11.12.20 - 28.02.21

Выставка "Этноджинс: все оттенки индиго"

11 декабря 2020 - 28 февраля 2021 года.

Национальный Музей Республики Коми,  г. Сыктывкар.

На выставке представлено более 130 экспонатов Российского этнографического музея, имеющих цветовое и фактурное сходство с джинсовыми изделиями. 

Выставка "Этноджинс: все оттенки индиго" открылась 11 декабря в "Национальном Музее Республики Коми" г. Сыктывкар. 

Это событие прокомментировал министр культуры, туризма и архивного дела региона, председатель Координационного совета по культуре СЗФО Сергей Емельянов:

«В рамках сотрудничества с Российским этнографическим музеем Санкт-Петербурга на базе Национального музея Коми мы организуем выставочный проект "Этноджинс: все оттенки индиго". Представленная экспозиция уникальных текстильных памятников станет еще одним подарком для жителей и гостей республики в преддверии ее 100-летия.»

         

В текстильном собрании Российского этнографического музея (Санкт-Петербург) выделяется  группа памятников, цвет и фактура которых определяет их сходство с джинсовыми изделиями. В то время как в Новом Свете были созданы первые джинсы, на огромном евразийском пространстве уже бытовали изделия всех оттенков индиго – цвета, ставшего культовым.    

Индиго – природный кубовый краситель. Название происходит от латинского indikus, что означает «индийский». Из Индии по торговым путям он попал в Европу, где лишь спустя долгие годы завоевал признание. В центральной Европе возделывалась вайда, а красильщики Маньчжурии и Китая до начала XX века применяли гречиху красильную.

Разные направления «джинсового стиля» представлены посредством традиционных памятников.

«Джинсовая классика» может быть соотнесена с синими сарафанами, рубахами. Но главный предмет – это льняные штаны синего цвета с характерными потертостями, бытовавшие у коми-зырян в конце XIX – начале XX века.

Вышивки и аппликации на синем были распространенны у разных народов России. Экспонаты выставки  напоминают изделия джинсовой моды 1970-1980-х годов, ставших чрезвычайно популярными благодаря субкультуре хиппи.

С рисунками-принтами на дениме вполне соотносимы набойчатые ткани.  С начала ХIХ века набойный промысел получил в разных регионах России широкое распространение. Набивные ткани использовались для изготовления крестьянской мужской и женской одежды в качестве подкладочного материала (например, для кафтанов, халатов), а также для создания различных предметов убранства жилища (скатертей, занавесок). У многих народов складывались и развивались собственные традиции создания набойчатых тканей.

Традиционные изделия выглядят очень актуально, а подчас и чрезвычайно модно, прежде всего, благодаря цвету, который обеспечивает визуальное сходство традиционного и современного джинсового текстиля. Представленные на выставке детали костюма и предметы интерьера характеризуют развитие текстильной традиции у народов России и сопредельных государств с середины XIX до второй половины XX века.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.