Главная: Посетителям: Внешние выставки: Выставка «Шедевры художественной вышивки в костюмах народов России»

10.10.20 - 14.02.21

Выставка «Шедевры художественной вышивки в костюмах народов России»

Экспонирование:
16.10.20-06.12.20. Муниципальное учреждение культуры "Музей изобразительных искусств", г. Комсомольск-на-Амуре.
16.12.20-14.02.21. Краевое государственное бюджетное научное учреждение культуры "Хабаровский краевой музей имени Н.И.Гродекова", г. Хабаровск.
230 предметов из коллекции Российского этнографического музея

Выставка «Шедевры художественной вышивки в костюмах народов России»  подготовлена на основе коллекций Российского этнографического музея (Санкт-Петербург).

Основная идея  выставки – представить этнокультурное многообразие России в отражении традиций вышивального искусства середины XIX  –  конца XX века. Столь глубокая ретроспектива позволяет проследить динамику традиций вышивания, увидеть, какое место занимала вышивка в культуре того или иного народа.  В настоящее время, практически утратив прикладное значение, она приобрела статус этнического символа или  культурного бренда отдельных территорий.

На выставке представлены как полные костюмные комплексы,  так и отдельные предметы. Наиболее архаичными женскими костюмами являются хантыйский и ижорский, сохранившие  древние черты одежды финно-угорского населения Евразии.  Костюмы из северных и южных областей Европейской России наглядно демонстрируют различия в облике  двух основных  этнографических групп русских.  Место вышивки в  мужском  костюме показано на примере  традиций горцев – гуцулов и грузин-хевсуров.   

 Специальный раздел выставки посвящен головным уборам как предмету костюма с наиболее сложной знаковой системой.  Вышивка в детских  головных уборах выполняла  функцию оберега, в девичьих – маркировала брачный возраст, в свадебных – выражала идею полноты жизни, а в головных уборах молодых мужчин и женщин знаменовала молодость и плодородие. Декор головных уборов повсеместно имел яркие локальные или племенные черты. Отдельные виды  уборов бытовали только в городах, например, в Казани татарки носили  изысканно вышитые калфаки.

Особый  раздел выставки посвящен вышитой обуви, встречавшейся нечасто.  Подлинными шедеврами декоративно-прикладного искусства являются женские свадебные сапожки уйгуров Синьцзяна, узбеков Хорезмского оазиса, лакцев Центрального Дагестана.

 Аксессуары праздничного костюма  – нагрудники, пояса, перчатки, ноговицы –  обладали высоким  обрядовым статусом и  поэтому  декорировались с особым тщанием, иногда только им присущим рисунком.       

 Экспонаты выставки  демонстрируют разнообразие материалов вышивки, выбор которых обуславливался характером хозяйства, этническими или региональными традициями, торговыми связями. Самыми дорогими были  золотые и серебряные нити, которые в XIX веке  производили фабричным способом. Шелковые нити благодаря их благородному блеску были популярны повсеместно, причем в Средней Азии и на Южном Кавказе использовали собственную продукцию, а в других регионах этот товар был привозным.  Бисер высоко ценился у народов Поволжья и Сибири, в Прибалтике же был популярен стеклярус. Льняные, конопляные, хлопчатобумажные  и шерстяные нити широко использовали народы Европейской России. Нити домашнего изготовления подвергались довольно сложной обработке.  Например, в некоторых районах Украины их красили в соломенный цвет, запекая  в тесте, замешанном с солью хромовой кислоты, а затем вощили для придания  им блеска и упругости. В конце XIX  века натуральные красители уступили место химическим, что повлекло изменение цветовой гаммы вышивок –  в них появились сиреневый, фиолетовый, оранжевый, ярко-розовый цвета.




Открытие выставки в Муниципальном учреждении культуры "Музее изобразительных искусств", г. Комсомольск-на-Амуре


Пресс-конференция по поводу открытия выставки на Радио 2 106,3FM Комсомольск-на-Амуре .

Гости на Радио: Представители музея из СПб - Королькова Людмила Валентиновна, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Севера и Прибалтики и Попова Лариса Федоровна, заведующая отделом этнографии народов Кавказа и Средней Азии, директор музея изобразительных искусств Ковалева Любовь Васильевна.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.