Купить билет

Сотрудники отдела:

Фишман Ольга Михайловна Научный сотрудник ведущей категории, доктор исторических наук
Докучаева Мария Алексеевна Научный сотрудник первой категории
Засецкая Марина Львовна Научный сотрудник ведущей категории
Коровкин Даниил Игоревич Научный сотрудник второй  категории
Самсонова Екатерина Генриховна Научный сотрудник второй категории

История отдела

История отдела отсчитывается c 1921 г., когда в Этнографическом отделе Русского музея было создано отделение этнографии великорусов и финнов с подотделом финской этнографии, возглавляемое известным ученым, профессором Д.А. Золотаревым (1885–1935). В задачи руководимого им подотдела входило изучение, прежде всего, так называемых «западных финнов» – карел, вепсов, финнов, ижоры, води и саамов, а также поволжских финнов. Согласно разработанной Д.А. Золотаревым программе комплексных полевых исследований, началось целенаправленное и интенсивное обследование финно-угров. Эта программа  была частью общей концепции изучения культуры народов Северо-Запада и сыграла в первой четверти ХХ в. принципиальную роль в становлении Ленинграда как центра финно-угорских исследований в стране. В реализации масштабных полевых проектов вместе с Д.А. Золотаревым участвовали его коллеги, сотрудники подотдела, известные впоследствии ученые: Л.Л. Капица, Н.Ф. Прыткова, З.П. Малиновская, В.В. Чарнолуский, Я.Я. Ленсу, художники и фотографы ЭО: А.Л. Колобаев, Р.М. Габе, А.И. Олиференко А.А. Беликов, А.А. Гречкин, а также привлеченные специалисты из других учреждений Ленинграда (РГО, КИПС, ЛОИКФУН и др.). Собранные значительные коллекции позволили уже в 1926 г. создать одну из первых в стране музейных экспозиций по финно-уграм – «Западные финны». Но в 1929 – начале 1930-х гг., когда начались «академические чистки», подотдел был закрыт, как и все учреждения и организации Ленинграда, занимавшиеся изучением истории и культуры прибалтийско-финских народов Северо-Запада в период массовых репрессий и обвинений в «финском фашизме». В числе таких исследователей был и Д.А. Золотарев, арестованный в 1930 г. по так называемому «делу славистов» (умер в 1935 г. в лагере для политических заключенных в г. Мариинске; реабилитирован в 1956 г.)

В 1930-е гг. музей принял принципиальное решение о смене направления  научно-исследовательской деятельности, которая к этому времени была фактически свернута и подчинена задачам создания выставок агитационного характера. В 1933 г. был создан новый отдел «Ленобласть и Карелия», переименованный в 1935 г. в отдел «Карелия и Кольский полуостров» (заведующий В.В. Сахаров), а в 1937 г. – в «Отдел Карелии» уже самостоятельного Государственного музея этнографии народов СССР. Структура музея в этот период постоянно менялась, подвергались пересмотру его программные установки как музея национальной политики и культуры. Первые экспозиции, посвященные Ленинградской области, Карелии и Мурманскому краю (1934–1935 гг.), ставили своей задачей пропаганду идей социалистической реорганизации Севера (Г.А. Никитин, М.Ю. Пальвадре, С.С. Гринина). Первая попытка сконцентрировать усилия на изучении народов Прибалтийского региона – эстонцев, латышей и литовцев – относится к 1941 г., однако самостоятельный отдел этнографии народов Прибалтики был создан лишь в 1956 г. (заведующая Т.Т. Денисова). В том же году была открыта экспозиция «Искусство народов Прибалтики XIX–XX вв.». Материалы, посвященные эстонцам, латышам и литовцам, нашли отражение в обобщенных экспозициях музея «Современное народное искусство СССР» (1966), «Новое и традиционное в современной одежде и жилище народов СССР» (1972) и «Современные обряды и праздники народов СССР» (1988). С 1972 по 1987 г. заведующей отделом являлась Дина Алексеевна Горб. В этот период была подготовлена первая в истории музея экспозиция, посвященная традиционно-бытовой культуре литовцев, латышей и эстонцев, – «Народы Прибалтики. Конец XIX – начало XX в.» (1972–1992). В 1987 г. отдел Прибалтики был объединен с отделом Поволжья и Приуралья; новое структурное подразделение получило название отдел этнографии Северо-Запада и Поволжья (заведующая Ольга Михайловна Фишман). После очередной реорганизации 2006 г. из его состава были выделены 2 современных отдела: отдел этнографии народов Северо-Запада России и Прибалтики и отдел этнографии народов Поволжья и Приуралья. С 2022 года отдел этнографии Северо-Запада России и Прибалтики.

Научная проблематика отдела

Научная проблематика отдела, начиная с 1990-х гг., осуществляется в рамках конкретных научных программ, объединяющих практически все виды деятельности: собственно
научно-исследовательскую, экспедиционно-собирательскую, экспозиционно-выставочную, издательскую и др. по изучению финно-угорских и балтских народов Северо-Запада и Балто-Скандии. Обобщение и анализ предшествующего опыта позволили сформулировать перспективные и приоритетные для отдела многолетние комплексные направления, которые реализовывались в сотрудничестве со специалистами академических и учебных учреждений СанктПетербурга, Петрозаводска, Эстонии и Финляндии: «Население Ленинградской области», «Финно-угры и соседи. Проблемы межэтнических контактов в Балтийском и Баренцевом регионах», а с начала XXI в.: «Регионалистика Северо-Запада и Балто-Скандии. Локальные и этнотерриториальные группы: культура, социальная динамика и межэтническое взаимодействие»; «Граница как социально-культурный феномен; механизмы и условия формирования границ; фактор политической границы и историко-культурные судьбы пограничья»; «Конфессиональная история Северо-Запада в прошлом и настоящем: церковная и приходская жизнь, взаимодействие Церквей, характер и формы религиозности»; «Исследователи Северо-Запада и Прибалтики: личность в изучении этнографии»; «Современное этнографическое источниковедение: проблемы комплектования музейных коллекций, атрибуции и каталогизации». В процессе подготовки масштабного «Этноконфессионального иллюстрированного атласа Ленинградской области» (656 с.) участниками были подготовлены и опубликованы электронные историко-культурные и этноконфессиональные карты (более 60).

Освоение современных ГИС-технологий и приобретение в рамках грантов соответствующего оборудования позволили создать первые в РЭМ электронные базы данных по финно-угорским и балтским коллекциям отдела, «Электронный биобиблиографический словарь "Собиратели коллекций РЭМ по этнографии Волго-Камья и Северо-Запада"», которые позволили с 2021 г. создать общемузейный виртуальный проект «Собиратели». В целом сотрудники отдела участвовали в реализации 7 коллективных грантов и 11 исследовательских проектов, завершившихся объемными публикациями, высоко оцененными научным сообществом и государством.

Разработка целей и задач перечисленных программ предпринималась в сотрудничестве со специалистами всех ведущих гуманитарным учреждений Санкт-Петербурга. Этому способствовали междисциплинарные обсуждения на различных семинарах и конференциях. В их числе и «Финно-угорские чтения» РЭМ (1988–1994 ), организованные по инициативе отдела, деятельность Санкт-Петербургской ассоциации финно-угроведов (1992–1996, председатель Е.А. Рябинин, исп. директор О.М. Фишман) и международные «Шёгреновские чтения», проводимые в РЭМ с 2006 г. по настоящее время.

С 1990-х гг. сотрудники отдела участвовали и в развитии аудиовизуальной антропологии. Совместно с киностудией «Этнос» (руководитель Н.О. Серебрякова) по проекту «Красная книга этнографии» был снят ряд научно-документальных видео- и кинофильмов:  «Тихвинские карелы. Судьба» (автор О.М. Фишман); «Сету – народ Печорской земли» (автор М.Л. Засецкая), «Вепсы» (при участии Л.В. Корольковой) и др.

Фонды отдела

Фонды отдела включают два региональных собрания: по прибалтийско-финским и балтским народам. Определенную, зачастую самую раннюю часть коллекции составляют экспонаты, поступившие в 1948 г. в составе коллекций б. Музея народов СССР. В совокупности вещественные памятники представляет собой не имеющую аналогов в музеях РФ источниковую базу середины XIX – первой трети XX в., иллюстрирующую различные историко-хронологические и общественно-социальные этапы развития и состояния российской этнографической науки, дающие возможность сравнительного изучения региональных культурных традиций,

Собрание по прибалтийско-финским народам содержит различные по объему, времени поступления, датировке коллекции по этнографии всех 8 прибалтийско-финских народов, их локальных групп (в том числе и ныне утраченных) Северо-Запада России, Финляндии, Латвии и Скандинавии. Оно насчитывает около 12 тыс. предметов. Значительную, а порой уникальную ценность имеют полные комплекты свадебной одежды вепсов и ижоры конца XVII–XIX вв.; праздничные комплексы одежды ингерманландских и выборгских финнов, води, саамов Финляндии, Норвегии и Кольского полуострова; предметы, связанные с родильной, свадебной и поминальной обрядностями саамов, финнов, карел, эстонцев, вепсов, ижоры; струнные и духовые инструменты (финнов, карел, ижоры, вепсов). Собрание ювелирных украшений из серебра и металла сету является самым крупным в РФ; к тому же оно включает образцы XVI в. РЭМ – единственный среди музеев страны располагает датированными свадебными длинноворсовыми и килимными коврами финнов и эстонцев. Достаточно полно в собрании представлены морское и речное рыболовство, деревообработка, кузнечество, гончарство, ткачество, вязание, а также такие формы системы жизнеобеспечения, как крестьянская мебель, утварь и наземные средства передвижения – лыжи, санки, дровни, сани, саамские кережи для передвижения по снегу.

В фондах РЭМ представлены коллекции, характеризующие традиционную и современную культуру балтских народов (латыши и литовцы), которые весьма незначительны в собраниях других музеев (например, МАЭ РАН). Они насчитывают около 6 тыс. предметов, поступавших в музей в период с середины XIX в. до настоящего времени. В числе уникальных в музейном фонде РФ: коллекция литовской религиозной деревянной скульптуры (более 50 экспонатов); керамических тарелок известного латышского народного гончара-экспериментатора Екапса Дранды (18 предметов); редкие комплексы мужской и женской праздничной одежды литовцев и латышей первой трети XIX в., собранные в различных этнографических областях; женские ювелирные украшения из серебра и латуни XVIII в. (латыши); народные музыкальные инструменты, мебель и предметы домашнего и хозяйственного обихода. Достаточно полно представлено традиционное народное бытовое и современное искусство и обрядовая культура. Следует выделить цельный комплекс костюмов и деревянных масок персонажей литовской Масляницы 1980-х гг., в их числе работы известных литовских деревенских ремесленников и признанных народных мастеров. Источниковедческий интерес представляет и объемное собрание текстильных изделий из льна и шерсти (полотенец, скатертей, покрывал на кровать, поясов и тесемок) XIX – конца XX в., современных изделий из янтаря и металла.

Нельзя не упомянуть полноценное и также единственное в России собрание этнографических памятников, отражающих культуру не существующих ныне так называемых «островных» и «прибрежных» шведов Эстонии (около 400 памятников), а также коллекцию деревянной резной и расписной утвари норвежцев. 

История комплектования

В истории комплектования фонда можно выделить три периода, каждый из которых имеет свои отличительные особенности.

С хронологической точки зрения самые ранние коллекции по этнографии прибалтийско-финских, балтских и германских народов были собраны при подготовке Всероссийской этнографической выставки 1867 г. в Москве и последующих выставок (например, в Политехническом музее и др.) и вошли в фонд ГМЭ народов СССР в 1948 г. Они были переданы  музею по приказу Министерства культуры СССР при расформировании Музея народов СССР (Москва), который содержал фонды Дашковского этнографического музея, Московского публичного и Румянцевского (позднее – Государственного Румянцевского музея), Центрального музея народоведения.

Комплектование регионального собрания собственно ЭО РМ относится, как, впрочем, и других коллекций современного РЭМ, к концу XIX – первого десятилетия XX в. В числе собирателей были сотрудники музея, а также многие известные этнографы, преобладающая  часть которых – непревзойденные полевые исследователи, осуществившие ряд многолетних экспедиций, собравшие колоссальные по объему и исторической значимости материалы. Многие из них сыграли важную роль в научно-теоретическом оснащении и разработке методик комплексных полевых обследований, заложили основы этнорегиональных направлений в этнографических исследованиях.

Среди собирателей прибалтийско-финского фонда музея следует отметить таких известных ученых, как Н.Н. Харузин, Е.А. Ляцкий (вепсы, сету) и Н.М. Могилянский (финны), работавших хранителями Этнографического отдела; основоположника старой школы финно-угроведения, профессора университета Хельсинка У.Т. Сирелиуса. В числе образователей этого фонда на первом этапе были не только ученые, но и государственные деятели: губернатор Финдяндии Н.В. Адлерберг, вице-консул России в Норвегии О.О. Визель. Корреспондентами ЭО на протяжении длительного времени были известный архитектор, преподаватель училища А. Штиглица, уроженец о-ва Сааремаа И.А. Гальнбек (эстонцы), студенты Д.Т. Янович (карелы) и С.И. Сергель (саамы Финляндии и Норвегии), учителя А.В. Лескова, А.А. Киселев и А.А. Баталин (вепсы), художники И.Я. Билибин (карелы) и В.В. Плотников (карелы, саамы). Интерес представляют и коллекции таких маститых коллекционеров, как А.М. Раевская (ижоры), Н.П. Шабельская (тверские карелы), В.П. Шнейдер (ижоры), Н.Н. Привалов (карелы, финны, ижоры, вепсы и др.), Ф.М. Плюшкин (эстонцы, сету, латыши).

Второй этап комплектования фонда по этнографии прибалтийско-финских народов – 1920 –1930-е гг. Этот период был временем активной экспедиционной деятельности сотрудников подотдела финской этнографии во главе с Д.А. Золотаревым. Полевая работа рассматривалась как главный вид научно-исследовательской деятельности всего музея в целом. Благодаря научным и организаторским способностям Д.А. Золотарева были осуществлены беспрецедентные по масштабам и результатам полевые проекты. Под руководством этого учёного сотрудниками отдела совместно со специалистами Академии наук и многочисленных научно-исследовательских учреждений и общественных организаций были предприняты следующие комплексные многолетние экспедиции: Северо-Западная этнологическая (1920–1923), Верхне-Волжская этнологическая (1921–1925), Лапландская / Лопарская (1928–1930), Карельская этнографическая (1926–1928). В ходе этих экспедиций, признанных самостоятельными «полевыми институтами», по заранее составленным программам были собраны уникальные коллекции вещественных памятников (около 4000 предметов) по традиционной и современной культуре (1920–19 30-е гг.) прибалтийско-финских народов региона накануне коллективизации и массовых репрессий. Опыт стационарных экспедиций признан уникальным, он внес огромный вклад в развитие отечественной методики полевой этнографии и финно-угроведения. Собранные памятники дают возможность современным исследователям осуществлять сравнительное изучение традиционной культуры прибалтийско-финских народов, учитывая более ранние материалы фонда. «Ставя своей задачей собрать материал, характеризующий этнологические особенности края» (Д.А. Золотарев), все эти экспедиции за длительный период работы и при наличии профессионально подготовленных кадров в первую очередь способствовали  ликвидации существенных пробелов в изучении традиционной культуры прибалтийско-финских народов Северо-Запада. Кроме того, руководитель этих экспедиций Д. А. Золотарёв сумел сформулировать необходимость и важность фиксации современности. С результатами экспедиций можно было ознакомиться  на отчетных выставках и конференциях по итогам полевых работ, а оформленные в виде статей они публиковались  во множестве журналов, издававшихся в те годы.  До сих пор эти материалы и экспонаты не только не утратили своей исторической ценности, но во многом составляют «золотой фонд» отечественной и мировой науки.

Целенаправленное возобновление экспедиционно-собирательской работы среди финно-угорского населения Северо-Запада было предпринято с середины 1970-х гг. и было направлено на заполнение тематических и хронологических лакун в собрании музея. Активная ежегодная полевая работа осуществлялась среди саамов, вепсов, ижоры (Т.Т. Денисова, Д.А. Горб, З.Б. Предтеченская), а с 1980-х гг. и в последующие десятилетия – у карельского населения Калининской / Тверской и Ленинградской областей (О.М. Фишман), эстонцев (Д.А. Горб, З.Б. Предтеченская, М.Л. Засецкая), сету (М.Л. Засецкая, О.В. Калинина), ижоры и ингерманландских финнов (А.Ю. Заднепровская, Н.Н. Русанова, М.А. Докучаева), вепсов (Л.В. Королькова), саамов (А.А. Заньковская, О.В. Калинина). Результатом экспедиционной работы 1990–2000-х гг., в том числе стационарной  в Санкт-Петербурге, было поступление в фонды музея новых вещевых памятников в количестве около 1000 номеров. Заново были сформированы коллекции по этнографии тихвинских карел и эстонцев Санкт-Петербургской губ., ливов, прибалтийских немцев, культура которых ранее не была отражена в музейном собрании.

Балтский фонд, как и прибалтийско-финский, включает ценные экспонаты Всероссийской этнографической выставки, собранные в Литве и переданные в дар музею  сановными устроителями выставки 1867 г. князьями В.А. Черкасским и И. Гедройцем, известным музеологом, графом Е. П. Тышкевичем, а также представителями местного литовского дворянства В.Г. Исаевым, Н.К. Крамером, а по этнографии латышей графом О. Медемом и Н.В. Лилье.

История комплектования данного фонда имеет отличную от прибалтийско-финского периодизацию. Первый период – 1900–1912 –  гг. связан с активной собирательской работой в Литве сотрудника ЭО, известного специалиста по белорусской этнографии Александра Казимировича Сержпутовского и корреспондента ЭО, приват-доцента Санкт-Петербургского университета, основателя литуанистики, известного фольклориста, знатока обрядовой культуры и археолога Эдуарда Александровича Вольтера; в Латвии –  художника Рихарда Зариньша, бывшего до 1919 г. художественным директором Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге;  коллекционеров М.Е. Свердлова и Ф.М. Плюшкина. Приобретенные ими значительные по содержанию и объему коллекции создали базовую основу фонда по этнографии литовцев и латышей. Э.А. Вольтером был предложен «территориальный» подход к изучению литовской этнографии, согласно которому  им была разработана  программа последовательного исследования историко-этнографических областей Литвы. Используя её, Вольтер добился определенных результатов: его сборы существенно дополнили, в первую очередь предметами одежды, деревянной религиозной скульптурой и обрядовыми атрибутами, коллекцию, ранее собранную А.К. Сержпутовским.

После 1912 г. новых поступлений по этнографии литовцев и латышей в музее не фиксировалось вплоть до 40-х гг. XX в., т.к.  в то время советские специалисты не могли продолжать  систематическую собирательскую работу в независимых республиках Прибалтики.

Новый период комплектования начался в 1950-е гг. Первоначально собирательская работа  была подчинена общемузейным задачам, связанным с экспозиционно-выставочной деятельностью – подготовкой обобщенных экспозиций по современности: «Современное искусство народов СССР» и «Новое и традиционное в жилище и одежде». Эта работа определила одно из направлений в формировании балтского (и эстонского) фонда. Среди собирателей – ученый секретарь музея 3.В. Калинникова и заведующая новым отделом этнографии народов Прибалтики Т.Т. Денисова (латыши),  а позднее научный сотрудник отдела, занимавшийся изучением культуры литовцев, Д.А. Горб.

Третий период начался с 1970-х гг. и был связан, прежде всего, с необходимостью восполнения тематических лакун фонда по традиционной народной культуре литовцев и латышей XIX – начала XX в. в связи с подготовкой постоянной экспозиции «Народы Прибалтики. Конец XIX – начало XX в.» (1972). Активную экспедиционно-собирательскую работу вели сотрудники отдела: Т.Т. Денисова и О.М. Фишман в Латвии, Д.А. Горб в Литве. Продолжалось и комплектование предметов современного народного искусства на выставках и ярмарках народного ремесла и культуры, мастер-классах народных мастеров, республиканских выставках, в том числе организованных в музее, в магазинах комбинатов народного искусства, у членов народных коллективов и различных специализированных студий. Экспонаты, приобретенные с конца 1970-х гг. по настоящее время отражают различные этапы в развитии народного искусства, включая появление новых видов ремесел, изготовление историко-этнографических реконструкций и копий костюмов, бытовых предметов в качестве этнических брендов.  За этот период музейные коллекции  пополнились предметами по этнографии и современному искусству латышей (О.М. Фишман, В.А. Галиопа – более 1000 экспонатов) и литовцев (Д.А. Горб, В.А. Галиопа –  более 1000).

Экспозиционно-выставочные проекты

С 2006 по 2021 гг. на выставочной площадке экспозиции «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.» сотрудниками были подготовлены тематические выставки из фондов отдела, а также более 20 фотовыставок в циклах «Собиратели» и «Полевая автобиография». Последние иллюстрировали актуальные направления и оперативные результаты полевой работы у прибалтийско-финских и балтских народов Северо-Запада России и Прибалтики («Этнографический базар в Латвии. Новая старая традиция», «Современные праздники в странах Балтии», «Портрет современной деревни», «Почитаемые места на Северо-Западе России», «Земля саами – край, похожий на сказку», «Декор крестьянских построек Ленинградской области», «Ильинская пятница в деревне Ильеши» и др.).

Специалисты отдела c 2010 г. являются постоянными членами творческих групп проекта «Антропология вещи» и многих общемузейных проектов, включая выездные и международные.

1989
«Коллекции У.Т. Сирелиуса в ГМЭ народов СССР». Первая презентация финских коллекций в Финляндии (Финляндия, г.Турку,  Университет Турку). Буклет.

1990
«Ингерманландские финны Ленинградской области» Первая презентация культуры народа с 1927 г. (РЭМ). «Из прошлого народов Санкт-Петербургской губернии». Совместный выставочный проект Российского этнографического музея, Дирекции объединения музеев Ленинградской области, музеев, архивов, библиотек Санкт-Петербурга и Ленинградской области и ЛО ИА РАН. Первая крупномасштабная выставка, посвящённая истории и культуре славянского и финно-угорского населения Северо-Запада. (РЭМ). «Эпоха Екатерины Великой» Международный выставочный проект музеев Санкт-Петербурга. Каталог. (Финляндия, г. Котка).

1993
«Из истории Санкт-Петербургской губернии». Совместный выставочный проект Российского этнографического музея с 17 музейными, архивными, библиотечными и научными учреждениями Санкт-Петербурга. Первая презентация. (РЭМ, 1993–1999).

1995
«Скандинавский мир в музеях Санкт-Петербурга». Совместный проект МАЭ и РЭМ. Первая презентация. Буклет. (СПб., МАЭ РАН).«Рождество у народов Балтики» Совместный проект с ГМИР и Музеем хлеба. Первая презентация. (РЭМ).«Калевала». (г. Выборг, Выборгский краеведческий музей).

1996
«Rokonnépek és őshazák: A finnugor népek hagyományos kultúrája» («Родственные народы и их прародина. Финно-угорская народная традиционная культура»). Международный
проект четырёх музеев: Венгерского Народного музея, Российского этнографического музея, Эстонского Национального музея и Удмуртского национального музея. Каталог. (Венгрия, г. Будапешт, Венгерский Народный музей).

1998
«Вся картина Карелии» Участие в международном выставочном проекте в центре CARELICUM. (Финляндия, г. Йоенсуу). «Серебряная нить, золотой челнок (текстиль народов Балтики)». Совместно с этноклубом «Параскева». Первая презентация. (РЭМ). «Памятники старины Карельского перешейка». (г. Приозерск).

1999
«Рода нашего напевы». К 150-летию первого полного издания эпоса «Калевала». Одновременно с конференцией, организованной СПб. НЦ РАН и Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге. (РЭМ). «Мир игрушек». Построена на материалах коллекций музея по этнографии Северо-Запада и Поволжья. (г. Выборг).

2000
«Христианство в быту и культуре народов России. XIX—XX вв.» Совместный исследовательско-выставочный проект с МАЭ РАН, ГМИР, ИРЛИ РАН, Российской Национальной библиотекой, 17 христианскими церквями и общественными организациями Санкт-Петербурга. Концептуальная выставка в рамках Всероссийской программы, посвященной 2000-летию Христианства. Буклет. Видеофильм. (РЭМ). «Янтарная симфония». Совместный проект с Государственным музеем-заповедником «Царское Село». Буклет. (РЭМ).

2001
Фотовыставка «Народы царской России – этнография и создание империи». В рамках международного выставочного проекта «Россия - Норвегия. Сквозь века и границы». Презентация. Конференция. Сборник. Буклет. (Норвегия, г. Осло).

2004–2005
«Россия – Норвегия. Сквозь века и границы». Международная российско-норвежская выставка, посвящённая 100-летию установления дипломатических отношений. (Норвегия,
г. Осло, 2004; РФ, г. Санкт-Петербург, 2005). Каталог. Фотовыставка «Калевальская деревня». Ко дню Калевалы. (СПб., Институт Финляндии).

2006
Фотовыставка «Старая Литва». (СПб., Генконсульство Литвы). Фотовыставка «Калевальская деревня». (Финляндия, г. Хельсинки, Российский центр науки и культуры). «Парад народов». Общемузейный проект. (КНР, 2006 г.; Индия, 2007 г.)

2007
«Славяне Европы и народы России» (К 140-летию Первой этнографической выставки 1867 г.). Общемузейный проект. Книга.

2008
«Rajantakaista Karjalaa» («Карелия. На границе Финляндии») Международный выставочный проект Национального музея Финляндии и РЭМ. Выставка рассказывала о народах, живших на территории, прилегавшей к русско-финской границе, их истории и изучении. Сборник. (Финляндия, г. Хельсинки).

2009
«Старая Литва» Международный выставочно-издательский проект РЭМ и Литовского национального музея к 1000-летию первого упоминания Литвы в западноевропейских
хрониках. Альбом-каталог. (Литва, г. Вильнюс). «Петербург и финская наука: контакты и импульсы». Выставка была посвящена 200-летию формирования государственности Финляндии и знакомила с малоизвестными фактами из истории контактов финских и петербургских учёных. (Финляндия, г. Хельсинки, Русский центр науки и культуры, Лаппеенранта, Иматра). Видеофильм. Буклет.

2010-2011
«И.А. Гальнбек – исследователь эстонской этнографии» (РЭМ, 2010). Международный исследовательско-выставочный проект РЭМ и Эстонского национального музея (Эстония,
г. Тарту, 2011).

2012
«Крест – святыня драгоценная. Православные традиции народов России в XIX–XX вв.».  Общемузейный проект. (РЭМ).

2013
«Образы народов России. К 400-летию дома Романовых». Общемузейный проект, совместно с МАЭ РАН (РЭМ)

2013–2014
«Белая Русь и ее соседи». Общемузейный проект. (г. Минск, Национальный исторический музей Республики Беларусь).

2014
«Магия металла (Изделия из металла и инструменты XIX –  начала ХХ в.)». Общемузейный проект. (РЭМ). «Мир детства в традиционной культуре народов России». Общемузейный проект. (РЭМ). «Музей и его собиратели». Общемузейный проект. (РЭМ).

2015
«Звонкая монета. Монеты в традиционных культурах Евразии». Общемузейный проект (РЭМ).

2016
«Чай и кофе с церемониями и без». (Из коллекций Российского этнографического музея).Общемузейный проект (РЭМ).

2017
«Традиция и мода. Национальный костюм страны Советов». Общемузейный проект. (РЭМ). «Цари народам – народы царям». Общемузейный проект. (г. Челябинск) Каталог.

2018–2019
«Красное-желтое-белое (жемчуг-коралл-янтарь в традиционной культуре народов России)». Общемузейный проект совместно с Горным институтом Санкт-Петербурга и выставочным объединением «Мир камня». (РЭМ).

2019
«Древо жизни (Духовные традиции народов Восточной Европы)». Общемузейный проект. (РЭМ). «Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)». Общемузейный проект. (РЭМ).

2020
«Rahvas – see tähendab inimesi. Soomeugrilased ja samojeedid vanadel etnograafilistel fotodel» («Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических
фотографиях»; «Peoples are Made of People. Finno-Ugrians and Samoyeds in old ethnographic photographs»). Международный выставочно-издательский проект Российского
этнографического музея и Эстонского национального музея. Каталог. (Эстония, Tartu, ERM). «Красота земная: образ женщины в народной культуре». Общемузейный проект. (РЭМ).

2021
«Маски: грани традиции». Общемузейный проект. (РЭМ). «Великий бестиарий Северной Евразии: образы зверей и птиц в традиционной культуре» Общемузейный проект. (РЭМ).
«Библейские образы у народов России». Общемузейный проект. (РЭМ). «Новые поступления в собрание Российского этнографического музея». Общемузейный проект. (РЭМ)

2020-2021
«Балтика – перекресток культур». Международный выставочный проект Российского этнографического музея, Морского музея г. Кронштадта, музеев, архивов и библиотек
Швеции, Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, Польши и национально-культурными обществами Санкт-Петербурга и Ленинградской области при участии соответствующих генеральных консульств в Санкт-Петербурге. (РЭМ).

2021
«Древлеправославие: символы сохраненных традиций». Общемузейный проект. (РЭМ). «Ценности вне времени. К истории собирательской деятельности Российского
этнографического музея в первой трети ХХ века». Общемузейный проект (РЭМ). «Литовская традиция Пасхи». Международная выставка Российского этнографического
музея, совместно с Генеральным консульством Литовской Республики в Санкт-Петербурге и Вильнюсским сообществом союза народных мастеров Литвы.

2022
«Радость пасхальная». Общемузейный проект. (РЭМ). «Экоматериалы в одежде народов Евразии». Общемузейный проект. (РЭМ).

Издательские проекты

Современное финно-угроведение: опыт и проблемы: Сб. науч. тр./ Под ред. О.М. Фишман, Е.А. Рябинина, И.В. Дубова. рис. – Л.: ГМЭ, 1990. – 201 с.

Население Ленинградской области: Материалы и исследования по истории и традиционной культуре: Сб. науч. тр. / Редакторы: О.А. Кондратьева, А.Ю. Заднепровская; отв. ред. О.М. Фишман.– СПб.: ГМЭ, 1992. – 233 с.

Проблемы этнической истории и межэтнических контактов прибалтийско-финских народов: Сб. памяти Д.В. Бубриха / Отв. ред. О.М. Фишман. – СПб.: РЭМ, 1994. – 122 с.

Karelia and St.Petersburg. From Lakeland Interior to European Metropolis [«Карелия и Санкт-Петербург: Из страны озёр к европейской столице»] / Ed. by Eira Varis – Joensuu: Joensuu Univ. Press, 1996. – 250 p. 

«Rokonnépek és őshazák: A finnugor népek hagyományos kultúrája» . [«Родственные народы и их прародина. Финно-угорская народная традиционная культура»: Каталог выставки]. – Budapest, 1996. – 52 ol. 

Из истории Санкт-Петербургской губернии: новое в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. III Межд. фин.-угор. чтений, состоявшихся в Санкт-Петербурге, 29-31 марта 1994 г./ Отв. ред. О.М. Фишман. – СПб.: СПбГУ, 1997. – 186 с.

Ленинградская область: история и современность: Альбом / Ред. кол.: В.А. Густов и др. Авт.-сост. А.Н. Кирпичников, В.В. Лапин, Ф.Ф. Рыбаков, Ю.Ю. Семенов, О.М. Фишман, В.Н. Фролов, А.Н. Чистиков, М.В. Шкаровский, О.А. Яковлев. – СПб., 1997. – 304 с. 

Историко-этнографические очерки Псковского края / Отв. ред. А.В. Гадло. –  Псков, 1998. – 315 с. 

Ingrians and Neighbours. Focus on the eastern Baltic sea region [«Ингерманландцы и соседи»] // Studiafennica. Etnologica 5. / Ed.: M. Teinonen, T. J. Virtanen. – Helsinki: SKS, 1999. – 242 p. 

Дороги Карелии: с древнейших времён до наших дней: Альбом / Cост. О.А. Ширлин, О.М. Фишман, Г.В. Длужневская, И.Г. Петухова, С.А. Носкова, Н.И. Осокина. – СПб., 2000. – 200 с. 

Rihma – elämän lanka [Нить жизни]/ Toim. Helena Lonkila, Anneli Meriläinen. – Kajaani: Rihma, 2000. –114 с. 

Личность и творчество: к 95-летию Т.А. Крюковой / Отв. ред. А.Ю. Заднепровская. – СПб.: Лань, 2000. – 128 с.

Фишман О.М. Религиозно-культурный феномен карельского старообрядчества. – N-Y: Edwin Mellen Press, 2000. – 487 с.

Финно-угры и соседи: Проблемы этнокультурного взаимодействия в Балтийском и Баренцевом регионах: Сб. науч. тр. / Редкол.: О.М. Фишман (отв. ред.), А.Ю. Заднепровская – СПб.: Арт-люкс, 2002. – 281 с.

Многонациональный Петербург. История. Религии. Народы. / Ред. кол.: А.В. Гадло, В.М. Грусман, С.А. Кучинский, Ю.К. Чистов и др. – СПб., 2003. – 872 с. 

Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. – М.: Индрик, 2003. – 408 c. 

Jēkaba Drandas. Darbu Katalogs («Екапс Дранда и его творчество»). – Rīga, 2003. – 24  lpp.  Каталог выставки в Музее истории Латвии к 150-летию латышского керамиста-экспериментатора Екапса Дранда (1853–1915).

Быт и культура российских немцев в музеях Санкт-Петербурга: Свод. каталог / Сост. Т.А. Шрадер; отв. ред. А.С. Мыльников, Т.А. Шрадер; МАЭ им. Петра Великого РАН (Кунсткамера), РЭМ, Гос. музей истории Санкт-Петербурга. – СПб.: Наука, 2003. – 144 с.: ил.

Материалы по этнографии. Т.2: Народы Прибалтики, Северо-Запада, Среднего Поволжья и Приуралья / Редкол.: А.Ю. Заднепровская, Н.И. Ивановская, О.М. Фишман (отв. ред.). –СПб., 2004. – 378 с.

Россия – Норвегия: сквозь века и границы: Каталог / Редкол.: Д. Бюхтен, Т. Джаксон, Й.-П. Нильсен. – М., 2004. – 504 с. 

Norge – Russland: Naboer gjennom 1000 ar: Katalog / Red. Daniela Buchten, Tatjana Dzjakson, Jens Petter Nielsen. – Oslo, 2004. – 700 с. [«Норвегия – Россия. Соседи на протяжении 1000 лет»: Каталог выставки].

Hakamies, P. Fishman, O. Unelma uudesta Karjalasta: Neuvosto-Karjala valokuvissa 1920-ja 1930-luvulla / Фишман О.М., П. Хакамиес. Мечта о новой Карелии. Советская Карелия в фотографиях 1920–1930-х годов (на фин. и рус. яз.): Фотоальбом. – Helsinki; Pietari: SKS, 2006. – 116 с.

Вепсы и этнокультурные перемены XX века: Межд. семинар. Санкт-Петербург, 5-6 октября // Studia Slavica Finlandensia. Вып. 24. / Ред. сб. Петра Синисало-Катайсто и Эдвард Хямяляйнен .– Хельсинки: Venäjän ja Itä-Euroopan inst., 2007. – 210 с.: ил.

Rajantakaista Karjalaa [«Пограничная Карелия»: Сб.ст.]. – Helsinki: Kulttuurien Museo, 2008. – 168 s. 

«Старая Литва»: выставка в национальном музее Литвы. Сер. Литуанистика в зарубежных хранилищах / Науч. ред., авт.-сост.О.М. Фишман. – СПб.; Вильнюс, 2009. – 307 с. ил. (на лит. и рус. яз.).

Ивановская Н.И., Чувьюров А.А. Сергей Иванович Сергель: этнограф и путешественник.  – СПб.: Славия, 2011. – 179 с.

Королькова Л.В. Люди леса. – СПб.: Любавич, 2013. – 412 с.

Королькова Л.В. Вепсы: фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея. – СПб.: Инкери, 2015. – 235 с.

Королькова Л.В. Традиционная одежда вепсов. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 c.; ил.

Королькова Л.В. Традиционная вышивка вепсов, води и ижоры. – СПб.: Инкери, 2015. – 39 с.

Корролькова Л.В. Традиционное жилище вепсов, води и ижоры. – СПб.: Инкери, 2015. – 39 с.

Королькова Л.В. Традиционная одежда вепсов. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.

Королькова Л.В. Традиционные изделия из лоскута народов Ленинградской области. – СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.

Королькова Л.В. Традиционная вышивка вепсов, води и ижоры. СПб.: Инкери, 2015. – 48 с.

Королькова Л.В. Традиционная оятская керамика: свистулька и посуда. – СПб.: Инкери, 2016. – 48 с.

Королькова Л.В. Традиционная оятская игрушка. – СПб.: Инкери, 2016. – 48 с. В соавторстве с Л.А. Ивановой.

Королькова Л.В. Традиционная роспись по дереву. –  СПб.: Инкери, 2016. – 48 с.

Королькова Л.В. Традиционная вышивка народов Ленинградской области. – СПб.:  Инкери,  2016. – 222 с.

Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области / О. М. Фишман (науч. ред. ), М.А. Докучаева, М.Л. Засецкая, Г.А. Исаченко, Л.В. Королькова, О.А. Красникова, А.И. Терюков и др. – СПб.: Инкери, 2017. – 656 с.

Финно-угорский мир в фотографиях и документах: научное наследие Л.Л. Капицы / Авт.-сост.: Н.И. Ивановская, А.А. Чувьюров. – СПб.: Лик, 2017. – 137 с.

Ивановская Н.И. Народная архитектура прибалтийско-финского населения Северо-Запада России в чертежах и рисунках: научное наследие Р.М. Габе. – СПб.: Гйоль, 2019. – 176 с. ил.

Королькова Л.В. Тихвин. Тихвинский край. Науч.-попул. ил. изд. / Пред. ред. комитета И.В. Фомин. Т. 1, 2. – СПб.:  Арт-Деко, 2019. – 226 с.

Rahvas – see tähendab inimesi. Soomeugrilased ja samojeedid vanadel etnograafilistel fotodel. Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических фотографиях. Peoples are Made of People. Finno-Ugrians and Samoyeds in old ethnographic photographs / Koostaja /  Авт.-сост. Indrek Jääts, Olga Fišman, Karina Solovjova, Olga Mišurinskaja, Olga Kalinina  – Tartu: ERM, 2020. – ISBN 978-9949-548-81-1– 267 lk.

Исследовательские проекты

«Изучение локальных групп русского и прибалтийско-финского населения Ленинградской области». Программа полевых исследований. С 1989 г. Руководитель: Т.А. Бернштам. Участники: О.И. Конькова, А.Е. Финченко, Н.В. Ушаков (МАЭ РАН), Т.Б. Щепанская; О.М. Фишман, М.Л. Засецкая, А.Ю. Заднепровская (ГМЭ народов СССР). Партнеры: МАЭ РАН, ГМЭ народов СССР.

Международный российско-финляндский проект  «Inkeri». 1993–1995 гг. Сбор полевых материалов на территории исторической Ингерманландии и их обобщение. Руководитель: проф. Матти Рясянен, ассистенты: Марку Тейнонен и Тимо Я. Виртанен. Проект был разработан Институтом этнологии университета г. Турку в русле темы «Значимость и интерпретация этничности. Изучение европейской идентичности и её этнологическая перспектива». Участники и партнеры: сотрудники Института культурологических исследований университета г.Турку; сотрудники кафедры этнографии и антропологии СПбГУ (рук. А.В. Гадло), МАЭ НИИ РАН (рук. К.В. Чистов), РЭМ (рук. О.М.Фишман). Позже, на стадии подготовки к изданию, присоединились Н.В. Шлыгина, О.Е. Казмина – ИЭ РАН; Антс Вийрес и Терье Анепайо – АН Эстонии.

«Культура и этнос» (грант РГНФ № 01-00085). 1995–1999 гг. Комплексное полевое исследование этнической культуры русских и сету Псковской области. Руководитель: А.В.Гадло. Участники: М.Л. Засецкая, И.И. Шангина, Т.А. Зимина (РЭМ), Партнеры: СПбГУ, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО). В итоге была издана книга «Историко-этнографические очерки Псковского края» (авторы: В. И. Борисова, И. И. Верняев, А. В. Гадло и др.; Редкол.: А.В. Гадло (отв. ред.) и др.; Псков, 1999. 315 с.).

«Разработка электронного справочника “Этнографическая деятельность музеев России”» (грант РГНФ № 97-01-12023в). 1997–1999 гг. Руководитель: Н.И. Ивановская. Участники: Е.Е. Герасименко (РЭМ), В.Б. Панкратов, А.В. Чугунов (Междисциплинарный центр СПбГУ). Партнеры: РЭМ, Междисциплинарный центр Санкт-Петербургского государственного университета.

«Этнографические коллекции музеев Росcии» (грант Института «Открытое Общество» (фонд Сороса). IDA 831). 2000 г. Руководитель: Н.М. Калашникова. Участники: Н.И. Ивановская – координатор информационной группы, В.А. Галиопа, А.А. Чувьюров, Е.В. Колчина, О.В. Мишуринская, Л.И. Мишуринская, Л.В. Королькова, Н.Н. Русанова (РЭМ); А.В. Чугунов – координатор программно-технологической группы, В.Б. Панкратов (МЦ СПбГУ). Партнеры: РЭМ и Междисциплинарный центр дополнительного профессионального образования СПбГУ. Проект был направлен на создание Web-сервера и базы данных «Этнографические коллекции музеев России». Основой для его выполнения послужил проект «Этнографическая деятельность музеев России» (грант РГНФ № 97-01-12023в). Оба проекта представляли в Интернет информацию об этнографических коллекциях, хранящихся в этнографических и региональных музеях. Доступ к публикуемой базе данных, аккумулирующей структурированную информацию о музейных этнографических коллекциях, обеспечен через Web-сайт «Этнография» . В рамках этого проекта велась отработка новой схемы представления описания предмета коллекции и расширение возможностей работы с БД «Финно-угорские коллекции РЭМ» через WEB-интерфейс.

«Создание доступной через Интернет БД "Коллекции РЭМ по балтским народам Юго-Восточной Прибалтики и тюркоязычным народам Поволжья и Приуралья». (грант РГНФ № 02-01-12005). 2002-2004 гг. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: сотрудники отдела этнографии народов Северо-Запада и Поволжья РЭМ; В.Б. Панкратов (СПбГУ). Партнеры: РЭМ, Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета филологии и искусств СПбГУ.

«Электронный биобиблиографический словарь “Собиратели коллекций РЭМ по этнографии Волго-Камья и Северо-Запада”» (грант РГНФ № 05-01-12114в). 2005-2007 гг. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: Н.И. Ивановская, Л.В. Королькова, Н.Н. Русанова, В.А. Галиопа, Е.В.Колчина, Л.М.Лойко, Л.И.Мишуринская, О.В. Мишуринская, А.А.Чувьюров (РЭМ); В.Б. Панкратов (СПбГУ).

Партнеры: РЭМ, Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках факультета филологии и искусств СПбГУ.

«Этноконфессиональный иллюстрированный атлас Ленинградской области: материалы и исследования» (грант РГНФ № 12-01-00143а), 2012–2014 гг. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: М.А. Докучаев, М.Л. Засецкая, Л.В. Королькова (РЭМ), А.И. Терюков (МАЭ), О.А. Красникова (БАН), А.Г. Исаченко (Институт Земли СПбГУ). Партнеры: РЭМ, МАЭ РАН, СПбГУ, БАН РАН.

«Экспедиции Музея Человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа, 1937–1938 гг.» 2012–2017 гг. Соруководители: О.М. Фишман (Россия), Т. Бенфугаль (Франция), Н. Валк (Эстония).

Участники: О.М. Фишман, М.Л. Засецкая, О.В. Калинина, И.И. Шангина – РЭМ; А.Г. Новожилов – ИИ СПбГУ; А.Е. Мусин – ИИМК РАН; С.А. Мызников – ИЛИ РАН; А.Александров – Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; А.В. Громова – Московский гос. пед. ун-т.

Партнеры: РЭМ, Национальный музей естественной истории (г.Париж, Франция), Тартуский университет (г.Тарту, Эстония) и Институт сето (г. Вярска, Эстония).

Индивидуальный грант «Система лидерства в этноконфессиональных общинах России (на материалах исследования старообрядцев-карел). ACLS. 2007-2008 гг. О.М. Фишман.

Коллективная тема: «Этноконфессиональная карта Северо-Запада и  сопредельных территорий». С 2009 г. Отбор материалов для картографирования; выполнение новых электронных карт. Руководитель: О.М. Фишман. Участники: Л.В. Королькова, М.Л. Засецкая, М.А. Докучаева. Партнеры: РЭМ, с 2020 г. совместно с кафедрой географии СПбГУ.

Коллективная тема: «Исследователи Северо-Запада и Прибалтики: личность в изучении этнографии». С 2012 г. Н.И. Ивановская, Л.В. Королькова, М.Л. Засецкая, О.В. Калинина.

Индивидуальные темы: О.М. Фишман. С 2011 г. «История и культура тверских карел: письменный и устный нарратив»; Н.И. Ивановская. С 2012 г. «Личность в изучении этнографии»; О.В. Калинина. С 2013 г. «Православная традиция в культуре сету и русских Печорского района Псковской области во вт. пол. ХХ – нач. ХХI в.»; А.А. Заньковская. С 2014 г. «Фотоиллюстративный и предметный фонды РЭМ по этнографии кольских саамов»; М.А. Докучаева. С 2014 г. «Евангелическо-лютеранская община финнов-ингерманландцев: социальная динамика и межэтническое взаимодействие. XIX–XXI вв.», «Финские коллекции У.Т. Сирелиуса»; Л.В. Королькова. С 2015 г. «Старообрядчество Ленинградской области»; М.Л. Засецкая. С 2016 г. «Прибалтийские фибулы в собрании РЭМ (эстонцы, латыши)», «Особенности этнокультурной самоидентификации шведов о-ва Вормси (по материалам краеведческого очерка Н.Ф. Арепьева;; Е.Г. Самсонова. С 2019 г. «Детский труд в сельской общине Северо-Запада».

Общемузейные проекты:«Система научного описания народного костюма». Народный костюм в музее: систематизация, методика описания, терминология. Часть I: «Костюм». Часть II: «Украшения». (2014–2020). Руководитель: Н.М. Калашникова. Участники: Л.В. Королькова, М.Л. Засецкая.

Коллективная монография (серия очерков) «Орнаментика в артефактах традиционных культур» (2017–2021). Руководитель: А.Б. Островский. Участник: Л.В. Королькова.

 

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.