Выставки и события Этнокалендарь Май ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ, ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ)
0605/20

ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ, ЕГОРИЙ ВЕШНИЙ)

Егорьев день (Егорий, Ягорий, Юрьев день) - народное название двух церковных православных праздников, дней памяти святого великомученика Георгия Победоносца. В народе говорили: "На Руси два Егория: один холодный, другой голодный". Первый - Егория Вешнего ("Летнего", "Теплого", "Голодного") - отмечали 23 апреля/6 мая. Он был установлен церковью еще в эпоху раннего христианства в память святого Георгия, которому, по преданию, в этот день отсекли голову. Второй - 26 ноября/9 декабря - Егорий Осенний ("Зимний", "Холодный") является установлением русской православной церкви. В этот день в 1051 г. великим киевским князем Ярославом Мудрым, получившим при крещении имя Георгий, и митрополитом Илларионом было совершено таинство освящения храма св. Георгия в Киеве.

В народе говорили: "Егорий Храбрый — зиме враг лютый"; "Пришел Егорий, и весне не уйти"; "Юрий на порог — весну приволок"; "Чего-чего боится зима, а теплого Егория больше всего";

Георгий Победоносец (Егорий Храбрый) у русских был одним из самых почитаемых святых. По церковному преданию, св. Георгий родился в конце 2 в. в Каппадокии (Малая Азия). Согласно житию, он был военачальником, приближенным императора Диоклетиана (284—305), который, узнав в 303 г. о приверженности Георгия христианству, обрек его на восьмидневные муки и смерть. До своей мученической кончины святой сотворил много чудес и добрых дел, среди которых наиболее известной, благодаря апокрифической литературе, стала победа над чудовищем — "огненным змием". Это событие чаще всего изображалось на иконах, отчасти поэтому оно стало широко известно в народе. 

В народном сознании сосуществовали два образа св. Георгия: змееборец и "христолюбивый воин" (запечатленный в народных легендах и духовных стихах) и хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота, распорядитель диких зверей, открывающий весенние скотоводческие и земледельческие работы. Составной частью как того, так и другого образа, является древняя языческая традиция, преобразованная христианством. Первый образ сложился на основе христианского апокрифического предания, но впитал древний мифологический мотив змееборчества. Второй, благодаря переходу на святого ритуальных функций божеств скотоводческого и, отчасти, земледельческого культов, связал Георгия с божеством плодородия славянского язычества Ярилой и со "скотьим богом" Велесом/Волосом. 

Сказание о чуде св. Георгия о змие, пришедшее на Русь из Византии, было широко распространено в древнерусской литературе. В нем рассказывалось о спасении юношей-воином царевны Елисавы (Елизаветы), которую предназначили в жертву дракону, поселившемуся в земле Лаодикийской. Георгий заклял чудовище именем Божиим и повелел царевне повязать шею "змея" девичьим поясом, после чего дракон был вынужден безропотно следовать за царевной и Георгием в город. На центральной площади города при большом стечении народа святой копьем пронзил "змея", пораженные чудом свидетели этого события приняли христианство. Благодаря этому сказанию, а также житийному описанию проявленной стойкости и мужества во время мучений, на которые обрек святого Диоклетиан, Георгий воспринимался официальным христианством как идеальный воин и стал небесным покровителем правителей и воинов. 


В представлениях простого народа святой Егорий часто выступал как зачинатель весны, способствовавший весеннему очищению и обновлению природы, а дата 23 апреля (Егорий Вешний) имела большое значение в народном календаре

По народным представлениям, Егорий начинал весну, "отмыкая землю", "выпуская на белый свет росу", выгоняя из-под спуда траву зеленую, давая силу всходам. С началом весны начинались и весенние работы. В этот день первый раз выгоняли скот на пастбище; к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур. Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой вышних сил на весь хозяйственный сезон. 


В среднерусской полосе, где к Егорьеву дню появлялись первые озимые всходы, к празднику были приурочены магические и ритуальные действия земледельческого характера. Чаще всего это были крестные ходы на засеянные поля, завершавшиеся молебном, обращенным к св. Георгию. В Тверской губ. так же, как и в некоторых других местах, в Юрьев день молебен служили на озимом поле после выгона скота, по его завершении по земле катали священника или кого-нибудь из причта, "чтобы хлеб родился высокий". В Смоленской губ. "на Ягория" бабы выходили в поле и раздетыми катались по земле, приговаривая: "Как мы катаемся по полю, так пусть хлеб растет в трубку". Катание по земле — древний магический прием, целью которого было обеспечение плодородия земли (см. Катание/кувыркание по земле). В некоторых местах Смоленской губ. в Егорьев день женщины после молебна оставались в поле и угощались водкой. В ходе пирушки одна срывала с другой платок и дергала за волосы приговаривая: "Чтобы у хозяина жито было рослое и густое, как волосы". 


В Чембарском у. Пензенской губ. был зафиксирован редкий для русских обычай. Вечером вся молодежь села с песнями отправлялась в поля, впереди процессии шел парень, украшенный зеленью, с факелом в руке, на голове он нес большой круглый пирог. После того, как поля были обойдены трижды, на перекрестке межников разводили костер, посреди которого на землю водружался пирог. Молодежь рассаживалась вокруг костра, и начинался дележ пирога, при котором каждому обязательно доставалось по куску. По количеству начинки в куске пирога девушки гадали: у которой ее оказывалось больше, той предстояло по осени выйти замуж.


Повсеместно св. Георгий был известен как покровитель домашнего скота, при этом его иногда называли "загонщиком скота" или даже "скотным богом".  К Егорьеву дню были приурочены самые важные скотоводческие обряды, основная часть которых осуществлялась при первом выгоне скота на луга пастись.

Святой Егорий, по представлениям крестьян, защищал всю домашнюю скотинку, но в некоторых местах его почитали прежде всего как покровителя лошадей; возможно, этому способствовало его иконографическое изображение на коне.


Народное название праздника православной церкви в честь христианского великомученика Георгия, которого по велению гонителя христиан императора-язычника Диоклетиана подвергли жесточайшим пыткам. В  этот день по преданию ему отсекли  голову (около 303 г.). Один из наиболее почитаемых христианских святых, великомученик Георгий (Георгий Победоносец, Егорий Храбрый), стал  героем многих народных сказаний и духовных стихов. Он считался одним из главных заступников христианской веры на Руси.

В народном сознании одновременно жили два образа святого Георгия: бесстрашный воин, по преданию чудесно победивший чудовище – «огненного змея», и хозяин земли и весенней влаги, покровитель скота, открывающий весенние земледельческие и скотоводческие работы, распорядитель диких зверей и покровитель охотников.

6 мая (по старому стилю 23 апреля) считали днём наступления настоящего весеннего тепла, когда Егорий «отмыкал землю и выпускал на белый свет росу». По народному поверью, кто покатается по юрьевой росе, обретает силу и здоровье; знахарки собирали эту росу впрок и хранили как лекарство «от семи недугов».

К Егорьеву дню  приурочивали  найм пастухов и других работников, а также   позднюю пахоту  или сев. В местах, где уже появлялись первые озимые всходы, на полях совершали крестные ходы и молебны, крестьяне с иконами и вербами в руках обходили пашню и зажигали свечи перед образами. В то же время ещё в XIX веке местами сохранялся древний магический приём – катание раздетых женщин по засеянному полю, чтобы хлеб лучше родился.

Повсеместно святого Георгия почитали как покровителя домашнего скота и, прежде всего, лошадей.  В этот день  первый раз выгоняли скот на пастбище, выпекали специальное печенье в  виде лошадок, коровок, козуль и скармливали домашним животным. Говорили: «Хоть все глаза прогляди, а без Егория не усмотришь за стадом».

Поэтому этот день был известен как пастуший праздник. Хозяева угощали и одаривали пастухов, а пастухи брали на себя обеты, от выполнения которых зависел успех пастьбы.

В Егорьев день  в деревнях проходили народные гулянья, водили хороводы, ходили  в гости к соседям и родственникам. Накануне варили «канунное» пиво, сусло для которого сначала ставили перед иконой святого Георгия. 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.