Главная: Выставки и события: Архив: 2019: Лекция "Церковный раскол: основные причины. Основные старообрядческие толки и согласия"

17.12.19

Лекция "Церковный раскол: основные причины. Основные старообрядческие толки и согласия"

Цены на посещение лектория:

Полная цена - 250 руб.
Льготные категории граждан (студенты, курсанты, пенсионеры) - 150 руб.
Лица, имеющие право бесплатного входа в музей - 100 руб.
Билеты можно купить в кассе музея.

Начало лекции: 19:00

Справки по телефонам: 

570-53-20; 570-49-50 - Научно-методический отдел

17 декабря в 19.00.

Лектор - научный сотрудник отдела этнографии Поволжья и Приуралья Александр Алексеевич Чувьюров.

Вторая лекция из цикла «Беловодье старообрядцев: уход от мира и поиски земли обетованной» посвящена истории церковного раскола в Русской православной церкви, а также старообрядческим толком и согласиям, возникших после Раскола.

Истоки церковного раскола некоторые историки возводят к рубежу XIV—XV веков, ко времени когда московские митрополиты Фотий и Киприан начали вводить на Руси новый церковный устав – Иерусалимский, заменяя им господствующий в русской православной церкви Студийский устав.

Другим значительным событием предшествовавшим расколу явился созыв в 1551 г. так называемого Стоглавого собора. Решение собора были призваны оградить Русь от западных ересей, очистить от остатков собственного язычества и внести порядок в обряд. К концу 40-х годов XVII в. вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева сложился кружок, прозванный позднее кружком ревнителей церковного благочестия (Федор Ртищев, Иван Неронов, Лазарь, Логгин, Никон (будущий патриарх), Аввакум и др.).

Начало церковных реформ Никона относится к 1653 году, когда 11 февраля 1653 г. вышла Псалтырь с молитвословом, в котором вводились различные нововведения в религиозно-обрядовую практику в Русской православной церкви. Часть православного духовенства и значительная часть прихожан выступила против нововведений Никона (епископ Павел Коломенский, протопопы Иван Неронов и Аввакум и др.).

Противники никоновский реформ были преданы анафеме на соборах 1654, 1655, 1666-1667 гг. В отношении противников реформ официальной церковью с помощью различных государственных органов и учреждений были инициированы различные репрессивные акции. К концу XVII в. внутри старообрядчества наметилось деление на два основных направления - поповщину и беспоповщину, главное различие между которыми состояло в вопросе отправления культа.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.