Билибин Иван Яковлевич

Авторы: О.М. Фишман, зав. отделом этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики; И.И. Шангина (аннотации коллекций по русским), научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа

Билибин Иван Яковлевич – выдающийся художник книги и театра, иллюстратор русской сказки, активный член художественного объединения «Мир искусства», один из самых ярких представителей русского модерна. Из старинного купеческого рода.

Родился 4 [16] августа 1876 г. в пос. Тарховке Санкт-Петербургского у. Санкт-Петербургской губ. в семье участника Русско-турецкой войны петербургского военно-морского врача Якова Ивановича Билибина, вышедшего в отставку в чине тайного советника. Мать – Варвара Александровна, урожд. Бубнова. В 1888 г. поступил в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию, которую окончил с серебряной медалью в 1896 г.; в 1900 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Параллельно в 1895–1898 гг. учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств у Я.Ф. Ционглинского; в мае–июле 1898 г. – в мастерской художника Антона Ашбе в Мюнхене. Уже в 1899 г. появляются первые опыты И.Я. Билибина в книжной иллюстрации. По заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг он создаёт серию иллюстраций к русским народным сказкам («Царевна-лягушка» и др.). С 1898 по 1900 г. Билибин занимался в Высшем художественном училище в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой под руководством И.Е. Репина потом был вольнослушателем в его же мастерской в Академии художеств. С 1900 г. стал принимать участие в выставках объединения «Мир искусства», а в 1916 г. стал председателем комитета общества «Мир искусства». С самого начала Билибин примкнул к группе художников-сказочников, искавших вдохновения в русской старине, пытавшихся возродить русское народное искусство. Его первоначальный интерес к русской народной культуре, этнографическому стилю в живописи возник после того, как Билибин увидел на одной из выставок картину великого художника В.М. Васнецова «Богатыри». Основополагающим источником его вдохновения стали многочисленные поездки в Тверскую губ. и на Русский Север. Первый опыт «этнографической» работы И.Я. Билибина – зарисовки крестьянской архитектуры, народного костюма – был предпринят летом 1899 г., когда он гостил у своего университетского товарища П.П. Гронского в имении Званцы с. Ёгна Весьегонского у. Тверской губ. Здесь, разъезжая по окрестным русским и карельским деревням, он сделал зарисовки, которые позже легли в основу серии изображений русских и карельских крестьян в народных костюмах (они были опубликованы позднее в том числе как почтовые открытки общиной св. Евгении Красного Креста) в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Он неоднократно приезжал в эти места и позже.

И. Билибин. Почтовые открытки из серии «Народы русских северных губерний». Издание Общества Святой Евгении. 1925.

Вологодская молодуха в праздничном наряде.

Замужняя женщина. Олонецкая губ. Каргопольский уезд.

Так, в 1902 г., уже как корреспондент Этнографического отдела Русского музея (далее ЭО), Билибин предпринял экспедицию в карельские деревни Весьегонского у. Тверской губ. Привезённые экспонаты – компоненты женского праздничного костюма: верхняя одежда сукман, фартук, головные уборы сороки различной возрастной принадлежности, включая траурные и вдовьи, образцы вышивок к сорокам, орнаментированные полотенца легли в основу формировавшегося тогда в ЭО собрания по различным локальным группам тверских карел. Две коллекции – № 276 и № 442 (74 предмета) – были собраны в не существующей ныне старообрядческой д. Чурилково Чамеровской вол. у так называемых весьегонских карел. По времени бытования и сбора они совпадают с коллекциями Д.Т. Яновича и синхронны аналогичным коллекциям М.В. Михайловской (МАЭ) и Т. Швиндта (Национальный музей, Хельсинки), но собраны среди других локальных групп тверских карел.

В 1902–1904 гг. по поручению ЭО он предпринял ряд поездок на Русский Север: в Вологодскую (Сольвычегодский, Вельский и Тотемский у.), Архангельскую (Шенкурский и Кемский у.) и Олонецкую губ. с целью, как указывалось в удостоверении на его имя за подписью Товарища управляющего церемонимейстера Двора Его Величества Н.Д. Толстого, «производства научных этнографических изысканий, приобретения этнографических коллекций и фотографирования местностей, жилищ, типов и разного рода этнографических предметов». В Олонецкой губ. Билибин посетил Повенецкий, Пудожский, Каргопольский и Петрозаводский у.

В этих поездках его особенно интересовало сельское деревянное зодчество, он зарисовывал, фотографировал и описывал каждый увиденный им храм, выявлял основные типы, характерные для той или губернии, сравнивал основные конструктивные детали остовов церквей, виды крыш, крылец, покрытий. Кроме деревянных церквей, И.Я. Билибин изучал и описывал мельницы, часовни, колокольни и крестьянские избы, их внутреннее убранство: характерные русские печи с лежанкой, красные углы с иконами, скамьи, столы «на вычурных ножках, с размалеванной верхней доской». В ЭО поступило более 420 предметов, большая часть которых была собрана Билибиным в Каргопольском у. Олонецкой губ.

Он писал об этом: «Я собирал северные вышивки, резное дерево, вообще северные народные изделия, а также делал громадное количество фотографических снимков со старинных деревянных церквей и крестьянских изб...». Его фотографии и рисунки в дальнейшем публиковались в первом томе многотомного труда И. Грабаря «История русского искусства» (1909), в «Истории русской литературы» под редакцией Е.Аничкова и Д. Овсянико-Куликовского (1908). В 11-м номере журнала «Мир искусства» (1904, ноябрь) была издана его статья «Народное творчество русского Севера» с рисунками и фотографиями памятников деревянного зодчества, вышивок, набоек, кружев, домашней утвари. Путешествия на Север, куда устремились за поисками творческого вдохновения многие художники, помогли И.Я. Билибину избрать свою ведущую, «сказочную» тему, определили его любовь и интерес к народному искусству. «Я нашел тот источник, который был мне нужен и любим и с которым я не расстанусь до самой своей смерти». В 1911 г. на Всероссийском съезде художников И.Я. Билибин представил доклад «Русское деревянное зодчество». Его статьи «Остатки искусства в русской деревне», «Народное творчество Севера», «Несколько слов о русской одежде XVI–XVII вв.» до сих пор не потеряли научной ценности. Но главное, что осознал Иван Яковлевич Билибин во время своих экспедиций и путешествий по Северу, касалось состояния и сохранения народного творчества и искусства. Он стал одним из тех, кто поднимал вопросы сохранения древних памятников и о безобразном отношении к ним, о том, что многие памятники старины безвозвратно и варварски губятся и стремительно исчезают с лица земли. В одной из своих статей он пишет: «И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества, и доказать <...> что народное творчество — душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда, казалось, он бывал в предсмертной агонии...».

Со временем Билибин стал признанным специалистом в области деревянной архитектуры и, как отмечали многие его друзья-мирискусники, непререкаемым авторитетом среди них в области русского искусства. Он принимал деятельное участие в работе вновь созданных художественных обществ (Союз русских художников и др.).

После Февральской революции И.Я. Билибин стал членом Особого совещания по делам искусств при Временном правительстве, председателем которого был Максим Горький.

Социалистическую революцию художник не принял. Осенью 1917 г. Иван Билибин спешно уехал из Петрограда на свою дачу в Крыму, где прожил до сентября 1919 г.

Зимой 1919 г. вместе с отступающей белой армией И.Я. Билибин доехал до Новороссийска, а 21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» отплыл из России на Кипр. Однако по пути распространился тиф, многие пассажиры заболели, и высадку запретили. Вместо этого их отправили на карантин в египетский город Александрия, а затем — в лагерь для русских беженцев под Каиром. Зиму 1920 г. Иван Яковлевич провел в лагере. Весной того же года Билибин переехал в Каир, открыл свою мастерскую и быстро разбогател благодаря обеспеченным грекам, заказывавшим у него картины и росписи для православных храмов. Получив ряд предложений от парижских издательств, в 1925 г. переехал во Францию, снял на бульваре Пастера большую мастерскую и квартиру, где бывали русские политические деятели, литераторы, художники и артисты. В 1927–1931 гг. Билибин работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Царская невеста» (1930) Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1931). В 1931 г. оформил балет «Жар-птица» И.Ф. Стравинского в постановке М.М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе; в 1934-м – оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова для Городского театра в Брно; в 1935-м – оперу «Сказка о царе Салтане» для Национального театра в Праге. Его персональные выставки состоялись во многих столицах Европы. В 1935 г. он принял советское гражданство и на следующий год вернулся на родину. И.Я. Билибину было предложено место профессора графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств. 23 июля 1939 г. Высшая аттестационная комиссия утвердила его в звании профессора и степени доктора искусствоведческих наук. Скончался Иван Яковлевич Билибин 7 февраля 1942 г. в блокадном Ленинграде, откуда отказался эвакуироваться. Его похоронили в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Архивные материалы

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 37 – Переписка с художником И. Я. Билибиным, командированным музеем для собирания этнографических предметов в Северных губерниях; описи предметов. 15 апреля 1903 – апрель 1906. 

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 37. Л. 1. Удостоверение И.Я. Билибина на командировку в Северные губернии от Управления Русским музеем императора Александра III. 1902 г.

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 37. Л. 13. Письмо И.Я. Билибина Е.А. Ляцкому. 21.12. 1904 г. 

 

Публикации

  1. Билибин И.Я. Народное творчество русского Севера // Мир искусства. 1904. – № 11. – С. 306.
  2. Билибин И.Я. Остатки искусства в русской деревне // Журнал для всех. 1904. – № 10. – С. 609.
  3. Русские народные сказки / Рис. И.Я. Билибина. – СПб: Терра, 1992.

     

Библиография

  1. Иван Яковлевич Билибин // Русские художники: Энциклопедический словарь. – СПб.: Азбука. 1998.
  2. Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / Ред.-сост. С.В. Голынец. – Л.: Художник РСФСР, 1970. – 370 с.
  3. Голынец Г.В., Голынец С.В. Иван Яковлевич Билибин. – М.: Изобразительное искусство, 1972. – 225 с.
  4. Иван Яковлевич Билибин / Авт.-сост.Т. Верижникова, ред. М. Григорьева. СПб: Аврора, 2002. – 173 с.
  5. Мамонтова Н. Костюм покоя: И.Я. Билибин – коллекционер и исследователь русского народного костюма // Родина, 1998. – С. 62–69.
  6. Подунова Н.И. Иван Билибин. К истокам // Литературный журнал Москва, ноябрь 2018. – С. 202–213.

      

Коллекции

Русские

№ 280. – Модели орудий  обработки льна  и  подготовки нитей к тканью. Включала 8 предметов, сохранилось 3. Вологодская губ., Тотемский у. Сбор 1903 г. Русские

№ 371. – Солонки, прялки, набойные доски, корзинки «набирушки». Включает 31 предмет.

Вологодская губ., Тотемский у. д. Бобровницы, с. Фоминское, дер. вдоль р. Кокшеньги;

Сольвычегодский у., г. Красноборск; Вельский у., д. вдоль р.Кокшеньги. Сбор 1904 г. Русские

№ 396. – Образцы набивной ткани, сарафаны, женские головные уборы, свивальник. Включает 24 предмета.

Вологодская губ., Тотемский у., д. Бобровицы. дер. вдоль р.Кокшеньге; Сольвычегодский у., г.Красноборск; Великоусюгский у. г.Великий Устюг, с. Березник; Архангельская губ., Шенкурский у., с. Сия; Тверская губ., Весьегонский у. Сбор 1903 г. Русские

№ 402. – Домашняя утварь. Включает 15 предметов.

Вологодская губ., Великоустюгский у., г. Великий Устюг. Сбор 1903 г. Русские

№ 404. – Модели ткацкого станка и предметов для прядения и сматывания нитей. Включала 4 предмета, сохранился 1. Вологодская губ., Тотемский у. Сбор 1903 г. Русские

№ 405. – Предметы женской одежды, ширинка. Включает 8 предметов.

Вологодская губ., Тотемский у., дер. вдоль р. Кокшеньги; Сольвычегодский у., г. Красноборск; Великоустюгский у., г. Великий Устюг; Архангельская губ., Шенкурский у., с. Березник. Сбор 1903 г. Русские

№ 414. –Трепала, туяса, братина. Включает 6 предметов.

Вологодская губ., Тотемский у., с.Фоминское; Великоустюгский у., г.Великий Устюг. Сбор 1903 г Русские

№ 451. – Серьги. Включает 1 предмет. Новгородская губ., Боровичский у. Сбор 1904 г. Русские

№ 456. – Женские металлические украшения: серьги, запонки, цепь. Включает 9 предметов.

Вологодская губ., Тотемский у., дер. вдоль  р. Кокшеньги. Сбор 1903 г. Русские

№ 668. – Женские и девичьи головные уборы, женские рубахи, оплечья женских рубах, образцы вышивки к подолу женской рубахи, образцы вышивок, простыни, полотенца, концы к полотенцу, образцы набивной ткани, набойные доски. Включает 323 предмета.

Олонецкая губ., Каргопольский у., с. Большой Холуй, Малый Холуй, Ошевеское; Пудожский у., с. Кенозеро; Повенецкий у., с. Песчаное; Петрозаводский у., с. Кижи. Сбор 1904 г. Русские

Тверские карелы старообрядцы

№ 276. – Головные уборы, вышивка (от головных уборов). Включает 61 предмет. Тверская губ., Весьегонский у., Чамеровская вол., д. Чурилково. Сбор 1903 г. Карелы старообрядцы

№ 442. – Сукман, головные уборы, фартук, полотенца и концы к ним. Включает 13 предметов (12 – карелы старообрядцы, 1 – русские). Сбор 1903 г. Тверская губ., Весьегонский у., Чамеровская вол., д. Чурилково. Карелы старообрядцы

Карелы

Русские

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.