28.03.20

Сюжет дня

28 марта

Музеи закрыты… А между тем жители дагестанского села Кубачи могут самоизолироваться в своих домашних музеях.

В каждом доме есть комната с голубыми стенами, по одной из них располагается камин, напротив сделаны полки для котлов, сосудов для воды и ведерок. По третьей стене развешены медные подносы, антикварные фарфоровые, фаянсовые и керамические блюда. Говорят, что большая часть эрмитажной коллекции иранской керамики была собрана именно в Кубачи.

Этнограф Е.М. Шиллинг писал: «Вот перечень того, что я сам видел в 1936 г. на стенах и полках в одном из кубачинских домов. На стенах: чашек, тарелок и блюд фаянсовых – 67; среди них персидский фаянс XV в., персидский фаянс XVII–XVIII вв., китайский фаянс XVII в., персидский фарфор XVIII в., русский фаянс XVIII в., русский и китайский фарфор XIX в.; блюд, тарелок и чашек медных (местных и иранских) – 103. На полках: котлов медных литых, местной работы – 9; больших местных водоносных кувшинов (мучал) медночеканных – 7, кувшинов малых медночеканных – 8, медных ведерок местной работы (нукнус) – 10, персидских медночеканных сосудов – 9, русских расписных стеклянных кувшинов и штофов XVII – XVIII вв. – 5.» (Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. Историко-этнографические этюды. М: 1949. С. 20.).

После снятия карантина поезжайте в Кубачи, не пожалеете.

Иллюстрации: экспедиционные фото Е. Гуляевой. 2019 год.

27 марта

В Международный День Театра поздравляем всех, кто причастен к этой сфере искусства!

Театр может быть разным, например таким как Вертеп – народный кукольный театр, являвшийся в ряде мест России элементом святочных развлечений.

Изначально вертепные представления имели религиозную направленность и связывались прежде всего с рождественской тематикой; но со временем, расширив репертуар, они превратились в настоящий народный театр.

В Россию вертепный театр проник в конце XVII – начале ХVIII вв. из Украины и Белоруссии; в последней он назывался «батлейкой». У русских основное распространение вертеп получил в Сибири, унаследовав украинскую традицию, так как еще в XVII веке в г. Тобольск были направлены для работы в славяно-греческой школе и семинарии воспитанники Киево-Могилянской академии (разыгрывание вертепной рождественской драмы здесь входило в учебную программу), и в западнорусских губерниях – Новгородской, Смоленской, где очевидным было влияние на кукольный театр белорусской батлейки.
Фото: Вертеп. Белорусы. Фонды РЭМ

26 марта


  Благовещенье (в католицизме и протестантизме).
«Если на Марию земля не покажется, то и на Юрьев день лето не придет».

Благовещение – общехристианский праздник, связанный с возвещением архангелом Гавриилом Деве Марии о рождении у неё сына Божьего – Иисуса Христа. В католицизме и протестантизме этот праздник отмечают 25 марта.

У финно-угорских народов Северо-Запада России и Прибалтики этот день считался женским и назывался «Марьин день». Женщины вставали до рассвета, надевали белые платки и, взяв большие блины и красные напитки, шли приветствовать солнце. Они пели, водили хороводы и украшали ветки деревьев на счастье цветными ленточками. Затем следовал общий завтрак, за которым рассказывали истории, пели и плясали. Незамужние гадали на суженого.

В народной традиции считалось, что в этот день зима окончательно уступала весне. С этого дня переставали работать при лучине, а рабочий день удлинялся на столько, что прибавлялась ещё одна трапеза – утром сразу после пробуждения, так называемый, «вороний кусок».

После обеда разрешался небольшой отдых, который в зимнее время не полагался. В Ингерманландии в этот день обязательно обращали внимание на погоду: «Если на Марию земля не покажется, то и на Юрьев день лето не придет».

Костел. Литовцы. Фотоархив РЭМ

25 марта

На аттике здания Российского этнографического музея возвышается скульптурная композиция. В центре - фигура богини Афины с копьем в руке, а по сторонам от нее восседают гении Славы, один из которых держит в руке лавровый венок - символ победы.

Образ Афины Паллады – покровительницы наук, искусств и ремесел, – вполне соответствует классической архитектуре и назначению музея – собирать, хранить и показывать памятники народной культуры.

Однако, ни главный скульптор музея М.Я. Харламов, ни архитектор В.Ф. Свиньин не планировали такое скульптурное украшение над главным входом в музей, считая этот элемент декора излишним. Его предложил великий князь Георгий Михайлович Романов – управляющий Русским музеем, и в 1910 году скульптура была установлена.

Сейчас эта композиция воспринимается как гармоничная часть убранства парадного фасада здания.

24 марта 

Банные процедуры Кавказа

На Южном Кавказе важной составляющей повседневной жизни, особенно в городской среде, являлись банные процедуры.

Посещение бани раз в неделю было распространенной практикой среди горожан обоего пола. Популярными были серные бани Тифлиса, в которых практиковались различные гигиенические процедуры, выполнявшиеся профессиональным банщиком-массажистом. На фотографии, сделанной Д.И. Ермаковым в последней четверти XIX в., изображена сцена мытья головы.

Банщик использовал для этого мягкую мочалку, пропитанную специальным средством, глиняной смесью. После намыливания она смывалась водой из деревянных ушатов. Следующей процедурой после мытья головы являлось очищение тела, на что указывает жесткая рукавица-мочалка на переднем плане.

Иллюстрация: Восточные бани. Банщик за мытьем головы. Тифлис. 1890-ее гг. Фотограф Д.И. Ермаков. Фотоархив РЭМ.


23 марта

   Баня любую болезнь из тела гонит!

   Баня по-черному.
   За водой на реку.
   Ленинградская обл., Колпинский район, 1925 г.
   Фотограф - А.А. Беликов. Фотоархив РЭМ.





22 марта

Игрушки-свистульки. У таджиков в дни Новруза дети обязательно получали глиняные игрушки-свистульки, которые гончары специально лепили к празднику. Пронзительные звуки, как мыслилось, способствовали борьбе со злыми силами в период обновления природы. Игрушки воплощали образы фантастических животных, что также было связано с древними магическими представлениями. Фигурки после праздника обычно разбивали, поскольку они выполнили свою ритуальную функцию.

 

 

 


21 марта

Ритуальное средство защиты от эпизоотий и эпидемий. 
У всех восточных славян было распространено опахивание – ритуальное средство защиты от эпизоотий и эпидемий.

Женщины и девушки деревни тайно собирались ночью, впрягались в соху и пропахивали борозду вокруг деревни. Мужчины не должны были участвовать в этом обряде, а случайные встречные и вовсе убегали, опасаясь побоев.

Борозда должна была быть замкнутой, поэтому заканчивали опахивать в том же месте, где и начинали. Часто и сошник прилаживали к сохе так, чтобы пласты земли ложились в противоположную сторону от поселения. Считалось, что этим от него отвращаются «скорби, болезни, беда и мор скота».

Иллюстрация: Опахивание. Русские. Стеклянный негатив. 1886-1893 г . Фотоархив РЭМ.

 

20 марта

Входная дверь Российского этнографического музея – это первая архитектурная деталь, которая вызывает довольно сильные эмоции у посетителей: восхищение, удивление, досаду. Она огромная, тяжелая, сплошь покрытая бронзовыми листами с литыми деталями. По классическому канону украсить дверь нужно было изображениями лавровых листьев, но архитектор В.Ф.Свиньин заменил их на изображения родных яблоневых лепестков. Чтобы ее открыть, надо приложить немало усилий – нажать бронзовую ручку вниз и с силой толкнуть дверь.

Дубовая дверь на железном каркасе была изготовлена в 1910 году на петербургском слесарном заводе Шульца.

 

 

 

19 марта

Дорогие друзья, предлагаем вам посмотреть приспособление для мытья рук и лица из наших фондов – рукомойник.

Рукомойник привешивался над лоханью, при умывании его наклоняли за носик, из которого лилась вода. Около умывальника всегда висел белый утиральник или простой кусок ткани для вытирания рук и лица.

Необходимость каждодневного умывания люди объясняли тем, что «поганое к чистому не пристанет». Неслучайно на стенке умывальника написана молитва Кресту Господню: «Непобедимая и Божественная сила животворяща Креста Господня, не остави нас грешных и уповающих на Тя».

Рукомойник. Вторая половина XIX в. Европейская Россия. Русские. Приобретен на аукционе вещей академика живописи К.Е. Маковского в 1916 г. Фонды РЭМ

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.