Посетителям Этнокалендарь Апрель ДЕНЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ У КАТОЛИКОВ И ЛЮТЕРАН
2304/20

ДЕНЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ У КАТОЛИКОВ И ЛЮТЕРАН

День Святого Георгия у католиков (литовцы) и лютеран (финны, эстонцы, латыши). Это день начала весенних земледельческих работ и первого выгона скота на пастбища.

День Святого Георгия у католиков (литовцы) и лютеран (финны, эстонцы, латыши). Это день начала весенних земледельческих работ и первого выгона скота на пастбища.

23 апреля католические и протестантские народы Северо-Запада России и Прибалтики отмечают день Святого Георгия – великомученика, одного из наиболее почитаемых святых во всем христианском мире. Согласно каноническому житию Святой Георгий родился в III веке в городе Каппадокии в семье знатных родителей, которые тайно исповедовали христианство. Юноша отличался красотой, мужеством и умом, он стал военным трибуном и любимцем императора Диоклетиана (именуемым также Дацианом или Дадьяном). Однако в 303 году во время Великого гонения на христиан Георгий открыто признал себя христианином. Консул Магнеций и сам император пытались убедить юношу одуматься, но он остался крепок в своей вере, за что и принял мученическую смерть. Одно из самых известных чудес Святого Георгия - спасение дочери царя-язычника, которую по жребию отдали в жертву страшному змею (дракона),  живущему в озере. Эта история легла в основу традиция изображения Святого Георгия в образе воина, сидящего верхом на коне и пронзающего змея копьем. Следую ветхозаветной и апокалипсической традициям, образ убитого святым змея, трактуется как змей-искуситель, воплощающий в себе всё вселенское зла. С другой стороны его так же можно ассоциировать с язычеством, которое победил воин, одетый в доспехи истиной веры.

В народной культуре всех земледельческих народов Святой Георгий является хранителем коней, покровителем земледелия и скотоводства. 23 апреля –  это праздник пробуждения природы, день начала весенних земледельческих работ и первого выгона скота на пастбище. В Литве говорили, что в этот день Юргинес/Jurginěs (Св. Георгий) отпирает землю и проливает оживляющую росу, необходимую для роста трав. На Святого Георгия не рекомендовалось использовать лошадей и коней в полевых работах, так как это был их праздник. Необходимо отметить, что скульптурный образ Святого Георгия-змееборца особо почитался в крестьянской культуре литовцев, его можно было увидеть как в небольших сельских костелах, так и в придорожных и деревенских часовенках – каплицах. Святой Георгий считается одним из небесных покровителей Литвы.

В Латвии день Святого Георгия также был праздником пастухов, вечером они собирались на первый выгон. Пастбище для этого выбиралось заранее, оно не должно было быть открытым и находилось вдалеке от дорог. Пастухи гадали:  они варили помеченные углём яйца и если те лопались, это считалось плохой приметой;  совершали магические обряды: чтобы кони и домашняя скотина были сильными в дупло дуба клали яйца;  и готовили особое ритуальное блюдо - яичницу с салом.

Интересно, что в старину латыши в этот день почитали божество Усиньш/Ūsiņš - покровителя коней. Этот день считался у латышей «мужским». Рано утром мужчины (участие женщин строго запрещалось) выбирали петуха для заклания и обносили его вокруг коней со словами: «Усиньша/Ūsiņš заколол петуха!». Затем птицу закалывали, варили и съедали. Во время трапезы Усиньша/ Ūsiņš «зазывали» в дом как гостя. В качестве жертвоприношения ему готовили мясо, хлеб, варили пиво - эти дары оставляли в лесу на пне или в конюшне на сеновале. Если жертва оставалась нетронутой, это считалось плохим знаком.

Любопытно, что в латышской орнаменталистике существует определённый узор – «Знак Усиня»/ Ūsiņa zǐme – которым украшались преимущественно мужские вещи: рукавицы, перчатки, пояса.

Этот день знаменовал и начало полевых работ. В связи с этим латыши «выпускали» в поля дух плодородия – Юмис/Jumis, который, как они верили, обитал в «последнем снопе». Этот сноп осенью, во время праздника урожая, приносили в дом и вешали на стену, где он и висел всю зиму. На день Святого Георгия «последний сноп» выбрасывали в поле или сжигали. Схожая традиция бытовала и у других прибалтийских народов.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.