Главная: #Пока МузейЗакрыт: Выставки онлайн: «К 200-летию экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева»

«К 200-летию экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева»

Авторы: ст. научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Е.Андреева;  зав. отделом научной документации Л.Черенкова

В  январе 2020 года исполнилось 200 лет со дня открытия Антарктиды экспедицией  Ф.Ф.Беллинсгаузена и  М.В.Лазарева. Это событие – одно из череды Великих географических открытий, на его фоне несколько меркнут не столь  эпохальные,  но также  значимые «обретения», совершенные русскими мореплавателями в этом путешествии. В  ходе экспедиции её участники обнаружили, провели съемку и нанесли на карту несколько новооткрытых островов в Тихом океане,  посетили  Австралию, Новую Зеландию, Таити  и острова Фиджи.  Было проведено множество астрономических наблюдений, гидрографических исследований, собраны естественнонаучные коллекции. Особое внимание уделялось этнографическим изысканиям.  Инструкция морского министра, данная от имени императора Александра I  руководителю экспедиции, капитану Фаддею Фаддеевичу Беллинсгаузену, предписывала:  «Во всех местах, где будете приставать, должны стараться узнавать: нравы народов, их обычаи, религию, военные орудия, род судов, ими употребляемых, и продукты, какие имеются, также по части натуральной истории и прочее; равно узнавать, какой нации люди посещают более диких народов, кого они более любят, и другие подробности, касающиеся до торговли, мены и выгоды оных»[1].

Возвращение экспедиции было триумфальным. Журнал «Отечественные записки» поместил подробное описание встречи шлюпов «Восток» и «Мирный» в Кронштадте, особо отметив собранное путешественниками «великое множество изделий, орудий и одежд, употребляемых дикими [народами] южного полушария, из которых многие удивляют своим совершенством»[2]. Во время стоянки на Кронштадтском рейде шлюпы посетил император Александр I, а также  многие «любопытные, приезжающие нарочно из Петербурга и других краев»[3].   

В списках 1938 года на передачу коллекций из Государственного музея этнографии в Музей антопологии и этнографии им. Петра Великого также фигурирует «Идол из Новой Зеландии», но только один.  Подсказку к судьбе второго дала фотография блокадных лет, на которой изображены экспонаты, перенесенные в подвальное хранилище. На первом плане четко видна резная фигурная доска с типичным для новозеландской традиции орнаментом и изображениями.

Благодаря этой фотографии, был выявлен и опознан  №13/225 Идол обитателей Новой Зеландии, большой, который не был передан в МАЭ и находится в фондах РЭМ. Это действительно большая (123 см в длину) деревянная резная притолока, украшавшая вход в  «whare whakairo» – резной дом  маори (Новая Зеландия).  Она представляет собой композицию из пяти фигур, пространство между которыми заполнено характерным для маорийской деревянной резьбы спиральным орнаментом.  Изображенные фигуры трактуются исследователями как изображения предков племени или мифологических предков всего живого на земле Ранги и Те Папа, олицетворяющих Небо и Землю. Спиральные орнаменты,  по мнению некоторых исследователей, символизируют непрерывность и постоянную повторяемость жизненных циклов[8].   Такое резное изображение, помещенное над входом или окном дома собраний или общественного амбара, отделяло внешний, враждебный мир от  мира внутри помещения, находящегося под охраной предков.

В мае-июне 1820 года шлюпы «Восток» и «Мирный» несколько дней простояли в Заливе Королевы Шарлотты на Южном острове Новой Зеландии.  Участники плавания общались и обменивались различными предметами с местными жителями. К сожалению, резная притолока не упоминается Ф.Ф.Беллинсгаузеном среди полученных в результате обмена предметов. Подобные изображения вряд ли могли быть предметом торга, так как наделялись особыми охранительными свойствами. Исследователи трактуют изображенные антропоморфные фигуры как изображения предков, которые, конечно, не могли быть отданы чужеземцам. Сам Ф.Ф.Беллинсгаузен, описывая пребывание в маорийской деревне, пишет о резных столбах и изображениях в «доме начальника»[9] - старейшины, с которым у путешественников установились весьма дружеские отношения. Тем не менее, внутрь дома они не заходили,  и пребывание их в деревне было довольно непродолжительным. Как же этот необычный предмет мог оказаться в собрании наших соотечественников? Можно предположить, что данная притолока  не принадлежала постройке  того  маорийского племени, гостями которого были русские моряки. В то время на территории Новой Зеландии происходили кровопролитные междоусобные столкновения, получившие в литературе название «Мушкетные войны». Возможно, данное изображение являлось трофеем и не заключало в себе  сакрального  смысла для захватившего его племени. На это косвенно указывают  и  полученные в дар мумифицированные головы побежденных врагов, которые произвели неизгладимое впечатление на встречавших экспедицию в Кронштадте[10]. 

 «Копье и булава – спутники фиджийца на любой прогулке»

Значительное место в тихоокеанской  коллекции Царскосельского Арсенала занимают предметы с  острова Оно. Это многочисленные палицы, булавы, пики, весла. В РЭМ, после передачи основной части собрания Арсенала в МАЭ (Кунсткамеру),  осталось всего несколько предметов. Это уже упоминавшаяся деталь архитектурного декора из Новой Зеландии, а также фиджийские копье и булава, происходящие с упомянутого острова Оно.

Копье представляет собой шест, вырезанный из дерева, острие образовано многочисленными рядами зубцов, ниже которых в несколько рядов намотан тонкий тросик, сплетенный из растительных волокон.

Английский проповедник Томас Уильямс, автор цитаты, вынесенной в заголовок и непосредственный свидетель столкновений между фиджийцами в середине XIX века, писал о смертоносности таких копий: «их красноречиво именуют “священника [звать] поздно”»[11].   Аналогичные по типу копья были изображены художником П.Н.Михайловым на листе «Оружие с острова Коральное Оно», помещенном в «Атласе к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане…»[12]. На этом же рисунке в центре помещена булава с шаровидной головой «ula drisia» – типичный вид метательной булавы с островов Фиджи.

Булавы и палицы были наиболее распространенным видом оружия на Фиджи. Зачастую воины вооружались палицей для ближнего боя, а булавы типа «ula» брали дополнительно, как метательное оружие.  Орнаментация на рукояти, так называемая «таватава» (зигзаги и прямые полосы) служила для того, чтобы булава не выскальзывала из руки. В верхней части рукояти можно увидеть насечки, свидетельствующие, вероятно, об успехах ее владельца в боях. Изготавливали такую булаву из корня дерева, в некоторых случаях специально сформированного таким образом, чтобы он вырос с шаровидным утолщением.   Аналогичный прием применялся жителями Океании при изготовлении рыболовных крючков. До контактов с европейцами они не знали металла и изготавливали рыболовные снасти из дерева, кости, перламутровых раковин и панцирей черепах. Для изготовления деревянного крюка, чтобы он был крепким и мог выдержать вес большой рыбины (например, тунца-бонито или акулы), использовали корень живого, растущего дерева. Ему придавали изогнутую форму и оставляли расти в таком положении на протяжении нескольких лет, пока корень не достигнет нужной толщины (1–1,5 см). Затем корень отрубали, высушивали, привязывали к нему шип из заостренной кости или зуба акулы и леску, сплетенную из растительных волокон[13].

В коллекции РЭМ есть два деревянных крюка, изготовленных подобным способом, а также крюк из кости  с острием из черепахового панциря и крюк из перламутра с костяным наконечником.

Они не относятся к коллекциям Царскосельского арсенала, поступили в 1909 году из Кабинета древностей  Императорского Киевского Университета св. Владимира. Судя по стилистике резного антропоморфного изображения на одном из крюков, происходят они также из Новой Зеландии, возможно, это сборная коллекция из разных районов Полинезии, информации о собирателе и времени поступления в Киевский университет нам найти не удалось[14].

Коллекция по народам Полинезии, хранящаяся в РЭМ весьма невелика, однако история некоторых предметов тесно связана с одним из Великих географических открытий – открытием Антарктиды, а также с историей славы русского флота и мы рады представить её в годовщину этого эпохального события.

[1] Беллинсгаузен Ф.Ф.. Двукратные изыскания в Южном ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 1820 т 1821 годов на шлюпах «Востоке» и «Мирном» под начальством капитана Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток». Шлюпом «Мирным командовал лейтенант Лазарев. СПБ 1831 Ч I с.20
[2] Кронштадтские новости// Отечественные записки 1821  Ч. 7 с. 238
[3] Там же, с. 234
[4] Беллинсгаузен Ф.Ф. Указ. соч. Ч.II с.69-80
[5] Павел Михайлов. 1786-1840. Путешествия к Южному полюсу. Спб.  2012.
[6] Каталог  редкаго, стариннаго и восточнаго оружия, хранящагося в Собственном Его Императорского Величества Арсенале в Царском Селе. СПб., 1840.  Ч.1 с. 219-220.
[7] Архив РЭМ Фонд 1 опись 2 дело № 242  Переписка о передаче коллекций конторой императорского двора: опись коллекции Екатерингофского дворца; Эрмитажа, тибетской коллекции, переданной Далай- ламой; опись коллекции оружия  Царскосельского Арсенала»
[8] Deidre Brown, 'Māori architecture - whare Māori - Ancestral and mythological origins', Te Ara - the Encyclopedia of New Zealand, http://www.TeAra.govt.nz/en/maori-architecture-whare-maori
[9] Ф.Ф. Беллинсгаузен.  Двукратные изыскания… Ч 1 стр.314
[10] Отечественные записки 1821 г. Часть 7 стр. 238-239
[11] Fiji end Fijians: the islands end their inhabitents by Thomas Whilliams, late missionary in Fiji. London 1858  s. 57
[12] Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении  1819, 1820 и 1821 годов» Санкт-Петербург. 1831 л.36
[13] Фолько Куиличи. Океан. М.1976 стр. 109
[14] Архив РЭМ. Ф. 1 оп. 2 д. 765.  л. 12 Дело по обмену коллекциями с Кабинетом древностей Киевского университета св. Владимира.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.