Купить билет

Собиратели

Каликин Федор Антонович

Каликин Федор Антонович

Авторы: А.Б. Островский, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук; А.А. Чувьюров, научный сотрудник высшей категории отдела этнографии Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук

Фёдор Антонович Каликин – знаток, исследователь традиционной русской культуры, иконописец, выдающийся реставратор древнерусской и западноевропейской живописи, собиратель. Его имя хорошо известно исследователям древнерусской культуры, старообрядческих духовных традиций. Его собрания древнерусских икон и старообрядческих рукописей в настоящее время хранятся в фондах крупнейших музеев и архивов Российской федерации (ИРЛИ, ГЭ, ГРМ, БАН, ИИМК, ГМИР). Его имя также широко известно реставраторам: за годы работы в Эрмитаже им было отреставрировано более 260 произведений, среди них – уникальные произведения итальянского Возрождения, редчайшие полотна византийской живописи XII–XIV вв., древнерусские иконы. Значительна роль Ф.А. Каликина также в атрибуции памятников медного литья.

Весьма существенный вклад внес Ф.А. Каликин также в пополнение фонда Этнографического отдела Русского музея Его собирательские интересы во многом были определены средой, в котором прошли его детские и юношеские годы.

Ф.А. Каликин родился в д. Гавриловской Спасо-Верховского общества Спасской вол. Тотемского у. Вологодской губ. Относительно года его рождения исследователями приводятся различные даты. В работах, посвященных биографии Ф.А. Каликина, которые были написаны в 1970-х гг., указывается, что он родился в 1876 г. В статье А.А. Амосова, посвященной книгописной мастерской семьи Каликиных и опубликованной в 1992 г., сообщается, что Федор Антонович Каликин родился в 1885 г. Кроме того, здесь же приводятся годы рождения его родителей: отец Антон Семенович Каликин – 1854, мать Афимья Ивановна Баскакова – 1867.

Как сообщает Каликин в написанной им при приеме на работу в 1955 г. в Государственный Эрмитаж автобиографии (Архив ГЭ. Ф. 1 Оп. 13. Д. 325. Л. 7–17), их семья относилась к малоземельным крестьянам, занималась хлебопашеством. Еще одним важным источником семейного бюджета являлось изготовление и продажа икон и рукописных старообрядческих лицевых сборников.

Его отец, Антон Семенович Каликин, был известным старообрядческим иконописцем и книжником (знатоком рукописной старообрядческой книжности) филипповского согласия. По заказам московских старообрядцев он занимался изготовлением икон, переписыванием и составлением старообрядческих лицевых рукописей. К работе над переписыванием книг и созданием миниатюр для лицевых рукописей он привлекал своих сыновей – Федора, Ивана и Григория.

В 1896 г. полицией в отношении А.С. Каликина было возбуждено уголовное дело по обвинению «в самовольном, без надлежащего на то разрешения, писании икон». С него была взята подписка о прекращении самовольного иконописания, с предупреждением, что «в противном случае он будет привлечен к уголовной ответственности». В 1901 г. в связи поступившими сведениями, что А.С. Каликин «как и ранее занимается иконописанием и писанием староверческих книг, которые коптит и продает как старинные», полиция начала новое расследование. На основании произведенного дознания против А.С. Каликина было возбуждено уголовное дело, которое было передано в Тотемский уездный суд. В январе 1903 г. за нарушение запрета заниматься иконописанием суд приговорил Каликина к штрафу в размере пятидесяти рублей.

В пятнадцатилетнем возрасте (в 1891 г., по другим данным в 1901 г.) Федор Антонович Каликин был отправлен отцом в с. Кимры Тверской губ. к старообрядческому иконописцу и реставратору Ивану Васильевичу Немирову, в мастерской которого он проработал до 1905 г. В 1906 г. Ф.А. Каликин переехал в Петербург и поступил на работу к специалисту по древнерусской живописи Ивану Ивановичу Рачейскому, занимавшемуся реставрацией икон из собрания Николая Петровича Лихачева.

В 1908 г. происходит знакомство Каликина с известным палеографом, исследователем старообрядческой культуры, собирателем древнерусских и старообрядческих рукописей и икон В.Г. Дружининым. Именно эта встреча предопределила основные направления собирательской деятельности Каликина. Спустя годы в своем письме к известному деятелю старообрядческой культуры И.Н. Заволоко, вспоминая о знакомстве с В.Г. Дружининым, Каликин отмечает: «…с этого момента я как бы становлюсь незаметным образом его, Дружинина, агентом или сотрудником по собиранию для него поморской старообрядческой письменности».

В течение многих лет (1909–1914) Каликин, выполняя поручения Дружинина, совершал поездки по различным старообрядческим районам, собирая рукописи и меднолитые иконы. Во многом благодаря этим поездкам по Русскому Северу и Северо-Западу России, во время которых он занимался сбором культовых старообрядческих предметов, а также предметов быта традиционной культуры русского населения Европейской части России, завязались его отношения с Этнографическим отделом Русского музея (ЭО).

В 1914 г. Каликин был призван на военную службу и до 1917 г. находился в составе одного из воинских подразделений российской армии. После Октябрьской революции и Гражданской войны основная научная и собирательская деятельность Ф.А. Каликина была связана с Государственным Эрмитажем (ГЭ), Институтом русского языка и литературы (ИРЛИ) и Библиотеки академии наук (БАН). В 1919 г. Каликин передал для библиотеки Государственной археологической комиссии (в настоящее время – ИИМК) коллекцию негативов (81 шт.), среди которых имеются фотоснимки, выполненные на территории Выгорецкого и Лексинского старообрядческих монастырей. В 1950-х гг. часть своих фотоснимков, выполненных в перв. четв. XX в. в этих монастырях, Каликин передал известному старообрядческому деятелю И.Н Заволоко (в настоящее время хранятся в Древлехранилище ИРЛИ РАН).

С 1919 по 1928 г. Каликин работал реставратором и старшим экспертом Музейного отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения РСФСР, а в 1930–1931 гг. занимал должность реставратора в Музее истории религии при АН СССР.

В качестве сотрудника отдела охраны им была составлена подробная опись памятников Выгорецкого монастыря в с. Данилово с фотографиями сохранившихся зданий (снимки 1912 и 1920 гг.).

В 1931–1952 гг. Ф.А. Каликин работал реставратором в ГЭ, с 1933 по 1946 г. являясь заведующим его реставрационной мастерской. 

В течение трех лет (1950–1953) параллельно с работой в ГЭ Каликин занимался реставрацией древнерусской живописи в Русском музее, а также  атрибуцией икон в его фондах, разобрал музейную коллекцию иконописных прорисей (более 10 тыс. л.), систематизировав ее по школам и датировке. В 1952, 1954 и 1955 гг. участвовал в археологических экспедициях Академии наук СССР.


Ф.А. Каликин и реставратор Скобельцын. Фотография в свободном доступе в интернете

С 1955 г., после трехлетнего перерыва по причине болезни, Каликин вновь вернулся в ГЭ в качестве реставратора, он также продолжал принимать участие  во многих экспедициях по Русскому Северу. Из наиболее значительных стали его работы по раскрытию таких икон, как «Богоматерь Великая Панагия со свв. благоверными князем Довмонтом-Тимофеем Псковским и княгиней Марией» XVI в., «Свв. благоверные кн. Всеволод-Гавриил Псковский, Борис и Глеб» нач. XVII в., «Огненное восхождение Св. преподобного Илии» и «Чудо Св. Георгия о змие» XVI в. В 1957 г. он был аттестован на высшую категорию по реставрации древнерусской живописи.

В течение 1908–1914 гг. Ф.А. Каликиным для ЭО было собрано 27 коллекций (более 500 предметов), характеризующих различные стороны культуры русских крестьян нач. XX в.

Его первая коллекция, собранная в Архангельской губ. (№ 1453–1-5: ларцы, бураки), поступила в ЭО в 1908 г. В 1909 г. Им было собрано еще несколько коллекций (№ 1439, 1466, 1550, 1593, 2239, 2243130 номеров), включавшими различные предметы крестьянского быта: предметы набойного и свечного производств; прялки, приспособление для плетения поясов и обработки льна; украшения; предметы религиозного культа (привески к иконам, лестовка). В октябре 1909 г. Каликин отправляет письмо в ЭО, в котором извещает, что летом 1910 г. собирается совершить поездку по Олонецкой, Архангельской и Вологодской губ. и обращается к хранителю отдела Юго-Западной России и зарубежных славян Ф.К. Волкову, не будет ли для него «каких-либо поручений по части приобретения этнографических предметов» по пути его следования. С аналогичным письмом он обращается также и в 1910 г., извещая, что летом собирается в поездку по ряду губерний (Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и Самарской). К числу уникальных предметов относятся поступившие в 1913 г. в ЭО вещи из поселений, расположенных вокруг закрытых властями в 1854 г. Выгорецкого и Лексинского старообрядческих монастырей (с. Данилов, Шунгский погост, дд. Шунгский Бор, Тихвин Бор, Сельга – Повенецкий у. Олонецкой губ.). Данная коллекция (№ 3723–1-49) включала 49 резных досок и крестов. Как указано собирателем в коллекционной описи, значительная часть собранных им предметов прежде находились на намогильных столбах, а некоторые помещались над крыльцом дома или в нежилых помещениях старообрядцев.

Некоторые подробности своих поездок в места расположения Выгорецкого и Лексинского монастырей Ф.А. Каликин приводит в переписке с И.Н. Заволоко.

Свою первую поездку на Выг Ф.А. Каликин совершил в 1907 г. В 1909 г. по поручению Дружинина он вновь поехал в Повенецкий у. Путешествие Каликина длилось два месяца, с января по март, по маршруту Петербург – Каргополь – Лекса – Данилов – Повенец – Шуньга. К этому времени значительная часть монастырских зданий мужского и женских общежительств в сс. Данилово и Лекса обветшали, некоторые были уничтожены. В с. Лексе никого из староверов в это время уже не оставалось. В с. Данилове проживали три старообрядческие семьи. «Большаком» (руководителем) этой небольшой группы старообрядцев был Николай Николаевич Лубаков. В письме от 03. 05. 1961. к И.Н. Заволоко Каликин сообщает, что «в 1909–1910 гг. из староверов на месте бывшего Выгорецкого скита остался один человек, которого хотя и называют большаком, но его в большаки никто не ставил, потому что некому было ни выбирать, ни ставить». После этой поездки Каликин ежегодно (дважды в год – зимой и летом), вплоть до 1914 г., ездил в сс. Данилов и Лексу. В 1912 г. на Втором Всероссийском съезде старообрядцев-поморцев в Москве  он выступил с рассказом о тогдашнем состоянии Выгорецкого монастыря. Собор постановил ходатайствовать о передаче земли и сохранившихся строений Выго-Лексинского общежительства с кладбищем на попечение Московской и Санкт-Петербургской общин, но началась война, и решение Собора не было реализовано.

В 1914 г. Ф.А. Каликин передал в ЭО 5 коллекций негативов и фотоотпечатков (№ 3469, 3470, 3471, 3472, 3473). На них запечатлены следующие сюжеты: фотографии православных храмов, часовен Олонецкой губ. и г. Новгорода; сельская архитектура; намогильные памятники Охтинского старообрядческого кладбища г. Санкт-Петербурга; антропологические типы в традиционной женской одежде.  

В 1931 г. Ф.А. Каликиным в ЭО была передана еще одна коллекция фотографий (№ 5291 – 1-10), выполненных им в ходе поездок по Вологодской губ. (1912 и 1921 гг.). 

Особый интерес представляет коллекция по Повенецкому у. (№ 3469): фотографии с. Данилова и сохранившихся строений Выгорецкого и Лексинского старообрядческих монастырей), на которых представлены сохранившиеся монастырские здания, а также различные типы намогильных памятников.

Ф.А. Каликин скончался в 1971 г. в Ленинграде. Похоронен на Северном кладбище. Долгое время могила считалась утраченной, однако она была обнаружена в ноябре 2020 г. сотрудником МАЭ РАН (Кунсткамера) Денисом Сергеевичем Ермолиным.


Архивные материалы

АИРЛИ. Колл. И.Н. Заволоко. Л. 118об. – Письма Ф.А. Каликина к И.Н. Заволоко (1959–1961 гг.).
АГЭ. Ф. 1. Оп. 13. Д. 325. Л. 1–17. – Федор Антонович Каликин
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 307. Л. 117. – Переписка с Ф.А. Измарагдовым-Каликиным о собирании этнографических материалов в Вологодской губернии; описи материалов.


Основные публикации

  1. Каликин Ф.А. Выгорецкий монастырь в настоящее время // Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. – М., 1913. – С. 192193.
  2. Каликин Ф.А. Портретное изображение псковского князя Довмонта // ТОДРЛ. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1962. – XVIII Т. С. 272276.


Библиография

  1. Малышев В. И. Слово о Ф. А. Каликин // ТОДРЛ. –Л.: Изд-во АН СССР, 1974. – С. 425–426.
  2. Понырко Н.В. Федор Антонович Каликин – собиратель древних рукописей // Рукописное наследие Древней Руси. ТОДРЛ. – Л. Изд-во АН СССР, 1980. – Т. XXXV – С. 446–450.
  3. Принцева М.Н. Коллекция медного литья Ф. А. Каликина в собрании отдела истории русской культуры Эрмитажа // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник, 1984. – Л.: Наука, 1986. – С. 398–403.
  4. Амосов А.А. Книгописная мастерская тарногских крестьян Каликиных // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии Америки. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1992. С. 131–136.
  5. Косцова А.С. Некоторые данные к биографии Ф. А. Каликина // Церковная археология. – СПб.; Псков: Изд-во И-та археологии РАН, 1995. – Ч. 3. – С. 76–85.
  6. Берестецкая Т.В. В. Г. Дружинин, Ф. А. Каликин, С. Гаврилов — коллекционеры старообрядческих памятников // Старообрядчество в России (ХVII–XX века). – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 439–450.
  7. Бубнов Н.Ю. Лицевые рукописи старообрядческой книгописной мастерской вологодских крестьян Каликиных // Старообрядчество: история и современность. Местные традиции, русские и зарубежные связи: Материалы III Международной научно-практической конференции. 26–28 июня, 2001. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. – С. 314–320.
  8. Островский А.Б., Чувьюров А.А. Памятники старообрядческой культуры, собранные Ф.А. Каликиным в фондах РЭМ // Рябининские чтения-2007: Материалы V научной конференции по изучению народной культуры Русского Севера. – Петрозаводск,. – С. 96–106.
  9. Зотова Е.Я. Письма Ф. А. Каликина как источник по атрибуции поморской меднолитой пластики // III Деминские чтения: Сборник тезисов докладов. – М., 2017. – С. 50–51.


Коллекции

Русские

№ 1439. – Предметы набойного и свечного производств, приспособление для плетения поясов и обработки льна, предметы домашнего обихода: доска набойная, подушечка деревянная для разглаживания холста, валик для разглаживания холста, трепало, указка, солонка в виде утки; украшения: серьги. Включает 40 предметов. Вологодская губ., Тотемский у., Заборская, Спасская и Стрелицкая вол. Сбор 1909 г.

№ 1453. – Ларцы, бураки, тавлинка. Архангельская губ. Включает 5 предметов. Сбор 1908 г.

№ 1466. – Привески к иконам, лестовка, прялки. Включает 4 предметов. Олонецкая губ., Повенецкий у. Сбор 1909 г.

№ 1550. – Части прялок: донце, колонка (стояк). Включает 2 предмета. Олонецкая губ., Повенецкий у. Сбор 1909 г.

№ 1593. – Крест нагрудный, рукава (одежда женская), полотенца; украшения: ожерелье, серьги; предметы домашнего обихода: прялки, зыбки, столешница; оружие, предмет упряжи, сумка коновала. Включает 53 предмета. Вологодская губ., Тотемский у. Сбор 1909 г.

№ 2239. – Полотенце, сумочка с принадлежностями для высекания огня, святцы – деревянные календари, указка, чернильница, ложе самострела. Включает 11 предметов. Архангельская губ., Кемский у. Сбор 1909 г.

№ 2243. – Одежда женская: сарафаны (праздничный и будничный, рукава); полотенце; кресты нагрудные, лестовки, воздухи церковные; предметы домашнего обихода: чашки, трепала, наличники, игрушки, свистульки глиняные. Включает 31 предмет. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Сбор 1909 г.

№ 2628. – Киот деревянный. Включает 1 предмет. Олонецкая губ., Каргопольский у. Сбор 1912 г.

№ 2772. – Трепало, безмен. Включает 2 предмета. Олонецкая губ., Каргопольский у. Сбор 1912 г.

№ 2773. – Пряничные доски. Включает 3 предмета. Олонецкая губ., Пудожский у. Сбор 1912 г.

№ 2774. – Валек для выколачивания белья. Включает 1 предмет. Олонецкая губ., Повенецкий у. Сбор 1912 г.

№ 2775. – Тесак, валек. Включает 2 предмета. Ярославская губ., Даниловский у. Сбор 1912 г.

№ 2776. – Валек. Включает 1 предмет. Новгородская губ., Тихвинский у. Сбор 1912 г.

№ 2939. – Набойка на ситце. Включает 6 предметов. Олонецкая губ., Повенецкий у., с. Данилов. Сбор 1913 г.

№ 2949. – Серьги металлические. Включает 1 предмет. Вологодская губ., Тотемский у. Сбор 1913 г.

№ 2950. – Серьги, низанные жемчугом. Включает 1 предмет. Олонецкая губ., Пудожский у. Сбор 1913 г.

№ 3021. – Сани. Включает 1 предмет. Олонецкая губ., Повенецкий у., Шуньгская вол., д. Тульчинская. Сбор 1914 г.

№ 3391. – Образец вышивки. Включает 1 предмет. Олонецкая губ., Пудожский у., д. Силовская. Сбор 1914 г.

№ 3396. – Шубка-сарафан, образец вышивки. Включает 2 предмета. Олонецкая губ., Каргопольский у., Лядинская вол., д. Гавриловская. Сбор 1914 г.

№ 3397. – Формы для отливания нагрудных крестов. Включает 2 предмета. Олонецкая губ., Каргопольский у., Повенецкий у. Сбор 1914 г.

№ 3398. – Прибор для пускания крови. Включает 1 предмет. Олонецкая губ. Сбор 1914 г.

№ 3400. – Охотничий прибор: пояс, рог для пороха и др., борушка – женский головной убор. Включает 2 предмета. Вологодская губ., Тотемский у., Спасская вол., дд. Гавриловская и Верхненаунинская. Сбор 1914 г.

№ 3464. – Серьги из пронизей жемчуга, очелье к женскому головному убору. Включает 2 предмета. Олонецкая губ., Повенецкий у., д. Шабалина (Шуньга). Сбор 1914 г.

№ 3670. – Леканки медные для штампования книжных перелетов; стамеска медная для тиснения книжных переплетов; буквы (шрифт – русский, латинский); буквы медные для тиснения книжных переплетов. Включает 322 номера (предметов – 415). Олонецкая губ., Повенецкий у. Сбор 1914 г.

№ 3723. – Старообрядческие деревянные резные кресты и иконы. Включает 48 предметов. Олонецкая губ., Повенецкий у., сс. Данилово, Тихвин Бор, Шунгский погост, дд. Сельга, Кефтеница, Пельянки, Шунгский Бор и г. Повенец. Сбор 1913 г.

№ 3724. – Чернильницы медные, формы для литья пуговиц, пряничная доска, пряслица. Включает 10 предметов. Олонецкая губ.,  Повенецкий и Каргопольский у., дд. Кодозеро, Зехново, Шараново, Шунгский погост; г. Каргополь. Сбор 1913 г.

№ 3725. – Чернильницы медные и замок железный. Включает 3 предмета. Вологодская губ., г. Вологда,  Тотемский у., дд. Араневская и Гавриловская. Сбор 1913 г. 

Фотоколлекции

Русские

№ 3469. – Старообрядческие часовни и намогильные памятники старообрядческого кладбища в с. Данилово (Выгорецкое старообрядческое общежительство). Включала 17 негативов и 17 фотоотпечатков. Негативы погибли при бомбардировке 05.12.1941. Олонецкая губ., Повенецкий у., г. Повенец, сс. Данилов, Лекса, Слобода, Шуньга, Пергуба, Тагозеро, Тагиницы. Дата поступления 1914 г.

№ 3470. – Храмы Русской православной церкви и сельская крестьянская архитектура. Включала 5 негативов и 5 фотоотпечатков. Негативы погибли при бомбардировке 05.12.1941. Олонецкая губ., Каргопольский у. Дата поступления 1914 г.

№ 3471. – Часовня, обшитая тесом. Включала 1 негатив и 1 фотоотпечаток. Негатив погиб при бомбардировке 05.12.1941. Олонецкая губ., Петрозаводский у., с. Суйсарь. Дата поступления 1914 г.

№ 3472. – Старая кирпичная колокольня у церкви Спаса на Нередице. Включала 1 негатив и 1 фотоотпечаток. Негатив погиб при бомбардировки 05.12.1941. Новгородская губ., Новгородский у., г. Новгород. Дата поступления 1914 г.

№ 3473. – Виды Охтинского старообрядческого кладбища. Включала 5 негативов. Коллекция утрачена в результате бомбардировки 05.12.1941.  г. Санкт-Петербург. Дата поступления 1914 г.

№ 5291. – Типы сельских жителей. Включает 10 негативов. Вологодская губ., Потемкинский у. Дата поступления: 1931 г.

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.