Купить билет

Собиратели

Потапов Леонид Павлович

Потапов Леонид Павлович

РЭМ ИМ 9-14. Научный сотрудник отдела Сибири и Дальнего Востока Леонид Павлович Потапов. Снимок 1930-х гг.

Автор: И.Д. Ткаченко, научный сотрудник высшей категории отдела специализированного хранения, кандидат исторических наук

Потапов Леонид Павлович – один из крупнейших советских этнографов, исследователь истории и этнографии народов Сибири и Центральной Азии, тюрколог-алтаист, теоретик науки, имевший большой опыт полевой этнографии, специалист в области музейного дела, доктор исторических наук, профессор.

Леонид Павлович Потапов родился 6 июля 1905 г. в г. Барнауле в семье канцелярского служащего Алтайского Горного управления. Его родители принадлежали к крестьянскому сословию. Во время обучения в школе-девятилетке он мечтал стать ботаником, собирал гербарий. Летом 1921 г. юноша познакомился с Андреем Викторовичем Анохиным (1869–1931), который в тот период жил и работал в Барнауле. А.В. Анохин – этнограф, фольклорист, композитор и основоположник профессиональной музыки алтайцев. Помимо научных изысканий он занимался популяризацией краеведения, привлекая к исследованиям учащихся школ и молодёжь. После знакомства с ним у Леонида Потапова проявился интерес к традиционной культуре народов Южной Сибири, и он стал принимать участие в поездках А.В. Анохина. Свои первые заметки, посвященные культуре алтайцев, Л.П. Потапов начал публиковать в 19–20-летнем возрасте.

Сразу после окончания школы в 1924 г. он поступил на этнографический факультет Ленинградского географического института (с 1925 г. – этнографическое отделение географического факультета Ленинградского государственного университета). Будучи студентом, он выезжал в самостоятельные экспедиции: 1925–1926 гг. – Алтай; 1927 г. – Горная Шория, где он провёл весь период зимнего промысла с охотниками. В этих поездках молодой исследователь накапливал опыт полевой работы и собирал фактический материал по хозяйственной деятельности, общественным отношениям и верованиям. Среди учителей Л.П. Потапова в университете были выдающиеся этнографы: Л.Я. Штернберг (декан факультета), В.Г. Богораз-Тан, Д.К. Зеленин, Р.П. Митусова, крупный тюрколог А.Н. Самойлович и др.

В 1928 г. после окончания университета Л.П. Потапов по распределению отправляется в Узбекистан, где собирает и публикует материалы по этнографии узбеков Сурхан-Дарьи, Кашка-Дарьи, районов Самарканда, Хорезма и Ферганы, а также ведёт научно-организационную работу в должности заведующего отделом научных учреждений главнауки Наркомпроса. 1930–1933 гг.он проходит обучение в аспирантуре АН СССР.

Кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. – время пересмотра методологии науки в целом и исторической науки в частности. Этот период ознаменован становлением советской этнографии, в основу которой был положен марксисткий подход в изучении общества. Л.П. Потапов активно участвует в разнообразных теоретических дискуссиях. Одним из основных его направлений в исследовании культуры алтайцев стало изучение сложного комплексного характера общественных отношений, включающего, по его мнению, как пережитки родового строя, так и элементы феодальных и капиталистических отношений. В этом он противоречил знаменитым тюркологам В.В. Радлову, Н.М. Ядринцеву, В.И. Вербицкому и другим, утверждавшим, что у алтайцев родовой строй сохранился в чистом виде. 23 апреля 1939 г. Л.П. Потапов на историческом факультете ЛГУ защитил кандидатскую диссертацию «Пережитки первобытнообщинного строя у народов Алтая».

В 1931–1946 гг. он работал в Этнографическом отделе Русского музея (с 1934 г. – Государственный музей этнографии (ГМЭ) народов СССР; с 1991 г. – Российский этнографический музей, РЭМ) сначала в должности заведующего отделом этнографии народов Сибири, затем в должности заместителя директора по научной работе.

С февраля 1933 г. Л.П. Потапов совмещает работу в ГМЭ народов СССР с работой в Институте докапиталистических обществ Государственной академии истории материальной культуры (ныне – Институт истории материальной культуры РАН, ИИМК). В архиве РЭМ есть пара документов об одной возникшей бюрократической сложности. В ИИМКе Л.П. Потапову не разрешали совместительство, и он пишет заявление об уходе (май 1938 г.). Резолюция директора ГМЭ народов СССР Е.А. Мильштейна от 09.05.1938 г. поверх текста Л.П. Потапова гласит: «Написать просьбу в Инстит. Матер. Культуры Ак. Наук о разрешении г. Потапову работать в ГМЭ». Прилагается копия просьбы в адрес академика И.А. Орбели разрешить работу по совместительству (АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 382. Л. 4, 5). Судя по тому, что Л.П. Потапов остался сотрудником ГМЭ, просьба была удовлетворена.

В начале войны Л.П. Потапов оставался в блокадном Ленинграде, а затем, в апреле 1942 г., выехал в Новосибирск для наблюдения за сохранностью экспонатов, эвакуированных туда в 1941 г. и размещённых в Театре оперы и балета. Через некоторое время он переехал в Барнаул и следом в Горно-Алтайск, где преподавал в Горно-Алтайском педагогическом институте.

С 1943 г. научная деятельность Л.П. Потапова также связана с Институтом этнографии АН СССР (ИЭ) сначала в должности старшего научного сотрудника сектора Сибири, затем в должности заведующего сектором. 1943–1946 гг. – это период докторантуры. В 1946 г. он получает учёную степень доктора исторических наук за монографию «Алтайцы». В эти же годы он является доцентом Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина и после получения докторской степени получает звание профессора.

В 1948–1967 гг. Л.П. Потапов возглавляет Ленинградское отделение Института этнографии АН СССР (ЛО ИЭ) – Музея антропологии и этнографии им Петра Великого (МАЭ) и руководит отделом этнографии народов Сибири.

Круг научных интересов Л.П. Потапова был предельно широк, в него входил весь спектр вопросов, связанных с культурой народов Сибири и отчасти Средней Азии: этнический состав и общественные отношения, этногенез, религиозные представления, тюркология, хозяйство и материальная культура. По всем темам исследователь придерживался комплексного метода исследования, включавшего использование многообразных этнографических материалов в их сочетании с письменными и архивными источниками, а также данными археологии.

Почти вся жизнь Л.П. Потапова связана с двумя этнографическими музеями Ленинграда. Он являлся автором и руководителем части больших экспозиций ГМЭ народов СССР, за что в 1941 г. был занесён в республиканскую Книгу почёта Наркомпроса РСФСР. Основные экспозиции МАЭ 1950–1960-х гг. также построены под его непосредственным руководством.

Значительную часть времени Л.П. Потапова занимала редакторская деятельность. Он один из авторов и редакторов ряда очень важных исторических и историко-этнографических коллективных монографий, в первую очередь таких как «История СССР» (Т. 1, 1939), «История Сибири: историко-этнографический атлас Сибири» (под. ред. Л.П. Потапова и М.Г. Левина, 1956), «Народы Сибири» в серии «Народы мира» (под. ред. Л.П. Потапова и М.Г. Левина, 1961). С 1949 г. под его редакцией издавались сборники МАЭ и многое другое.

Своими знаниями и опытом Л.П. Потапов щедро делился, проводя научно-организационную и педагогическую работу. Он был членом учёного совета ИЭ АН СССР и председателем учёного совета ЛО ИЭ. Его усилия были направлены в первую очередь на работу с аспирантами, приезжавшими подчас издалека, из различных регионов Южной Сибири и Средней Азии.

Большинство материалов, ставших основой научных трудов Л.П. Потапова, собрано в многочисленных экспедициях. Его полевой опыт исключительно многогранен. С 1949 г. он руководил комплексной Саяно-Алтайской экспедицией, работы которой охватывали Горный Алтай, Шорию, Хакасию и Туву. В 1957–1966 гг. под его началом работала Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция, по итогам которой были опубликованы три тома трудов. Этим масштабным экспедициям предшествовало множество других уже упоминавшихся поездок. Сведения, полученные во время полевых сезонов бесценны, обработанные исследователем, они увидели свет в виде научных трудов. Вместе с тем деятельность Л.П. Потапова по собиранию предметов материальной традиционной и современной  культуры изучаемых народов была не столь плодотворной. Причинами тому явились и отсутствие времени, и недостаточность финансирования. Так, например, в отчёте от 23 октября 1931 г. записано: «Ввиду неполучения мною обещанных мне сумм для приобретения коллекций, характеризующих новый быт Ойротии, таковые не приобретены.23/X-31» (АРЭМ. Ф.2. Оп.1. Д.382. Л. 1).

До конца своей жизни, будучи уже на заслуженном отдыхе, Л.П. Потапов, как это свойственно многим увлечённым своей профессией людям, продолжал научную и преподавательскую деятельность. Последней его работой, опубликованной уже после смерти, была монография «Охотничий промысел алтайцев» (2001). Во Введении он отмечает: «Несмотря на то, что темы «Шаманизм» и «Охотничий промысел» не входили в планы исследований Института этнографии, я продолжал их разрабатывать урывками и, конечно, в свое отпускное время. В результате в 1991 г. я издал книгу под названием «Алтайский шаманизм».

 По воспоминаниям коллег и учеников, «Леонид Павлович любил себя, в нём было что-то барское в хорошем смысле этого слова, его отличало рыцарское отношение к женщинам» (Дьяконова, Решетов, 2002, с. 130). В одном из писем из экспедиции в Ойротию 1939 г. он пишет: «Самочувствие у меня неважное. Здесь очень высоко, и это отражается на состоянии организма. Утомляет и верховая езда, а также ночёвки где попало и на чём попало. Питание, разумеется, случайное, нерегулярное. Но природа изумительна. Приходится поражаться, в каких оригинальных и разнообразных сочетаниях могут повторяться горы, лес и вода» (АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 382. Л. 9об. –10).

Леонид Павдович скончался 9 октября 2000 г. на даче в пос. Комарово Ленинградской обл. и похоронен на поселковом кладбище (он же Комаровский некрополь, где покоятся выдающиеся деятели науки и искусства) рядом с супругой. Супруга Люция Эллен Эдит Густавовна Гаффенберг (1906–1971) – этнограф-иранист, изучала культуру полукочевых ираноязычных народов. Сыновья – Сергей и Роальд. Роальд Леонидович Потапов (1933–2018) – известный орнитолог, доктор биологических наук.

Архивные материалы

АМАЭ. Ф. К-II. Оп. 1. Д. 177. 57 л. – Гаврилов, Ефремов, Колесов, Орловский, Потапов, Цукерман. Верхоянский район. 1935.
АМАЭ. Ф. К-II. Оп. 1. Д. 178. 56 л. – Гаврилов, Ефремов, Колесов, Орловский, Потапов, Цукерман. Нижне-Колымский район. 1935.
АМАЭ. Ф. К-II. Оп. 1. Д. 200. 49 л – Гаврилов, Колесов, Орловский, Потапов, Цукерман. Томпонский район. 1936.
АМАЭ. Ф. К-II. Оп. 1. Д. 236. 60 л – Гаврилов, Даринский, Колесов, Орловский, Потапов, Пиделин, Цукерман. Пригородный район Якутской АССР. 1938.
АМАЭ. Ф. К-1. Оп. 1. Д. 34. 22 л. – Потапов Л.П. Пережитки первобытного коммунизма у народов Северного Алтая. Машинопись. 1938–1940.
АМАЭ. Ф. К-1. Оп. 1. Д. 141. 100 л – Потапов Л.П. Ойроты. Машинопись с правкой редактора. 1940-1949.
АМАЭ. Ф. К-1. Оп. 1. Д. 322. 45 лл. – Потапов Л.П. Некоторые вопросы изучения национальной консолидации. Машинопись. 1958.
АМАЭ. Ф. К-1. Оп. 1. Д. 366. 9 л. – Потапов Л.П. О научно-просветительской работе Музея антропологии и этнографии АН СССР (Ленинград). Машинопись. 1959.
АМАЭ. Ф. К-1. Оп. 1. Д. 367. 19 л. – Потапов Л.П. Чешская этнографическая коллекция в Государственном музее этнографии народов СССР в Ленинграде. Машинопись. 1959.
АМАЭ. Ф. К-1. Оп. 1. Д. 368. 37 л. – Потапов Л.П. Объяснительная записка к профилю Государственного музея этнографии. Машинопись. 1939.
АМАЭ. Ф. К-1. Оп. 1. Д. 395. 14 л. – Потапов Л.П. Историческая справка о наименовании Ойротская Автономная область. 1946.
АМАЭ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 128. 3 л. – Потапов Л.П. Проблема изучения национальной консолидации народностей Южной Сибири. Машинопись. 1948–1951.
АМАЭ. Ф. 20. Оп. 1. Д. 129. 5 л. – Потапов Л.П. Теоретические установки и план монографии «Вопросы национальной консолидации народностей Южной Сибири». 1948–1953.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 382. 21 л. – Переписка о командировке научного сотрудника Л.П.Потапова в Ойротскую автономную область для собирания этнографических материалов; опись этнографических материалов шорцев. Октябрь 1931 – июнь 1941.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 485. 5 л. – Отчет Северо-Алтайской экспедиции Потапова Л.П. и Супинского А.К. о собирании этнографических материалов на территории Горно-Шорского района Западно-Сибирского края. 9 октября 1934.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 533. 6 л. – Отчет научного сотрудника музея Л.П.Потапова о раскопках древних памятников на Алтае, произведенных Алтайской экспедицией в 1935 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 571. 1 л. – План научной командировки в Ойротию действительного члена музея этнографии Л.П.Потапова. 14 июня 1936.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 841. 1 л. – План научной командировки Л.П.Потапова в Ойротию летом 1941 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 133. 90 л. – Потапов Л. П. Классовое расслоение и классовая борьба в Ойротии. Очерк. 1936.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 137. 8 л. – Потапов Л. П. Русский Алтай и его население. Очерк. [1937].
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 138. 31 л. – Потапов Л. П. Алтайцы за период с февральской революции до образования Ойратской автономной области. Очерк. [1937].
АРЭМ. Ф. 2. Оп .2. Д. 151. 14 л. – Рецензии М. Грязнова, Г. Сосновского и Л. Потапова на очерк С. В. Киселева «Культура алтайских племен в VI–X вв. н.э.». 24 ноября 1939.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 168. 46 л. – Потапов Л. П. Упадок культуры народов Алтая при господстве ойратов. [1944].
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 169. 40 л. – Потапов Л. П. Культура племен Алтая VI–X вв. 1944.

Основные публикации

1. Потапов Л.П. Очерки по истории Шории // Труды Института Востоковедения.. – М.;Л.: изд-во АН СССР, 1936. – Т. XV. – 260 с.
2. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев / Под ред. С.А. Токарева. – Новосибирск: Новосибирское обл. гос. изд-во, 1948. – 504 с.
3. Потапов Л.П. Особенности материальной культуры казахов, обусловленные кочевым образом жизни // Сборник Музея антропологии и этнографии. – Л., 1949. – Т. XII. – С. 43–70.
4. Потапов Л.П. Одежда алтайцев // Сборник Музея антропологии и этнографии. – Л., 1951. – Т. XIII. – С. 5–59.
5. Потапов Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (XVII–XIX в.). – Абакан, Хакоблиздат, 1952. – 217 с.
6. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев / Отв. ред. С.В. Киселёв. – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1953. – 444 с.
7. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. – Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1957. – 307 с.
8. Потапов Л.П. Из истории кочевничества // Вестник истории мировой культуры. – 1957. – № 4. – С. 55–69.
9. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев: Историко-этнографический очерк / Отв. ред. А.П. Окладников. – Л.: Наука, Ленинградское отд-ние, 1969. – 196 с.
10. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев / Отв. ред. А.П. Окладников. – М.: Наука, 1969. – 400 с.
11. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм / Отв. ред. Р.Ф. Итс. – Л.: Наука, 1991. – 320 с.

Библиография

1. К 60-летию Леонида Павловича Потапова // Советская этнография. – 1966. – № 1. – С. 152–155.
2. Абрамзон С.М., Дьяконова В.П. К 70-летию Л.П. Потапова // Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. – Кызыл, 1975. – Вып. XVII. – С. 242–247.
3. Окладникова Е.А. Леонид Павлович Потапов // Кунсткамера. Этнографические тетради. – 1995. – Вып. 8–9. – С. 406–411.
4. Решетов А.М. Старейшина этнографического цеха. К 90-летию со дня рождения Л.П. Потапова // Курьер Петровской Кунсткамеры. – 1995. – Вып. 2–3. – С. 384–389.
5. Дьяконова В.П., Решетов А.М. О Леониде Павловиче Потапове // Этнографическое обозрение. – 2002. – № 2. – С. 125–131.

Интернет ресурсы

Леонид Павлович Потапов

Коллекции

Алтайцы
№ 6155. – Верхняя одежда (мужская, женская, подростковая), головные уборы, пояса (тканевые опояски и кожаные), кожаные сапоги с войлочными чулками, ножны, огниво, сосуды для вина, игольник, волокуша охотничья. Включает 44 предмета. Ойротская АО, аймаки: Онгудайский, Улаганский, Усть-Канский, Усть-Коксинский. Сбор 1939 г.

Шорцы
№ 5668. – Охотничий комплекс: костюм, опояски, ножны, сумка, посуда, лук со стрелами, ружья, капкан, прави́лка, ручная нарта, балалайка; собирательско-земледельческий комплекс: корнекопалка, берестяные лукошки, деревянная ступа, мотыга, серп, колотушка для обмолота зерна; рыболовный комплекс: сеть, морда; а также кожемялка, ткацкий станок, одежда, утварь, детские игрушки, колыбель. Включает 100 предметов. Западная Сибирь, Горно-Шорский р-н, басс. р. Мрассу (левый приток р. Томь), р. Колзас (левый приток р. Мрассу), р. Кабырза (правый приток р. Мрассу). Сбор 1934 г.

Фотоколлекции

Алтайцы
№ 5641. – Жилище, хозяйственные постройки, индивидуальные и групповые портреты. Включает 36 негативов, 36 фотоотпечатков. Долина р. Чуя близ впадения в р. Катунь, Чуйская степь, Чуйский тракт, г. Улала (современный г. Горно-Алтайск), долина р. Урсул близ пос. Онгудай. Фотосъёмка 1927 г.

Шорцы
№ 5687. – Индивидуальные и групповые портреты, молотьба хлеба, обработка кож, средства передвижения, транспортировка людей и грузов, жилище и хозяйственные постройки, инфраструктура поселка – контора купца и магазин, больница, школа, пейзажи. Включает 79 фотоотпечатков. Негативы не сохранились – погибли при бомбардировке 05.12.1941. Горная Шория, верховья р. Мрассу (левый приток р. Томь). Улусы Уш-Кайбук, Сорат, Колзас, Карасу, Усть-Кобырзу, сс. Кондома, Челейсу Анзас. Фотосъёмка 1934 г.

№ 6287. – Шаман Поликарп Полжданов, Аргымай Кульджин (один из собирателей коллекций РЭМ). Чуйский тракт, сушка снопов, ореховый промысел, средства передвижения. Включает 10 негативов, 10 фотоотпечатков. Ойротская АО и Горная Шория, улус Качыбай на р. Кондома, Онгудайский аймак, Чуйский тракт. Фотосъёмка 1927 г.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.