Аа

Главная: Посетителям: Текущие выставки : Выставка «Радость пасхальная. Европейские духовные традиции»

14.04.22 - 10.07.22

Выставка «Радость пасхальная. Европейские духовные традиции»


Выставка из фондов Российского этнографического музея посвящена пасхальным традициям православных и католических народов Европы, во многом схожих, но наделенных самобытными чертами.

Пасха (у восточных славян, сербов, болгар – Великдень; у поляков, словаков – Wielka noc) – самый значительный праздник в весеннем календаре. Весь календарный пасхальный цикл – от Вербного воскресенья до Троицы и Дня Св. Духа – у всех славянских народов, а также литовцев важную роль играют символические формы коллективного поведения, выражающие радостное переживание верующими христианской победы над смертью. Пасхальный цикл пронизан идеями очищения, обновления, запечатленными в верованиях, обычаях народного христианства. Ожидание встречи Бога живого соединяется в народном сознании с освобождением от зимы, началом земледельческих работ и первым выгоном скота.

В предпасхальный период, длящийся от Вербного воскресенья до Великой субботы, главным символом становится освященная верба. Традиционно «вербу» (verbos) литовцы изготовляли на основе ветви можжевельника, к которой привязывали распустившиеся ветки ивы, березы, иногда украшая их бумажными цветами. У словаков, чехов важным символом была также кукла Марена – воплощение смерти уходящего времени года.

Бодрствование во время пасхальной всенощной, разговление освященным в церкви яйцом, христосование при встрече и обмен крашеными яйцами присущи всем христианским народам. Обход домов прихожан священнослужителем с причтом для совершения молебна – характерная черта первых дней Праздника праздников у восточнославянских народов. Со второго дня пасхальной недели происходили гостевание родственников, гуляние молодежи, качание на качелях, игры и другие развлечения. У поляков пасхальные обходы с благопожеланиями совершали взрослые мужчины и парни брачного возраста, несшие живого или сделанного из дерева петуха.

От Пасхи до Троицы у всех народов непременным символом в обрядах, знаменующим победу над смертью, являлись пасхальные яйца – крашенки, писанки. И в течение всего этого времени популярны были игры с крашеными яйцами: их катали с лотка или по земле, выбивали тряпичным мячом.

Применялись разнообразные техники декорирования яиц: расписывание, процарапывание или вытравливание орнамента на предварительно окрашенном яйце. В декоре расписных яиц преобладали растительные мотивы: восходящие к библейскому образу древа жизни, а также кресты, церкви, реже геометрический орнамент. Встречались изображения рыбы – раннехристианского символа Иисуса Христа, а также птиц, иногда петуха, возвестившего, по народным верованиям, о Воскресении Христовом.

На выставке впервые широко представлены пасхальные писанки православных народов – русских, украинцев, белорусов, гагаузов, сербов и католических – литовцев, поляков, словаков, чехов.

 

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.