Главная: #Пока МузейЗакрыт: Выставки онлайн: Фотовыставка «Ильинская пятница в деревне Ильеши»

Фотовыставка «Ильинская пятница в деревне Ильеши»

Авторы выставки: научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии Северо-Запада России и Прибалтики М.Л.Засецкая, фотограф О.В.Ганичева

Время и место экспонирования: 2018 год, Российский этнографический музей

Фотовыставка «Ильинская пятница в деревне Ильеши», подготовленная в рамках проекта «Полевая автобиография», построена на материалах экспедиций 2014 и 2016 гг. научных сотрудников отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики: М.Л. Засецкой, М.А. Докучаевой и фотографа Российского этнографического музея О.В.Ганичевой. Современные снимки дополнены фотографиями празднования Ильинской пятницы в селе Иьеши в 1929 г., выполненными фотографом А.А.Гречкиным во время экспедиции научного сотрудника музея Н.Ф.Прытковой.

Конская ярмарка в Ильинскую пятницу и общий вид Николо-Пятницкого храма. Каменный трехпрестольный (главный престол – во имя свт. Николая, два других престола – св. Ильи-Пророка и св. вмц. Параскевы) храм был заложен в 1855г. по проекту архитекторов К.И. Брандта и К.Е. Егорова и открыт в 1864г. Село Ильеши. 1929г. Фото А.А.Гречкина

Ильинская пятница – переходящий праздник – последняя пятница перед днем св. пророка Илии (ст. ст. 20 июля; н. ст. 2 августа), одна из 12 пятниц, почитание которых распространилось среди православных народов Восточной Европы на основе апокрифа «Сказание о двенадцати пятницах», созданного еще в эпоху раннего христианства.

В Средние века в традиции народного православия славян Пятница – женский персонаж, олицетворявший день недели, – начинает отождествляться с христианской святой – вмц. Параскевой. В результате в крестьянской среде формируется мифологизированный образ святой – Параскевы Пятницы, покровительницы женских ремесел, домашнего очага, целительницы недугов, защитницы скота от падежа, а также строгой блюстительницы пятничных обычаев, сурово карающей нарушителей.

На протяжении многих веков Ильинская пятница широко отмечалась во всех православных приходах России. Отчего же празднование этого дня в деревне Ильеши привлекло внимание этнографов?

Чудотворная икона св. вмц. Параскевы. Народное предание: в Ильинскую пятницу пастух увидел на березе маленькую девочку в странном одеянии. Пастух попытался сбить её вниз кнутом, стал кидать камнями. Но кнут и камни прилипли к дереву. Испуганный пастух поспешил к местному священнику, который тотчас отправился к месту события. Обнаруженная в корнях дерева икона св. Параскевы была торжественно отнесена в церковь.

По местному преданию в XV или в XVI в. (даты не подтверждены историческими свидетельствами) именно в Ильинскую пятницу неподалеку от храма произошло явление чудотворной иконы св. вмц. Параскевы. Данное событие стало причиной того, что Ильинская пятница в деревне Ильеши стала обетным, или местнопочитаемым (по современной церковной терминологии) праздником, плавно переходящим в престольный праздник деревни день св. прор. Илии.

Многие народные обычаи, связанные с культом Параскевы Пятницы, здесь сохранялись на протяжении веков «в поразительных размерах, и с изумительными подробностями» (Максимов С.В. По толкованию С. Максимова. СПб., 1890. Т. XVI. С. 89).

Прибытие иконы св. вмц. Параскевы Пятницы в Николо-Пятницкий храм из Санкт-Петербурга накануне Ильинской пятницы. Справа – настоятель храма иеромонах о. Иустиниан (Тихонов). 2014г. Фото О.В.Ганичевой

В период религиозных гонений 1960-х гг. чудотворная икона была передана на хранение в Русский музей (ГРМ), но в год 1000-летия Крещения Руси по прошению настоятеля Николо-Пятницкого храма и прихожан икона была возвращена Русской православной церкви. В настоящее время её постоянным местом нахождения является соборный храм Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Но раз в год, накануне Ильинской пятницы икона св. вмц. Параскева на несколько дней «возвращается» в Ильеши. Отбытие иконы в Александра-Невскую лавру происходит по завершению престольного праздника – дня св. пророка Илии.

Во время всенощной священнослужители (их помощники, родственники), а также прихожане из деревни Ильеши получают возможность в числе первых поклонится местночтимой святыне. По традиции верующие встают на колени, осеняют себя крестным знамением, трижды прикладываются к иконе и на коленях проходят под ней. По окончанию всенощной совершается обряд водоосвящения.

      

С раннего утра Ильинской пятницы начинается прибытие паломников из разных районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, среди которых особенно много женщин и детей, а также многодетных семей.

Перед началом Божественной литургии. Мальчик в красной косоворотке (внизу) – именинник, Илья; возле него дети прихожан. Русские, цыгане. 2014г. Фото О.В.Ганичевой

Следует отметить, еще одну особенность Ильинской пятницы в деревне Ильеши – непременное участие в обетном празднике общин православных цыган – старопоселенцев Санкт-Петербургской губ., потомки которых проживают сегодня на территории Гатчинского района.  

После Божественной литургии, исповеди и причащения, наступает время главного события праздника: чудотворная икона «выходит» из храма и начинается крестный ход к месту её явления.

Крестный ход начинается с обхода Николо-Пятницкого храма. Во время крестного хода совершаются четыре остановки соответственно четырем сторонам света. На каждой остановке настоятель храма о. Иустиниан окропляет верующих святой водой на четыре стороны света (восток – запад – север – юг). Русские, цыгане. 2014г. Фото О.В.Ганичевой

Участники крестного хода выходят на лесную поляну, где несколько веков назад была обретена икона св. вмц. Параскевы. Русские, цыгане. 2014г. Фото О.В.Ганичевой

Традиция крестного хода вокруг церкви была восстановлена в 1988 г., к месту явления иконы св. вмц. Параскевы – в 2006 г., когда настоятелем был о. Леонид (Трофимук). В настоящее время протоиерей о. Леонид служит настоятелем храма Св. арх. Михаила (д. Бегуницы), а также исполняет обязанности ключаря Николо-Пятницкого Храма.

При сопоставлении фотоматериалов двух экспедиций, которые разделяет 85 лет, можно обнаружить значимые отличия в проведении народных обрядов, обусловленные уничтожением в 1960-х гг. культовых объектов, существовавших на месте явления иконы (часовня, камень, береза, источник), но тем поразительнее сходство: многолюдность крестного хода, прибытие паломников из разных районов Ленинградской области и Санкт-Петербурга, большое количество среди них женщин и детей, праздничный эмоциональный настрой верующих, женские моления у стен храма и почитаемого камня, поклонение кресту, установленному подле молодой березки, выросшей на месте уничтоженной.

Подробнее о церковной составляющей праздника и народных обычаях посетитель сможет узнать, ознакомившись с фотографиями и экспликациями выставки, а также на сайте прихода Николо-Пятницкого храма в деревне Ильеши.

   

Традиции народного православия в начале ХХ и ХХI веках

    

Женщина с больными руками и ногами на коленях огибает храм, в надежде на исцеление. С.Ильеши. 1929г. Фото А.А.Гречкина

Молодые цыганки у стен храма молят св. вмц. Параскеву о ниспослании счастья, здоровья, благополучия себе и своим близким. Д.Ильеши. 2014г. Фото О.В.Ганичевой

  

   

Омовение глаз водой, скопившейся в углублении камня – «следке», оставленном вмц. Параскевой. Русские, цыгане. С.Ильеши. 1929 г. Фото А.А. Гречкина

Новый почитаемый камень, который заменил уничтоженный в 1960-е гг. Паломники, переходя от фундамента часовни к почитаемому камню, обязательно прикасаются к нему (рукой, лбом, некоторые крестятся и целуют камень). Цыганки собирают мох, который, по их представлениям, обладает обережной и целительной силой. Хранят его в течение года в потаенном месте. Цыгане. Д.Ильеши. 2014г. Фото О.В.Ганичевой

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.