Весеннее пробуждение земли

Земля-матушка, Мать-сыра-земля…  Это  поэтичное, ласковое и уважительное обращение к основе всего живого хорошо знакомо нам с детства по русским народным сказкам. Многие народы-земледельцы почитали землю как величайшую ценность, и   не только потому, что ее возделывали для получения урожая. В древних мифах говорится о земле, как об одной из первичных стихий, тверди для всего сущего.  Исконная сила этой стихии считается благодатной, целительной. Неслучайно заговор от тоски звучит так:

Вода-водица,
Земля-землица,
Небо-пучина,
Сойми тоску-кручину
С рабы Божьей/раба Божьего (имярек).

Весной земля,  прогретая  солнцем, напитанная  влагой,  наполняется жизненной энергией для  летнего плодоношения.  В далеком прошлом  земля, как и другие природные стихии и явления,   одушевлялась, приобретая человеческие свойства. Так, в русском языке  «дождь идет», «ручей бежит»,  «солнце улыбается, играет», «земля дышит,  спит,  родит, кормит, отдыхает». 

Русские люди с давних пор воспринимали землю щедрой, милосердной, кормящей. Однако  и сама земля ждет заботы человека. «Без хозяина земля круглая сирота»,  - говорили в старину. Крестьянский труд считался почетным, богоугодным  делом.  Верили, что земля взаимодействует с людьми: видит их, слышит, чувствует боль, обиду, стыдится,  наказывает за лень и другие проступки, и,  напротив,  вознаграждает за трудолюбие. Приговаривали: «Земля  - тарелка, что положишь, то и возьмешь».

Русские говорили, что в день весеннего равноденствия земля  готовится к севу и «открывается», выпуская на поверхность все живое: мышей, насекомых.  Это совпадает с православным праздником Благовещения Пресвятой  Богородицы (25 марта/7 апреля): икону Богородицы ставили в семена, приготовленные для посева. 

В период цветения  природы крестьяне отмечали  именины земли. В южных областях России это событие приходится на День апостола Симона Зилота (10/23 мая), а в северных – на Духов день (первый понедельник после дня Св.Троицы). Считалось, что в  день именин земли нельзя ее тревожить, например, копать или боронить. «Грешно обижать ее, кормилицу,  осерчает». В праздничный день «земельку кормили». Рано утром крестьянки отправлялись на межу (полосу,  отделявшую их поле от соседнего), жарили яичницу, часть угощения клали на землю со словами: "Земля-именинница, дай нам урожай», а остальное съедали сами.

Наблюдая за природой, люди отмечали: ничто не разрушит заданного с начала мира вековечного жизненного цикла земли - ее пробуждения, цветения, плодоношения, угасания и нового пробуждения. Меняются времена, но опыт прошлых столетий остается в нашей культуре. Недаром жители городов,  подчас далекие от сельской жизни, чувствуют потребность выбираться  на природу, копаться в огороде на даче, ухаживать за газоном перед подъездом дома, заботиться о комнатных растениях. Как говорили когда-то: «Держись за Землю-матушку, она не подведет».


Что можно сделать вместе с детьми:

1.      На участке возле дома или из окна понаблюдайте за весенними погодными явлениями. Загадайте загадки о том, что дети видят.

Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь).
Без рук, без ног,  под окном стучит, в дом просится. (Ветер).
Тонкий, высокий, упал в осоку. Сам не вышел, а детей вывел. (Дождь и ручьи).
Серое суконце тянется в оконце. (Туман).
Летом она текла, зимой под лед легла, а весна пришла – на луга гулять пошла. (Вода).
Меня режут, бьют, ворочают и мнут, а я все терплю, добро всем отдаю. (Пашня).
С неба сыплет пшено, ни курица не клюёт, ни человек не жуёт. Солнце увидит – уберет. (Снег).
Дверь не открывает, а в комнату попадает (Солнечный свет).
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля).

2. Устройте на подоконнике «огород»: прорастите  репчатую луковицу, бобовые, злаки. Обратите внимание детей на то, как корнеплод или зерно «оживают» под воздействием света, тепла и воды. Кстати, полученный через несколько дней «урожай» - отличная добавка к салату.

3.  Посоревнуйтесь в умении быстро и четко произносить скороговорку:  «Проросли ростки, повыросли. Ростом ростки расхвастались».

4.  Если позволяют условия, поиграйте с детьми в традиционную игру «Просо», известную у восточнославянских народов: русских, белорусов, украинцев. Игра очень динамична,  подойдет для компании от пяти человек.

Одного из играющих с помощью считалки назначают "хозяином" ("хозяйкой"), остальные - "работники". "Работники" встают в ряд, держась за руки. "Хозяин" выбирает одного из "работников", встает перед ним и начинает  диалог:
- (Обращение по имени), пойдем просо полоть!
- Не хочу!
- А кашу есть?
- Хоть сейчас!
- Ах ты, лодырь!!!
После этого "хозяин" и "работник" бегут к концу ряда игроков: "хозяин" перед играющими, " работник" за их спинами. "Работник" должен бежать в ту же сторону, что и "хозяин". Задача - первым взять за руку игрока, крайнего в ряду. Если "работник" первым хватает за руку крайнего игрока, то он встает рядом, а "хозяин" отправляется "нанимать нового работника". Если первым оказывается "хозяин",  то он встает в ряд с играющими. Опоздавший "работник" становится "хозяином".Игра повторяется.

 

5.      Если места мало, можно сыграть в  «Огород» (игроков трое или больше).

Мелом или веревкой обводится круг  - «огород». В центр «огорода» садится "хозяин", рядом с ним играющие кладут шапки, платки, пояса  – «капусту», которую хозяин будет "оберегать от зверей". Хозяин напевает:
Я на камушке сижу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород  не прибегали
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.


Как только песенка спета, игроки («звери») забегают в круг, стараясь схватить «капусту» и убежать. Тот, кого "хозяин" коснется рукой, выбывает игры. Игрок, унесший больше всего «капусты» объявляется победителем.

 6.      Для распределения участков земли между жителями общины, крестьяне применяли жеребьевку. Жеребьями служили палочки, камешки – однотипные предметы с отметками, которые вынимали наудачу. Эта практика отразилась в русской народной игре «Жеребья». Она развивает умение координировать движения, быть аккуратным, точным, терпеливым. Требует минимум места и подходит для двоих или более играющих.
Несколько одинаковых ровных палочек (спички, карандаши, восточные палочки для еды, счетные палочки) кучкой высыпаются на ровную поверхность (пол, стол). Играющие по очереди "тянут жребий": вытягивают любую палочку так, чтобы соседние не сдвигались с места. Если задача выполнена, палочка остается у игрока. Если палочку аккуратно вытащить не удалось, она остается на месте, и ходит следующий игрок. Когда все "жеребья" разобраны, игроки их подсчитывают: кому досталось больше, тот и выиграл.

 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.