Главная: Выставки и события: Архив: 2019: Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

# выставка# этнография# Народы Южного Кавказа# традиционный костюм
12.07.19 - 13.10.19

Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.»

Выставка представлена в рамках экспозиции «Народы Южного Кавказа» и  посвящена такому значимому  явлению городского быта как выходной костюм.  

  Выставка «Прогулки по кавказскому городу: выходной костюм горожан конца XIX – начала XX в.» представлена в рамках экспозиции «Народы Южного Кавказа» и  посвящена такому значимому  явлению городского быта как выходной костюм.  На выставке можно увидеть  традиционные и новомодные для конца XIX в. выходные наряды взрослых и детей, бытовавшие  у горожан как христианского, так и мусульманского вероисповедания. Впервые экспонируются предметы, связанные с индустрией моды – это  дипломы портного дамского платья, полученные по окончании обучения, а также  за лучшие достижения на профессиональных конкурсах.

В кон. XIX – нач.  XX в. вследствие политических и экономических трансформаций в многоязычных и поликонфессиональных городах Кавказа возникли новые формы времяпрепровождения горожан, которые можно объединить понятием «выход в город». Практика престижного досуга включала променады вдоль набережных, прогулки в городских садах, фотографирование в известных ателье города, посещение светских раутов и в особенности  театральных спектаклей. Театры, как частные, домашние, так и городские, общественные, стали появляться  уже в начале XIX столетия. В их  репертуар входили драматические и оперные постановки, основанные на произведениях европейских и местных авторов. Формирование нового светского пространства во многом обусловило изменения в костюме горожан, который стал подвержен требованиям моды. Степень восприятия новаций находилась в зависимости от социальной и конфессиональной принадлежности горожан. Так, в христианской среде  эти изменения были более существенными и касались не только  отдельных элементов выходной одежды, но и костюма в целом. Мужчины стали предпочитать общеевропейский костюм, состоявший из брюк, светлой сорочки, жилета, пиджака и шляпы. Одним из престижных атрибутов костюма  становятся карманные часы.

Так как канон мужского костюма не предусматривал декоративных излишеств, то демонстрация социального статуса мужчины была опосредована обликом женщин его семейства, а именно роскошью  их нарядов и наличием модных аксессуаров.  К услугам дам были модные салоны и ателье, появлявшиеся в  городах и прежде всего в Тифлисе. Основные изменения в женском костюме были направлены на уменьшение роли этнических черт и на возрастание его значения как конфессионального и социального маркера.

Динамика изменения детского костюма имела свои закономерности. Одежда мальчика дошкольного возраста повторяла формы общерегионального костюма, сложившиеся в 1880-х гг., и состояла из рубахи, шаровар, чухи, папахи и дополнялась кинжалом. С поступлением в гимназию мальчики практически постоянно носили гимназическую форму.

В отличие от костюма христиан, выходная одежда мусульман в конце XIX – начале XX в. не претерпела существенных изменений. Как в женском, так и в мужском костюме, сформировавшемся под влиянием иранской культуры, доминировали черты, маркирующие конфессиональную принадлежность владельца. Костюм горожан-мусульман включал рубаху, шаровары, длинный кафтан, папаху или чалму. Непременным элементом выходной одежды мусульманки-горожанки были лицевая занавеска и темное покрывало-чадра, прикрывавшие фигуру женщины с головы до ног.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.