Аа

Главная: Посетителям: Текущие выставки : Выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании Российского этнографического музея»

08.02.22 - 17.07.22

Выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании Российского этнографического музея»



В честь 100-летия образования Карачаево-Черкесской Республики вниманию посетителей предлагается выставка, посвященная культурному наследию народов, издавна проживающих у подножья Эльбруса. 

Кавказ недаром называют «перекрестком культур» – здесь встречаются различные традиции, создавшие особый мир в окружении высоких гор и бескрайней степи. Выставка знакомит с основными занятиями, образом жизни, конфессиональной и музыкальной традициями народов Карачаево-Черкесии – карачаевцев, ногайцев, черкесов и абазин. Посетители увидят более 300 предметов, характеризующих культуру этих народов. Уже в начале XX века сотрудники музея, будучи знатоками края, приобретали во время экспедиционных поездок предметы, наиболее типичные для традиции народов Карачаево-Черкесии, Каждый из этих экспонатов демонстрирует и искусство местных мастеров, и тонкий вкус носителей культуры, формируя поистине сокровищницу, благодаря которой мы можем сегодня познакомиться с богатым культурным наследием этих народов.

Среди экспонатов выставки особое место занимают костюмные комплексы: мужской – черкесский и женский – карачаевский.

Черкесский мужской костюм своим силуэтом демонстрировал местные представления о мужчине, его скрытой мощи и ловкости.  Костюм, не сковывавший движения джигита, получил признание не только на Кавказе, но и широко за пределами региона. Неброская цветовая гамма ткани, из которой сшиты отдельные предметы костюма, лишь подчеркивал силу сдержанности мужчины-воина. Важным атрибутом, символом чести и достоинства горца всегда служил кинжал, без которого невозможно представить образ мужчины на Кавказе.

Карачаевский женский костюм, экспонируемый на выставке, характеризуется, с одной стороны, изяществом линий, что, впрочем, присуще женской одежде всех народов Север-Западного Кавказа, а с другой – использованием в качестве декоративного приема уникальной орнаментальной вышивки, например, знаменитого узора «бараньи рога», который выполняли золотными нитями в технике глади вприкреп. Такие декоративные элементы были обязательными и располагались по краю верхнего распашного платья карачаевки и его рукавах-лопастях. Знаковым, исключительно богатым элементом женского костюма являлся нашитый на бархатную ткань комплекс нагрудных украшений – нагрудник, изготовленный мастерами-ювелирами, который сразу же после рождения дочери отец заказывал известным мастерам.

Тему женских занятий продолжают демонстрировать предметы рукоделия, имевшие не только важное эстетическое значение, но и указывающие на статус мастерицы, поскольку, например, вышивание золотными и шелковыми нитями являлось, прежде всего, занятием представительниц аристократических семейств. Авторское мастерство нашло отражение не только в декорированных предметах костюма, но и в вышитых, а также плетеных свадебных дарах – кисетах, кошельках, поясах в виде тесьмы.

На выставке также представлены тамги – печати или клейма некоторых карачаевских родов. В традиционной культуре каждый воин был, в первую очередь, представителем своего рода. Знаком, отмечающим принадлежность к определенной фамилии, служила тамга, которая ставилась как на предметах личного имущества, так и на межевых камнях, надгробных столбах. Таким образом, родовая тамга сопровождала представителя фамилии на протяжении всей его жизни.

В суровых условиях горных хребтов и опасных диких степей народы Карачаево-Черкесии, как и другие народы Кавказа, создали институт куначества. Кунаки – названные братья – обменивались статусными дарами, например оружием, и приходили на помощь друг другу в сложных жизненных ситуациях. Выставка в целом о тех дружеских связях, которые исторически сложились на этой территории между представителями разных народов, и том едином культурном мире, который они создали.

Выставка предназначена для специалистов и широкого круга посетителей.



ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ





Материалы к выставке

1084-23/2. Кукла. Баталпашинский отд. С. Карт-Джурт. Начало XX века. Карачаевцы.
1084-22. Колыбель-игрушка. Баталпашинский отд. С. Карт-Джурт. Начало XX века. Карачаевцы.

Куклы в жизни детей Народов Карачаево-Черкессии занимали важное место. В зависимости от задумки, куклы для игр изготавливались из различных материалов: древесина, ткань, глина, солома, початки кукурузы, цветы, шерсть, лоскутки кожи. Для девочек любимой игрушкой были и остаются куклы. Они относились к своей кукле как к ребенку: пеленали, напевали колыбельные песни, имитировали вскармливание, подражая при этом своей матери. В ходе игры девочки коллективно с помощью кукол воспроизводили, имитировали различные обряды.

Элементы костюма

10937-1. Нагрудник к женскому костюму. Приобретен в Казахской ССР в 1987 г. Карачаевцы.
10937-2. Пояс женский. Приобретен в Казахской ССР в 1987 г. Карачаевцы.

Пояс и нагрудник, как правило, составляли единый в стилистическом плане комплект, а степень распространения тех или иных форм поясов на Северном Кавказе все же различна. 

Комплекс изготовлен Айтасом Джожоковичем Джанибековым, который родился  в 1864 г. в  ауле  Карт Джурт. А.Д. Джанибеков в молодые годы учился ювелирному ремеслу у дагестанских отходников и в 1907 г., в честь рождения дочери Хаджат, изготовил данный комплект традиционных женских украшений. Согласно сообщению фондообразователя, в 1936 г. мастер умер в г. Кисловодске, а предметы хранились у его дочери. Хаджат вышла замуж, по-видимому, в 1927 г. за Кучая Джаттоева.  Однако, в 1940 году семья была переселена в Казахстан, где их дочь – Роза Кучаева, родившаяся в 1928 г.,  вышла замуж в 1957 году  за казаха Саттара Каипназарова. Последний раз комплект из пояса и нагрудника был использован на свадьбе их сына Букейхана Саттаровича Каипназарова в 1983 г., когда его невеста, казашка Гюльзада Интымановна Джандарбекова надела его на свадебное, однако казахское по крою платье.

7291-11. Браслет. КЧАО, с. Учкулан. Начало XX века. Карачаевцы. 
7291-9. Украшение. КЧАО, с. Учкулан. Начало XX века. Карачаевцы. 

2008-64/1,2. Боевые рукавицы. Кубанская обл. Баталпашинкий отд. С. Кайтуково. Кольчужные перчатки защищали кисти воина.

1084-25. Натруска.
В маленьких пороховницах-натрусках хранили "затравочный " порох, насыпавшийся на полку ружейного или пистолетного кремневого замка для воспламенения основного заряда. Дозированная подача пороха обеспечивалась устройством, представлявшим собой рычаг, верхнее плечо которого отжималось пружиной, а нижнее, заканчивавшееся крышечкой, закрывало отверстие натруски. Натруску хранили в нагрудных карманах на черкеске, которые располагались под газырницами.

Очаг

«И вновь над саклей вьются кольца дыма,
Вновь пламя обхватило головню...
И, как бывало, матери любимой,
Стихи читаю – жаркому огню.»

Очаг был сакральным местом для народов Кавказа Он был центром черкесского жилища. Очаг – это место размышлений мудрых старцев. У домашнего очага дети и подростки слушали сказания о знаменитых богатырях – героях нартского эпоса, их подвигах, чести, смелости и отваге.

Шкафчик для хранения ложек – ложкарник


Вешается на правой стене от входа, где женщины хранили посуду на полках. Ложкарники бывали в виде подвесного деревянного кармана. В кошах его заменял ствол тростника с отверстием. Еще в первой половине XX в. в карачаевских домах можно было увидеть подобные предметы с изображениями фамильных знаков – тамги.

 

     

Кисеты


У народов Кавказа кисеты вышитые золотыми или серебряными нитками имели широкое распространение. Они являлись частью приданного. Невеста, приходя в дом жениха, новым родственникам дарила подарки. Молодые девушки шили кисеты из бархата или шелка, используя различные способы переплетения нитей. При заполнении плоскости вышивки применяются разнообразные сочетания различных швов, золотых и серебряных нитей. Эти ритмы чередования коротких и длинных штрихов, сочетание крупных и мелких площадок самой разнообразной формы даже при строгом подчинении их общему контуру, разнообразят фактуру золотого шитья, выявляя ее благородство, повышая игру светотени.

Маски

Особое значение в обрядово-культовой жизни на Кавказе имел козел, культ которого был связан с земледелием. В театрализованных представлениях во время календарных праздников и свадеб разыгрывалась смерть и возрождение бога плодородия. Со временем этого персонажа сменил человек в маске «козла» или кукла. Маски из черного или бурого войлока, как правило, изготавливали девушки либо молодые женщины специально для каждого торжества.

7291-51. Маска. КЧАО. Пер. пол. XX века. Карачаевцы.
7291-51. Маска. КЧАО. Пер. пол. XX века. Карачаевцы.

Предание об изобретении шыкIэпщынэ – скрипки у черкесов

Жили два существа. Один назывался Иблис-дьявол, а другой Бегъымбар-ангел. Бегамбар сделал себе пшина, играл сам, но народу не показывал, потому что он боялся, что, если народ узнает о пшине, то будет играть и забудет молиться и народ испортится. Однажды, когда Бегамбар играл, Иблис зашел к нему и, хотя Бегамбар спрятал пшину, но Иблис увидел кусок дерева. Иблис говорил, что бога нет и боролся с Бегамбаром, который хотел, чтобы люди верили в бога. Иблис сделал пшину, но без дырок, и она играла плохо. Тогда пришел к Бегамбару и говорит, что он себе сделал пшину. Но звук у нее лучше. Тогда Бегамбар сказал: «Ты, верно, сделал ее тоньше и с дыркой и поэтому хороший звук». Так Иблис хитростью узнал о том, что надо делать дырку. Сделал ее и стал играть на настоящей пшине народу, убеждая на ней играть, а не молиться. Так распространялась шыкIэпщынэ.


Монтаж выставки

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.