В.Ф. Свиньин. Биография и творчество

Великолепный архитектурный ансамбль Михайловского дворца на площади Искусств неизменно привлекает внимание жителей и гостей Санкт-Петербурга. На первый взгляд может показаться, что все его здания построены в одно время и одним архитектором, но это не так.

        

      

       

     

В XIX веке Карл Росси возвел здесь дворцовый комплекс для великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I. В центре раположен дворец, справа и слева – два служебных корпуса.

В 1895 году именным высочайшим указом Николая II был учрежден Русский музей императора Александра III. Михайловский дворец «со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом» был приобретен в казну и определен быть зданием нового музея. Дворец к концу века пришел в упадок, к тому же было необходимо приспособить его для нужд музея, который согласно Положению состоял из трех отделов: посвященного памяти Александра III – Памятного, Художественного и Этнографического. Для этой работы был приглашен молодой, малоизвестный тогда архитектор Василий Фёдорович Свиньин. На месте разобранных восточных флигелей он построил для Этнографического отдела музея новое здание, изменившее облик дворцового ансамбля и самым удивительным образом повлиявшее на судьбу и творчество своего создателя.

Василий Федорович Свиньин родился в 1865 году в селе Троицкое Вятской губернии в крестьянской семье. После смерти отца его отдали в живописно-малярную мастерскую города Елабуги, позже он служил приказчиком в торговой фирме купца Стахеева в Екатеринбурге. В свободное время юноша много рисовал, его способности заметил местный учитель рисования и посоветовал поступать в Петербургскую Академию художеств. В 1892 году, окончив Академию с малой золотой медалью, Свиньин получил диплом классного художника 1-й степени по архитектуре, дающий право на самостоятельную работу.

В 1893 году ему была предложена должность ремонтного архитектора Академии художеств, которую он занимал до 1929 года. Здание Академии художеств под надзором Свиньина всегда содержалось в прекрасном состоянии, что очень ценила администрация Академии. В 1895 году по предложению вице-президента Академии художеств графа И.И. Толстого он был назначен ремонтным архитектором Михайловского дворца.

Василий Федорович обладал сильным характером. В 1888 году еще студентом, несмотря на академический запрет жениться во время обучения, он обвенчался с бедной горничной Зинаидой Германовой. Стараясь обеспечить семью, летом студент подрабатывал на разных стройках Петербурга и в провинции. В 1890 году ему была присуждена «Первая серебряная медаль» за проект художественно-промышленного музея со школой в губернском городе, а в 1891 году – золотая медаль за проект главной станции железной дороги.

Во время учебы он жил на 6-й линии Васильевского острова в знаменитой «Лихачевке», где снимали углы и комнаты студенты Академии художеств и Университета.

       

    

В 1898 году В.Ф. Свиньин закончил реконструкцию Михайловского дворца. Работа была проведена быстро и качественно, с использованием современных технологий и экономией средств. Одновременно архитектор разрабатывал перспективный план развития Русского музея. В 1897 году он предложил первый проект «Этнографического музея»: эскиз фасада, выходящего на Инженерную улицу, и разрез здания, планы первого и второго этажей.

            

Планы содержат карандашные пометы Свиньина относительно размеров внутренних помещений и подробную смету строительства: 1 488 240 рублей – очень точная сумма! В 1900 году Николай II выделит на строительство 1 500 000 рублей.

С реконструкции Михайловского дворца начинается стремительный профессиональный рост молодого архитектора и его восхождение по социальной лестнице. В 1898 году, после открытия Русского музея, В.Ф. Свиньину было пожаловано звание Архитектора Высочайшего Двора, он получил множество различных наград, денежные поощрения и чин коллежского советника.

Семья архитектора переехала в квартиру в здании, расположенном во дворе Академии Художеств, заняв весь третий этаж, где располагались жилые комнаты и мастерская. Свиньины были очень гостеприимны: часто принимали друзей из Академии художеств, преподавателей, профессоров, а также артистов и студентов. В доме устраивали дружеские встречи, весело проводили праздники.

      

  

В 1897 году В.Ф. Свиньин занимался отделкой интерьеров особняка действительного статского советника Н.В. Спиридонова (ул. Фурштадская, 58).

Архитектор выполнил интерьеры помещений в разных стилях. Некоторые залы и комнаты представляли собой стилизацию в духе интерьеров Людовика XIV и Людовика XVI, как, например, изящная гостиная с большими зеркалами. «Курильня» с витиеватой и обильной орнаментикой была данью моде на все «восточное». Парадную лестницу особняка украсила роскошная решетка.

     

      

 

     

В 1902 году после сноса флигелей Михайловского дворца, где жили служащие Русского музея, архитектор построил для них жилой дом на набережной Екатерининского канала (ныне – канал Грибоедова, д.2б). Кроме того, он отремонтировал Прачечный флигель и приспособил его под квартиры служащих музея.

В 1903 году во дворе Академии художеств В.Ф. Свиньин построил Батальную мастерскую – простое функциональное помещение со стеклянными стенами и крышей, а также с пристроенной конюшней для «академических» лошадей. Таким образом, на занятиях студенты могли видеть пасущихся на лугу лошадей и рисовать, наблюдая за ними сквозь стеклянные стены.

    

    

У Василия Федоровича было четверо детей. По воспоминаниям старшей дочери Лидии, отец был прекрасным семьянином, заботился о воспитании и образовании детей и внуков.

         

       

      

        

   

    

Сейчас в Петербурге живут правнучка и праправнуки архитектора. Жилое здание во дворе петербургской Академии художеств сохранилось.

В 2015 году около него еще стоял старый клен, ветки которого глядели в окно внучки Свинина – Ариадны Николаевны Полухиной.

        

           

     

    

На фотографии праправнук Василия Фёдоровича – Арсений Александрович Шокуров-Свиньин у дома, где жил архитектор.

       

   

В советское время В.Ф. Свиньин по-прежнему занимал должность архитектора Академии художеств. В 1924 году, во время большого наводнения, он организовал спасение ценных коллекций Академии. В течение нескольких лет В.Ф. Свиньин работал в Смольном как архитектор Госконтроля по строительству. В 1930-е годы он создал два проекта памятников: С.М. Кирову и 20-летию Великой Октябрьской социалистической революции, которые так и не удалось реализовать. 30 марта 1939 года В.Ф. Свиньин скончался и был похоронен на Смоленском кладбище.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.