03.04.20

Сюжет дня

3 апреля

Чем заняться в длинные выходные и на карантине? Почему бы не уделить время творчеству и ремеслам?

В русской деревне в период между земледельческими работами большое внимание уделялось домашним ремеслам. Прядение, ткачество и вышивание были любимыми рукоделиями.

Все прядильно-ткацкие работы начинали обычно с Филиппова дня (15/28 ноября) и заканчивались к сезону летних земледельческих работ. Первая половина этого времени вплоть до святок была посвящена прядению, а сразу же после масленицы или со дня Авдотьи Плющихи (1/14 марта) в избе ставили ткацкий стан и начинали тканье полотен.

Работу полагалось начинать в «легкий» день, рано утром, желательно в полнолуние. «Легкими днями» считались вторник, среда, четверг, а также день, на который в прошлом году приходился праздник.

Перед началом работ мастерице надо было обязательно сходить в баню и переодеться в чистую одежду. Крестьянки старались не работать в понедельник, считавшийся неблагоприятным днем, в пятницу, субботу и все праздничные дни.

Особенно жестким был запрет на прядение и тканье в пятницу, т.е. в день «бабьей святой» Параскевы Пятницы – покровительницы женских работ. Считалось, что работая в этот день, можно запорошить Св. Параскеве глаза.

Иллюстрация : Ткацкий стан. Русские. Начало XX века. Фонды РЭМ.

2 апреля

Юрта - поистине выдающееся изобретение кочевой цивилизации, как нельзя более ярко характеризующее особенности быта. Юрта портативна, сравнительно легка, быстро разбирается и собирается, хорошо защищает и от зноя и от зимней стужи.

Юрта, как и каждый дом, начинается с двери. При сборке каракалпакской юрты сначала устанавливается дверь в дверной раме, к которой крепятся раздвижные решетчатые стены. Затем на шесте поднимается круглое навершие купола, в пазы которого вставляются купольные жерди. Нижние концы жердей привязывают к верхним развилкам стенных решеток. Купол юрты покрывают специальными войлоками, а стены снаружи оборачивают циновкой и опоясывают узорными лентами. Переносной дом готов.

Двери каракалпакской юрты деревянные, из двух створок, открывающихся внутрь. Кроме того, вход в юрту обычно закрывался занавесом – циновкой, обшитой снизу и с боковых сторон ковровыми лентами. В центре занавеса обязательно помещался треугольный амулет, сшитый из лоскутков ткани разного цвета. Этот обычай связан с представлениями о двери как пограничной зоне между миром «своих» и «чужих», а поэтому нуждающейся в особой магической защите. С этой же целью на верхней дверной притолоке вырезали изображение девичьего нагрудного украшения хайкел.

Особым почитанием пользовался порог юрты. Не полагалось наступать, а тем более садиться на порог, иначе можно сократить жизнь хозяина юрты. Удары рукой по порогу являлись проклятием. Запрещалось здороваться через порог, поскольку в этом случае считалось, что у человека одна нога в юрте, а другая в могиле. Невеста перед входом в юрту будущего мужа дает выкуп за проход через порог и три раза притрагивается рукой, а затем лбом к порогу в знак приобщения к новой семье.

В Средней Азии была распространена юрта тюркского типа, у которой имелось два подтипа - кыпчакский и найманский. Кыпчакский подтип был распространен у полукочевых узбеков, почти всех туркмен, большей части казахов, южных и памирских киргизов. Найманский подтип был распространен менее широко и бытовал у семиреченских и алтайских казахов, хорезмских узбеков и каракалпаков, туркмен-човдуров и эрсари. У северных киргизов (кроме населения Таласской долины) юрты этого подтипа появились только в конце XIX - начале XX в. За пределами региона они распространены у башкир, алтайцев и ногайцев Северного Кавказа.


Иллюстрация: Интерьер Юрты. Каракалпаки. Экспозиция «НАРОДЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА. КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX В.» РОССИЙСКИЙ ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

1 апреля

Забавный шарж А.А.Миллера «Заседание совета Этнографического отдела» иллюстрирует одну из страниц истории Российского этнографического музея (после 1908 года).

В центре: председатель совета великий князь Георгий Михайлович, далее по кругу справа налево: Д.И.Толстой, Н.М.Могилянский, К.К.Романов, А.А.Миллер, Г.В.Каховский, Э.Э.Ухтомский, Ф.К.Волков, П.Н.Шеффер.

Совет Этнографического отдела был коллегиальным органом управления музеем. На его заседаниях решались все важные для жизни музея вопросы, обсуждались проблемы комплектования коллекций и регистрации поступивших экспонатов.

В его состав входили: управляющий Русским музеем, товарищ управляющего, все хранители отдела, а также известные ученые, «присутствие которых полезно при рассмотрении отдельных вопросов».

Совет собирался не реже двух раз в месяц, и его заседания протоколировались, деятельность его продолжалась до конца 1920-х годов.

      

 31 марта

Изучение индо-тибетской медицины началось в Бурятии 1869г. в Цугольском дацане, когда из Монголии был приглашен лама Чой — манрамба, который основал школу и обучил лам чину медицинских хуралов. Затем изучение медицины стало развиваться и в других забайкальских, хоринских и селенгинских дацанах, учебный курс которых был рассчитан на пять лет и заключался в овладении хирургическими, терапевтическими и магическими методами лечения. Ученики на 5-й год обучения получали звание манрамбы.

Врач должен был уметь изготавливать лекарства и собирать необходимые материалы. Бурятские, калмыцкие и тувинские лекари-эмчи адаптировали к местным условиям тибетские и монгольские рецепты и составляли рецептурники.

Лекари-эмчи пользовались большим авторитетом в обществе и практиковали при монастырях среди всех слоев общества, лекари низших степеней сами выезжали к больным.

К услугам лекарей высшей категории прибегали знатные и богатые люди. В конце XIXв. только в Агинском дацане действовало 60 лекарей тибетской медицины, всего в же Забайкалье их было примерно 700 (при общем числе лам —15 000 перед Первой мировой войной).

Иллюстрация: Агинский дацан. Буряты. Забайкальская обл. Экспедиция С. И. Руденко. 1923г. Фотоархив РЭМ

29 марта

Главный инструмент, которым пользовался гончар для формовки изделия на гончарном круге, был деревянный нож. Из рук гончара сосуд выходил неровным, поскольку на нем оставались следы пальцев мастера, и их сглаживали плоским деревянным ножиком, выравнивания стенки, загибая края на горлышке, обрабатывали дно и края.

Лучше всего для изготовления ножей подходили древесина грушы и бука, поскольку не имела «слоев». Также использовали клен, вербу, дуб. Гончары выделяли горшковые или «горшечные» для изготовления горшков и мисочные или «мисковые» для изготовления мисок.

Горшковые были всегда длинные, вырезанные с одной стороны клином, мисочные – полукруглые или в четверть круга. В середине ножа прорезалось небольшое отверстие, в которое вставлялся палец. Ножи быстро «стирались», поэтому крестьяне заранее заготавливали запас перед началом сельскохозяйственных работ, когда времени становилось значительно меньше.

Познакомиться с памятниками украинского гончарства в собрании РЭМ можно в издании «Материалы по этнографии. Т.III: Народы Белоруссии, Украины и Молдавии».
Иллюстрации:

Гончар формует сосуд, в правой руке – гончарный ножик. Черниговская губ., Городнянский у. Украинцы. Фотоархив РЭМ
Работа на круге: гончар руками формует сосуд, стоящий на круге. Украинцы. Фотоархив РЭМ

28 марта

Музеи закрыты… А между тем жители дагестанского села Кубачи могут самоизолироваться в своих домашних музеях.

В каждом доме есть комната с голубыми стенами, по одной из них располагается камин, напротив сделаны полки для котлов, сосудов для воды и ведерок. По третьей стене развешены медные подносы, антикварные фарфоровые, фаянсовые и керамические блюда. Говорят, что большая часть эрмитажной коллекции иранской керамики была собрана именно в Кубачи.

Этнограф Е.М. Шиллинг писал: «Вот перечень того, что я сам видел в 1936 г. на стенах и полках в одном из кубачинских домов. На стенах: чашек, тарелок и блюд фаянсовых – 67; среди них персидский фаянс XV в., персидский фаянс XVII–XVIII вв., китайский фаянс XVII в., персидский фарфор XVIII в., русский фаянс XVIII в., русский и китайский фарфор XIX в.; блюд, тарелок и чашек медных (местных и иранских) – 103. На полках: котлов медных литых, местной работы – 9; больших местных водоносных кувшинов (мучал) медночеканных – 7, кувшинов малых медночеканных – 8, медных ведерок местной работы (нукнус) – 10, персидских медночеканных сосудов – 9, русских расписных стеклянных кувшинов и штофов XVII – XVIII вв. – 5.» (Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М: 1949. С. 20.).

После снятия карантина поезжайте в Кубачи, не пожалеете.

Иллюстрации: экспедиционные фото Е. Гуляевой. 2019 год.

27 марта

В Международный День Театра поздравляем всех, кто причастен к этой сфере искусства!

Театр может быть разным, например таким как Вертеп – народный кукольный театр, являвшийся в ряде мест России элементом святочных развлечений.

Изначально вертепные представления имели религиозную направленность и связывались прежде всего с рождественской тематикой; но со временем, расширив репертуар, они превратились в настоящий народный театр.

В Россию вертепный театр проник в конце XVII – начале ХVIII вв. из Украины и Белоруссии; в последней он назывался «батлейкой». У русских основное распространение вертеп получил в Сибири, унаследовав украинскую традицию, так как еще в XVII веке в г. Тобольск были направлены для работы в славяно-греческой школе и семинарии воспитанники Киево-Могилянской академии (разыгрывание вертепной рождественской драмы здесь входило в учебную программу), и в западнорусских губерниях – Новгородской, Смоленской, где очевидным было влияние на кукольный театр белорусской батлейки.
Фото: Вертеп. Белорусы. Фонды РЭМ

26 марта


  Благовещенье (в католицизме и протестантизме).
«Если на Марию земля не покажется, то и на Юрьев день лето не придет».

Благовещение – общехристианский праздник, связанный с возвещением архангелом Гавриилом Деве Марии о рождении у неё сына Божьего – Иисуса Христа. В католицизме и протестантизме этот праздник отмечают 25 марта.

У финно-угорских народов Северо-Запада России и Прибалтики этот день считался женским и назывался «Марьин день». Женщины вставали до рассвета, надевали белые платки и, взяв большие блины и красные напитки, шли приветствовать солнце. Они пели, водили хороводы и украшали ветки деревьев на счастье цветными ленточками. Затем следовал общий завтрак, за которым рассказывали истории, пели и плясали. Незамужние гадали на суженого.

В народной традиции считалось, что в этот день зима окончательно уступала весне. С этого дня переставали работать при лучине, а рабочий день удлинялся на столько, что прибавлялась ещё одна трапеза – утром сразу после пробуждения, так называемый, «вороний кусок».

После обеда разрешался небольшой отдых, который в зимнее время не полагался. В Ингерманландии в этот день обязательно обращали внимание на погоду: «Если на Марию земля не покажется, то и на Юрьев день лето не придет».

Костел. Литовцы. Фотоархив РЭМ

25 марта

На аттике здания Российского этнографического музея возвышается скульптурная композиция. В центре - фигура богини Афины с копьем в руке, а по сторонам от нее восседают гении Славы, один из которых держит в руке лавровый венок - символ победы.

Образ Афины Паллады – покровительницы наук, искусств и ремесел, – вполне соответствует классической архитектуре и назначению музея – собирать, хранить и показывать памятники народной культуры.

Однако, ни главный скульптор музея М.Я. Харламов, ни архитектор В.Ф. Свиньин не планировали такое скульптурное украшение над главным входом в музей, считая этот элемент декора излишним. Его предложил великий князь Георгий Михайлович Романов – управляющий Русским музеем, и в 1910 году скульптура была установлена.

Сейчас эта композиция воспринимается как гармоничная часть убранства парадного фасада здания.

24 марта 

Банные процедуры Кавказа

На Южном Кавказе важной составляющей повседневной жизни, особенно в городской среде, являлись банные процедуры.

Посещение бани раз в неделю было распространенной практикой среди горожан обоего пола. Популярными были серные бани Тифлиса, в которых практиковались различные гигиенические процедуры, выполнявшиеся профессиональным банщиком-массажистом. На фотографии, сделанной Д.И. Ермаковым в последней четверти XIX в., изображена сцена мытья головы.

Банщик использовал для этого мягкую мочалку, пропитанную специальным средством, глиняной смесью. После намыливания она смывалась водой из деревянных ушатов. Следующей процедурой после мытья головы являлось очищение тела, на что указывает жесткая рукавица-мочалка на переднем плане.

Иллюстрация: Восточные бани. Банщик за мытьем головы. Тифлис. 1890-ее гг. Фотограф Д.И. Ермаков. Фотоархив РЭМ.


23 марта

   Баня любую болезнь из тела гонит!

   Баня по-черному.
   За водой на реку.
   Ленинградская обл., Колпинский район, 1925 г.
   Фотограф - А.А. Беликов. Фотоархив РЭМ.





22 марта

Игрушки-свистульки. У таджиков в дни Новруза дети обязательно получали глиняные игрушки-свистульки, которые гончары специально лепили к празднику. Пронзительные звуки, как мыслилось, способствовали борьбе со злыми силами в период обновления природы. Игрушки воплощали образы фантастических животных, что также было связано с древними магическими представлениями. Фигурки после праздника обычно разбивали, поскольку они выполнили свою ритуальную функцию.

 

 

 


21 марта

Ритуальное средство защиты от эпизоотий и эпидемий. 
У всех восточных славян было распространено опахивание – ритуальное средство защиты от эпизоотий и эпидемий.

Женщины и девушки деревни тайно собирались ночью, впрягались в соху и пропахивали борозду вокруг деревни. Мужчины не должны были участвовать в этом обряде, а случайные встречные и вовсе убегали, опасаясь побоев.

Борозда должна была быть замкнутой, поэтому заканчивали опахивать в том же месте, где и начинали. Часто и сошник прилаживали к сохе так, чтобы пласты земли ложились в противоположную сторону от поселения. Считалось, что этим от него отвращаются «скорби, болезни, беда и мор скота».

Иллюстрация: Опахивание. Русские. Стеклянный негатив. 1886-1893 г . Фотоархив РЭМ.

 

20 марта

Входная дверь Российского этнографического музея – это первая архитектурная деталь, которая вызывает довольно сильные эмоции у посетителей: восхищение, удивление, досаду. Она огромная, тяжелая, сплошь покрытая бронзовыми листами с литыми деталями. По классическому канону украсить дверь нужно было изображениями лавровых листьев, но архитектор В.Ф.Свиньин заменил их на изображения родных яблоневых лепестков. Чтобы ее открыть, надо приложить немало усилий – нажать бронзовую ручку вниз и с силой толкнуть дверь.

Дубовая дверь на железном каркасе была изготовлена в 1910 году на петербургском слесарном заводе Шульца.

 

 

 

19 марта

Дорогие друзья, предлагаем вам посмотреть приспособление для мытья рук и лица из наших фондов – рукомойник.

Рукомойник привешивался над лоханью, при умывании его наклоняли за носик, из которого лилась вода. Около умывальника всегда висел белый утиральник или простой кусок ткани для вытирания рук и лица.

Необходимость каждодневного умывания люди объясняли тем, что «поганое к чистому не пристанет». Неслучайно на стенке умывальника написана молитва Кресту Господню: «Непобедимая и Божественная сила животворяща Креста Господня, не остави нас грешных и уповающих на Тя».

Рукомойник. Вторая половина XIX в. Европейская Россия. Русские. Приобретен на аукционе вещей академика живописи К.Е. Маковского в 1916 г. Фонды РЭМ

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.