Купить билет

27.09.2024

ВОЗДВИЖЕНИЕ

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова. 

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова. 

Мать византийского императора Константина Великого, св. Елена нашла на Святой земле место распятия и погребения Христа - Голгофу и пещеру Гроба Господня. Здесь были поставлены храмы Юпитера и Венеры. Раскопав холм, она обнаружила три креста. Определить крест Иисуса Христа удалось после исцеления больной, приложившейся к нему. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли для погребения. Часть этого "животворящего" креста Елена послала своему сыну Константину, а главная его часть была положена в иерусалимской церкви. Впоследствии над пещерой Гроба Господня была построена церковь, освященная 14 сентября 335 года.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

Замирание жизни зверей и птиц также не оставалось без внимания крестьянина: "На Воздвиженье птица в отлет двинулась"; "В Воздвиженьев день медведь залегает в берлогу". Особо отмечалось замирание змей, которые забираются в норы: "Около Воздвиженья змеи цепенеют, перед зимней спячкой"; "Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают". В народе считалось, что они и другие пресмыкающиеся животные уходят в неведомые теплые страны, которые называют "ирьем" или "вырием": "На Воздвиженье птицы начинают улетать, а гадюки ползут на зиму в вырай", поэтому в лес в этот день ходить опасно. По другим народным представлениям, змеи и ужи сползались ("сдвигались") в одно место, под землю, к своей матери, где и проводили зиму: "На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле"; "На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется". Сигналом к их возвращению служил первый весенний гром, разрешающий им жить на воле. Опасаясь, что змеи, двигаясь к своей матери, заползут на двор, крестьяне запирали ворота и двери, чтобы змеи не спрятались под навозом или в соломе (орловск., тамбовск., владимирск.). Тем не менее, в народе верили, что начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как если змея ужалит кого-нибудь, то ей не уползти вместе с остальными змеями; в наказание она остается мерзнуть в холодные дни.

Воздвижение считалось опасным днем для похода в лес не только из-за змей, но и из-за леших, оборотней и другой нечисти. Лешие собирали подвластных зверей в одно место и устраивали им смотр перед наступающей зимой. При этом они могли причинить вред подвернувшемуся им человеку.

Кроме леших важен был этот день и для овинника - духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома. В Воздвижение отмечались "овинные именины". Овин "отдыхал" - его не разрешалось топить; не работали и молотильщики. Если овин был уже "насажен", т.е. в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что "рассаживает" овин, вынимая два верхних снопа (московск.). В этот день хозяйка расстилала на "садиле" - овинном окне - вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и "овинному хозяину". Праздничной трапезой ознаменовывалось Воздвижение и для молотильщиков.

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна ("мяли куделю"). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца".

С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых "капустниками", "капустками", "капустницами", "капустенскими вечерами". Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, одев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - "капустниц". Водились хороводы и пелись песни.

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.