Купить билет

25.12.2024

РОЖДЕСТВО У КАТОЛИКОВ И ЛЮТЕРАН

Литовское название праздника Kalėdos, литовское - Ziemassvētki,  ингерманландское -Joulu.  Канун Рождества – сочельник приходится на 24 декабря, а сам праздник на 25 декабря. 

Рождество у католиков и лютеран – всегда было самым долгожданным праздником, его канун – сочельник приходился и приходится на 24 декабря, а сам праздник на 25 декабря.  

Рождество у  балтских народов

Рождество Христово (Kalėdos – лит., Ziemassvētki – лат.). Корни праздника уходят глубоко в древность и связаны с днем зимнего солнцестояния. Для того, чтобы солнце «повернулось» в самую длинную ночь в году, древние балты совершали различные обряды, жертвоприношения и гадания, которые после христианизации стали основой для складывания рождественских традиций.

В Латвии канун Рождества перекликался с культом предков. Существовала традиция хождения ряженых, надевавших маски и изображавших в них существ потустороннего мира. Угощение ряженых хозяевами усадеб имитировало жертвоприношение духам. Также для духов предков на столе и в бане оставляли также на ночь лепешки, мясо, водку и пиво. Особым ритуалом на латышское Рождество было волочение ряжеными дубовой колоды, которую необходимо было сжечь, чтобы избавиться от всего плохого за год. Традиционное блюдо латышского Рождества – вареный серый горох с жареным «шпеком» (шпиком). Горох символизирует слезинки. Весь сваренный в этот день горох необходимо доесть – чтобы слезы этого года не оставались на следующий.

К латышскому Рождеству изготавливаются специальные украшения. Одно из них –  адвентский венок, свитый из прутьев, сена, соломы, стеблей растений, украшенный шишками, плодами, орехами, лентами, бусинами и другими украшениями. Им украшают квартиры, дома, подъезды, офисы. Из соломы плетутся также соломенные пузурсы – это легкие воздушные конструкции замысловатых геометрических форм, подвешиваемые в доме под потолком. Считается, что такое украшение защищает дом от невзгод и способствует сохранению в нем мира и гармонии. Подобные соломенные украшения были известны и у православных карелов и ижоры, и у протестантских финнов и шведов, и у католиков Латвии и Литвы.

Литовцы верили, что в ночь Сочельника могли происходить чудеса, животные разговаривают между собой, но подслушивать их не следует. В рождественское утро просыпались рано, чтобы весь год было легко вставать по утрам. Также при помощи различных гаданий пытались предсказать свое будущее.

За завтраком рассказывали, какие сны снились в эту ночь, так как верили, что сны под Рождество вещие. Посещали утреннюю службу. Холодное Рождество означало позднюю осень, солнечный день – урожайный год. С ХХ в. елку стали украшать игрушками из соломы, бумаги, яичной скорлупы, а также яблоками, орехами, конфетами, печеньем и пряниками в форме барашков, полумесяцев, лошадок, птичек. К малышам на Рождество приходит Каледу Сенялис (Дед Мороз).

 

Рождество у финнов Ингерманландии

Joulu – называют Рождество финны Ингерманландии. В прошлом к празднику наводили порядок и чистоту в доме и хлеву, посещали баню. На дверях и окнах для защиты от злых сил дегтем или углем рисовали кресты. Пол в избе в Рождество устилали соломой в напоминание о месте рождения Христа. В некоторых домах в канун Рождества спали на соломе, специально принесенной со двора. С наступлением темноты в избах зажигали свечи, читали рождественские тексты из Евангелия, пели псалмы.

В канун Рождества финские девушки устраивали гадания, атрибутами которого были петух и зерно, дрова из поленницы. По полу раскладывали кучки зерен, чью петух первой клюнет, та и выйдет замуж в новом году. Украденные дрова раскладывали по парам; если оставалось одно полено – это было знаком того, что замужества не предвидится. Верили, что рождественские сны бывают вещими. Для того чтобы узнать свою судьбу они клали в постель различные предметы. Так, например, в округе села Волосово под подушку укладывали сковородку. Утром приходили со сковородником, чтобы узнать, о чем был сон.

В рождественское утро просыпались затемно, так как праздничная служба в кирхе начиналась в 6 часов утра. Надевали самую нарядную одежду, запрягали лошадей в праздничные упряжки, накидывали на них нарядную попону. После службы прихожан приглашали в трапезную, где за большим столом все ели рождественскую рисовую кашу с корицей и пили чай с булочками.

По дороге домой устраивали гонки и верили, что у самого быстрого летом работа будет спориться. Оставшуюся часть дня проводили дома в кругу семьи за песнями и молитвами. Домашнимй праздничный стол всегда был обильным. Обязательно должны были быть блюда из мяса, главное – рождественский окорок. Накануне Рождества пекли большой обрядовый, так называемый «крестовый хлеб», символизирующий плодородие и достаток в семье в наступающем году. На хлебе стаканом выдавливали пять кружков в виде креста. Этот хлеб все время праздника лежал на столе, после чего его убирали в кладовку и приносили в избу на все следующие праздники до Георгиева дня.

В Ингерманландии долгое время сохранялись традиции прихода в канун Рождества йоулупукки (joulupukki –рождественский козел). Йоулупукки одевался обычно в надетую навыворот шубу из овечьего меха и меховую шапку, его искусственная борода из пакли напоминала козлиную, а в руках он держал шишковатый посох. Такой йоулупукки должен был выглядеть в глазах маленьких детей довольно устрашающим, но страх побеждало ожидание подарков – игрушек, сладостей, новой одежды. К пришедшим в этот день гостям относились настороженно. Нежелателен был приход в дом женщины: это сулило неурожайный год. Зато считалось счастливым предзнаменованием первое посещение дома в Рождество мужчиной. Неохотно приветствовали на пороге соседей, даже если они просто пришли попросить из печи огня. Традиция запрещала кормить и поить в Рождество скот. Исключение делалось лишь для лошади, на которой ездили в кирху на службу. С конца XIX в. обязательной принадлежностью праздника стала украшенная елка.

Таким образом, ингерманландское Рождество представляло собой узкосемейный праздник, каковым он дошел и до наших дней.

 

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.