#Пока МузейЗакрыт Этнокалендарь Май ДУЙНХОР ХУРАЛ – ПРАЗДНИК КАЛАЧАКРЫ
0605/20

ДУЙНХОР ХУРАЛ – ПРАЗДНИК КАЛАЧАКРЫ

Дуйнхор-хурал, который отмечается в 15‑й день третьего месяца лунного календаря (апрель‑май), – один из самых основных праздников буддийского календаря, связанный с божеством Калачакра.

Дуйнхор-хурал, который отмечается в 15‑й день третьего месяца лунного календаря (апрель‑май), – один из самых основных праздников буддийского календаря, связанный с божеством Калачакра (санскр. колесо времени, тиб. Дуйнхор). В подготовительный период благословляется место, на котором впоследствии из цветного песка строится мандала Калачакры. В основной период в течение семи дней проводятся молебны, во время которых совершается приглашение божеств, выполняется практика их визуализаций, читаются восхваления, делаются подношения им. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр. Тханки идама Калачакры считаются сильнейшими помощниками тем, кто нуждается в душевной и физической силе. В заключительном периоде совершается Жинсрег ("Подношение божествам с помощью огня"), мандала разрушается, а ее песок преподносится нагам – хозяевам воды.

Калачакра – образ, символизирующий космологическую систему буддизма, основанную на представлении о бесконечно повторяющемся 60-летнем цикле, состоящим из пяти двенадцатилетних. Калачакра изображается гневным, в танцующей позе, он четырехликий, в короне, бедра опоясывает тигриная шкура. Калачакра танцует на фигурках людей, символизирующих врагов Дхармы (Учения) — страсть, ненависть, зависть, гордость, невежество, алчность. У него 12 пар рук, что соответствует 12-летнему животному циклу. Образ относится к одной из важнейших систем высшей тантры, к практике которой в прошлом допускались лишь немногие буддийские священнослужители, получившие специальное образование на тантрийских факультетах буддийских монастырей и прошедшие предварительные посвящения. Сейчас Его Святейшество Далай Лама XIV дает посвящение Калачакры по всему миру, в том числе и для небуддистов, что связано с идеей связи микро- и макрокосмоса, верой в то, что эта практика гармонизирует внешний и внутренний мир человека, оставляет благой отпечаток для будущих перерождениях и способствует достижению высшей цели буддиста – нирваны.

Традиция практики Калачакры среди российских буддистов имеет давнюю традицию. В Бурятии учение Калачакры начал распространять первый Пандито Хамбо Лама Дамба Даржа Заяев в 1730-е гг. Школа Дуйнхор – Калачакры – в российских монастырях была основана впервые в 1878 г. в Агинском дацане, после чего в России систему основных направлений высшего духовного буддийского образования по тибетскому образцу можно было считать завершенной. В ХIХ в. в Бурятии сумэ Дуйнхор существовали в семи дацанах: Агинском, Гусиноозерском, Цэжинском, Эгитуйском, Аннинском, Зугалайском и Хужиртайском. После Великой Отечественной войны традицию Калачакры продолжали Иволгинский и Агинский дацаны. В дацане Хамбын Хурэ (г. Улан-Удэ) в 1997 г. был построен Дуйнхор дацан и при нем открыт факультет Дуйнхор, с обучающимися в нем студентами, готовящимися стать мастерами Калачакра Тантры. Изучали Калачакру и в Туве (тув. Дуюнгар). Дуган «Эвам Чойхорлинг» по изучению Калачакра-тантры находился неподалеку от современного пос. Чадан. Устав дугана был составлен Кунтаном Ринпоче Джамьянг Тенба Ньимой в 1912 г. в монастыре Лавран в Тибете. Оригинал устава, написанный на полотне на тибетском языке, хранится в Национальном музее Республики Тува им. Алдан-Маадыр.

Иллюстрация:  Тханка с изображением гневного божества системы Калачакра. Тибето-китайской стиль. Забайкальская обл. ХIХ в. Буряты. Холст, шелк, минеральные краски. Общий размер: длина 151 см, ширина 101 см (верхнего края). Размер холста: 58 см х 50, 5 см

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.