Купить билет

Собиратели

Верещагин Василий Васильевич

Верещагин Василий Васильевич

В.В. Верещагин за мольбертом. 1902 г. Фотография в свободном доступе в Интернете

Автор: И.И. Шангина, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук, профессор

 

Верещагин Василий Васильевич – известный русский художник-баталист, писатель, коллекционер, военнослужащий, участник Туркестанских походов (1868 г.), Русско-турецкой войны (1877 г.), Русско-японской войны (1904 г.). По словам искусствоведа Николая Врангеля, В.В. Верещагин: «Воин, поэт, отшельник, художник и писатель».

В.В. Верещагин родился 14 (26) октября 1842 г. в г. Череповце Новгородской губ. в семье местного предводителя дворянства Василия Васильевича Верещагина и его жены  Анны Николаевны Верещагиной. С 1850 г. он учился в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе, где дворянских детей  готовили к воинской службе. После его окончания В.В. Верещагин в 1853 г был принят в Морской кадетский корпус в Петербурге, по окончании которого в апреле 1860 г. был произведен в мичманы. Прослужив некоторое время в полку, В.В. Верещагин подал в отставку и с 1860 по май 1863 г проходил курс обучения в Академии художеств в Петербурге. Летом 1863 г. он отправился на Кавказ, где жил в Тифлисе, Нагорном Карабахе, затем в Шуе до сер. 1864 г, занимаясь написанием этюдов и с интересом наблюдая за обычаями грузин, армян и азербайджанцев. С осени 1864 г. и по 1866-й г. он учился в школе изящных искусств Академии художеств в Париже в мастерской художника Жан-Леона Жерома. После возвращения весной 1866 г. жил в России, принял приглашение туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана быть при нем художником и в мае 1868 г. прибыл в Самарканд, только что взятый русскими войсками.


В.В. Верещагин. Торжествуют. 1872 г.

Вскоре цитадель Самарканда была осаждена войсками шахрисябских беев и восставшими местными жителями. В.В. Верещагин принял участие в ее защите, за что получил орден Святого Георгия 4-й степени. В 1869 г., вернувшись из Туркестана в Петербург, он организовал выставку, где выставил работы, созданные им в Ташкенте, Самарканде и Туркестане. На них была представлена мало знакомая петербуржцам Средняя Азия:  невольничий рынок, нищие, торговцы опиумом, женщины в парандже. Затем В.В. Верещагин вновь отправился через Сибирь в Туркестан, Семиречье и Западный Китай.

В дальнейшем вся жизнь художника проходила в странствиях. В 1874 г. он долго жил в Индии, путешествовал по Восточным Гималаям, Сиккиму – небольшому княжеству на северо-востоке Индии, Ладакху, расположенному на северо-западе Индии. В 1876 г. был на Балканах, в 1877 г участвовал в Русско-турецкой войне, в 1883 г. совершил второе путешествие по Индии; в 1884 г. посетил Палестину и Сирию, в 1889 г. ездил по городам США, в 1901 г. поехал на Филиппины, в 1902 г. – на Кубу, в 1903 г. – в Японию. Во время путешествий по Востоку художник не только писал этюды, делал зарисовки жанровых сценок, писал картины, но и внимательно наблюдал за жизнью людей, их праздниками, обычаями, обрядами. Все увиденное и услышанное он описывал в книгах, путевых очерках, журнальных статьях, газетных заметках. Кроме того, он собирал предметы будничного и праздничного обихода местных народов, атрибуты традиционных обрядов. Свою страсть к путешествиям он объяснял так: «Путешествия признаю великою школою – много видел и слышал, и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам». 

Интерес к русской старине, желание увидеть не только экзотические восточные страны, но и Россию, возникло у В.В. Верещагина  в 1880-х гг. Это было время, когда русское просвещенное общество ощутило необходимость, по словам философа И.А. Ильина, «вернуться к себе, к живым и драгоценным корням своей национальной культуры». В 1880–1890-х гг. он совершил несколько поездок по заповедным местам России.

Первым его путешествием была поездка по старинным городам Верхнего Поволжья. Там он смог увидеть средневековые стены кремлей и монастырей, боярские палаты, древние церкви и соборы с луковичными и шатровыми главками, резные иконостасы церквей – подлинные художественные шедевры, богатые купеческие особняки. В декабре 1887 г. он приехал в Ростов Великий и жил там два зимних месяца, а затем побывал в Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде и Юрьевце, откуда на небольшом пароходике направился по реке Унже в г. Макарьев Костромской губ., где находился старинный Макарьево-Унженский Свято-Троицкий мужской монастырь. О плавании по Унже он рассказал в своем очерке, опубликованном в ежедневной петербургской газете «Новости и биржевая газета». В 1893 г. Верещагин несколько месяцев жил в Вологде, посещая ее близкие и дальние окрестности, съездил на Кубенское озеро. В этих местах для Верещагина было много интересного. В ближайших окрестностях Вологды располагался ряд старинных монастырей: Ферапонтов, Спасо-Каменный, Горицкий-Воскресенский, Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, в многоярусных иконостасах церквей которых можно было встретить шедевры древнерусской живописи. Здесь еще в XV в. сложилась замечательная школа иконописи, начало которой положил талантливый мастер Дионисий Глушицкий. Во время этих поездок художник написал много разнообразных этюдов, запечатлевших вологжан, городские пейзажи, архитектурные памятники. Среди них можно назвать такие как «Старушка вологжанка, кружевница», «Странник-богомолец», «Вологодский мастеровой», «Отец Варнава, монах Прилуцкого монастыря», «Вологодский домик вечером», «Улица в Вологде зимой в солнечный день», «Часть ограды Прилуцкого монастыря», «Послушница Вологодского женского монастыря» и другие.

В начале 1894 г. он опять писал картины в Вологде, а 25 мая отправился с семьей на барке по Северной Двине  из Сольвычегодска в Архангельск. Путешественники заезжали в Пинегу и по Белому морю на Соловки. Речное путешествие длилось полтора месяца, до 12 июля. Поездка была продиктована, как говорил Верещагин, «стремлением познакомиться с сохранившимися памятниками древней русской архитектуры». Он считал, что на Русском Севере они сохранились лучше, чем в других местах. Кроме того, северные деревни привлекали его хорошей сохранностью обычаев старины и тем, что здесь «меньше было иноземных влияний и наслоений в быту». 

Русский Север произвел на него очень сильное впечатление: «Хорошо на севере, спокойно, пахнет стариной. И люди здесь истые, крепкие». В этой поездке художник написал около двадцати этюдов масляными красками, в которых запечатлел памятники деревянного зодчества, интерьеры старинных церквей, типажи местных жителей, пейзажи. Лучшими среди них были этюды: «Северная Двина» «Иконостас белослюдской церкви», «Резной столб в церкви с. Пучуги», «Входные врата Сольвычегодского собора».


В.В. Верещагин. Северная Двина. 1894 г.

Помимо этого, он создал оригинальное литературное сочинение «Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей», которое включало портреты местных жителей и беседы с каждым из них художника. По следам этого путешествия В.В. Верещагин написал книгу «На Северной Двине. По деревянным церквям».


В.В. Верещагин. Отставной дворецкий. 1888 г.

Где бы художник ни путешествовал, из всех своих поездок он привозил коллекции. По мнению его современников, коллекционирование, наряду с живописью и путешествиями, было главным жизненным делом В.В. Верещагина.

Его коллекция была огромна и включала в себя вещи, привезенные из путешествий по Туркестану, Индии, Тибету, Палестине, Японии, а также по России. Во время поездок он любил ходить по лавкам старьевщиков и антикваров, в которых находил для себя много любопытного. В заметках о Японии В.В. Верещагин писал: «Мне были очень интересны лавки их старьевщиков, с разными безделушками из посуды, статуэток, ваз, блюд, всякого рода ящиков, посуды <...> трудно передать прелесть этого товара в том случае, когда он произведен хорошими мастерами, преимущественно старыми, и оригинален, т.е. неподделен»

В воспоминаниях сына В.В. Верещагина Василия содержится подробное описание огромной мастерской художника в Подмосковье, где хранились коллекции:  «Зимняя мастерская в доме <...> походила на музейный зал, где кроме многочисленных картин, было собрано множество предметов, привезенных отцом из его путешествий по разным странам Старого и Нового света». Левая половина мастерской, где располагались коллекции, была красиво оформлена: «на широкие лавки вдоль стен спускались пушистые ковры, прикрывавшие стены над лавкой на высоту около метра и через лавку спадавшие на пол, там же лежали дорогие индийские, туркменские и бухарские ковры, которые по признанию самого отца были его “слабостью” <...> над лавками висели резные шкафы-витрины, в которых находилась коллекция старинных русских вещей (крестов, венцов с икон, кубков, серег и т.п.), собранных отцом во время его путешествия по Северной Двине в 1984 г.) <...>. На северной стороне над лавкой висело старинное холодное и огнестрельное оружие с Кавказа, из Туркестана, Индии и Турции. Кроме кавказских кинжалов, шашек, стальной кольчуги и турецких ятаганов. Я помню большую необыкновенно тяжелую пищаль <...> длинную арабскую винтовку с прикладом и ложем, украшенным перламутровой инкрустацией, китайские луки <…> турецкую винтовку системы «пиподи-мартини» и русскую «крынку», привезенные из компании 1877 г., ружья французской и русской армии времен Наполеона»


Мастерская В.В. Верещагина в его доме в Нижних Котлах. 1890 г. Фотография в свободном доступе в Интернете

Русские вещи художник стал собирать в нач. 1880-х г. По словам П.В. Андриевского, младшего брата жены В.В. Верещагина, ее начало было положено покупкой собрания памятников русских древностей реставратора, художника и коллекционера И.Н. Подключникова. Оно включало древнерусские нательные кресты, медные складни, серьги, кольца, пуговицы XVII – нач. XVIII в., старинное оружие и много различных бытовых вещей. В дальнейшем В.В. Верещагин приобретал вещи во время своих поездок в Центральную Россию и на Русский Север. Историк и издатель журнала «Русская старина» М.И. Семевский, писал, что художник, встретившись с ним в Ярославле, показал ему предметы, которые собрал для своей русской коллекции на Волге: «Две просторные комнаты, занятые им на антресолях кокуевской гостиницы, представляют целый музей: кокошники, вообще головные  и всякие другие женские уборы, предметы старины самые разнообразные, тут и иконы, и пуговицы, и монеты, и оружие, и рукописи – все  приобретается художником с большим знанием дела и все поступает  в громадное собрание бытовых предметов всех стран света, куда только приводит его любознательность».  

Большие коллекции он собрал и вовремя путешествия по Северной Двине: в Красноборске он приобрел расписные бураки, которыми этот город славился, в Верхней Тойме – различные вещи, украшенные резьбой, в том числе резной клирос, две резные скамеечки и резной стул. В своей книге о путешествии по Северной Двине он описывает небольшой эпизод, из которого видно как много традиционных вещей еще хранилось в то время у крестьян Севера. «В деревне узнали, что какой-то приезжий чудак заплатил такую огромную цену за старую никчемную вещь [резную скамью], и к барже со всех сторон потянулись разные люди, преимущественно женщины, предлагая купить всякую всячину. Приносили серьги, перстни, старые монеты<…>пуговицы, пряжки, свертки галунов, продырявленные ковши, сундуки. Один крестьянин ухитрился притащить даже борону». Василий Васильевич терпеливо объяснял, что он по ремеслу своему вовсе не торговец и не скупщик старых вещей.

Памятники русской старины В.В. Верещагин покупал также на антикварном рынке. Так, в письме своему другу, хранителю Ростовского музея церковных древностей И.А. Шлякову, Верещагин писал в 1888 г о своей удачной покупке в Москве по недорогой цене коллекции «старинных» крестов, серег и прочего, а также «финифтяной эмали»: серебряного крестика, серег, ножен кинжала, эмалевой сахарницы петровского времени. В одном из писем И.А. Шлякову он просит приобретать для него вещи: «…буде найдется с художественным значением: серьги, цепочки, кресты, вышивки, кафели. А также редкие по форме и высокохудожественные произведения мелкой пластики, ювелирные изделия, особенно эмали». Современники оценивали коллекцию «русских древностей» В.В. Верещагина как «выдающуюся по художественному и историческому интересу».

Собранные вещи он использовал при написании своих картин. Так, работая над картинами, посвященными войне 1812 г., В.В. Верещагин просил своего друга в Ростове Великом И.А. Шлякова, хранителя, знатока и исследователя ростовской старины, найти для него старинную одежду, «какую носили еще в начале столетия<…>армяк крестьянский или прикащичий желтого цвета <…>, треух, т.е. меховая шапка», в которые он хотел «одеть» героев своих картин. Кроме того, он обычно выставлял коллекционные предметы на своих выставках живописных произведений. По его мнению, это позволяло посетителям глубже погрузиться в атмосферу изображенного на картине. 

В 1900 г. свою коллекцию «русских древностей» Верещагин показал на выставке в Императорском обществе поощрения художеств в Петербурге. На ней демонстрировались золотые и серебряные изделия в основном XVII в.: золотые и серебряные серьги, перстни, пуговицы, кресты-тельники, цепи, различная богослужебная утварь, а также пелена «Богоматерь Владимирская» и воздух «Се Агнец». Многие драгоценные вещи были украшены эмалью, которой славились мастера Великого Устюга. К тому же, по словам П.В. Андреевского, там были выставлены  «изделиями русских народных умельцев, собранные во время путешествий по Русскому Северу». Вся коллекция целиком была приобретена за 20 000 руб. императором Николаем II для Русского музея . Она поступила в Художественный отдел музея осенью  1900 г. В настоящее время в отделе древнерусского искусcтва Русского музея хранится 1015 золотых и серебряных изделий XVII – нач. XVIII в. Остальные 238 предметов были переданы в 1916 г. в Этнографический отдел Русского музея (ЭО). В список вещей, принадлежавших В.В. Верещагину и переданных в ЭО, оказались включенными также 35 предметов другого неизвестного коллекционера. При регистрации экспонатов они были оформлены как вещи В.В. Верещагина.

Переданные в Этнографический отдел предметы были зарегистрированы в 12 коллекций.

Собрание В.В. Верещагина поступило в ЭО без каких-либо аннотаций к вещам. В списках экспонатов указывалось только общелитературное название предмета и материал, из которого он изготовлен: «пояс златолитный», «фата парчовая», «коробка, окованная железом». При регистрации вещей в ЭО было сделано только внешнее описание предмета. Атрибуция по времени, месту изготовления и бытования проведена не была, также как не было выяснено и местное названия предмета, его назначение. В последующие годы источниковедческая работа с коллекциями В.В Верещагина не проводилась. Вероятно, большая их часть была сделана и бытовала на Русском Севере, и лишь некоторые предметы можно отнести к Верхневолжскому региону. 

Собрание В.В. Верещагина очень разнородно. Оно включает в себя разнообразные предметы быта, не связанные в комплексы. Большая их часть датируется XVIII в., но есть вещи XVII в. и втор. пол. XIX в. Художник, отбирая предметы для своей коллекции, отдавал предпочтение тем, что были декорированы резьбой, росписью, чеканным или гравированным узором, или имеющим интересную форму. Собрание В.В. Верещагина по своему составу в какой-то степени повторяет набор вещей, характерный и для собраний памятников русской старины коллекционеров. Это, прежде всего, дубовые ларцы, подголовники, небольшие сундучки из дуба с металлической, часто ажурной оковкой и с подложкой слюды, фольги и кожи, изготовленные  в Великом Устюге в XVII – нач. XVIII в., а также подобные предметы, покрытые пластинами моржовой или слоновой кости, сделанные холмогорскими мастерами в XVIII – нач. XIX в. В собрании много медной утвари: братыней, стаканов, стопок, чаш, чарочек, четвертин, фляг, кувшинов. Одни сосуды использовались для питья хмельных напитков, другие – для их хранения (четвертины, фляги), и еще одни (кувшины) – для умывания лица и рук. В коллекции В.В. Верещагина все эти предметы орнаментированы чеканкой или гравировкой с крупным растительным орнаментом. Большая их часть датируется XVIII  – перв. пол. XIX в., но есть три предмета XVII в. На трех кувшинах и одной четвертине  выгравированы или выдавлены даты их изготовления: 1643, 1756, 1759,1761 гг. В.В. Верещагиен также приобрел серебряный кубок, на ножке которого выбито клеймо с изображением льва, даты: 1757 г. и инициалов EJ.  На некоторых сосудах выгравировано: «братыня доброго человека». На оловянном стакане вокруг изображения сердца расположены надписи: «чисто и красно», «» ныне свет вижу». На кувшине XVII в. написано: «Бож млс ве гдр црь ве кня алекс. вас». Кроме металлических сосудов для питья вина, в собрании имеются два хрустальных бокала на тонких ножках, на конусообразном тулове которых выгравирован двуглавый орел с медальоном, буквами JE и двумя ветками лавра.

Особый интерес в собрании представляют чашки, коробочки и  фляги, изготовленные во втор. пол. XVIII в. в Великом Устюге на фабрике Афанасия и Степана Поповых. На одной из коробочек имеется фабричное клеймо «УВАСП»  – Устюг Великий Афанасии Степан Поповы». Эти предметы сделаны из меди и покрыты белой или синей эмалью, поверх которой наложен орнамент из медных посеребренных пластин. Узор в основном растительный, но встречаются изображения птиц, людей, а на одной из фляг изображен кремль, солдаты и пушки. Как и в каждой коллекции, в собрании В.В. Верещагина много деревянной утвари: чашек, мисок, ковшей, скобкарей, а также украшенных резьбой и росписью трепал, вальков, донцев прялок. 

Количество предметов из ткани в собрании гораздо меньше, чем у других коллекционеров памятников русской старины, и состоит из разнородных предметов: женских головных уборов, вышивок с головных уборов, полотенец, подзоров простыней, образцов вышивок. При этом среди них есть два очень интересных подзора XVIII в., выполненных в технике белой перевити. На одном из них изображены львы – одни из старейших и популярных геральдических символов, которые расположились около стилизованного дерева, на другом – крупный растительный узор. Из большой коллекции оружия в ЭО оказались только небольшая чугунная пушка, кольчуги, кольчужные рукава, перчатки, шишак, лезвие секиры, ножны. Интересным увлечением В.В. Верещагина было коллекционирование накладных и навесных замков, семь из которых оказались в собрании Российского этнографического музея.

Коллекция бытовых предметов  В.В. Верещагина, поступившая в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея императора Александра III представляет собой только небольшую часть русского собрания. Судя по его переписке, описанию путешествия по Северной Двине, воспоминаниям сына и других родственников, она была большей по размеру и более разнообразной по содержанию. Часть коллекции хранится в Русском музее. Место нахождения многих других вещей, входивших в нее, например резного клироса, резной скамьи, резных скамеечек, бураков из Красноборска, приобретенных на Северной Двине, и других предметов пока остается неизвестным. 

Последним путешествием, из которого В.В. Верещагин привез прекрасную коллекцию предметов декоративно-прикладного искусства, была поездка в Японию в августе – ноября 1903 г. Однако там он пробыл всего три месяца в связи с обострением русско-японских отношений. В феврале 1904 г., когда началась Русско-японской война, Верещагин отправился на театр военных действий и 31 марта 1904 г погиб во время взрыва на броненосце «Петропавловск», недалеко от Порт-Артура (Люйшунькоу, Далянь, Китай).

Именем В.В. Верещагина названы улицы во многих городах России, где он побывал. Его коллекции постоянно демонстрируются на выставках Российского этнографического музея.


Архивные материалы 

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 64. Л. 7–16. – Списки этнографических вещей из коллекции В.В. Верещагина.

Основные публикации

  1. Верещагин В.В. Очерки путешествия по Закавказью в 1864–1865 гг. // Всемирный путешественник.1870. – Т.7. – Вып. 14. 
  2. Верещагин В.В. Очерки путешествия в Гималаи г-на и г-жи Верещагиных. – СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича. – Ч. 1. Сикким. 1883. – 86 с.; Ч. 2. Кашмир. Ладак. 1884.  ̶ 135 с. 
  3. Верещагин В.В. На войне в Азии и Европе: Воспоминания. – М.: Типолитография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1894.– 370 с.
  4. Верещагин В.В. Детство и отрочество. – Т.1: Деревня. Корпус. Рисовальная школа. М.: Типолитография т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1895. – 315 c.
  5. Верещагин В.В. Пожар Москвы. Казаки. Великая армия. Маршалы. Наполеон I. – М.: Типолитография т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1895.– 274 с.
  6. Верещагин В.В. На Северной Двине. По деревянным церквам: Приложение к каталогу картин В.В. Верещагина. – М: Типолитография т-ва И.Н. Кушнерев и К.,1896 . – 121 с.
  7. Листки из записной книжки художника В.В. Верещагина. – М.: Типолитография т-ва И.Н. Кушнерев и К. ,  1898. – 150 с.
  8. Наполеон I в России в картинах В.В. Верещагина с портретом В.В. Верещагина, его предисловием и пояснительным описанием карт. – СПб.: Ф.И.Булгаков,1899. – 266 с.
  9. Верещагин В.В. На войне: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877г. – М.: Тов-во И.Д. Сытина, 1902 – 317 с.
  10. Очерки, наброски, воспоминания. Василий Верещагин. – СПб.;М.: Издательские технологии ; Пальмира, 2023. – Т 8. – 326 с.


Основная библиография

  1. Андреевский П.В. Воспоминания о В.В. Верещагине // Панорама искусств 8. – М.: Советский художник, 1985. – С. 122–151.
  2. Булгаков Ф.И. Верещагин В.В. и его произведения. – СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1896. – 197 с.
  3. Лебедев А.К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество: 1842–1904. – М.: Искусство, 1972. – 395 с.
  4. Демин Лев. С мольбертом по земному шару. Мир глазами В.В. Верещагина. – М.:  Мысль, 1991. – 373 с.
  5. Новаковская-Бухман С.М.  Собрание В.В. Верещагина // Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее / ГРМ. – СПб., 2014. – С. 95–100.

Коллекции

Русские 

№ 3640. – Металлическая (медная и оловянная) утварь: братыни, стаканы, кувшины, кружки, солонка, четвертина, чаша, стопа. Включает 28 предметов. Место бытования неизвестно. Приобретена в 1880–1890-х гг. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3641. – Деревянная утварь:  чашки, миски, стаканы, ковши, бураки, скобкари, коробочки, а также пряничные формы, трепала, вальки, донца прялок. Включала 38 предметов, сохранилось 25. Место бытования неизвестно. Приобретена в 1880–1890-х гг. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея императора Александра III.

№ 3642. – Сундуки, ларцы, изголовники, шкатулки. Включала 29 предметов, сохранилось 24. Приобретена в 1880–1890-х гг. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3648. – Костяные ларцы коробки, сундучки. Включала 10 предметов, сохранилось 9. Приобретена в 1880–1890-х гг. Место приобретения неизвестно. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3649. – Кольчуги, кольчужные перчатки, рукава от кольчуги, шишак, лезвие секиры, ножны. Включала 10 предметов, сохранилось 8. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3650. – Зеркала в деревянной раме и резные домовые доски. Включает 8 предметов. Приобретена в 1880–1890-х гг. Место приобретения неизвестно. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3651. – Самовары и поднос. Включала 3 предмета, сохранилось 2. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3652. – Пушка, нож, кандалы, колокол для коровы, поварешка. Включает 5 предметов. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3653. – Замки и петли. Включает 8 предметов. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

№ 3655. – Женские и девичьи головные уборы и детали к ним (очелья и затыльники), платки, фата, пояс, подушечка для булавок, полотенца и концы к ним, подзоры простыней, детали передников, кошельки, кисеты. XIX в. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Поступила в 1916 г. из Художественного отдела Русского музея имп. Александра III.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.