Главная: Посетителям: Внешние выставки: Выставка "Этноджинс: костюмы разных народов"

10.09.20 - 23.10.20

Выставка "Этноджинс: костюмы разных народов"

11 сентября - 23 октября 2020 года.

Центр традиционной народной культуры Среднего Урала,  г. Екатеринбург.

На выставке представлено более 130 экспонатов Российского этнографического музея, имеющих цветовое и фактурное сходство с джинсовыми изделиями. Выставка будет работать до 23 октября включительно.

В текстильном собрании Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) выделяется  группа памятников, цвет и фактура которых определяет их сходство с джинсовыми изделиями. В то время как в Новом Свете были созданы первые джинсы, на огромном евразийском пространстве уже бытовали изделия всех оттенков индиго – цвета, ставшего культовым.

Представленные на выставке детали костюма и предметы интерьера характеризуют развитие данной текстильной традиции у народов России и сопредельных государств на протяжении столетия –  с середины XIX до середины XX века.

Конопляные и льняные ткани синего цвета прочно утвердились в культуре славянских и финно-угорских народов. Из так называемой «синюхи» шили и будничную, и праздничную одежду, головные уборы. Синий цвет в костюме являлся и возрастным маркером, указывающим на преклонный возраст человека. У некоторых тюркских народов одежда синего цвета использовалась в обрядах перехода – похоронных или свадебных. Этот цвет воспринимался как небесный, священный.

Для окраски ткани традиционно применяли кубовое крашение. Название возникло благодаря способу приготовления красителя: его необходимо было настаивать в специальных чанах – кубах. Искусные мастера – синильщики, красильщики – могли придать ткани любой оттенок от глубокого синего до светло-голубого. В джинсовом стиле эта цветовая  гамма считается классической.

Знаменитые набойчатые ткани синего цвета издавна известны русским, украинцам, армянам, азербайджанцам, узбекам, таджикам, мордве и др. Набойка, самая дешевая из всех разновидностей узорных тканей, широко применялась в быту. Ее использовали, прежде всего, для изготовления одежды, предметов убранства жилища: скатертей, полотенец, занавесок. Подобный орнаментальный прием вполне соотносим с современными рисунками-принтами на дениме – плотной ткани саржевого переплетения.).

 Традиция украшения синей ткани полихромной вышивкой представлена образцами женской одежды, головных уборов, деталями костюма. Такой способ декорирования подобен популярной в 1970-1980-х годах вышивке на джинсовой одежде.

 Зачастую при изготовлении одежды, обуви, аксессуаров в одном изделии могли сочетать  разные по цвету и фактуре материалы, создавая  оригинальные орнаментальные композиции в технике лоскутного шитья, чрезвычайно распространенного в наши дни вида творчества.

 Особой группой текстильных памятников являются  предметы одежды, сшитые из полосатой или клетчатой ткани в сине-белой гамме, получаемой в результате использования в процессе тканья нитей двух цветов –  натурального (или отбеленного) и синего. Данный технологический прием также весьма востребован при изготовлении современных тканей.

Традиционные изделия выглядят очень актуально, а подчас и чрезвычайно модно прежде всего благодаря цвету, который  обеспечивает визуальное сходство традиционного и современного джинсового текстиля.

Этнографические памятники, представленные на выставке, являются не только уникальной источниковедческой базой для исследователей,  но и представляют большой познавательный интерес для всех, кто интересуется историей традиционного текстиля народов Евразии. 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.