Заведующая отделом
Сотрудники отдела:
Фишман Ольга Михайловна | Научный сотрудник ведущей категории, доктор исторических наук |
Докучаева Мария Алексеевна | Научный сотрудник первой категории |
Засецкая Марина Львовна | Научный сотрудник ведущей категории |
Коровкин Даниил Игоревич | Научный сотрудник второй категории |
Самсонова Екатерина Генриховна | Научный сотрудник второй категории |
История отдела
История отдела отсчитывается c 1921 г., когда в Этнографическом отделе Русского музея было создано отделение этнографии великорусов и финнов с подотделом финской этнографии, возглавляемое известным ученым, профессором Д.А. Золотаревым (1885–1935). В задачи руководимого им подотдела входило изучение, прежде всего, так называемых «западных финнов» – карел, вепсов, финнов, ижоры, води и саамов, а также поволжских финнов. Согласно разработанной Д.А. Золотаревым программе комплексных полевых исследований, началось целенаправленное и интенсивное обследование финно-угров. Эта программа была частью общей концепции изучения культуры народов Северо-Запада и сыграла в первой четверти ХХ в. принципиальную роль в становлении Ленинграда как центра финно-угорских исследований в стране. В реализации масштабных полевых проектов вместе с Д.А. Золотаревым участвовали его коллеги, сотрудники подотдела, известные впоследствии ученые: Л.Л. Капица, Н.Ф. Прыткова, З.П. Малиновская, В.В. Чарнолуский, Я.Я. Ленсу, художники и фотографы ЭО: А.Л. Колобаев, Р.М. Габе, А.И. Олиференко А.А. Беликов, А.А. Гречкин, а также привлеченные специалисты из других учреждений Ленинграда (РГО, КИПС, ЛОИКФУН и др.). Собранные значительные коллекции позволили уже в 1926 г. создать одну из первых в стране музейных экспозиций по финно-уграм – «Западные финны». Но в 1929 – начале 1930-х гг., когда начались «академические чистки», подотдел был закрыт, как и все учреждения и организации Ленинграда, занимавшиеся изучением истории и культуры прибалтийско-финских народов Северо-Запада в период массовых репрессий и обвинений в «финском фашизме». В числе таких исследователей был и Д.А. Золотарев, арестованный в 1930 г. по так называемому «делу славистов» (умер в 1935 г. в лагере для политических заключенных в г. Мариинске; реабилитирован в 1956 г.)
В 1930-е гг. музей принял принципиальное решение о смене направления научно-исследовательской деятельности, которая к этому времени была фактически свернута и подчинена задачам создания выставок агитационного характера. В 1933 г. был создан новый отдел «Ленобласть и Карелия», переименованный в 1935 г. в отдел «Карелия и Кольский полуостров» (заведующий В.В. Сахаров), а в 1937 г. – в «Отдел Карелии» уже самостоятельного Государственного музея этнографии народов СССР. Структура музея в этот период постоянно менялась, подвергались пересмотру его программные установки как музея национальной политики и культуры. Первые экспозиции, посвященные Ленинградской области, Карелии и Мурманскому краю (1934–1935 гг.), ставили своей задачей пропаганду идей социалистической реорганизации Севера (Г.А. Никитин, М.Ю. Пальвадре, С.С. Гринина). Первая попытка сконцентрировать усилия на изучении народов Прибалтийского региона – эстонцев, латышей и литовцев – относится к 1941 г., однако самостоятельный отдел этнографии народов Прибалтики был создан лишь в 1956 г. (заведующая Т.Т. Денисова). В том же году была открыта экспозиция «Искусство народов Прибалтики XIX–XX вв.». Материалы, посвященные эстонцам, латышам и литовцам, нашли отражение в обобщенных экспозициях музея «Современное народное искусство СССР» (1966), «Новое и традиционное в современной одежде и жилище народов СССР» (1972) и «Современные обряды и праздники народов СССР» (1988). С 1972 по 1987 г. заведующей отделом являлась Дина Алексеевна Горб. В этот период была подготовлена первая в истории музея экспозиция, посвященная традиционно-бытовой культуре литовцев, латышей и эстонцев, – «Народы Прибалтики. Конец XIX – начало XX в.» (1972–1992). В 1987 г. отдел Прибалтики был объединен с отделом Поволжья и Приуралья; новое структурное подразделение получило название отдел этнографии Северо-Запада и Поволжья (заведующая Ольга Михайловна Фишман). После очередной реорганизации 2006 г. из его состава были выделены 2 современных отдела: отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики и отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья. С 2022 года отдел этнографии Северо-Запада России и Прибалтики.
Научная проблематика отдела
Научная проблематика отдела, начиная с 1990-х гг., осуществляется в рамках конкретных научных программ, объединяющих практически все виды деятельности: собственно
научно-исследовательскую, экспедиционно-собирательскую, экспозиционно-выставочную, издательскую и др. по изучению финно-угорских и балтских народов Северо-Запада и Балто-Скандии. Обобщение и анализ предшествующего опыта позволили сформулировать перспективные и приоритетные для отдела многолетние комплексные направления, которые реализовывались в сотрудничестве со специалистами академических и учебных учреждений СанктПетербурга, Петрозаводска, Эстонии и Финляндии: «Население Ленинградской области», «Финно-угры и соседи. Проблемы межэтнических контактов в Балтийском и Баренцевом регионах», а с начала XXI в.: «Регионалистика Северо-Запада и Балто-Скандии. Локальные и этнотерриториальные группы: культура, социальная динамика и межэтническое взаимодействие»; «Граница как социально-культурный феномен; механизмы и условия формирования границ; фактор политической границы и историко-культурные судьбы пограничья»; «Конфессиональная история Северо-Запада в прошлом и настоящем: церковная и приходская жизнь, взаимодействие Церквей, характер и формы религиозности»; «Исследователи Северо-Запада и Прибалтики: личность в изучении этнографии»; «Современное этнографическое источниковедение: проблемы комплектования музейных коллекций, атрибуции и каталогизации». В процессе подготовки масштабного «Этноконфессионального иллюстрированного атласа Ленинградской области» (656 с.) участниками были подготовлены и опубликованы электронные историко-культурные и этноконфессиональные карты (более 60).
Освоение современных ГИС-технологий и приобретение в рамках грантов соответствующего оборудования позволили создать первые в РЭМ электронные базы данных по финно-угорским и балтским коллекциям отдела, «Электронный биобиблиографический словарь "Собиратели коллекций РЭМ по этнографии Волго-Камья и Северо-Запада"», которые позволили с 2021 г. создать общемузейный виртуальный проект «Собиратели». В целом сотрудники отдела участвовали в реализации 7 коллективных грантов и 11 исследовательских проектов, завершившихся объемными публикациями, высоко оцененными научным сообществом и государством.
Разработка целей и задач перечисленных программ предпринималась в сотрудничестве со специалистами всех ведущих гуманитарным учреждений Санкт-Петербурга. Этому способствовали междисциплинарные обсуждения на различных семинарах и конференциях. В их числе и «Финно-угорские чтения» РЭМ (1988–1994 ), организованные по инициативе отдела, деятельность Санкт-Петербургской ассоциации финно-угроведов (1992–1996, председатель Е.А. Рябинин, исп. директор О.М. Фишман) и международные «Шёгреновские чтения», проводимые в РЭМ с 2006 г. по настоящее время.
С 1990-х гг. сотрудники отдела участвовали и в развитии аудиовизуальной антропологии. Совместно с киностудией «Этнос» (руководитель Н.О. Серебрякова) по проекту «Красная книга этнографии» был снят ряд научно-документальных видео- и кинофильмов: «Тихвинские карелы. Судьба» (автор О.М. Фишман); «Сету – народ Печорской земли» (автор М.Л. Засецкая), «Вепсы» (при участии Л.В. Корольковой) и др.
Фонды отдела
Фонды отдела включают два региональных собрания: по прибалтийско-финским и балтским народам. Определенную, зачастую самую раннюю часть коллекции составляют экспонаты, поступившие в 1948 г. в составе коллекций б. Музея народов СССР. В совокупности вещественные памятники представляет собой не имеющую аналогов в музеях РФ источниковую базу середины XIX – первой трети XX в., иллюстрирующую различные историко-хронологические и общественно-социальные этапы развития и состояния российской этнографической науки, дающие возможность сравнительного изучения региональных культурных традиций,
Собрание по прибалтийско-финским народам содержит различные по объему, времени поступления, датировке коллекции по этнографии всех 8 прибалтийско-финских народов, их локальных групп (в том числе и ныне утраченных) Северо-Запада России, Финляндии, Латвии и Скандинавии. Оно насчитывает около 12 тыс. предметов. Значительную, а порой уникальную ценность имеют полные комплекты свадебной одежды вепсов и ижоры конца XVII–XIX вв.; праздничные комплексы одежды ингерманландских и выборгских финнов, води, саамов Финляндии, Норвегии и Кольского полуострова; предметы, связанные с родильной, свадебной и поминальной обрядностями саамов, финнов, карел, эстонцев, вепсов, ижоры; струнные и духовые инструменты (финнов, карел, ижоры, вепсов). Собрание ювелирных украшений из серебра и металла сету является самым крупным в РФ; к тому же оно включает образцы XVI в. РЭМ – единственный среди музеев страны располагает датированными свадебными длинноворсовыми и килимными коврами финнов и эстонцев. Достаточно полно в собрании представлены морское и речное рыболовство, деревообработка, кузнечество, гончарство, ткачество, вязание, а также такие формы системы жизнеобеспечения, как крестьянская мебель, утварь и наземные средства передвижения – лыжи, санки, дровни, сани, саамские кережи для передвижения по снегу.
В фондах РЭМ представлены коллекции, характеризующие традиционную и современную культуру балтских народов (латыши и литовцы), которые весьма незначительны в собраниях других музеев (например, МАЭ РАН). Они насчитывают около 6 тыс. предметов, поступавших в музей в период с середины XIX в. до настоящего времени. В числе уникальных в музейном фонде РФ: коллекция литовской религиозной деревянной скульптуры (более 50 экспонатов); керамических тарелок известного латышского народного гончара-экспериментатора Екапса Дранды (18 предметов); редкие комплексы мужской и женской праздничной одежды литовцев и латышей первой трети XIX в., собранные в различных этнографических областях; женские ювелирные украшения из серебра и латуни XVIII в. (латыши); народные музыкальные инструменты, мебель и предметы домашнего и хозяйственного обихода. Достаточно полно представлено традиционное народное бытовое и современное искусство и обрядовая культура. Следует выделить цельный комплекс костюмов и деревянных масок персонажей литовской Масляницы 1980-х гг., в их числе работы известных литовских деревенских ремесленников и признанных народных мастеров. Источниковедческий интерес представляет и объемное собрание текстильных изделий из льна и шерсти (полотенец, скатертей, покрывал на кровать, поясов и тесемок) XIX – конца XX в., современных изделий из янтаря и металла.
Нельзя не упомянуть полноценное и также единственное в России собрание этнографических памятников, отражающих культуру не существующих ныне так называемых «островных» и «прибрежных» шведов Эстонии (около 400 памятников), а также коллекцию деревянной резной и расписной утвари норвежцев.
История комплектования
В истории комплектования фонда можно выделить три периода, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.
С хронологической точки зрения самые ранние коллекции по этнографии прибалтийско-финских, балтских и германских народов были собраны при подготовке Всероссийской этнографической выставки 1867 г. в Москве и последующих выставок (например, в Политехническом музее и др.) и вошли в фонд ГМЭ народов СССР в 1948 г. Они были переданы музею по приказу Министерства культуры СССР при расформировании Музея народов СССР (Москва), который содержал фонды Дашковского этнографического музея, Московского публичного и Румянцевского (позднее – Государственного Румянцевского музея), Центрального музея народоведения.
Комплектование регионального собрания собственно ЭО РМ относится, как, впрочем, и других коллекций современного РЭМ, к концу XIX – первого десятилетия XX в. В числе собирателей были сотрудники музея, а также многие известные этнографы, преобладающая часть которых – непревзойденные полевые исследователи, осуществившие ряд многолетних экспедиций, собравшие колоссальные по объему и исторической значимости материалы. Многие из них сыграли важную роль в научно-теоретическом оснащении и разработке методик комплексных полевых обследований, заложили основы этнорегиональных направлений в этнографических исследованиях.
Среди собирателей прибалтийско-финского фонда музея следует отметить таких известных ученых, как Н.Н. Харузин, Е.А. Ляцкий (вепсы, сету) и Н.М. Могилянский (финны), работавших хранителями Этнографического отдела; основоположника старой школы финно-угроведения, профессора университета Хельсинка У.Т. Сирелиуса. В числе образователей этого фонда на первом этапе были не только ученые, но и государственные деятели: губернатор Финдяндии Н.В. Адлерберг, вице-консул России в Норвегии О.О. Визель. Корреспондентами ЭО на протяжении длительного времени были известный архитектор, преподаватель училища А. Штиглица, уроженец о-ва Сааремаа И.А. Гальнбек (эстонцы), студенты Д.Т. Янович (карелы) и С.И. Сергель (саамы Финляндии и Норвегии), учителя А.В. Лескова, А.А. Киселев и А.А. Баталин (вепсы), художники И.Я. Билибин (карелы) и В.В. Плотников (карелы, саамы). Интерес представляют и коллекции таких маститых коллекционеров, как А.М. Раевская (ижоры), Н.П. Шабельская (тверские карелы), В.П. Шнейдер (ижоры), Н.Н. Привалов (карелы, финны, ижоры, вепсы и др.), Ф.М. Плюшкин (эстонцы, сету, латыши).
Второй этап комплектования фонда по этнографии прибалтийско-финских народов – 1920 –1930-е гг. Этот период был временем активной экспедиционной деятельности сотрудников подотдела финской этнографии во главе с Д.А. Золотаревым. Полевая работа рассматривалась как главный вид научно-исследовательской деятельности всего музея в целом. Благодаря научным и организаторским способностям Д.А. Золотарева были осуществлены беспрецедентные по масштабам и результатам полевые проекты. Под руководством этого учёного сотрудниками отдела совместно со специалистами Академии наук и многочисленных научно-исследовательских учреждений и общественных организаций были предприняты следующие комплексные многолетние экспедиции: Северо-Западная этнологическая (1920–1923), Верхне-Волжская этнологическая (1921–1925), Лапландская / Лопарская (1928–1930), Карельская этнографическая (1926–1928). В ходе этих экспедиций, признанных самостоятельными «полевыми институтами», по заранее составленным программам были собраны уникальные коллекции вещественных памятников (около 4000 предметов) по традиционной и современной культуре (1920–19 30-е гг.) прибалтийско-финских народов региона накануне коллективизации и массовых репрессий. Опыт стационарных экспедиций признан уникальным, он внес огромный вклад в развитие отечественной методики полевой этнографии и финно-угроведения. Собранные памятники дают возможность современным исследователям осуществлять сравнительное изучение традиционной культуры прибалтийско-финских народов, учитывая более ранние материалы фонда. «Ставя своей задачей собрать материал, характеризующий этнологические особенности края» (Д.А. Золотарев), все эти экспедиции за длительный период работы и при наличии профессионально подготовленных кадров в первую очередь способствовали ликвидации существенных пробелов в изучении традиционной культуры прибалтийско-финских народов Северо-Запада. Кроме того, руководитель этих экспедиций Д. А. Золотарёв сумел сформулировать необходимость и важность фиксации современности. С результатами экспедиций можно было ознакомиться на отчетных выставках и конференциях по итогам полевых работ, а оформленные в виде статей они публиковались во множестве журналов, издававшихся в те годы. До сих пор эти материалы и экспонаты не только не утратили своей исторической ценности, но во многом составляют «золотой фонд» отечественной и мировой науки.
Целенаправленное возобновление экспедиционно-собирательской работы среди финно-угорского населения Северо-Запада было предпринято с середины 1970-х гг. и было направлено на заполнение тематических и хронологических лакун в собрании музея. Активная ежегодная полевая работа осуществлялась среди саамов, вепсов, ижоры (Т.Т. Денисова, Д.А. Горб, З.Б. Предтеченская), а с 1980-х гг. и в последующие десятилетия – у карельского населения Калининской / Тверской и Ленинградской областей (О.М. Фишман), эстонцев (Д.А. Горб, З.Б. Предтеченская, М.Л. Засецкая), сету (М.Л. Засецкая, О.В. Калинина), ижоры и ингерманландских финнов (А.Ю. Заднепровская, Н.Н. Русанова, М.А. Докучаева), вепсов (Л.В. Королькова), саамов (А.А. Заньковская, О.В. Калинина). Результатом экспедиционной работы 1990–2000-х гг., в том числе стационарной в Санкт-Петербурге, было поступление в фонды музея новых вещевых памятников в количестве около 1000 номеров. Заново были сформированы коллекции по этнографии тихвинских карел и эстонцев Санкт-Петербургской губ., ливов, прибалтийских немцев, культура которых ранее не была отражена в музейном собрании.
Балтский фонд, как и прибалтийско-финский, включает ценные экспонаты Всероссийской этнографической выставки, собранные в Литве и переданные в дар музею сановными устроителями выставки 1867 г. князьями В.А. Черкасским и И. Гедройцем, известным музеологом, графом Е. П. Тышкевичем, а также представителями местного литовского дворянства В.Г. Исаевым, Н.К. Крамером, а по этнографии латышей графом О. Медемом и Н.В. Лилье.
История комплектования данного фонда имеет отличную от прибалтийско-финского периодизацию. Первый период – 1900–1912 – гг. связан с активной собирательской работой в Литве сотрудника ЭО, известного специалиста по белорусской этнографии Александра Казимировича Сержпутовского и корреспондента ЭО, приват-доцента Санкт-Петербургского университета, основателя литуанистики, известного фольклориста, знатока обрядовой культуры и археолога Эдуарда Александровича Вольтера; в Латвии – художника Рихарда Зариньша, бывшего до 1919 г. художественным директором Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге; коллекционеров М.Е. Свердлова и Ф.М. Плюшкина. Приобретенные ими значительные по содержанию и объему коллекции создали базовую основу фонда по этнографии литовцев и латышей. Э.А. Вольтером был предложен «территориальный» подход к изучению литовской этнографии, согласно которому им была разработана программа последовательного исследования историко-этнографических областей Литвы. Используя её, Вольтер добился определенных результатов: его сборы существенно дополнили, в первую очередь предметами одежды, деревянной религиозной скульптурой и обрядовыми атрибутами, коллекцию, ранее собранную А.К. Сержпутовским.
После 1912 г. новых поступлений по этнографии литовцев и латышей в музее не фиксировалось вплоть до 40-х гг. XX в., т.к. в то время советские специалисты не могли продолжать систематическую собирательскую работу в независимых республиках Прибалтики.
Новый период комплектования начался в 1950-е гг. Первоначально собирательская работа была подчинена общемузейным задачам, связанным с экспозиционно-выставочной деятельностью – подготовкой обобщенных экспозиций по современности: «Современное искусство народов СССР» и «Новое и традиционное в жилище и одежде». Эта работа определила одно из направлений в формировании балтского (и эстонского) фонда. Среди собирателей – ученый секретарь музея 3.В. Калинникова и заведующая новым отделом этнографии народов Прибалтики Т.Т. Денисова (латыши), а позднее научный сотрудник отдела, занимавшийся изучением культуры литовцев, Д.А. Горб.
Третий период начался с 1970-х гг. и был связан, прежде всего, с необходимостью восполнения тематических лакун фонда по традиционной народной культуре литовцев и латышей XIX – начала XX в. в связи с подготовкой постоянной экспозиции «Народы Прибалтики. Конец XIX – начало XX в.» (1972). Активную экспедиционно-собирательскую работу вели сотрудники отдела: Т.Т. Денисова и О.М. Фишман в Латвии, Д.А. Горб в Литве. Продолжалось и комплектование предметов современного народного искусства на выставках и ярмарках народного ремесла и культуры, мастер-классах народных мастеров, республиканских выставках, в том числе организованных в музее, в магазинах комбинатов народного искусства, у членов народных коллективов и различных специализированных студий. Экспонаты, приобретенные с конца 1970-х гг. по настоящее время отражают различные этапы в развитии народного искусства, включая появление новых видов ремесел, изготовление историко-этнографических реконструкций и копий костюмов, бытовых предметов в качестве этнических брендов. За этот период музейные коллекции пополнились предметами по этнографии и современному искусству латышей (О.М. Фишман, В.А. Галиопа – более 1000 экспонатов) и литовцев (Д.А. Горб, В.А. Галиопа – более 1000).
Экспозиционно-выставочные проекты
С 2006 по 2021 гг. на выставочной площадке экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.» сотрудниками были подготовлены тематические выставки из фондов отдела, а также более 20 фотовыставок в циклах «Собиратели» и «Полевая автобиография». Последние иллюстрировали актуальные направления и оперативные результаты полевой работы у прибалтийско-финских и балтских народов Северо-Запада России и Прибалтики («Этнографический базар в Латвии. Новая старая традиция», «Современные праздники в странах Балтии», «Портрет современной деревни», «Почитаемые места на Северо-Западе России», «Земля саами – край, похожий на сказку», «Декор крестьянских построек Ленинградской области», «Ильинская пятница в деревне Ильеши» и др.).
Специалисты отдела c 2010 г. являются постоянными членами творческих групп проекта «Антропология вещи» и многих общемузейных проектов, включая выездные и международные.
1989
«Коллекции У.Т. Сирелиуса в ГМЭ народов СССР». Первая презентация финских коллекций в Финляндии (Финляндия, г.Турку, Университет Турку). Буклет.
1990
«Ингерманландские финны Ленинградской области» Первая презентация культуры народа с 1927 г. (РЭМ). «Из прошлого народов Санкт-Петербургской губернии». Совместный выставочный проект Российского этнографического музея, Дирекции объединения музеев Ленинградской области, музеев, архивов, библиотек Санкт-Петербурга и Ленинградской области и ЛО ИА РАН. Первая крупномасштабная выставка, посвящённая истории и культуре славянского и финно-угорского населения Северо-Запада. (РЭМ). «Эпоха Екатерины Великой» Международный выставочный проект музеев Санкт-Петербурга. Каталог. (Финляндия, г. Котка).
1993
«Из истории Санкт-Петербургской губернии». Совместный выставочный проект Российского этнографического музея с 17 музейными, архивными, библиотечными и научными учреждениями Санкт-Петербурга. Первая презентация. (РЭМ, 1993–1999).
1995
«Скандинавский мир в музеях Санкт-Петербурга». Совместный проект МАЭ и РЭМ. Первая презентация. Буклет. (СПб., МАЭ РАН).«Рождество у народов Балтики» Совместный проект с ГМИР и Музеем хлеба. Первая презентация. (РЭМ).«Калевала». (г. Выборг, Выборгский краеведческий музей).
1996
«Rokonnépek és őshazák: A finnugor népek hagyományos kultúrája» («Родственные народы и их прародина. Финно-угорская народная традиционная культура»). Международный
проект четырёх музеев: Венгерского Народного музея, Российского этнографического музея, Эстонского Национального музея и Удмуртского национального музея. Каталог. (Венгрия, г. Будапешт, Венгерский Народный музей).
1998
«Вся картина Карелии» Участие в международном выставочном проекте в центре CARELICUM. (Финляндия, г. Йоенсуу). «Серебряная нить, золотой челнок (текстиль народов Балтики)». Совместно с этноклубом «Параскева». Первая презентация. (РЭМ). «Памятники старины Карельского перешейка». (г. Приозерск).
1999
«Рода нашего напевы». К 150-летию первого полного издания эпоса «Калевала». Одновременно с конференцией, организованной СПб. НЦ РАН и Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге. (РЭМ). «Мир игрушек». Построена на материалах коллекций музея по этнографии Северо-Запада и Поволжья. (г. Выборг).
2000
«Христианство в быту и культуре народов России. XIX—XX вв.» Совместный исследовательско-выставочный проект с МАЭ РАН, ГМИР, ИРЛИ РАН, Российской Национальной библиотекой, 17 христианскими церквями и общественными организациями Санкт-Петербурга. Концептуальная выставка в рамках Всероссийской программы, посвященной 2000-летию Христианства. Буклет. Видеофильм. (РЭМ). «Янтарная симфония». Совместный проект с Государственным музеем-заповедником «Царское Село». Буклет. (РЭМ).
2001
Фотовыставка «Народы царской России – этнография и создание империи». В рамках международного выставочного проекта «Россия - Норвегия. Сквозь века и границы». Презентация. Конференция. Сборник. Буклет. (Норвегия, г. Осло).
2004–2005
«Россия – Норвегия. Сквозь века и границы». Международная российско-норвежская выставка, посвящённая 100-летию установления дипломатических отношений. (Норвегия,
г. Осло, 2004; РФ, г. Санкт-Петербург, 2005). Каталог. Фотовыставка «Калевальская деревня». Ко дню Калевалы. (СПб., Институт Финляндии).
2006
Фотовыставка «Старая Литва». (СПб., Генконсульство Литвы). Фотовыставка «Калевальская деревня». (Финляндия, г. Хельсинки, Российский центр науки и культуры). «Парад народов». Общемузейный проект. (КНР, 2006 г.; Индия, 2007 г.)
2007
«Славяне Европы и народы России» (К 140-летию Первой этнографической выставки 1867 г.). Общемузейный проект. Книга.
2008
«Rajantakaista Karjalaa» («Карелия. На границе Финляндии») Международный выставочный проект Национального музея Финляндии и РЭМ. Выставка рассказывала о народах, живших на территории, прилегавшей к русско-финской границе, их истории и изучении. Сборник. (Финляндия, г. Хельсинки).
2009
«Старая Литва» Международный выставочно-издательский проект РЭМ и Литовского национального музея к 1000-летию первого упоминания Литвы в западноевропейских
хрониках. Альбом-каталог. (Литва, г. Вильнюс). «Петербург и финская наука: контакты и импульсы». Выставка была посвящена 200-летию формирования государственности Финляндии и знакомила с малоизвестными фактами из истории контактов финских и петербургских учёных. (Финляндия, г. Хельсинки, Русский центр науки и культуры, Лаппеенранта, Иматра). Видеофильм. Буклет.
2010-2011
«И.А. Гальнбек – исследователь эстонской этнографии» (РЭМ, 2010). Международный исследовательско-выставочный проект РЭМ и Эстонского национального музея (Эстония,
г. Тарту, 2011).
2012
«Крест – святыня драгоценная. Православные традиции народов России в XIX–XX вв.». Общемузейный проект. (РЭМ).
2013
«Образы народов России. К 400-летию дома Романовых». Общемузейный проект, совместно с МАЭ РАН (РЭМ)
2013–2014
«Белая Русь и ее соседи». Общемузейный проект. (г. Минск, Национальный исторический музей Республики Беларусь).
2014
«Магия металла (Изделия из металла и инструменты XIX – начала ХХ в.)». Общемузейный проект. (РЭМ). «Мир детства в традиционной культуре народов России». Общемузейный проект. (РЭМ). «Музей и его собиратели». Общемузейный проект. (РЭМ).
2015
«Звонкая монета. Монеты в традиционных культурах Евразии». Общемузейный проект (РЭМ).
2016
«Чай и кофе с церемониями и без». (Из коллекций Российского этнографического музея).Общемузейный проект (РЭМ).
2017
«Традиция и мода. Национальный костюм страны Советов». Общемузейный проект. (РЭМ). «Цари народам – народы царям». Общемузейный проект. (г. Челябинск) Каталог.
2018–2019
«Красное-желтое-белое (жемчуг-коралл-янтарь в традиционной культуре народов России)». Общемузейный проект совместно с Горным институтом Санкт-Петербурга и выставочным объединением «Мир камня». (РЭМ).
2019
«Древо жизни (Духовные традиции народов Восточной Европы)». Общемузейный проект. (РЭМ). «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)». Общемузейный проект. (РЭМ).
2020
«Rahvas – see tähendab inimesi. Soomeugrilased ja samojeedid vanadel etnograafilistel fotodel» («Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических
фотографиях»; «Peoples are Made of People. Finno-Ugrians and Samoyeds in old ethnographic photographs»). Международный выставочно-издательский проект Российского
этнографического музея и Эстонского национального музея. Каталог. (Эстония, Tartu, ERM). «Красота земная: образ женщины в народной культуре». Общемузейный проект. (РЭМ).
2021
«Маски: грани традиции». Общемузейный проект. (РЭМ). «Великий бестиарий Северной Евразии: образы зверей и птиц в традиционной культуре» Общемузейный проект. (РЭМ).
«Библейские образы у народов России». Общемузейный проект. (РЭМ). «Новые поступления в собрание Российского этнографического музея». Общемузейный проект. (РЭМ)
2020-2021
«Балтика – перекресток культур». Международный выставочный проект Российского этнографического музея, Морского музея г. Кронштадта, музеев, архивов и библиотек
Швеции, Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, Польши и национально-культурными обществами Санкт-Петербурга и Ленинградской области при участии соответствующих генеральных консульств в Санкт-Петербурге. (РЭМ).
2021
«Древлеправославие: символы сохраненных традиций». Общемузейный проект. (РЭМ). «Ценности вне времени. К истории собирательской деятельности Российского
этнографического музея в первой трети ХХ века». Общемузейный проект (РЭМ). «Литовская традиция Пасхи». Международная выставка Российского этнографического
музея, совместно с Генеральным консульством Литовской Республики в Санкт-Петербурге и Вильнюсским сообществом союза народных мастеров Литвы.
2022
«Радость пасхальная». Общемузейный проект. (РЭМ). «Экоматериалы в одежде народов Евразии». Общемузейный проект. (РЭМ).
Издательские проекты
Современное финно-угроведение: опыт и проблемы: Сб. науч. тр./ Под ред. О.М. Фишман, Е.А. Рябинина, И.В. Дубова. рис. – Л.: ГМЭ, 1990. – 201 с.
Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре: Сб. науч. тр. / Редакторы: О.А. Кондратьева, А.Ю. Заднепровская; отв. ред. О.М. Фишман.– СПб.: ГМЭ, 1992. – 233 с.
Проблемы этнической истории и межэтнических контактов прибалтийско-финских народов: Сб. памяти Д.В. Бубриха / Отв. ред. О.М. Фишман. – СПб.: РЭМ, 1994. – 122 с.
Karelia and St.Petersburg. From Lakeland Interior to European Metropolis [«Карелия и Санкт-Петербург: Из страны озёр к европейской столице»] / Ed. by Eira Varis – Joensuu: Joensuu Univ. Press, 1996. – 250 p.
«Rokonnépek és őshazák: A finnugor népek hagyományos kultúrája» . [«Родственные народы и их прародина. Финно-угорская народная традиционная культура»: Каталог выставки]. – Budapest, 1996. – 52 ol.
Из истории Санкт-Петербургской губернии: новое в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. III Межд. фин.-угор. чтений, состоявшихся в Санкт-Петербурге, 29-31 марта 1994 г./ Отв. ред. О.М. Фишман. – СПб.: СПбГУ, 1997. – 186 с.
Ленинградская область: история и современность: Альбом / Ред. кол.: В.А. Густов и др. Авт.-сост. А.Н. Кирпичников, В.В. Лапин, Ф.Ф. Рыбаков, Ю.Ю. Семенов, О.М. Фишман, В.Н. Фролов, А.Н. Чистиков, М.В. Шкаровский, О.А. Яковлев. – СПб., 1997. – 304 с.
Историко-этнографические очерки Псковского края / Отв. ред. А.В. Гадло. – Псков, 1998. – 315 с.
Ingrians and Neighbours. Focus on the eastern Baltic sea region [«Ингерманландцы и соседи»] // Studiafennica. Etnologica 5. / Ed.: M. Teinonen, T. J. Virtanen. – Helsinki: SKS, 1999. – 242 p.
Дороги Карелии: с древнейших времён до наших дней: Альбом / Cост. О.А. Ширлин, О.М. Фишман, Г.В. Длужневская, И.Г. Петухова, С.А. Носкова, Н.И. Осокина. – СПб., 2000. – 200 с.
Rihma – elämän lanka [Нить жизни]/ Toim. Helena Lonkila, Anneli Meriläinen. – Kajaani: Rihma, 2000. –114 с.
Личность и творчество: к 95-летию Т.А. Крюковой / Отв. ред. А.Ю. Заднепровская. – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.
Фишман О.М. Религиозно-культурный феномен карельского старообрядчества. – N-Y: Edwin Mellen Press, 2000. – 487 с.
Финно-угры и соседи: Проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах: Сб. науч. тр. / Редкол.: О.М. Фишман (отв. ред.), А.Ю. Заднепровская – СПб.: Арт-люкс, 2002. – 281 с.
Многонациональный Петербург. История. Религии. Народы. / Ред. кол.: А.В. Гадло, В.М. Грусман, С.А. Кучинский, Ю.К. Чистов и др. – СПб., 2003. – 872 с.
Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. – М.: Индрик, 2003. – 408 c.
Jēkaba Drandas. Darbu Katalogs («Екапс Дранда и его творчество»). – Rīga, 2003. – 24 lpp. Каталог выставки в Музее истории Латвии к 150-летию латышского керамиста-экспериментатора Екапса Дранда (1853–1915).
Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга: Свод. каталог / Сост. Т.А. Шрадер; отв. ред. А.С. Мыльников, Т.А. Шрадер; МАЭ им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), РЭМ, Гос. музей истории Санкт-Петербурга. – СПб.: Наука, 2003. – 144 с.: ил.
Материалы по этнографии. Т.2: Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья / Редкол.: А.Ю. Заднепровская, Н.И. Ивановская, О.М. Фишман (отв. ред.). –СПб., 2004. – 378 с.
Россия – Норвегия: сквозь века и границы: Каталог / Редкол.: Д. Бюхтен, Т. Джаксон, Й.-П. Нильсен. – М., 2004. – 504 с.
Norge – Russland: Naboer gjennom 1000 ar: Katalog / Red. Daniela Buchten, Tatjana Dzjakson, Jens Petter Nielsen. – Oslo, 2004. – 700 с. [«Норвегия – Россия. Соседи на протяжении 1000 лет»: Каталог выставки].
Hakamies, P. Fishman, O. Unelma uudesta Karjalasta: Neuvosto-Karjala valokuvissa 1920-ja 1930-luvulla / Фишман О.М., П. Хакамиес. Мечта о новой Карелии. Советская Карелия в фотографиях 1920–1930-х годов (на фин. и рус. яз.): Фотоальбом. – Helsinki; Pietari: SKS, 2006. – 116 с.
Вепсы и этнокультурные перемены XX века: Межд. семинар. Санкт-Петербург, 5-6 октября // Studia Slavica Finlandensia. Вып. 24. / Ред. сб. Петра Синисало-Катайсто и Эдвард Хямяляйнен .– Хельсинки: Venäjän ja Itä-Euroopan inst., 2007. – 210 с.: ил.
Rajantakaista Karjalaa [«Пограничная Карелия»: Сб.ст.]. – Helsinki: Kulttuurien Museo, 2008. – 168 s.
«Старая Литва»: выставка в национальном музее Литвы. Сер. Литуанистика в зарубежных хранилищах / Науч. ред., авт.-сост.О.М. Фишман. – СПб.; Вильнюс, 2009. – 307 с. ил. (на лит. и рус. яз.).
Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Сергей Иванович Сергель: этнограф и путешественник. – СПб.: Славия, 2011. – 179 с.
Королькова Л.В. Люди леса. – СПб.: Любавич, 2013. – 412 с.
Королькова Л.В. Вепсы: фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея. – СПб.: Инкери, 2015. – 235 с.
Королькова Л.В. Традиционная одежда вепсов. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 c.; ил.
Королькова Л.В. Традиционная вышивка вепсов, води и ижоры. – СПб.: Инкери, 2015. – 39 с.
Корролькова Л.В. Традиционное жилище вепсов, води и ижоры. – СПб.: Инкери, 2015. – 39 с.
Королькова Л.В. Традиционная одежда вепсов. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.
Королькова Л.В. Традиционные изделия из лоскута народов Ленинградской области. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.
Королькова Л.В. Традиционная вышивка вепсов, води и ижоры. СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.
Королькова Л.В. Традиционная оятская керамика: свистулька и посуда. – СПб.: Инкери, 2016. – 48 с.
Королькова Л.В. Традиционная оятская игрушка. – СПб.: Инкери, 2016. – 48 с. В соавторстве с Л.А. Ивановой.
Королькова Л.В. Традиционная роспись по дереву. – СПб.: Инкери, 2016. – 48 с.
Королькова Л.В. Традиционная вышивка народов Ленинградской области. – СПб.: Инкери, 2016. – 222 с.
Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / О. М. Фишман (науч. ред. ), М.А. Докучаева, М.Л. Засецкая, Г.А. Исаченко, Л.В. Королькова, О.А. Красникова, А.И. Терюков и др. – СПб.: Инкери, 2017. – 656 с.
Финно-угорский мир в фотографиях и документах: научное наследие Л.Л. Капицы / Авт.-сост.: Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров. – СПб.: Лик, 2017. – 137 с.
Ивановская Н.И. Народная архитектура прибалтийско-финского населения Северо-Запада России в чертежах и рисунках: научное наследие Р.М. Габе. – СПб.: Гйоль, 2019. – 176 с. ил.
Королькова Л.В. Тихвин. Тихвинский край. Науч.-попул. ил. изд. / Пред. ред. комитета И.В. Фомин. Т. 1, 2. – СПб.: Арт-Деко, 2019. – 226 с.
Rahvas – see tähendab inimesi. Soomeugrilased ja samojeedid vanadel etnograafilistel fotodel. Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических фотографиях. Peoples are Made of People. Finno-Ugrians and Samoyeds in old ethnographic photographs / Koostaja / Авт.-сост. Indrek Jääts, Olga Fišman, Karina Solovjova, Olga Mišurinskaja, Olga Kalinina – Tartu: ERM, 2020. – ISBN 978-9949-548-81-1– 267 lk.
Исследовательские проекты
«Изучение локальных групп русского и прибалтийско-финского населения Ленинградской области». Программа полевых исследований. С 1989 г. Руководитель: Т.А. Бернштам. Участники: О.И. Конькова, А.Е. Финченко, Н.В. Ушаков (МАЭ РАН), Т.Б. Щепанская; О.М. Фишман, М.Л. Засецкая, А.Ю. Заднепровская (ГМЭ народов СССР). Партнеры: МАЭ РАН, ГМЭ народов СССР.
Международный российско-финляндский проект «Inkeri». 1993–1995 гг. Сбор полевых материалов на территории исторической Ингерманландии и их обобщение. Руководитель: проф. Матти Рясянен, ассистенты: Марку Тейнонен и Тимо Я. Виртанен. Проект был разработан Институтом этнологии университета г. Турку в русле темы «Значимость и интерпретация этничности. Изучение европейской идентичности и её этнологическая перспектива». Участники и партнеры: сотрудники Института культурологических исследований университета г.Турку; сотрудники кафедры этнографии и антропологии СПбГУ (рук. А.В. Гадло), МАЭ НИИ РАН (рук. К.В. Чистов), РЭМ (рук. О.М.Фишман). Позже, на стадии подготовки к изданию, присоединились Н.В. Шлыгина, О.Е. Казмина – ИЭ РАН; Антс Вийрес и Терье Анепайо – АН Эстонии.
«Культура и этнос» (грант РГНФ № 01-00085). 1995–1999 гг. Комплексное полевое исследование этнической культуры русских и сету Псковской области. Руководитель: А.В.Гадло. Участники: М.Л. Засецкая, И.И. Шангина, Т.А. Зимина (РЭМ), Партнеры: СПбГУ, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). В итоге была издана книга «Историко-этнографические очерки Псковского края» (авторы: В. И. Борисова, И. И. Верняев, А. В. Гадло и др.; Редкол.: А.В. Гадло (отв. ред.) и др.; Псков, 1999. 315 с.).
«Разработка электронного справочника “Этнографическая деятельность музеев России”» (грант РГНФ № 97-01-12023в). 1997–1999 гг. Руководитель: Н.И. Ивановская. Участники: Е.Е. Герасименко (РЭМ), В.Б. Панкратов, А.В. Чугунов (Междисциплинарный центр СПбГУ). Партнеры: РЭМ, Междисциплинарный центр Санкт-Петербургского государственного университета.
«Этнографические коллекции музеев Росcии» (грант Института «Открытое Общество» (фонд Сороса). IDA 831). 2000 г. Руководитель: Н.М. Калашникова. Участники: Н.И. Ивановская – координатор информационной группы, В.А. Галиопа, А.А. Чувьюров, Е.В. Колчина, О.В. Мишуринская, Л.И. Мишуринская, Л.В. Королькова, Н.Н. Русанова (РЭМ); А.В. Чугунов – координатор программно-технологической группы, В.Б. Панкратов (МЦ СПбГУ). Партнеры: РЭМ и Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ. Проект был направлен на создание Web-сервера и базы данных «Этнографические коллекции музеев России». Основой для его выполнения послужил проект «Этнографическая деятельность музеев России» (грант РГНФ № 97-01-12023в). Оба проекта представляли в Интернет информацию об этнографических коллекциях, хранящихся в этнографических и региональных музеях. Доступ к публикуемой базе данных, аккумулирующей структурированную информацию о музейных этнографических коллекциях, обеспечен через Web-сайт «Этнография» . В рамках этого проекта велась отработка новой схемы представления описания предмета коллекции и расширение возможностей работы с БД «Финно-угорские коллекции РЭМ» через WEB-интерфейс.
«Создание доступной через Интернет БД "Коллекции РЭМ по балтским народам Юго-Восточной Прибалтики и тюркоязычным народам Поволжья и Приуралья». (грант РГНФ № 02-01-12005). 2002-2004 гг. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: сотрудники отдела этнографии народов Северо-Запада и Поволжья РЭМ; В.Б. Панкратов (СПбГУ). Партнеры: РЭМ, Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета филологии и искусств СПбГУ.
«Электронный биобиблиографический словарь “Собиратели коллекций РЭМ по этнографии Волго-Камья и Северо-Запада”» (грант РГНФ № 05-01-12114в). 2005-2007 гг. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: Н.И. Ивановская, Л.В. Королькова, Н.Н. Русанова, В.А. Галиопа, Е.В.Колчина, Л.М.Лойко, Л.И.Мишуринская, О.В. Мишуринская, А.А.Чувьюров (РЭМ); В.Б. Панкратов (СПбГУ).
Партнеры: РЭМ, Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета филологии и искусств СПбГУ.
«Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области: материалы и исследования» (грант РГНФ № 12-01-00143а), 2012–2014 гг. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: М.А. Докучаев, М.Л. Засецкая, Л.В. Королькова (РЭМ), А.И. Терюков (МАЭ), О.А. Красникова (БАН), А.Г. Исаченко (Институт Земли СПбГУ). Партнеры: РЭМ, МАЭ РАН, СПбГУ, БАН РАН.
«Экспедиции Музея Человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа, 1937–1938 гг.» 2012–2017 гг. Соруководители: О.М. Фишман (Россия), Т. Бенфугаль (Франция), Н. Валк (Эстония).
Участники: О.М. Фишман, М.Л. Засецкая, О.В. Калинина, И.И. Шангина – РЭМ; А.Г. Новожилов – ИИ СПбГУ; А.Е. Мусин – ИИМК РАН; С.А. Мызников – ИЛИ РАН; А.Александров – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; А.В. Громова – Московский гос. пед. ун-т.
Партнеры: РЭМ, Национальный музей естественной истории (г.Париж, Франция), Тартуский университет (г.Тарту, Эстония) и Институт сето (г. Вярска, Эстония).
Индивидуальный грант «Система лидерства в этноконфессиональных общинах России (на материалах исследования старообрядцев-карел). ACLS. 2007-2008 гг. О.М. Фишман.
Коллективная тема: «Этноконфессиональная карта Северо-Запада и сопредельных территорий». С 2009 г. Отбор материалов для картографирования; выполнение новых электронных карт. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: Л.В. Королькова, М.Л. Засецкая, М.А. Докучаева. Партнеры: РЭМ, с 2020 г. совместно с кафедрой географии СПбГУ.
Коллективная тема: «Исследователи Северо-Запада и Прибалтики: личность в изучении этнографии». С 2012 г. Н.И. Ивановская, Л.В. Королькова, М.Л. Засецкая, О.В. Калинина.
Индивидуальные темы: О.М. Фишман. С 2011 г. «История и культура тверских карел: письменный и устный нарратив»; Н.И. Ивановская. С 2012 г. «Личность в изучении этнографии»; О.В. Калинина. С 2013 г. «Православная традиция в культуре сету и русских Печорского района Псковской области во вт. пол. ХХ – нач. ХХI в.»; А.А. Заньковская. С 2014 г. «Фотоиллюстративный и предметный фонды РЭМ по этнографии кольских саамов»; М.А. Докучаева. С 2014 г. «Евангелическо-лютеранская община финнов-ингерманландцев: социальная динамика и межэтническое взаимодействие. XIX–XXI вв.», «Финские коллекции У.Т. Сирелиуса»; Л.В. Королькова. С 2015 г. «Старообрядчество Ленинградской области»; М.Л. Засецкая. С 2016 г. «Прибалтийские фибулы в собрании РЭМ (эстонцы, латыши)», «Особенности этнокультурной самоидентификации шведов о-ва Вормси (по материалам краеведческого очерка Н.Ф. Арепьева;; Е.Г. Самсонова. С 2019 г. «Детский труд в сельской общине Северо-Запада».
Общемузейные проекты:«Система научного описания народного костюма». Народный костюм в музее: систематизация, методика описания, терминология. Часть I: «Костюм». Часть II: «Украшения». (2014–2020). Руководитель: Н.М. Калашникова. Участники: Л.В. Королькова, М.Л. Засецкая.
Коллективная монография (серия очерков) «Орнаментика в артефактах традиционных культур» (2017–2021). Руководитель: А.Б. Островский. Участник: Л.В. Королькова.