Купить билет

Собиратели

Макаренко Алексей Алексеевич

Макаренко Алексей Алексеевич

Макаренко Алексей Алексеевич.
Фотография в свободном доступе в Интернете

Авторы: С.С. Петряшин, научный сотрудник второй категории отдела этнографии русского народа, кандидат исторических наук; Т.Ю. Сем, научный сотрудник ведущей категории отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, кандидат исторических наук.

Макаренко Алексей Алексеевич – известный русский и советский этнограф, фольклорист, музейный работник, специалист по традиционной культуре народов Восточной Сибири, публицист и революционер. Наиболее известен как автор фундаментальных работ по этнографии русских крестьян Енисейской губ., среди которых он, будучи политическим ссыльным, прожил 11 лет. За более 30 лет работы в Этнографическом отделе Русского музея (1902–1934) Макаренко собрал 32 вещевые коллекции по этнографии русского народа, включавшие 1235 предмета, а также 3 фотоколлекции из 242 фотоотпечатков и негативов; по украинцам – 9 коллекций из почти 700 предметов и 2 фотоколлекции из 65 фотоотпечатков и негативов; по этнографии народов Сибири: по эвенкам – 6 коллекций (913 предметов, 624 номера), по хакасам – 6 коллекций (80 предметов, 76 номеров), по одной коллекции по народам Западной Сибири: татарам (14 предметов. 14 номеров), нанайцам (6 предметов, 4 номера), хантам (4 предмета, 4 номера), китайцам (550 предметов, 204 номера), японцам (6 предметов, 2 номера) и маньчжурам (4 предмета, 4 номера).

Родился в 1860 г. в Харькове в семье отставного чиновника, где был седьмым ребенком. Семья жила бедно, к тому же рано умерла мать. Подростком Макаренко приходилось служить «в няньках», служкой в трактире, подручным в кузнице. Законченного среднего образования он так и не получил. Закончить учебу в Харьковском реальном училище помешало участие в революционном движении. В нач. 1880-х гг. Макаренко примыкает к народническому кружку и включается в агитацию среди рабочих. В 1884 г. после раскрытия подпольной типографии, в работе которой он также участвовал, перешел на нелегальное положение. Вскоре Макаренко был арестован и в 1886 г. отправлен в сибирскую ссылку.

Первые 8 лет ссылки будущий этнограф провел в селе Ужур Ачинского у. Енисейской губ. Вместе с шестью другими политическими ссыльными Макаренко организовал земледельческую коммуну (1887–1893), история которой была потом подробно им описана в автобиографическом очерке «Пахота наша в Сибири». Он отмечал, что опыт земледельческой жизни способствовал взаимопониманию ссыльных с крестьянами: «То была действительно народная школа. В ней мы, политические изгнанники, черпали полною мерою познания материального быта, духовного его творчества, его психики и чаяний».

Народники старались поддерживать связи с другими политическими ссыльными, продолжали активную агитацию уже среди крестьян. В открытой ими неофициальной домашней школе они устраивали импровизированные беседы для «культурно-воспитательного воздействия на психологию и самосознание ужурян». Так, бедняки и батраки, искавшие счастья на золотых промыслах, «страстно рассказывали о пережитых мытарствах на приисках, давших им в итоге чрезмерно натужливой работы переломленный грош и сплошное мученье». По ходу разговора Макаренко с друзьями отталкивались от этой безрадостной картины приисковой жизни и переходили к обобщению «системы эксплуатации рабочих капиталистами, крайней их зависимости от фабрикантов-заводчиков и владельцев золотоносных приисков».

В Ужуре началось становление Макаренко как этнографа и фольклориста. Он начал писать публицистические очерки о местном быте для сибирской демократической печати, собирать этнографические коллекции для Минусинского музея, основателем которого был Н.М. Мартьянов, и материалы для опубликованных уже позже исследований. Научным занятиям Макаренко поспособствовало и знакомство летом 1888 г. с Д.А. Клеменцем – известным народником, археологом, этнографом, геологом, музейным деятелем и исследователем Сибири. Клеменц с супругой возвращались из экспедиции в Ачинский окр. Енисейской губ. и решили заехать в Ужур к ссыльным народникам, о деятельности которых знали от общих знакомых. По воспоминаниям Макаренко, «Дмитрий Александрович сообщал различные вести из мира, от которого мы были изолированы, рассказывал интересные случаи из своих поездок, знакомил с целью и результатами последних».

С 1894 по 1897 г. Макаренко отбывал ссылку в селе Казачинском Казачинской вол. Енисейской губ. Ему приходилось наниматься к крестьянам камнетесом, плотником, сельскохозяйственным рабочим. По освобождении из ссылки Макаренко еще на два года остается в Сибири, живя в Енисейске и в селе Стрелковском Маклаковской вол. Енисейского у. В это время он работал конторщиком на предприятии Министерства путей сообщения, плавал по Енисею и Ангаре и изучал проходимость порогов. В своих поездках он имел возможность делать этнографические наблюдения, которые затем были обобщены в брошюре «Промысел красной рыбы на Ангаре» (1902). Летом 1899 г. Макаренко поехал в Южно-Енисейскую тайгу для ознакомления с техникой горного дела и жизнью рабочих на золотых промыслах. Там же он, чтобы на себе прочувствовать приисковую жизнь, проработал два дня на вашгерде.

После перевода в Казачинское Макаренко начал больше времени уделять научным занятиям и осмыслению собранного материала. В 1895 г. в журнале «Живая старина» был опубликован его первый научный труд – небольшая заметка «О красильном искусстве у русских Енисейской губ.». В 1897 г. в том же издании выходит уже четыре его работы, одна из которых – «Материалы по народной медицине Ужурской волости Качинского округа Енисейской губ.» – носит фундаментальный характер. По предложению В.И. Ламанского труды Макаренко удостаиваются малой золотой медали Русского географического общества (РГО). В этот же период исследователь активно занимался сбором фольклорного материала – свадебной лирики, песен, сказок, гаданий.

В 1899 г. Макаренко переезжает в Санкт-Петербург. Он оставался верен своим убеждениям и продолжал участвовать в политических демонстрациях, за что подвергался краткосрочным арестам. Тем не менее свою жизнь он стремился связать с наукой. В Петербурге произошла вторая встреча Макаренко с Клеменцом, который по протекции В.В. Радлова в 1897 г. стал сотрудником Музея антропологии и этнографии Императорской Академии наук (МАЭ). По воспоминаниям Макаренко, Клеменц однажды устроил ему экскурсию по МАЭ, «вдаваясь местами в подробные объяснения некоторых этнографических коллекций». Из музея он уже вышел «другом музея», заинтересованным музейной этнографией человеком.

В 1900 г. Макаренко становится членом-сотрудником РГО, а в 1902 г. по совету академика В.И. Ламанского обращается к Клеменцу с предложением своих услуг. В этот период научная карьера Клеменца достигла своего пика – он уволился из МАЭ, где занимал должность старшего этнографа, и стал заведующим Этнографическим отделом Русского музея (ЭО РМ). К этому же времени относится первая коллекция (№ 105) по русским, поступившая от Макаренко в собрание музея и включавшая в себя несколько предметов женского рукоделия. Вскоре он был трудоустроен регистратором, а позже – постоянным сотрудником ЭО.

Первые двадцать лет работы в музее Макаренко активно занимался собирательской деятельностью. Он тщательно готовился к своим сибирским экспедициям: составлял обширную библиографию, изучал литературу, продумывал маршруты следования, изучал карты.

Экспедиции первых лет были посвящены, прежде всего, этнографии русских сибиряков. В 1904 г. экспедиция продолжительностью пять месяцев была совершена в хорошо знакомую исследователю южную часть Енисейской губ. (Енисейский и Ачинский у.) и прилегающие уезды Иркутской губ. (Нижнеудинский и Киренский). По итогам поездки в музей поступила коллекция из 810 предметов и 120 фотографий. Во время экспедиции Макаренко также встречался с коренными жителями Катанги – эвенками, о бедственном положении которых он написал специальную статью (1905).

В 1906 г. состоялась вторая крупная экспедиция Макаренко от РГО и ЭО РМ в Енисейскую губ. (Ачинский, Красноярский, Енисейский, Минусинский и Канский у.). Для музея было приобретено около 620 предметов (из них около 400 – по русским) и 196 фотоотпечатков и негативов (из них 121 – по русским). Кроме русских, также исследовались мелецкие татары (совр. чулымцы/хакасы; приобретено 116 предметов и 75 фотографий) и западносибирские татары Томской губ. (приобретено 14 предметов). Все эти территории были известны исследователю еще со времен вынужденной жизни в Сибири. Не случайно большое количество экспонатов было приобретено именно в сс. Ужур и Казачинское, в которых Макаренко отбывал ссылку.

Обе экспедиции финансировались РГО, которое ставило перед Макаренко задачу собирания фольклорного материала (песни, былины, сказки, обрядовый фольклор и пр.) и ЭО, ожидавшим от исследователя коллекций, характеризующих материальную культуру населения Сибири. Экспедиция 1904 г. также была поддержана Министерством земледелия и государственного имущества, поручившим этнографу изучать ангарское рыболовство.

Приобретенные у русского населения вещи были зарегистрированы самим Макаренко и разбиты на 29 коллекций, причем в 3 из них вошли предметы из обеих экспедиций. Тематически они охватывают женскую, мужскую и детскую одежду, домашнюю утварь, предметы интерьера, игрушки и модели, знаки собственности, орудия сельскохозяйственного труда, образцы сельскохозяйственных культур, инструменты и продукты разнообразных мужских и женских промыслов, предметы народной медицины и техники, талисманы, атрибуты свадебного обряда, образцы праздничной и повседневной еды, предметы для варки «кануна» (церковного пива), музыкальные инструменты.

Отметим также коллекции № 563 и 682, которые раскрывают материальную культуру не крестьян, а приисковых рабочих, ссыльных поселенцев и бродяг – маргинальных слоев сибирского общества. Эти коллекции были записаны в итоге за «русскими», но, в отличии от прочих, в описях не были атрибутированы регистратором как относящиеся к «сибирско-русскому населению». При описании вещей из этих коллекций Макаренко часто отмечал общность в материальной культуре или обоюдные заимствования предметов быта у рабочих, крестьян и ссыльных. Этот редкий для музейного этнографа нач. XX в. интерес к социальному «дну» был характерен для Макаренко-народника, остро переживавшего социальную несправедливость.

Многие комплексы вещей из экспедиций 1904 и 1906 гг. можно рассматривать как продолжение ранее опубликованных исследователем научных работ. Содержащиеся в коллекции № 573 принадлежности «кубления» (окраски тканей в цвет индиго) и красильные вещества иллюстрируют статью Макаренко «О красильном искусстве у русских Енисейской губернии» (1895), а предметы для добывания огня – статью «Почитание огня у крестьян-сибиряков Енисейской губернии» (1897). Предметы народной медицины из коллекций № 646 и 1580 упоминаются в работе «Материалы по народной медицине Ужурской волости Качинского округа Енисейской губернии» (1897). Вместе с тем уже на основании коллекции № 575 (предметы для варки «кануна») и информации, собранной во время экспедиции 1904 г., Макаренко написал статью «Канун по сибирским селениям (Восточная Сибирь. Енисейская губерния)» (1907). Из экспедиций 1907–1908 и 1910 гг. он привез только две вещевые коллекции по русским Амурской обл. и Енисейской губ., содержащие 14 предметов (№ 1759, 1784).

По заданию РГО во время экспедиций Макаренко много времени уделял сбору фольклора: лирических, обрядовых и исторических песен, былин, сказок, гаданий, примет, поверий, пословиц, загадок и др. Небольшая часть собранных материалов была осмыслена и опубликована исследователем в работе «Сибирские песенные старины» (1907), в которой он аргументировал наличие в Сибири песенной культуры, исследовал ее исторические корни, характеризовал ее типы и формы функционирования.

Наиболее крупной работой Макаренко, объединившей в себе его этнографические и фольклористические интересы, стала монография «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния» (1913). В ней Макаренко предложил детальное описание сибирских праздников, исследование их социально-экономического значения и общую классификацию. Согласно его выводам, сибирский народный календарь является вариантом общерусского, развившим локальную специфику по причине трехсотлетней изоляции сибиряков от русских центральных губерний, сближения с местными «инородцами» и адаптации к сибирскому климату. Книга Макаренко получила высокую оценку в научном сообществе и была отмечена малой золотой медалью РГО.

Как музейный сотрудник Макаренко также занимался экспозицией сибирских коллекций на выставках ЭО. В 1911 г. он писал: «В происходивших при Этнографическом отделе сезонных выставках (в 1910-1911 гг.) я работал над устройством Сибирского отдела и давал объяснения посетителям относительно коллекции, которая характеризует материальный быт и духовную культуру народностей Сибири. Отсюда понятен будет глубокий интерес, с каким я отношусь к Сибири и ко всему тому, что касается сибирского населения вообще. Этот интерес, должен сказать, возник задолго до вступления моего в Музей… и покоится на личном долголетнем (с 1887 по 1899 г.) знакомстве с Сибирью… Знакомство с этой страной питается и пополняется дальнейшими личными наблюдениями над сибирской жизнью, сибирскими народностями и в настоящее время благодаря этнографическим командировкам в Сибирь». Собрав обширные коллекции по этнографии русских-сибиряков, Макаренко переключился на изучение и собирание предметов материальной культуры коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Особую ценность имели поездки Макаренко к эвенкам бассейна Подкаменная Тунгуска в 1907 и 1908 гг., в результате которых было собрано 5 коллекций, включавших более 500 экспонатов, в том числе по одежде, утвари, жилищу, средствам передвижения, охоте, оленеводстве и шаманству. К наиболее редким экспонатам относятся одежда ангарских эвенков, образец пиктографического письма и предметы шаманских мольбищ, включая ритуальную скульптуру. В отчете о шаманстве эвенков тунгусов Макаренко писал: «Ученые не тратят сил для изучения тунгусов…а между тем, сохранились еще такие медвежьи углы в тайге Сибири, где тунгусы все также ведут свой стародавний образ жизни и крепко держатся веры своих предков – шаманства. На один из таких углов совершенно случайно я набрел во время своих этнографических поисков по р. Катанге  (Подкаменной Тунгуске)». В итоге впервые в музей поступила коллекция предметов шаманского мольбища, не имевшая аналогов ни в одном музее мира. За эти поездки Макаренко был награжден золотой медалью Русского географического общества. Ученый сформировал целую когорту сибирских корреспондентов, также собиравших коллекции под его руководством по эвенкам. В числе них был крестьянин-сибиряк П.Т. Воронов, священник А. Масленников и его сын, студент СПбУ К. Масленников, заведующий отделом землеустройства и переселения в Забайкалье И.И. Бердников, инженер Е.В. Близняк, известный географ, член РГО Д.К. Соловьев.

В своих статьях этого периода Макаренко описывал положение коренного населения Сибири, ставил вопрос об его вымирании, утрате среды обитания, заболеваниях, принесенных новопоселенцами, и алкоголизме. В статье «Гибель инородцев в Северной Сибири» (1908) исследователь подчеркивал особую ценность коренного населения для науки с точки зрения этнографического состояния, культуры, языка, религиозных верований и обрядов. Он выступал за создание особых норм права для регуляции жизни малых народов: объявление ряда территорий проживания малых народов заповедниками, ограждение от проникновения русского влияния; создание сети потребительской торговли, обеспечение государственной медицинской и ветеринарной помощью.

В 1910 г. Макаренко был включен в Амурскую статистическую экспедицию под руководством Н.Л. Гондатти. Из этой поездки он привез небольшую коллекцию одежды и утвари по нанайцам Амура (14 номеров, 16 предметов) и огромную – по китайцам (550 предметов, 204 номера), которая позднее была передана в Кунсткамеру, а также несколько предметов по японцам (6 предметов, 2 номера) и маньчжурам (4 предмета, 4 номера). Китайская коллекция включала предметы одежды, принадлежности цирюльника, кузнеца, гадателя и выставлялась на выставке 1910 г.

После поступления в 1909–1910 гг. в музей новых эвенкийских коллекции от Забайкальских корреспондентов Макаренко Г.Н. Леонтьева и Д.М. Головачева, вновь возник интерес к изучению шаманства, чем и была обоснована новая поездка в Сибирь.

В 1913 г. Макаренко отправляется к эвенкам, но уже к другой группы орочонов Забайкалья, Нерчинского округа. В результате была привезена значительная коллекция предметов материальной и духовной культуры (397 предметов, 244 номера), включавшая уникальные шаманские предметы с мольбища, ритуальную одежду шаманов, их атрибуты и предметы с погребений. В письме Макаренко сообщал: «В 1913 г. я объехал вьючным способом тайгу северной части Нерчинского округа Забайкалья до притока Витима, кочевал с орочонами с целью изучения их быта и сбора этнографических коллекций». Во время поездок к эвенам Макаренко неоднократно наблюдал процесс камлания на шаманских мольбищах, предметы с которых он привез. В рукописи о тунгусах исследователь писал о шаманской вере эвенков (тунгусов) – итын тугэ – как о «вере в духов, верховного божества Шиваки, боязни духа хозяина нижнего мира шайтана, роли шаманов как лиц, способных вступать в сношения с духами и душами умерших». Он считал, что эта вера «полна глубокого философского смысла» и отражает «трансцедентное мировоззрение тунгусов».

Многогранная собирательская деятельность Макаренко нашла отражение также в его коллекциях по этнографии украинцев. В 1911 г. он обратился к Ф.К. Волкову – музейному коллеге и специалисту по украинцам – с предложением своих услуг в качестве этнографа-собирателя. Как указывал Макаренко в своем отчете, эта идея пришла ему в голову потому, что в том году экспедиций в Сибирь не было запланировано, а «привычка, между тем, тянула к любимым этнографическим поездкам». Дополнительным аргументом служило и то, что свое детство он провел на Украине, поэтому был хорошо знаком с бытом ее населения. Чтобы не тратить на экспедицию рабочее время, ученый поехал туда в свой отпуск. За месяц ему удалось собрать в Киевском у. внушительную коллекцию, включающую почти 700 предметов. Также по итогам экспедиции в музей поступило 65 фотоотпечатков и негативов.

В собирательской работе по украинской материальной культуре Макаренко, вероятно, опирался на свой опыт комплексного изучения русских Сибири. Тематический состав его коллекций по традиционному быту двух восточнославянских народов почти идентичен и включает в себя, прежде всего, одежду, образцы тканья и вышивки, пищу, свадебные принадлежности, инструменты и продукты разных промыслов, орудия земледелия.

После революции Макаренко продолжал работать в ЭО в отделе Сибири и Дальнего Востока в качестве регистратора коллекций, уделяя больше внимания музейной работе.

В 1923 г. под руководством С.И. Руденко и при участии сотрудника ЭО А.П. Баранникова состоялась последняя экспедиция Макаренко в Сибирь, в Бурятию, в Забайкальскую и Читинскую области, где было собрано несколько крупных коллекций по бурятам, охватывающих все направления культуры. В качестве собирателя был отмечен С.И. Руденко, хотя фактически в сборах участвовали все трое, в том числе и Макаренко.

Макаренко в этот период занимался активной общественной и государственной деятельностью. Он состоял членом Комиссии по изучению племенного состава СССР. В 1927–28 гг. Макаренко являлся кандидатом Ленсовета XI созыва, был членом Совета Ленинградского отделения Общества бывших политкаторжан и ссыльных поселенцев.

Умер Макаренко в июле 1942 г. в блокадном Ленинграде в возрасте 82 лет и был похоронен на Серафимовском кладбище.

Труды Макаренко были высоко оценены. В 1926 г. Макаренко был награжден большой золотой медалью РГО за вклад в научную и собирательскую деятельность.

Значительный объем документальных материалов А.А. Макаренко хранится в различных центральных архивах России: личном фонде Макаренко в архиве Пушкинского дома, Архиве РЭМ, ЦГА СПб, ГАРФ, АРАН, АВИВР РАН.

Архивные материалы

Архив востоковедов Института Восточных рукописей РАН. Ф. 28. Оп. 2. Д. 207. – Письма от А.А. Макаренко к Д.А. Клеменцу.
АРАН. Ф. 277. Оп. 4. Д. 938. – Письмо Макаренко В.Л. Комарову. 18.12.1924.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 386. 386 л. – Переписка с членом Русского географического общества Макаренко А. А. о собирании материалов по этнографии Енисейской и Иркутской губ.; описи собранных материалов. 1904–1913 гг.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 387. 152 л. – Переписка и отчёты члена Русского географического общества А. А. Макаренко о собирании материалов по русской и тунгусской этнографии в Восточной Сибири; описи материалов, описания быта и промыслов. Янв. 1908 г. – дек. 1912 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 388. 145 л. – Переписка и отчёты члена Русского географического общества А. А. Макаренко о собирании материалов украинцев в Киевской губ. и народов Восточной Сибири; описи материалов. Июль 1910 г. – дек 1913 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 389. 199 л. – Письма А. А. Макаренко Ф. К. Волкову о поездке в Киевскую губернию для сбора этнографического материала. 1911 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 47. – Основные положения приема регистрации и инвентаризации коллекций, составленные А.А. Макаренко. 1929 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 332. 3 л. – Отчет о поездке А.А. Макаренко в Москву в Комитет Севера летом 1930 г.
АРЭМ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 131. Л. 5, 41–44. – Рукопись статьи Макаренко «2. Введение к шаманству у северных тунгусов». 1908.
АРЭМ. Ф. 6. Оп. 5. – Личный фонд А.А. Макаренко.
ГАРФ. Ф. А539. Оп. 1. Д. 7422. 17 л. – Макаренко Алесей Алексеевич (жена Макаренко Евлампия Семеновна).
ГАРФ. Ф. 533. Оп. 2. Д. 1193. 64 л. – Макаренко Алесей Алексеевич 24.10.1924 – 1.07.1935.
ГАРФ. Ф. 533. Оп. 6. Д. 2707. 5 л. – Макаренко Алесей Алексеевич. Красноярская тюрьма. 1890/91.
ГАРФ. Ф. 102. Оп. 202. Д. 175, ч. 4. – О Леошкевиче, Константине Иванове и других, обвиняемых в государственном преступлении. Макаренко Алексей.
Рукописный Отдел Института русской литературы (Пушкинский Дом). Р. V. Кол. 119 – Личный фонд А.А. Макаренко.
ЦГА СПб. Ф. Р-506. Оп. 2. Д. 268. 42 л. – Макаренко Алесей Алексеевич. 24.10.1924-17.02.1935.


Публикации

1.      Макаренко А.А. Материалы по народной медицине Ужурской волости Ачинского округа Енисейской губ. С приложением Сборника народно-медицинских средств той же волости // Живая старина. – 1897. – Вып. 1. – С. 57–100; Вып. 2. – С. 230–246; Вып. 3/4. – С. 381–439.

2.      Макаренко А.А. О красильном искусстве у русских Енисейской губ. // Там же. – 1895. – Вып. 3/4. – С. 349–356.

3.      Макаренко А.А. Почитание огня у крестьян-сибиряков Енисейской губернии // Там же. – 1897. – Вып. 2. – С. 247–253.

4.      Макаренко А.А. Опыт программы для собирания сведений о красильном искусстве среди крестьян // Там же. – 1901. – Вып. 1. – С. 108–111.

5.      Макаренко А.А. Новогодняя ворожба по деревням Енисейской губернии // Там же. – 1901. – Вып. 3/4. – С. 122–126.

6.      Макаренко А.А. Сказки, собранные А.А. Макаренко в Казачинской волости Енисейского уезда Енисейской губернии // Записки Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества по этнографии. – 1902. – Т. 1. – Вып. 1. – С. 13–48.

7.      Макаренко А.А. Промысел красной рыбы на Ангаре. – СПб.: Типография «Товарищество Художественной Печати», 1902. – 56 с

8.      Макаренко А.А. Эксплуатация тунгусов на р. Катанге // Рассвет. – 1905. – № 107.

9.      Макаренко А.А. Сибирские песенные старины. – СПб.: Типография Министерства Путей Сообщения, 1907. – 61 с.

10.  Макаренко А.А. Канун по сибирским селениям (Восточная Сибирь. Енисейская губерния) // Живая старина. – 1907. – Вып. 4. – С. 181–199.

11.  Макаренко А.А. Отчего умирают наши северные инородцы // Речь. – 1908.– № 5.

12.  Макаренко А.А. К 300-летнему юбилею Туруханского края // Сибирская жизнь. – 1909. – № 133 и 134.

13.  Макаренко А.А. Две сказки русского населения Енисейской губернии // Живая старина. – 1912. – Вып. 2/4. – С. 351–386.

14.  Макаренко А.А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губерния. – СПб.: Государственная типография, 1913. – 293 с.

15.  Макаренко А.А. Литература по вопросу о народной медицине // Сборник инструкций и программ для участников экскурсий в Сибирь. 2-е изд. – СПб., 1914. – С. 199–202.

16.  Макаренко А.А. Д. А. Клеменц в Этнографическом отделе Русского музея императора Александра III (1901–1909 гг.) // Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического Общества. – Том XVI. – Иркутск: типография Иркутского Т-ва Печатного Дела, 1917. – С. 316–355.

17.  Макаренко А.А. Инструкция для собирания материалов по народной медицине // Летняя школа. – Вып. 2. – 1924. – С. 55–57.

18.  Макаренко А.А. Программа для собирания сведений о «народном крашенье» и его организации // Там же. – С. 40–43.

 

Библиография

1.      Отчет о деятельности Русского музея императора Александра III за 1904 год. – СПб.: Государственная типография, 1905.

2.      Отчет о деятельности Русского музея императора Александра III за 1906 год. – СПб.: Типография Монтвида, 1906.

3.      Ермолова А.С. Отзыв почетного члена А.С. Ермолова о трудах чл.-сотр. А.А. Макаренко // Отчет Императорского Русского географического общества за 1911 год. – СПб.: Типография А.В. Орлова, 1912. – С. 86–87.

4.      Богданов В. [Рец. на кн.: Макаренко А.А. Сибирский народный календарь. СПб., 1913] // Этнографическое обозрение. 1914. – № 1/2. – С. 213–215.

5.      Иохельсон В. Сибирский народный календарь и русская этнография // Речь. – 1914. – № 88.

6.      Веденьев И.Д. В харьковских революционных кружках 1882–1889 гг. // Летопись революции: Журнал Комиссии по изучению истории Октябрьской революции и коммунистической партии (большевиков) Украины. – 1923. – № 5. – С. 98–108.

7.      Азадовский М.К. А.А. Макаренко: к сорокалетию его научно-общественной деятельности, 1887–1927 // Сибирская живая старина. – 1928. – Вып.7. – С. 101–114.

8.      Макаренко Алексей Алексеевич // Сибирская Советская энциклопедия. – Новосибирск: Зап-сиб отделение ОГИЗ, 1932. – Т. 3. – С. 267.

9.      Макаренко Алексей Алексеевич // Политическая каторга и ссылка: Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльно-переселенцев. – М.: Всесоюз. общ-во полит. каторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. – С. 380.

10.  Сем Т.Ю. Коллекции Д.М. Головачева и А.А. Макаренко по шаманизму забайкальских эвенков // Из истории формирования этнографических коллекций в музеях России (ХIХ-ХХ вв.). – СПб.: Гос. музей этнографии. 1992. – С. 173–186.

11.  Сем Т.Ю. Вклад А.А. Макаренко и его корреспондентов в комплектование шаманских эвенкийских коллекций РЭМ // Музей. Традиции. Этничность XX-XXI вв.: Мат-лы междунар. науч. конф., посвященной 100-летию Российского этнографического музея. – СПб.; Кишинев: Нестор-История, 2002. – С. 96–100.

12.  Комарова Т.С. Ссыльный этнограф А.А. Макаренко // Енисейская провинция: Альманах / Ред. М.С. Баташев и др. – Красноярск, 2009. – Вып.4. – С. 355–357.

13.  Клиценко Ю. Об экспедициях Макаренко к эвенкам Подкаменной Тунгуски // Сибирская заимка. – 2013. – № 6 (165). – С. 8013.

14.  Иванова Т.Г. Алексей Алексеевич Макаренко – революционер, этнограф, фольклорист // Неизвестные страницы русской фольклористики / Отв. ред. А.Л. Топорков. – М.: Индрик, 2015. – С. 247–275.

15.  Сем Т.Ю. Шаманизм эвенков по материалам Российского этнографического музея. Изд. 2-е. – СПб.: Изд. центр 2. Гуманитарная Академия, 2017. – 302 с.

16.  Петряшин С.С. Изучение рабочих золотых приисков в Этнографическом отделе Русского музея: А.А. Макаренко, Д.А. Клеменц // Этнографический музей как феномен культуры: Материалы Двадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб., 2021. – С.

Коллекции

Китайцы

№ 2009. – Одежда, детские вещи, утварь, курение опия, табакокурение, азартные игры, музыкальные инструменты, принадлежности гадания, народная медицина, принадлежности кузнеца, цирюльника, религиозный культ. Включала 550 предметов. Передана в Институт этнографии МАЭ (Кунсткамера). Г. Сахалянь, р. Амур. Сбор 1910 г.

Маньчжуры

№ 2014. – Куклы глиняные. Включает 4 предмета. г. Сахалянь на р. Амур. Сбор 1910 г., поступление 1911 г.

Нанайцы (гольды)

№ 2004. Одежда, утварь. Включала 6 предметов, сохранилось 5. Дальний Восток, Приморская обл. Сбор 1910 г., поступление 1910 г.

Русские

№ 105. – Предметы женского рукоделия. Включала 3 предмета, сохранилось 2. Енисейская губ., Ачинский у., Ужурская вол. Сбор 1902 г.

№ 457. – Женская и мужская одежда, украшения, домашняя утварь, предметы тканья и вышивки. Включала 136 предметов, сохранилось 118. Енисейская губ., Енисейский у., Казачинская вол., сс. Казачинское, Рождественское, дд. Сполошинская, Челнокова, Порожинская, Головщина, Галанина, Вараковщина, Мысы; Маклаковская вол., с. Усть-Тунгузское, д. Каргина; Красноярский у., г. Красноярск. Сбор 1904 г.

№ 563. – Одежда, дорожные принадлежности и орудия труда рабочих золотых приисков. Включала 46 предмета, сохранилось 26. Енисейская губ., Южно- и Северно-Енисейский Горный округа. Сбор 1904 г.

№ 569. –Домашняя утварь, сапожная колодка и наметка, предметы чаепития, омовения и курения. Включала 52 предмета, сохранилось 43. Енисейская губ., Енисейский у., г. Енисейск, Казачинская вол., с. Казачье, дд. Головщина, Челнокова, Широкова, Башкиры. Сбор 1904 г.

№ 570. – Орудия сельскохозяйственного труда. Включала 35 предмета, сохранилось 29. Енисейская губ., Енисейский у., Казачинская вол., с. Казачинское, д. Головщина; Маклаковская вол., д. Маклакова. Сбор 1904 г.

№ 571. – Орудия прядения и тканья, модели ткацких станов, тканые изделия. Включала 62 предмета, сохранилось 56. Енисейская губ., Енисейский у., Казачинская вол., с. Казачинское, дд. Мысы, Головщина, Порожинская; Маклаковская вол., с. Усть-Тунгузское; Кежемская вол., с. Кежемское, дд. Заимка, Проспихина; Пинчужская вол., с. Богучаны; Иркутская губ., Нижнеудинский у., с. Падунское, д. Гуран. Сбор 1904 г.

№ 572. – «Одеяние Иоанна Многострадального»: накидки, шарфик и шапочка. Включала 4 предмета, сохранилось 2. Енисейская губ., Енисейский у. Сбор 1904 г.

№ 573. – Предметы для добывания огня, принадлежности кубления, красильные вещества, мыло и его суррогаты, инструменты для битья шерсти, витья веревок, производства табака, предметы глинобитного дела, резьбы по дереву, изделия из бересты. Включала 80 предмета, сохранилось 48. Енисейская губ., Енисейский у., г. Енисейск, сс. Казачинское, Рождественское, Богучаны, Кежемское, дд. Сполошинская, Пинчуга, Алешкина; Иркутская губ., Нижнеудинский у., с. Братский-Острог; Киренский у., д. Федорова. Сбор 1904 г.

№ 574. – Принадлежности рыболовного промысла. Включала 93 предмета, сохранилось 69. Енисейская губ., Енисейский у., на Енисее: с. Казачинское, дд. Головщина, Порожинская, Мысы; на Ангаре: сс. Кежемское, Богучаны; Иркутская губ., Нижнеудинский и Киренский у., сс. Братский Острог, Падунское, дд. Дубинская, Воробьева. Сбор 1904 г.

№ 575. – Предметы для варки «кануна» (церковного пива). Включала 18 предметов, сохранилось 17. Енисейская губ., Енисейский у., д. Сполошинская. Сбор 1904 г.

№ 576. – Одежда, оружие, снаряжение зверовщиков, ловушки, образцы мехов и рогов промысловых зверей. Включала 69 предмета, сохранилось 50. Енисейская губ., Енисейский у., г. Енисейск, Казачинская вол., д. Мысовская; Кежемская вол., с. Кежемское, дд. Кежемская Заимка, Алешкина, Дворец; Пинчужская вол., с. Богучаны, дд. Надуйская, Каменка; Иркутская губ., Нижнеудинский у., с. Падунское, д. Долина; Киренский у., Карапчанская вол., д. Федорова. Сбор 1904 г.

№ 646. – Предметы народной медицины и техники. Включала 65 предметов, сохранилось 31. Енисейская губ., Енисейский у., г. Енисейск, сс. Казачинское, Анциферовское, Богучаны, Чадобец, Кашиношиверское, Кежемское, дд. Пинчуга, Богучанская Заимка, Кежемская Заимка; Ачинский у., с. Ужур; Иркутская губ., Нижнеудинский у., сс. Братский Острог, Падунское, Тулун. Сбор 1904 г. Сибиряки

№ 681. – Одежда и украшения, предметы домашнего интерьера, селькохозяйственные орудия, атрибуты календарной и сельскохозяйственной обрядности, книжеска-талисман. Включала 82 предмета, сохранилось 76. Енисейская губ., Енисейский у., Пинчужская вол., с. Богучаны, дд. Богучанская Заимка, Пинчуга, Каменка; Кежемская вол., с. Кежма, дд. Кежемская Заимка и Рожкова; Казачинская вол., с. Казачинское. Сбор 1904 г. Сибиряки

№ 682. – Костюм ссыльного, костюм и принадлежности «бродяжки». Включала 19 предмета, сохранилось 16. Енисейская губ., Енисейский у., г. Енисейск, с. Казачинское. Сбор 1904 г.

№ 683. – Колыбель и ее убранство, детская одежда, украшения, игрушки, детские орудия труда, стульчак. Включала 54 предмета, сохранилось 38. Енисейская губ., Енисейский у., сс. Казачинское, Усть-Тунгузское, Богучаны, Кежемское, дд. Мордовская, Порожинская, Караула, Кежемская Заимка. Сбор 1904 г. Сибиряки

№ 959. – Предметы мебели, домашняя утварь, предметы интерьера и архитектурные формы с резьбой по дереву, модель-игрушка сохи, инструменты. Включала 22 предмета, сохранилось 18. Енисейская губ., Ачинский у., с. Ужур, дд. Марьясова, Изыкчуль. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 961. – Одеяло. Включала 1 предмет. Не сохранился. Иркутская губ., г. Иркутск. Сбор 1906 г.

№ 962. – Мельница и колесо для вращения мельничного вала. Включала 2 предмета, сохранился 1. Енисейская губ., Енисейский у, Пинчужская вол., с. Богучаны. Сбор 1905 г. Сибиряки

№ 998. – Образцы пищи свадебного ритуала (муляжи). Включает 5 предметов. Енисейская губ., Енисейский у., Пинчужская вол., с. Богучаны; Ачинский у., Ужурская вол., с. Ужур. Сбор 1904 и 1906 гг. Сибиряки

№ 999. – Атрибуты свадебного обряда, черемуховая палка. Включала 23 предмета, сохранилось 18. Енисейская губ., Енисейский у., Казачинская вол., с. Казачинское, д. Сполошная; Пинчужская вол., с. Богучаны; Кежемская вол., с. Кежема, д. Кежемская заимка; Ачинский у., Ужурская вол., с. Ужур, д. Щыкчуль; Мелецкая Инородная Управа, улус Протокинский. Сбор 1904 и 1906 гг. Сибиряки

№ 1000. – Одежда, постельные принадлежности, домашняя утварь, знаки собственности, сбруя, предметы народной техники. Включала 74 предмета, сохранилось 63. Енисейская губ., Енисейский у., Казачинская вол., с. Казачинское, д. Галанина; Ачинский у., Ужурская вол., с. Ужур, дд. Изыкчуль, Марьясова; Солгонская вол., с. Солгон. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1015. – Инструменты и изделия кустаря гребенщика П. Кубарева. Включала 16 предмета, сохранилось 12. Енисейская губ., Ачинский у., с. Ужур. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1016. – Инструменты для тканья, образцы льня, конопли, ниток, драты, пряжи, предметы тканья, вышивка, кружева, пояса, оборки, вожжи. Включала 79 предметов, сохранилось 74. Енисейская губ., Енисейский у., Пинчужская вол., с. Богучаны; Ачинский у., с. Ужур, дд. Изыкчуль, Кузурба, Марьясова. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1030. – Свадебные, праздничные и повседневные пироги и печенья, гостинцы, образцы сельскохозяйственных продуктов. Включала 58 предметов, сохранилось 36. Енисейская губ., Енисейский у., сс. Казачинское, Богучаны, Кежма; Ачинский у., с. Ужур, улус Усть-Кемчугский Мелецкой Инородной Управы. Сбор 1904 и 1906 гг. Сибиряки

№ 1035. – Охотничьи ловушки и их модели. Включала 6 предметов, сохранилось 5. Енисейская губ., Енисейский у., селения Пинчужской и Кежемской вол. по р. Ангаре. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1078. – Скрипка, балалайка, дуга, игрушки, стульчак, детский крестик. Включала 9 предмета, сохранилось 7. Енисейская губ., Енисейский у., с. Богучаны; Ачинский у., сс. Солгон, Ужур, д. Березовка. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1079. –Ткацкие изделия, вышивки, одежда, двери, ручная мельница, домашняя деревянная утварь. Включала 63 предмета, сохранилось 58. Енисейская губ., Ачинский у., сс. Красновское, Большой Улуй, Ужур, Бирилюссы, дд. Березовка, Шуточкин. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1082. – Дуга, санные «головки» (полудуги), кистень, скребок. Включает 4 предмета. Енисейская губ., Ачинский у., с. Красновское, Большой Улуй, д. Березовка. Сбор 1906 г. Сибиряки № 1116. – Шкатулка, булавки, серьги. Включала 3 предмета, сохранилось 2. Енисейская губ., г. Ачинск. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1580. – Средства народной медицины, талисманы. Включала 38 предмета, сохранилось 14. Енисейская губ., Ачинский у., сс. Ужур, Большой Улуй, Енисейский у. Сбор 1906 г. Сибиряки 

№ 1759. – Кокошник, украшения, молитвенные принадлежности. Включала 8 предметов, сохранилось 5. Амурская обл., Завитинская вол., д. Платова. Сбор 1910 г. «Семейские»

№ 1784. – Поминальная доска, флюгер, «рубежки», рыболовная сеть, деревянный лоток, сера для жевания. Включала 6 предмета, сохранилось 5. Енисейская губ., Енисейский у., с. Кежемское, д. Подкаменная. Сбор 1907 и 1908 гг. Сибиряки

Татары западносибирские

№ 988. – Женские украшения, головные уборы, мешочек для корана, рушник. Включает 14 предметов. Западная Сибирь, Томская губ., Мариинский у., с. Серебряково. Сбор 1906 г.

Украинцы

№ 2206. – Одежда, свадебная обрядность, икона, предметы домашнего обихода, образцы вышивок, шерсти, пряжи, тканья, модели печенья из теста, формы пряничные, гончарные изделия, музыкальные инструменты, бондарное и ложкарное производство, орудия земледелия, упряжь, рыболовство, игрушки и игры, шелководство. Включала 485 предметов, сохранился 401. Киевская губ. Сбор 1911 г.

№ 2215. – Образцы вышивок. Включала 61 предмет, сохранилось 60. Подольская губ. Сбор 1911 г. Поступление 1911 г.

№ 2216. – Образцы тканья и вышивок для украшения рубашек и передников. Включала 110 предметов, сохранилось 108. Волынская губ., Северо-Восточная часть пограничная с Минской губ. Сбор 1911 г.

№ 2237. – Образцы старинной крашенины и набойки. Выключает 5 предметов. Черниговская губ., Нежинский и Козелецкий у. Сбор 1911 г.

№ 2238. – Образцы старинных ситцев, набоек, крашения. Включала 19 предметов, сохранилось 18. Полтавская губ, уезд Прилукский, Переяславский. Сбор 1911 г., поступление 1911 г.

№ 2240. – Образцы вышивок, тканья и ситца старинного. Включает 7 предметов. Киевская губ, Радомысльский уезд. Сбор 1911 г.

№ 2543. – Гончарные изделия. Включает 3 предмета. Киевская губ, Каневский у., м. Дыбынцы. Сбор 1911 г.

№ 4482. – Конфеты базарные. Включала 6 предметов, сохранилось 4. Украина. Б. Полтавская губ, г. Гадяч. Сбор 1926 г., поступление 1926 г.

№ 5197. – Глиняные игрушки в виде посуды. Включает 8 предметов. Б. Полтавская губ., г. Гадяч. Сбор 1929–1930 гг., поступление 1930 г.

Хакасы (татары мелецкие-чулымцы)

№ 1064. – Орудия охоты, рыболовства и ореховый промысел. Включает 47 предметов. Енисейская губ., Ачинский у.. д, Мелецкая Инородческая управа, р. Чулым, Сбор 1906 г., поступление 1907 г.

№ 1072. – Шаманские принадлежности. Включает 44 предмета. Енисейская губ., Ачинский у., Мелецкая Инородческая управа, Сбор 1906 г., поступление 1907 г.

№ 1076. – Предметы похорон. Включала 6 предметов. сохранилось 5. Енисейская губ., Ачинский у., Мелецкая Инородческая управа, Сбор 1906 г., поступление  1907 г.

№ 1077. – Предметы домашнего обихода, одежда, украшение, детская колыбель, швейка, утварь. Включала 22 предмета, сохранилось 19. Енисейская губ., Ачинский у., Мелецкая Инородческая управа, Сбор 1906 г., поступление 1908 г.

№ 2104. – Утварь. Включает 1 предмет. Енисейская губ., Ачинский у., Мелецкая Инородческая управа, Сбор 1906 г., поступление 1911 г.

Ханты (остяки)

№ 1782. – Жилище, детское воспитание, предметы культа. Включала 4 предмета, исключена. Енисейская губ., Туруханский край. Сбор 1908 г. Эвенки (тунгусы)

№ 1210. – Одежда мужская, женская, летская зимняя, весенне-осенняя, летняя, украшение, предметы детского воспитания, детские игры, музыкальный инструмент, предметы туалета, медицина. Включала 170 предметов, сохранилось 167. Енисейская губ. и у., Туруханский край, бассейн р. Катонги (Подкаменной Тунгуски). Сбор 1907 г.

№ 1211. – Принадлежности жилища, средства передвижения (седло на оленя, посох, лыжи), орудия и предметы охоты, рыболовства, инструменты выделки кожи, образцы шитья, предметы табакокурения, образцы узлов. Включала 186 предметов, сохранилось 170. Енисейская губ. и у., Туруханский край, бассейн р. Катонги (Подкаменной тунгуски), Нижняя Тунгуска и Ангара. Сбор 1907–1908 гг., поступление 1909 г.

№ 1212. – Пища и спиртные напитки. Включала 14 предметов, сохранилось 2. Енисейская губ. и у., Туруханский край, бассейн р. Катонги (Подкаменной тунгуски), Нижняя Тунгуска и Ангара. Сбор 1907–1908 гг.

№ 1331. – Предметы шаманского культа и мольбища: шаманские чумы, шаманские жертвы и идолы с мольбища. Включала 109 предметов, сохранилось 97. Енисейская губ. и у., Енисейский и Туруханский край. Сбор 1907 г. Поступление 1908 г.

№ 1757. – Шаманские принадлежности – одежда, бубен, коврики, амулеты. Включает 11 предметов. Енисейская губ. и у., Туруханский край, бассейн р. Ангара. Сбор 1908 г., поступление. 1910 г.

№ 1763. – Одежда мужская, женская, детская верхняя, жертва хозяину места, предметы табакокурения, утварь, коврик, гребень, приклад к могиле, птица с мольбища, предметы православия. Включала 78 предметов, сохранилось 69. Енисейская губ. и у., Туруханский край, бассейн р. Катонги (Подкаменной тунгуски), Нижняя Тунгуска с притоком Таймура и Сым.. Сбор 1908 г., поступление.1910 г.

№ 5093. – Предметы охоты, оленеводства, пища, утварь, предметы табакокурения, кисет, скребок, швейные принадлежности, кузнечные иснтрументы, одежда женская, детская, девичья, мужская, средства передвижения, предметы жилища, музыкальные инструменты, игрушки, долговые записи, лекарство, маски шаманские, предметы культа. Включала 397 предметов, сохранилось 369. Восточная Сибирь, Забайкальская обл., Нерчинский окр. Сбор 1913 г.

Японцы

№ 2015. – Предметы культа и игрушки. Включает 6 предметов. Г. Хабаровск., Приморская обл. Сбор 1910 г., поступление 1911 г.

Фотоколлекции

Русские

№ 773. – Речной и наземный транспорт, типы местных жителей, виды жилищ и хозяйственных построек, виды городских и сельских улиц, сельскохозяйственный и промысловый инвентарь, народные игры и увеселения, приготовление пищи, крестьянские занятия (постройка избы, витье веревок, выделка кож и др.). Включала 131 негатив и 131 фотоотпечаток, сохранилось 129 негативов и 130 фотоотпечатков. Енисейская губ., Иркутская губ. Сбор 1904 г. Сибиряки

№ 1148. – Типы местных жителей, виды местности, резные ворота, вышивка, сельскохозяйственные и промысловые угодья, типы хозяйственных построек, виды усадеб, жилищ и интерьеров, крестьянские занятия (кирпичное производство, сенокос, заготовка веников и др.). Включает 92 фотоотпечатка и 96 негативов. Енисейская губ., Ачинский у., Большеулуйская вол., сс. Большой Улуй, Красновское, д. Березовка; Ужурская вол., сс. Большой Имыш, Назаровское, Солгон, Ужур, дд. Кулун, Кузурьба, Марьясово, Яга; Минусинский у., д. Корелка. Сбор 1906 г. Сибиряки

№ 1269. – Типы местных жителей, сельскохозяйственные работы, способы передвижения, общий вид селений, собиратель и его помощник. Включала 19 фотоотпечатков и 19 негативов, сохранилось 19 фотоотпечатков и 10 негативов. Енисейская губ., гг. Енисейск, Красноярск, Ачинск и их окрестности. Фотосъемка 1906 г. Сибиряки

Украинцы

№ 2487. – Типажи, свиноводство, ткачество, жилище, земледелие, огородничество, торговля, православие. Включает 57 отпечатков и 57 негативов. Киевская губ и у. Фотосъемка 1911 г.

№ 2489. – Жилище, ветряная мельница, копны сена, вид куреня, вид поля. Включала 8 отпечатков, 8 негативов, сохранилось 8 отпечатков, 6 негативов. Курская губ., Грайворонский у., с. Ракитная. Фотосъемка 1911 г.

Хакасы

№ 1117. – Рыболовство, охота, типажи, тканье, жилище, постройки хозяйственные, шаманизм. Включала 75 отпечатков и 75 негативов, сохранилось 74 отпечатка и 9 негативов; 19 негативов погибли во время бомбежки 1941 г. Енисейская обл., Ачинский у. Фотосъемка 1906 г.

Эвенки

№ 5659. – Типажи, охота, оленеводство, жилище, кузнечество, предметы культа (предметы шаманского мольбища). Включает 152 отпечатка, 152 негатива. Красноярский край ЭНО, рр. Подкаменная тунгуска и Нижняя Тунгуска. Фотосъемка 1907–1908 гг., поступление 1923–1924 гг.

№ 5666. – Типажи, жилище, рыболовство, оленеводство, охота, шаманский чум. Включала 29 отпечатков и 29 негативов, сохранилось 29 отпечатков и 26 негативов. Восточная Сибирь, Забайкальская обл. Фотосъемка в 1913 г. Эвенки-орочоны

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.