и Юго-Западной Азии, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, soboleva@kunstkamera.ru

Официальные государственные символы Шри Ланки были выработаны в процессе освобождения страны от европейской колониальной зависимости, длившейся около четырех веков. Флаг и герб окончательно были приняты в 1972 г., они насыщены специфическими знаками, отражающими этническую историю островитян. Авторы доклада поставили своей задачей определить смысл этих знаков и их культурное значение в восприятии разных этносов, составляющих население Шри Ланки. Население это полиэтнично: местные народы различаются, прежде всего, языком и религиями. Это особенно наглядно при cопоставлении двух крупнейших народов – сингалов и тамилов; язык сингалов относится к индоевропейской семье, тамильский – к дравидийской; по вероисповеданию сингалы – буддисты, тамилы – индуисты. Идея сосуществования разных этносов и религий более всего отражена в символике флага; в гербе присутствуют в основном буддийские символы, но большинство этих знаков могут быть благоприятно приняты и небуддийскими этносами страны. Еще на острове существуют так называемые национальные символы из природных феноменов – цветок и дерево, птица и животное, а также бабочка и минерал. Выбраны эстетически привлекательные и эндемичные образцы, которые местные жители также воспринимают как общегосударственные. Национальные символы Шри Ланки не имеют политической окраски и потому не могут служить возникновению межэтнических противоречий. В официальных государственных символах заложена идея народного единства, но очевиден приоритет сингальских ценностей.

Ключевые слова: Шри Ланка, государственные символы, национальные символы, культура, этнография.

      

Г. А. Шершнев. Репрезентация этнокультурной идентичности японского народа в экспозициях МАЭ РАН (Кунсткамера) в 1920–1930-е годы

Шершнев Герман Александрович, Санкт-Петербургский государственный университет (С.-Петербург), кафедра музейного дела и охраны памятников, студент 3-го курса, gerrman2@gmail.com

Автор доклада обращается к истории музейной мысли в области экспонирования этнографического материала в 1920–1930-е гг. Впервые реэкспозиция японского отдела (1936) МАЭ РАН рассмотрена в качестве предмета отдельного исследования. Особое внимание уделяется представлению в экспозиции японского народа согласно идеологическим установкам тех лет. Ряд архивных материалов впервые вводится в научный оборот.

Ключевые слова: Кунсткамера, культурное наследие, музей, экспозиция, Япония.

      

О. В. Лысенко. Музей как побочный продукт истории: идентификация внутри «воображаемого сообщества»

Лысенко Олег Викторович, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Белоруси, Украины и Молдовы, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, n_lysenko@mail.ru

Культурное наследие и артефакты в музеях как объекты аналитического дискурса междисциплинарных исследований и социокультурных практик часто подвержены деструкции и ситуативной смене нарратива. Эти процессы кристаллизуются в «смутные времена», «эпохи перемен» в форме социальных экспериментов, что находит отражение не только в изменении этнокультурного ландшафта, но и деятельности самих этнографических музеев. В докладе рассматривается несколько вариантов нарратива, описывающих маргинализацию и деструкцию этнокультурной среды с учетом субъективного опыта их авторов как свидетелей этого процесса. Исследование помогает увидеть в ином свете ключевые моменты становления и развития музея в момент смены его деятельности.

Ключевые слова: самоидентификация, маргинализация, этническая идентичность, этномузеологическое наследие, этнография и этнология восточной Европы, локальная этнокультурная среда.

    

       

Секция «Компоненты и маркеры этнокультурной идентичности: динамика и вариативность»

     

А. Б. Островский. «Родной язык» как маркер этнокультурной идентичности нивхов

Островский Александр Борисович, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии русского народа, научный сотрудник главной категории, доктор исторических наук, ost-alex@yandex.ru

В отношении родных языков коренных малочисленных этносов Севера на протяжении последнего столетия действовали две противоположные тенденции, организованные государством: 1) сужение сферы бытового функционирования;

2) филологическое изучение, создание письменных форм. В докладе рассматриваются результаты интервью, проведенных автором среди сахалинских нивхов в 2019 г. об актуальных способах восстановления у нивхов языка их предков. Делается вывод, что хотя нивхский язык уже не является родным для людей моложе 60 лет, владение им в любой степени считается ценным и служит несомненным маркером этнокультурной идентичности.

Ключевые слова: КМНС, сахалинские нивхи, родной язык, маркер этнокультурной идентичности.

       

Л. Ф. Попова, И. В Стасевич. Современная свадебная обрядность казахов как феномен этничности

Попова Лариса Федоровна, Российский Этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, заведующая отделом, rem_larisa@mail.ru

Стасевич Инга Владимировна, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (С.-Петербург), отдел этнографии Центральной Азии, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, stinga73@ mail.ru

В Республике Казахстан в настоящее время свадебная обрядность является тем сегментом бытовой культуры, который играет особую роль в воспроизводстве этничности: он имеет весомую традиционную составляющую, впитавшую за последнее десятилетие немало модных новаций. Вполне очевидно, что при изучении этничности большое значение имеет «взгляд изнутри»: на основе материалов сети Интернет автор выделил наиболее обсуждаемую тему, касающуюся свадебной обрядности – это превращение семейного торжества в состязание по уровню престижности затрат. Поскольку данная ситуация сегодня мыслится как казахский «гордиев узел», можно утверждать, что тема свадебной обрядности еще длительное время будет порождать национальные дискурсы разной степени остроты и направленности.

Ключевые слова: казахи, этничность, свадебная обрядность, родственные отношения, престижная экономика.

      

Т. В. Ермакова. Опоры этнокультурной идентичности монголов и их символическая презентация в XXI веке

Ермакова Татьяна Викторовна, Институт восточных рукописей РАН (С.-Петербург), отдел Центральной и Южной Азии, сектор Южной Азии, старший научный сотрудник, кандидат философских наук, taersu@yandex.ru

Доклад посвящен анализу современных опор этнокультурной идентичности монголов и форм их символической презентации. В ходе либеральных реформ 1990-х гг. была актуализирована историческая память об империи Чингисхана как о периоде высшего развития национальной государственности. Продемонстрировано, каким образом неотрадиционалистский дискурс функционирует и приобретает символическое наполнение. Традиционное кочевое хозяйство интерпретировано как вторая опора этнокультурной идентичности. Проанализированы визуальные символы этнокультурной идентичности монголов. На основе образцов сувенирной продукции показано, как массовая культура способствует закреплению символов национально-культурной самобытности.

Ключевые слова: Монголия, Чингисхан, кочевой тип хозяйства, этнокультурная идентичность монголов.   

      

С. В. Романова. Бурханизм в фотоматериалах экспедиции 1925 года С.И. Руденко

Романова Светлана Владимировна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, научный сотрудник ведущей категории, romanova_rme@mail.ru

Доклад посвящен атрибуции фотоматериалов известного отечественного археолога и этнографа С.И. Руденко, сделанных во время экспедиции 1925 г. и отображающих такое явление, как алтайский бурханизм, признанное в настоящее время этноконсолидирующим фактором для алтай-кижи и одним из этнодифференцирующих признаков коренных тюркоязычных народов Республики Алтай. С помощью материалов, собранных А.Г. Данилиным в районах распространения бурханизма в конце 1920-х – первой половине 1930-х гг., и ряда других опубликованных документов описываются общественные мольбища, сакральное пространство в пределах традиционной усадьбы и жилища, запечатленные на фотографиях.

Ключевые слова: этнокультурная и этноконфессиональная идентичность, религии коренных народов Южной Сибири, бурханизм, история формирования музейных коллекций, фотографический источник, алтайцы.

      

И. В. Земцова. Национальная идентичность в еврейской живописи XX века

Земцова Ирина Валерьевна, ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова» (С.-Петербург), кафедра гуманитарных и социально-экономических наук, преподаватель, кандидат искусствоведения, irina-zemtcova@yandex.ru

Сюжетный и образный ряд в живописи стал одним из способов сохранения этнической самоидентификации евреев в Российской империи, а позже, в советскую эпоху, и способом протестной самопрезентации. Формирование национально окрашенного образного ряда, ориентированного на запрос определенной этнической группы и связано с появлением профессионального еврейского искусства во второй половине XIX – начале XX в. Многие из сюжетов и образов, сформировавшихся в еврейском национальном творчестве к началу XX в., сохраняли свою значимость и актуальность лишь до образования государства Израиль. Например, сюжеты, связанные с темой погромов и гонений, образы кладбищ, надгробий и похорон, мотивы свадьбы и образы невест. Другие сюжеты и образы сохранились, но претерпели значительные изменения, либо получили новую интерпретацию и новую метафорическую наполненность. Так случилось с сюжетами на тему еврейских праздников, где изображениям Суккота и Йом Кипура стали предпочитать изображение пасхального седера. Изменился у художников и образ еврейского местечка (штетла). Изображение мрачного упадка сменилось на светлое воспоминание об утраченном мире. Обращение современных художников к буквам еврейского алфавита также поменялось; стала учитываться их мистическая составляющая. С адаптацией в Израиле подобная этническая самоидентификация художников постепенно теряет актуальность и сохраняется лишь в случае неуспешной интеграции, как групповая идентификация выходцев из СССР.

Ключевые слова: еврейские художники, этническая идентификация, образный ряд, сюжет, метафора, интерпретация, интеграция, репатрианты.      

                  

Е. А. Берман. Еврейские некрополи г. Иркутска как фактор этнокультурной идентичности на групповом уровне

Берман Елена Александровна, Иркутский национальный исследовательский технический университет (Иркутск), кафедра ювелирного дизайна и технологий, доцент, кандидат технических наук (техническая эстетика и дизайн), lena.berman.amanut@gmail.com

На протяжении ста лет, с начала XIX до начала XX в., в разных городах Западной и Восточной Сибири за чертой постоянной еврейской оседлости из бывших каторжных, ссыльных, кантонистов, николаевских солдат и некоторых других категорий еврейского населения сформировались крупные еврейские общины. К началу XX в. самой крупной из них стала община г. Иркутска, которая, по разным данным, составляла к 1914 г. 7–10% от общего населения города. Вдали от своих религиозных и культурных центров иркутские евреи сохраняли родные религиозные и национальные традиции, в числе которых важной составляющей был обряд погребения усопших. До Октябрьской революции в городе существовало три еврейских кладбища и два Погребальных братства, а во времена СССР еврейские кладбища стали практически единственным объединяющим элементом в самоидентификации иркутских евреев.

Ключевые слова: еврейские некрополи, Погребальное братство, евреи в Иркутске, этнокультурная идентичность.

       

А. А. Михайлова. Сербские гастрофестивали как форма репрезентации этнокультурной идентичности

Михайлова Алена Алексеевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Белоруссии, Украины и Молдавии, научный сотрудник ведущей категории, кандидат исторических наук, alena-muzej@yandex.ru

Доклад посвящен одному из наиболее ярких современных способов репрезентации сербской этнической культуры – гастрономическим фестивалям. Эта форма актуализации этничности является сравнительно новой для балканских стран и во многом перекликается с общеевропейским трендом развития гастротуризма. Однако, в отличие от известных европейских гастрофестивалей, в Сербии они не столько претендуют на коммерческий успех, сколько на локально-событийную значимость. Целью доклада ставится рассмотреть, какое место эти праздники занимают в общественной жизни сегодняшней Сербии и как они соотносятся с традиционной культурой, этничностью и глобализацией. Делается вывод о том, что помимо репрезентации сербских кулинарных традиций, гастрофестивали служат средством реализации внутриэтнического диалога и укрепления коллективной идентичности.

Ключевые слова: традиционная кухня, гастронационализм, брендирование, гастротуризм, этническая идентичность.

     

А. В. Христенко. «Остров на чужом море»: гуцульская расписная керамика в проекте украинской национальной идентичности

Христенко Алексей Владимирович, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Белоруси, Украины и Молдовы, научный сотрудник, lexa.hristenko@yandex.ru

В 2019 г. традиция косовской (гуцульской) расписной керамики была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Закрепление международного статуса этого ремесла украинцевгуцулов указывает на его особую значимость не только для локальной культуры, но и для украинской культуры в целом. В связи с этим в рамках данного доклада представляется актуальным рассмотрение традиционного керамического производства Косова в контексте процессов конструирования национальной идентичности украинцев, направленное на выявление специфики обращения к народной керамике как одному из перспективных региональных (локальных) ресурсов формирования этнокультурного самосознания граждан Украины.

Ключевые слова: косовская расписная керамика, национальная идентичность, украинцы-гуцулы.

     

Е. В. Дьякова. Традиция росписи пасхальных яиц в актуализации этничности украинцев-лемков

Дьякова Елена Васильевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии, научный сотрудник; dyiakova_elena@inbox.ru

В Российском этнографическом музее хранится коллекция пасхальных яиц Марии Янко, которая представляет традицию изготовления писанок (пасхальных яиц) у украинцев-лемков. Доклад посвящен процессу актуализации этнокультурной идентичности украинцев-лемков посредством сохранения, поддержания и распространения традиционной росписи пасхальных яиц.

Ключевые слова: пасхальные яйца, Пасха, этнокультурная идентичность, украинцы, украинцы-лемки.

      

А. В. Газданова. Осетинские свадебные фотографии в социальных сетях как источник для изучения этничности

Газданова Анастасия Викторовна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), младший научный сотрудник, nastyagazdan@ gmail.com

Предметом исследования являются цифровые фото- и видеоматериалы по осетинской свадьбе, опубликованные пользователями в личных профилях и группах в социальных сетях. По материалам «альбомных» групп в сети «Instagram» описывается динамика репрезентации свадебной фотографии осетин XX–XXI вв., перечисляются выявленные этнические черты в свадебном фотографировании.

Ключевые слова: современная осетинская свадьба, свадебная обрядность осетин, цифровые источники, свадебная фотография, «Instagram», осетины.

      

К. Р. Смурова. Современные праздники крымских болгар: поиск новых символов этнокультурной идентичности

Смурова Кристина Рустамовна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), научный сотрудник, Kristina-smurova@ rambler.ru

Данный доклад посвящен анализу значения некоторых современных праздников крымских болгар в актуализации их этнической идентичности. Значительно трансформированные в условиях глобализации, данные праздники стали значимым этническим маркером крымских болгар, сыграв важную роль в процессе их национально-культурного возрождения. Автор рассматривает такие праздники крымских болгар, как Трифон Зарезан, Праздник розы, а также Бабин день. При написании доклада были использованы полевые материалы автора, собранные в ходе экспедиции в Крым в 2019 г.

Ключевые слова: этническая идентичность, этнический маркер, крымские болгары, Крым, Крымский полуостров, современные праздники.

     

А. М. Маликов. Игра купкари и особенности городской идентичности населения Самарканда во второй половине XIX – начале ХХ века

Маликов Азим Маннонович, Университет Палацкого в Оломоуце, (Оломоуц, Чешская Республика), отдел Азиатских исследований, старший научный сотрудник, доцент, кандидат исторических наук, azimmal2018@gmail.com

В докладе на основе архивных материалов анализируется роль спортивной игры купкари в формировании особенностей культуры и идентичности населения Самарканда в XIX в. Участие в купкари представителей узбекской династии мангыт – выходцев из различных узбекских племенных групп, и таджиков города способствовало формированию уникальной городской культуры, сочетавшей в себе оседлоземледельческие и некоторые кочевые скотоводческие элементы. В Самарканде купкари претерпело некоторую трансформацию и параллельно с традиционным видом игры возникла его новая форма, которая проводилась без привлечения лошадей. Присоединение Самарканда к Российской империи привело к сокращению масштабов проведения купкари, тем не менее традиция сохранялась в городе до 1917 г., что говорит об ее относительной популярности среди населения.

Ключевые слова: город, спорт, таджики, узбеки, культура, идентичность, долина Зеравшана. 

               

       

Секция "«Мы – они» в образах идентичности"

     

Б. А. Леонова. Корчма vs кабак: питейное заведение как этнокультурный знак в научно-литературном дискурсе пореформенной России

Леонова Бэла Арсеновна, Орловский государственный институт культуры (Орёл), кафедра теории и истории народной художественной культуры, заведующая, доцент, кандидат филологических наук, ogiik.nhk@mail.ru

В докладе исследуются этнокультурные аспекты представлений о двух типах питейных заведений – корчме и кабаке,– сложившиеся в общественном сознании России в 1860–1880-х гг. В научно-литературном дискурсе этого периода корчма и кабак противопоставляются как явления, сформированные разными социально-политическими и экономическими условиями. Вместе с тем они воплощают различия в этнической истории и традициях общественного быта, сложившихся на территориях Центральной России и Малороссии.

Ключевые слова: питейные заведения в народной культуре, традиционный общественный быт русского народа, традиционный общественный быт Малороссии.

     

Е. В. Сумко. «Западники» и «восточники» в феноменологии новой идентичности белорусов в ХХ веке

Сумко Елена Вячеславовна, Полоцкий государственный университет (Полоцк, Беларусь), кафедра истории и туризма, доцент, кандидат исторических наук, Sumko_elena@mail.ru

В докладе рассматривается специфика идентичности «западников» и «восточников», зафиксированная в коллективной памяти и картине мира населения Западной и Восточной Белоруссии. В качестве источников исследования рассматривались материалы устной истории, которые позволили проанализировать широкий спектр взаимных социокультурных стереотипов («западники – единоличники» vs «восточники – колхозники»), артикулированных в воспоминаниях.

Ключевые слова: устная история, социокультурные стереотипы, «западники», «восточники», Западная Белоруссия, Восточная Белоруссия.

      

В. А. Лобач. «Тайные знания» латышей в представлениях белорусских крестьян Витебского региона

Лобач Владимир Александрович, Полоцкий государственный университет (Полоцк, Беларусь), кафедра истории и туризма, профессор, доцент, доктор исторических наук, nordic972@gmail.com

В традиционной картине мира белорусских крестьян представители «чужих» этнических групп имели амбивалентный символический статус. Латышские колонисты на территории Беларуси характеризовались местным населением как трудолюбивые, хозяйственные, порядочные люди. В то же время латышам приписывались особые «тайные знания» в сфере народной медицины и в области вредоносной магии (колдовства). В основе представлений о необычных способностях латышей лежит их языковое отличие от белорусов, воспринимавших латышский язык как средство магического воздействия. При этом латышские переселенцы в Беларуси чаще выступали в образе «народного доктора» (знахаря), а коренные жители Латвии – в ипостаси колдунов. Полевые этнографические исследования 1990–2010-х гг. на территории Витебского региона показывают, что представления о «тайных знаниях» латышей характерны для пожилых белорусов, которые имели личный опыт общения с представителями прибалтийского народа.

Ключевые слова: белорусы, латыши, магические практики, народная медицина, колдовство, традиционная картина мира, Витебский регион.

     

А. В. Калюта. Этнокультурные представления мешика (ацтеков) об окружающих их народах (по данным письменных источников раннего колониального периода)

Калюта Анастасия Валерьевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), научный сотрудник высшей категории, кандидат исторических наук, anastasiakalyuta@mail.ru

В докладе на основе письменных памятников раннеколониального времени рассматриваются этнокультурные представления мешика (ацтеков), создателей крупнейшего государства на территории Мезоамерики накануне испанского завоевания, о соседних народах. Особое внимание уделяется структуре воззрений мешика на природу индивидуума, которые оказали влияние на данные этнические стереотипы.

Ключевые слова: этнокультурные представления, мешика (ацтеки), Мексика.

     

                                   

Секция «Феноменология этнокультурной идентичности»

    

В. А. Дмитриев. Этничность и этнокультурная идентичность. Презентируемые аутостереотипы как результат ароморфоза культуры (на примере западных адыгов)

Дмитриев Владимир Александрович, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Кавказа и Средней Азии, научный сотрудник главной категории, доктор исторических наук, dmitriev_home@mail.ru

Из существующих подходов к изучению этнокультурной идентичности результативен тот, в котором различаются этничность и этнокультурная идентичность. Этничность является способом признания факта своеобразия этнокультурной общности, имеющим историческую специфику. Этнокультурная идентичность выступает приемом формирования ее своеобразия, значение которого особо повышается при ароморфозе культуры, определенным состоявшейся модернизацией. В таком состоянии культуры ее формообразование направлено на сложение презентируемых аутостереотипов. В предлагаемом докладе соотношение этничности и этнокультурной идентичности рассматривается в контексте этнической истории западных адыгов, особо черноморских шапсугов.

Ключевые слова: этничность, этнокультурная идентичность, этническая история, адыги, черноморские шапсуги, аутостереотипы этнической культуры.

      

О. В. Калинина. «Сам какой родился, так себя и ощущаю»: к вопросу об этнокультурной идентичности сету(сето) и эстонцев Псково-Печорского края

Калинина Ольга Владимировна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, научный сотрудник, kalinina_ol@mail.ru

В докладе приведены некоторые наблюдения, сделанные во время полевой работы в 2007–2017 гг. Речь идет об этнокультурной идентичности современных сету Печорского р-на, детей от смешанных русско-сетуских браков, а также о группе местных этнических эстонцев. Делается вывод о зависимости этнического самосознания от воспитания, образа жизни, политической ситуации и деятельности национальных активистов. Определяющим фактором самоидентификации населения зачастую является не этническая, а культурно-территориальная принадлежность. Среди всех жителей Печорской земли именно за сету закрепился статус хранителей старины, в то же время именно они были вовлечены в процесс конструирования нового этнического образа на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: сету(сето), эстонцы, Печорский р-н Псковской обл., этнокультурная идентичность, этнический активизм.

      

Н. И. Новикова. Почему в Каутокейно отказались от рудника

Новикова Наталья Ивановна, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук, natinovikova@gmail.com

Исследование строится на полевых материалах, собранных в Каутокейно (Норвегия) в 2015–2016 гг. В докладе рассматриваются особенности культурной идентичности саами. На примере Каутокейно показано, как влияет на самосознание и идентичность коренного народа выстраивание отношений с государством и промышленными компаниями через адаптацию символов «современной европейской культуры»: дизайнерскую одежду, музыкальное творчество, модерный театр, науку и высшее образование, собственный парламент, новые бизнес-технологии.

Ключевые слова: коренные народы, саами, Норвегия, «современная европейская культура», высшее образование, экстрактивизм.

     

А. А. Заньковская. Этнокультурная идентичность современных саами с. Ловозеро (по материалам этнографических экспедиций 2014–2015 годов в Мурманскую обл.) 

Заньковская Анастасия Анатольевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, научный сотрудник, anastasiaethnomuseum@yandex.ru

В докладе рассматриваются индивидуальные проявления этнических особенностей кольских саами, зафиксированные во время полевых выездов автора в Мурманскую обл. в 2014– 2015 гг. Внимание акцентируется на сохранившихся анимистических представлениях об окружающей природе. Делается вывод об их устойчивости как признаке этнокультурной идентичности в менталитете современных саами.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, духовная культура, анимизм, саами, кольские саами.

     

И. В. Пашкова. Этнический состав населения Смоленщины во второй половине XIX века

Пашкова Ирина Викторовна, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Музей Смоленская крепость» (Смоленск), научный сотрудник, azal14@mail.ru

В докладе рассматривается этнический состав населения Смоленщины во второй половине XIX в. на основе статистических данных и этнографических источников. Показано, что население Смоленской губ. в XIX в. идентифицировало себя как представителей русского народа, в то время как исследователи, опираясь на данные языка и некоторые компоненты материальной культуры, полагали, что Смоленская губ. была населена не только великорусами, но и значительным числом белорусов.

Ключевые слова: этнический состав населения, этничность, идентичность, самоидентификация, Смоленская губ.

     

Е. А. Пивнева. Этнокультурная идентичность в городских репрезентациях (по материалам обских угров)

Пивнева Елена Анатольевна, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), ведущий научный сотрудник; отдел Севера и Сибири ИЭА РАН, заведующая, кандидат исторических наук, pivnel@mail.ru

Доклад посвящен анализу репрезентаций, конструирующих этнокультурную идентичность обских угров в городском пространстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В 2000-е гг. репрезентация стала одним из важных способов концептуализации коренными народами Севера своей культуры и идентичности в национальном и глобальном контекстах. С этой целью происходит творческий отбор определенных культурных ценностей (образов этнической культуры) и их трансляция по существующим или создаваемым каналам. В ситуации межкультурной интеграции и размывания этнокультурных границ подобная информация играет роль маркеров этничности (этнокультурной идентичности).

Выделены различные уровни современной системы культурной репрезентации: массовый, кластерный, персональный. Показано, что на массовом уровне современные репрезентативные практики «коренной Югры» во многом основаны на технологиях территориального маркетинга, в русле функционирования региональных брендов. В качестве основных объектов для анализа кластерного уровня репрезентации выбраны окружной Дом народного творчества и музей под открытым небом «Торум Маа» (г. Ханты-Мансийск), которые ведут активный поиск новых, актуальных форм работы с культурным наследием обских угров. Рассмотрены также персонально мотивированные инициативы представителей обских угров, направленные на активацию этничности.

Делается вывод о том, что сегодня творчество народов Севера на этнической основе и репрезентация его результатов становится действенным способом самоутверждения и своеобразным ответом глобализирующемуся миру.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, репрезентация, обские угры, город, культурное наследие, этнопроект, креативность.

     

Е. П. Мартынова. Этническая идентичность у обских угров: этнокультурные ценности и прагматизм

Мартынова Елена Петровна, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула), кафедра истории и археологии, профессор, доктор исторических наук, ep_martynova@mail.ru

На основе полевых материалов автора, собранных среди хантов и манси в 2002, 2004, 2017 гг., анализируются критерии этнической идентичности у обско-угорских народов в современных условиях утраты этнокультурной специфики в разных сферах жизни. Большинство информантов в качестве оснований этнической идентичности указывают знание языка, культурных традиций, а также место проживания (этническое окружение). Помимо этого, респонденты критерием принадлежности к тому или иному народу часто называют национальность родителей (прежде всего отца). Идеальный образ «настоящего» ханта (манси) большинство опрошенных связывали с занятиями традиционными отраслями хозяйства.

В современном мире традиционная культура становится своего рода символом, ее значение нередко гиперболизируется. Особое внимание уделяется проблеме этнической идентификации среди потомков от смешанных браков. У них на первый план выдвигается прагматическая составляющая этнической идентификации.

Ключевые слова: обские угры (ханты и манси), критерии этнической идентичности, родной язык, традиционная культура, этнические традиции, смешанные браки, прагматизм.

     

Е. П. Батьянова. Личность в этническом и родовом самосознании телеутов

Батьянова Елена Петровна, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, еlena-batyanova@yandex.ru

В докладе рассматривается роль мифологических и реальных исторических персонажей в структурировании этнического и родового самосознания одного из малочисленных народов Сибири – телеутов. Показана роль представлений о мифологическом предке – мессии Шуню – в этническом самосохранении телеутов, их психологической адаптации к условиям проживания в окружении иноэтнического большинства и его постоянного ассимилятивного воздействия на малочисленный народ.

В основе родового самосознания телеутов лежат представления о предке-прародителе и выдающихся деятелях рода – военачальниках, шаманах, паштыках. Среди родовых и фамильных преданий популярны рассказы о борьбе советской власти с шаманами, где шаманы, вопреки реалиям, всегда выходят победителями. В генеалогиях мифологизация происходит на глубине третьего-четвертого поколений и проявляется обычно в распространении версий об особом общественном статусе предка, его необычной смерти и сверхъестественном посмертном существовании. В последние два десятилетия в фамильных преданиях наблюдается тенденция героизации жертв революции, Гражданской войны и репрессий.

Ключевые слова: телеуты, Южная Сибирь, родовая идентичность, этническая идентичность, Шуню, Чингисхан, генеалогии, шаманы, предки.

     

О. А. Зыкина. Сочетание этнокультурной, региональной и государственной идентичности в самосознании студенческой молодежи Кировской обл.

Зыкина Ольга Александровна, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), младший научный сотрудник, ol_ya_z@mail.ru

В докладе анализируются результаты социологического исследования студенческой молодёжи Кировской обл., одной из задач которого явилось выявление этнорегиональной идентичности информантов в категориях «этническая – региональная – гражданская». Для характеристики этнокультурной составляющей приводятся сведения об этнической принадлежности учащихся и владении ими национальными языками. За основу эмпирических данных взяты результаты массового опроса, выборочная совокупность которых даёт представление о Кировской обл. как о субъекте Российской Федерации с преимущественно этнически русским населением, обладающим высоким уровнем гражданского самосознания и владеющим в первую очередь русским языком в качестве родного. О двойной этнической идентичности сообщают не более 14% опрошенных, о множественной – в разрезе «этническая – региональная – гражданская» – не более 12%. В последнем случае практически всегда одной из характеристик называлась гражданская идентичность, которую участники опроса сочетали либо с этнической, либо с региональной, а иногда с обеими одновременно.

Ключевые слова: студенческая молодёжь, этнокультурная идентичность, региональная идентичность, государственная идентичность, множественная идентичность, родной язык, состав населения по национальности и владению языком, Кировская обл.

      

Т. Г. Емельяненко. Проблема этнокультурной ассимиляции в современной истории бухарских евреев

Емельяненко Татьяна Григорьевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии Средней Азии и Кавказа, ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук, rem.tatyana@mail.ru

В докладе рассматриваются изменения, которые происходят в настоящее время в компонентах идентичности бухарских евреев. В разных регионах их современного расселения это имеет свои особенности. В Израиле приоритетным остается принадлежность к сефардскому ритуалу в иудаизме, тогда как в США и европейских странах особое значение придается сохранению культурной самобытности.

Ключевые слова: бухарские евреи, ассимиляция, интеграция, идентичность.

    

Л. А. Сластникова. Этнокультурная идентификация крымских татар в начале XXI века

Сластникова Людмила Александровна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, научный сотрудник высшей категории, l_slastnikova@mail.ru

Депортация крымских татар в 1944 г. стала одним из факторов, приведших к особо пристальному вниманию представителей этого народа к своей истории, этническому своеобразию, его проявлениям в фольклоре, ритуальной культуре, повседневном быте. После массового возвращения в Крым крымские татары особое внимание уделяют возрождению собственной, национальной культуры и тем самым подтверждению своего этнического своеобразия. Полевые материалы, собранные автором в 2008–2016 гг., позволяют утверждать, что в начале XXI в. крымские татары позиционируют свое этническое своеобразие через знание своих корней, поддержание в быту традиционных обычаев, возрождение ремесел, фольклора, использование элементов национального костюма в качестве этномаркирующих.

Ключевые слова: крымские татары, депортация, традиционные ремесла, национальный костюм, фольклор, ритуалы, этничность.

    

В. А. Баранова. Региональная идентичность крымских татар сквозь призму этничности

Баранова Валерия Александровна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Белорус-сии, Украины и Молдавии, научный сотрудник, baranovavaleron@ gmail.com

Региональная идентичность играет важную роль в процессе самоидентификации населения Крымского полуострова. Три четверти его жителей называют себя «крымчанами», однако у разных этносов идентичность, основанная на месте проживания, занимает неодинаковое место в иерархии идентичностей. В данном исследование рассмотрены проблемы актуализации региональной идентичности крымско-татарского населения. Автор приходит к выводу, что самоидентификация крымских татар по региону проживания в значительной степени коррелирует с их этнической идентичностью и служит одним из способов проявления этничности.

Ключевые слова: региональная идентичность, этничность, этническая идентичность, крымские татары, Крым.

    

В. E. Овсейчик. Старообрядцы северной Беларуси во второй половине ХХ – начале ХХІ века: идентичность и особенности взаимодействия с белорусским населением

Овсейчик Владимир Евгеньевич, Учреждение образования «Полоцкий государственный университет», кафедра истории и туризма (Новополоцк, Республика Беларусь), доцент, кандидат исторических наук, u.auseichyk@psu.by

В докладе на основе материалов полевых этнографических исследований, проведенных автором, рассмотрены особенности идентичности старообрядцев северной Беларуси, а также выявлена специфика их взаимодействия с местным белорусским населением во второй половине ХХ – начале ХХІ в. Выявлено, что ключевую роль в формировании идентичности старообрядцев играет религия. В работе рассмотрены и иные компоненты самоидентификации (язык, традиционный костюм). Дана характеристика взаимоотношениям старообрядцев с белорусским (православным и католическим) населением региона в условиях этнокультурных процессов второй половины ХХ – начала ХХІ в.

Ключевые слова: старообрядцы, северная Беларусь, идентичность, взаимодействие, этнокультурные процессы, этнология.

      

Л. Г. Ганина. Этнокультурная идентичность лемков в контексте исторических реалий XIX–XXI веков

Ганина Любовь Геннадьевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии Белоруссии, Украины и Молдавии, научный сотрудник, lg1selena@gmail.com

В данном докладе в исторической перспективе рассматриваются различные аспекты, повлиявшие на формирование этнокультурной идентичности лемков: география проживания, изменчивые политические границы, культурные связи. Особое внимание уделено религии и языку как этноконсолидирующим факторам, способствующим сохранению лемков как самостоятельной этнической группы. Также затронуты такие темы, как влияние национальной прессы на формирование у лемков внутригрупповой идентичности, деятельность общественных организаций по консолидации лемков разных стран, а также роль песенного фольклора в сохранении и популяризации лемковской культуры.

Ключевые слова: лемки, Лемковщина, русины, этнокультурная идентичность.

      

М. Л. Засецкая. Особенности этнокультурной самоидентификации шведов о-ва Вормси XIX – начала XX века (по материалам краеведческого очерка Н.Ф. Арепьева)

Засецкая Марина Львовна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, научный сотрудник ведущей категории, merjamz@mail.ru

В начале доклада автор кратко охарактеризует Н.Ф. Арепьева – одного из основоположников краеведения в России конца XIX – начала XX в. и его рукопись «Остров Вормс и его обитатели шведы», которая и в настоящее время может служить примером историко-краеведческой литературы.

Исторические факты, изложенные в рукописи, и непосредственные наблюдения Арепьева свидетельствуют о консерватизме и сплоченности данной гомогенной группы островных шведов, переселившихся в Эстонию в XIII–XIV вв., а также о формировании у них этноцентризма и ингруппового фаворитизма.

По мнению автора, своеобразие этнокультурной самоидентификации вормских шведов 1870–1910-х гг. нашло свое выражение в необычном сочетании устойчивых этнической и социальной самоидентификаций, обусловленных отчетливой исторической памятью о своем германо-скандинавском происхождении, традициях «морской» культуры народов Скандинавии, обстоятельствах переселения в Эстонию, с относительно неустойчивой конфессиональной самоидентификацией (переход от лютеранства в баптизм, обращение в православие и последующее возвращение в баптизм).

Ключевые слова: шведы о-ва Вормси, этнолокальная группа, историческая память, этнокультурная самоидентификация, этнические стереотипы.

     

С. А. Иникова. Канадские духоборцы: поиски идентичности на генеалогической странице в социальной сети «Фейсбук»

Иникова Светлана Александровна, Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), отдел русского народа, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, ovis2@yandex.ru

Этноконфессиональная группа духоборцев проживает в Канаде более 120 лет. Процесс их ассимиляции особенно стал заметен начиная с 1970-х гг., а последние 30 лет развивался особенно интенсивно в связи с усилившейся глобализацией. Размывание культурно-религиозной самобытности и забвение русского языка вызвали кризис идентичности у части духоборцев, особенно молодых и среднего возраста. Поиски собственных корней на генеалогическом сайте – это попытка утвердить свою легитимную причастность к духоборческому сообществу, стать членом которого можно только по рождению. Героизация прошлого в «Фейсбук» позволяет создать исключительно положительный образ «своего народа» и гордиться своим наследием. На «генеалогической странице» четко выявились маркеры, принятие которых позволяет ее участникам причислять себя к духоборцам. Анализ содержания этой «страницы» свидетельствует о большой роли визуальных и описательных образов прошлого в формировании представлений участников о своем месте в историческом ряду.

Ключевые слова: духоборцы, Канада, культурно-религиозная самобытность, ассимиляция, глобализация, генеалогия, «Фейсбук», идентичность.

     

Т. Ю. Феклова. Меж двух империй: китайцы-албазинцы на службе Российской империи в XIX веке

Феклова Татьяна Юрьевна, Санкт-Петербургский филиал института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (С.-Петербург), сектор истории Академии наук и научных учреждений, старший научный сотрудник, кандидат исторических наук, Tat-feklova@yandex.ru

На протяжении почти двух веков (конец XVII – начало XIX в.) российские интересы в Китае были представлены церковным органом – Русской Духовной миссией. Она была организована для поддержания православия в уникальной этноконфессиональной общности – среди албазинцев, потомков русских казаков, захваченных китайцами в конце XVII в. и успешно прошедших культурную адаптацию в Китае. В настоящем докладе впервые рассматривается история взаимоотношений албазинцев с властными структурами Российской империи в XIX в. Ввиду закрытости Китая получение достоверных сведений о стране было невозможно, поэтому столь важное значение приобретало использование возможностей албазинцев. Исследование опирается на архивные источники из Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербургского филиала архива Академии наук, Первого исторического архива Пекина.

Ключевые слова: Китай, Русская Духовная миссия, албазинцы, Академия наук.

     

А. В. Белова. Эмигрантский Харбин в автобиографической памяти Елены Якобсон: этнокультурная идентичность в условиях инокультурного окружения

Белова Анна Валерьевна, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» (Тверь), кафедра всеобщей истории, заведующая кафедрой, доцент, доктор исторических наук, Belova.AV@tversu.ru

Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), центр гендерных исследований, ведущий научный сотрудник, доцент, доктор исторических наук, anna.belova@iea.ras.ru

Доклад посвящен отражению этнокультурной идентичности в женской автобиографической памяти в контексте межкультурного взаимодействия в XX в. Рассматриваются основные аспекты автобиографической памяти о жизни в Китае и сохранении этнокультурной идентичности Елены Якобсон, позднее заведующей кафедрой славянских языков и литератур Университета имени Дж. Вашингтона и зачинательницы передач русской службы радиостанции «Голос Америки», ее взгляд на историю и культуру Харбина в 1920–1930-е гг., в условиях которого прошла значительная часть ее социализации.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, Харбин, русский Китай, Елена Якобсон, антропология памяти, женская социальная память, женская автобиографическая память, гендерные особенности памяти.

       

М. Ф. Альбедиль. Непальские невары: некоторые особенности этнокультурной идентичности

Альбедиль Маргарита Федоровна, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (С.-Петербург), ведущий научный сотрудник, доктор исторических наук, albedil@ inbox.ru

Невары считаются автохтонным населением долины Катманду (Непал), где в общей сложности проживает около шестидесяти разных этносов и народностей. Они живут преимущественно в трех старинных городах долины: Катманду, Патане и Бхактапуре, в прошлом служивших центрами небольших неварских княжеств. Внешним обликом, языком и особенностями самобытной культуры невары заметно отличаются от большинства тибето-гималайского населения страны. Их этнокультурная идентичность реализуется прежде всего через представления о родном языке и традиционной культуре. Невары стараются сохранить свою традиционную культуру даже в условиях современной глобализации. Влияние традиционализма наиболее заметно проявляется в кастовой системе, пришедшей сюда из Индии в XIV в. и до настоящего времени играющей важную роль в неварском обществе. Неразрывно связанные с индуизмом, касты у неваров распространились и на буддизм, изначально отрицавший касты. Индуизм и буддизм образуют у неваров такой тесный синкретизм, что порой трудно определить границу между ними. Эти особенности религиозной культуры, закрепленные в строго ранжированном кастовом обществе, составляют главные отличительные особенности этнокультурной идентичности непальских неваров.

Ключевые слова: невары, автохтонное население, Непал, этнокультурная идентичность, кастовая система, индуизм, буддизм.

     

Т. А. Зимина. Автохтоны Шри Ланки: особенности идентификации

Зимина Татьяна Александровна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии русского народа, ведущий научный сотрудник, Ziminat@mail.ru

В докладе затрагиваются вопросы идентификации и самоидентификации веддов, автохтонов острова Шри Ланка, основным видом хозяйственной деятельности которых традиционно считаются охота и собирательство. С одной стороны, рассматривается мнение ныне живущих веддов о тех элементах традиционной культуры, которые обычно выступают в качестве идентификационных признаков веддского этноса. С другой, излагаются полевые наблюдения автора относительно взглядов современных сингалов, основного этнического образования островного государства, насчет характерных черт и этнического облика «истинных», с их точки зрения, веддов, которые стали основанием для появления в научно-популярной литературе и в Интернет-материалах информации о якобы практически полном исчезновении этого народа.

Ключевые слова: Шри Ланка, ведды, сингалы, самосознание, идентификация, формы хозяйствования.

     

      

Секция «Традиционная культура – источник смыслов и символов для идентичности»

     

В. Э. Шарапов, А. А. Чувьюров. Традиционные технологии в воспроизводстве этнических символов и образов (на примере современных национальных сувениров из Республики Коми)

Шарапов Валерий Энгельсович, Коми Научный центр Уральского отделения РАН (Сыктывкар), сектор этнографии, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, sharapov.valery@gmail.com

Чувьюров Александр Алексеевич, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел Поволжья и Приуралья, научный сотрудник высшей категории, кандидат исторический наук, Chuvjurov@yandex.ru

В докладе рассматриваются работы современных мастеров-прикладников Республики Коми, изготовляющих сувениры в традиционном для коми эстетическом стиле, которые неоднократно обращались к правительству с просьбой законодательно закрепить за ними статус мастеров традиционных ремесел и промыслов. В работах современных дизайнеров и мастеров-прикладников нередко утрачивается бережное отношение к технологическим традициям, характерным для народного изобразительного искусства коми. Традиционные символы и образы изымаются ими из привычных контекстов, нарушается и укоренившаяся технология. По мнению авторов, для воспроизводства этнически значимых символов и образов необходимо прежде всего знать «язык» традиционной технологии. Для того чтобы произвести адекватный «этнический сувенир», современный дизайнер, мастер-прикладник, художник должны стать антропологом-исследователем.

Ключевые слова: этнические символы и образы, этнический сувенир, традиционные технологии, этническая идентичность.

     

Л. В. Королькова. Свадебный обряд как фактор интеграции в межэтническом диалоге (вепсы – русские). XIX – первая четверть XX века

Королькова Людмила Валентиновна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики, научный сотрудник ведущей категории, кандидат исторических наук, korolkoval@list.ru

В публикации рассматривается процесс интеграции русской культуры в традиционную свадебную обрядность вепсов, проживавших в восточных районах современной Ленинградской обл. (быв. Лодейнопольский у. Олонецкой губ. и Тихвинский у. Новгородской губ.). На примере анализа общих и специфических элементов в структуре традиционных свадебных обрядов указанных народов показываются результаты межэтнического взаимодействия (ХVIII-–XIX вв.). Автор делает вывод о том, что заимствования из традиционной свадьбы русских привели к изменениям структуры обрядности, появлению свадебных чинов, фольклорному двуязычию, сказались на формировании биэтнической идентичности. Межэтнический диалог между соседними группами вепсского и русского населения позволил прибалтийско-финскому населению использовать компоненты локальной русской свадебной обрядности и, таким образом, овладевать богатством ещё одной культурной традиции без ущербы для ценностей собственной.

Ключевые слова: вепсы, русские, семейно-брачная обрядность, межкультурная коммуникация, традиционная межэтническая интеграция, этнокультурная идентичность.

     

Т. Ю. Сем. Традиционные аспекты этнокультурной идентичности в вещном мире нивхов

Сем Татьяна Юрьевна, Российский этнографический музей (С.-Петербург), отдел этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук, semturem@mail.ru

В работе исследуется идентичность нивхов о. Сахалина и низовьев р. Амур с позиции этнокультурной специфики вещей из коллекции Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг. В докладе проанализированы коллекции Б.А. Васильева и Б.А. Куфтина по традиционному природопользованию (речному рыболовству, морскому зверобойному промыслу, сухопутной охоте), коллекции одежды и предметов культа, связанных с Медвежьим праздником, культом воды, шаманизмом. В заключении автор пришел к выводу о том, что вещный мир коллекций РЭМ по нивхам из собрания Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг. отражает их этнокультурную идентичность.

Ключевые слова: этнокультурная идентичность, вещный мир, коллекции Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг., нивхи низовья р. Амур и о. Сахалин.

     

А. И. Руденко. Ительменский обрядовый праздник «Вскрытие реки Каврал» (по наблюдениям 2015 года в с. Ковран Камчатского края)

Руденко Алла Ивановна, Камчатский край, Тигильский р-н, с. Тигиль, свободный исследователь, кандидат искусствоведения, rudenall@mail.ru

В докладе рассмотрен праздник ительменов «Вскрытие реки Каврал», коренного малочисленного народа Камчатки. Он отмечался в с. Ковран Тигильского р-на в 2015 г., его описал еще в начале XX в. исследователь Камчатки В.K. Арсеньев. В 2012 г. ительменский обряд был возрожден. В с. Ковран его ежегодно отмечают в начале июня. В проведении праздника принимают участие артисты фольклорного ительменского ансамбля «Эльвель». Основное внимание в работе уделено видам обрядовых действий, выявлены категории используемых предметов. Ительменский праздник способствует возрождению и сохранению культуры народа, обретению этнокультурной идентичности.

Ключевые слова: ительмены, этнокультурная идентичность, обряд, традиция, река, лосось, корюшка, идол, Нузавуч.

     

О. Б. Степанова. Гигиенические постройки и этнокультурная идентичность северных селькупов

Степанова Ольга Борисовна, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (С.-Петербург), научный сотрудник, кандидат исторических наук, stepanova67@mail.ru

Трудно не согласиться, что основой для формирования этнокультурной идентичности служит традиционная материальная культура народа, каждый ее, даже кажущийся далеким от этой роли, элемент. Культура не бывает статичной, изменения в нее вносит непрерывный поток новаций, причем некоторые органично вписываются в культурную традицию и становятся почвой для этнокультурной идентичности. В данном исследовании через категориальную оппозицию традиция/новация рассматриваются гигиенические сооружения современного (традиционного) стойбища северных селькупов – туалеты, бани и колодцы. Автор приходит к выводу, что туалеты и бани являются хорошо прижившимся поздним заимствованием, а колодцы использовались на стойбищах издревле.

Ключевые слова: селькупы, этнокультурная идентичность, гигиенические сооружения, туалеты, бани, колодцы, традиции, новации.

     

Ш. У. Бабажанов. О правилах паломнического этикета (на примере Бухарского оазиса)

Бабажанов Шавкат Улугбекович, Институт истории Академии наук (Ташкент, Республика Узбекистан), центр этнологии и антропологии, базовый докторант, shava.and.world@mail.ru

В докладе рассматриваются правила паломничества, определенные в Исламе, некоторые обычаи, созданные народом на основе религиозных источников, исторической литературы и полевых материалов. Проанализированы паломнический этикет и культура населения Бухарского оазиса.

Ключевые слова: святой, паломничество, паломник, святыня, могила, кладбище, этика паломничества, милосердие, жертвоприношение.

     

М. С. Садуллоева. Традиционный дом таджиков Памира как пространство символов и смыслов

Садуллоева Мавзуна Сухробджоновна, Межгосударственное образовательное учреждение высшего образования «Российско-Таджикский (Славянский) университет» (Душанбе, Республика Таджикистан), кафедра культурологии, преподаватель, ss_1canal@mail.ru

Характерной чертой современного общества и отдельного индивида становится рационально-потребительское отношение к пространству дома, теряется его сакральное, сокровенное содержание, разрушается та прежняя целостность бытия, которая вбирала в себя мир дома.

Научно-технический прогресс, ускоряя темп нашей жизни, предлагает сегодня комфортабельное, но обезличенное жилье. Между тем дом – это место, наполненное определенным смыслом, символикой, берущей начало в глубокой древности. В докладе автор рассматривает символику, семантику и смысловую нагрузку ряда архитектурных элементов традиционного дома таджиков Памира и определяет их значение в пространстве повседневности. В это пространство повседневных забот включены эстетические идеалы и мистические представления. Изучение символики жилища в таджикской культуре выявляет социокультурную ценность дома как пространства жизнедеятельности человека. В символике дома отражается культурная картина мира таджиков, их мировосприятие, мировоззрение и мироощущение. В доме воплощены представления о мироздании и месте человека в нем. Данное исследование – попытка рассмотреть символическую мозаичность памирского дома, идущую из глубокой древности и сохраняющую свою значимость и сегодня. Несмотря на обилие исследований, посвященных изучению отдельных элементов памирского дома, системного анализа его поликультурного пространства не проводилось. Поэтому актуальной исследовательской задачей является выявление семантики архитектурных элементов и определение значения дома в пространстве повседневности.

Ключевые слова: символика, дом, повседневность, традиция, арийская культура, исмаилизм, таджики Памира.

     

О. В. Ладыгина. Свадебные обряды таджиков Памира: традиции и современные практики

Ладыгина Ольга Владимировна, Российско-Таджикский (Славянский) университет (Душанбе, Таджикистан), кафедра культурологии, заведующая кафедрой, доцент, доктор философских наук, friedrichii@rambler.ru

Интеграционные процессы актуализируют сегодня проблему изучения, сохранения и развития культурных традиций и обычаев таджикского народа. С целью изучения повседневной культуры жителей Горного Бадахшана кафедра культурологии Российско-Таджикского (Славянского) университета совместно с Национальным музеем Таджикистана организовала научную экспедицию в июле 2019 г. Методом включенного наблюдения и интервьюирования был собран эмпирический материал об особенностях свадебных обычаев местных жителей, культурологический анализ которых представлен в данной работе. Изучение особенностей свадебных обрядов и их трансформации у таджиков Памира предполагало обращение к этнографическим исследованиям М.С. Андреева, которые дают представления о том, какие обряды совершали таджики Памира в середине прошлого века. Анализу семейно-бытовых отношений шугнанцев на рубеже XIX–ХХ вв. посвящена работа З. Юсуфбековой.

Ключевые слова: таджики, обряды, свадьба, обычаи, жених, невеста.

    

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.