Аа

Кончюс Игнас

Автор: О.М. Фишман, зав. отделом этнографии народов Северо-Запада и Прибалтики

Кончюс Игнас (лит. Končius Ignas) – физик, этнограф, известный литовский общественный и культурный деятель.

Родился 31 июля 1886 года в д. Пурвайчяй Жаренской вол. Тельшяйского у. Ковенской губ. в крестьянской семье. В 1903 г.  окончил прогимназию в городе Паланга, учился в гимназии города Лиепайя. В 1907 г. поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. Изучая физику, увлёкся историей, примкнул к кружку литовских студентов, где устраивал вечера и читал лекции. В университете Кончюс познакомился с профессором Эдуардом Александровичем Вольтером, слушал его лекции по этнографии литовцев и латышей; с его помощью подготовил указатель по сбору и классификации материалов о крестьянских постройках западной историко-этнографической зоны Литвы – Жемайтии. В 1910–1911 гг., ещё будучи студентом, поощряемый Э.А. Вольтером, начал исследовать сельские кресты и деревянные каплички (часовенки) северной Жемайтии. Э.А. Вольтер во время его экспедиции в Литву в 1912 г. приобрел фотоотпечатки И. Кончюса и включил их в состав двух своих фотоколлекций (РЭМ 2965 и 2984, всего 67 отпечатков). В ходе атрибуции этих коллекций при подготовке выставки и альбома «Старая Литва» (Вильнюс, 2009) было установлено авторство Кончюса. Подтверждением этого являются инициалы «J. K», которые он ставил в правом нижнем углу отпечатка черными чернилами, и размещённые там же надписи на литовском и русском языках, выполненные одним почерком. Съёмка была осуществлена им в 1906 и 1910 гг. в 10 местечках в окрестностях местечка Плунгяны. На этих фотографиях запечатлены уникальные культовые памятники Жемайтии: придорожные и намогильные кресты, каплички, дома разного типа. Фотоотпечатки отличает высокий профессионализм исполнения. Большинство памятников культуры, зафиксированных Кончюсом, не сохранилось до настоящего времени, поэтому фотоснимки являются уникальными свидетельствами народного католичества и религиозного искусства. На оборотах фотографий И. Кончюсом приведена разнообразная и точная информация о местах съемки и сюжетах. Негативы и позитивы его фотографий хранятся в Российском этнографическом музее (РЭМ), Каунасском художественном музее им. М. К. Чюрлёниса и Шяуляйском музее «Aušra».

2965-55. Часовня –  «каплица» придорожная с чудотворной скульптурой Исуса Христа: «Статуя перевязана разноцветными лентами». Они названы «абжадай» – обеты. На обороте фотоотпечатка – надпись  И. Кончюса на литовском и русском языках, дата, его подпись и др. Ковенская губ., Тельшевский у., около м-чка Плунгяны. Фотосъемка 1910 г. Литовцы-жемайты

В 1913 г. после окончания университета Кончюс вернулся в Литву. Год он работал учитeлeм математики и природоведения в женской гимназии города Паланги. Когда началась Первая мировая война, Кончюс, спасаясь от наступавшего фронта, бежал в Петербург. Там он создал Товарищество по оказанию помощи литовцам, пострадавшим от войны. В 1915 г. читал лекции по физике и математике в женской гимназии Паланги на территории Эстонии в городе Выру, куда гимназия была эвакуирована на время войны. В 1920 г. работал ассистентом в Ставропольском сельскохозяйственном институте, организовал Комитет по оказанию помощи беженцам и был его председателем.

В 1921 г. Кончюс вернулся в независимую Литву и устроился на работу в сельскохозяйственное и лесохозяйственное училищe в местечке Дотнува. Научную деятельность он сочетал с краеведческой работой. Вместе с преподавателями и студентами, увлекавшимися краеведением, учредил Кружок по ознакомлению с родным краем. В 1924 г. Кончюс подготовил первый в Литве учебник «Метеорология», а в 1926 г. опубликовал материалы исследования в книге «Palangos krastas». Осенью того же года он переселился в Каунас и получил должность доцента кафедры экспериментальной физики факультета математических и естественных наук Литовского университета. В 1932 г. был удостоен звания экстраординарного профессора. В 1931–1940 гг. заведовал кафедрой физики. Работая в университете, Кончюс не ограничивался академическими занятиями, принимал активное участие в общественной и просветительной деятельности. С 1927 г. был активным сотрудником журнала «Kultūra». Работая с 1931 г. в Государственной археологической комиссии, подготовил закон об охране памятников старины, принимал участие в различных этнографических экспедициях. Он организовал курсы для собирателей этнографических материалов, сотрудничал с музеями Шяуляя, Кретинги и Алитуса. В 1942 г. Кончюс стал членом Службы по охране памятников культуры, он был инициатором учреждения Музея отечества, при этом Кончюс не прекращал свое исследование жемайтийских крестов и каплиц. Регистрируя и фотографируя эти этнографические объекты, ежегодно проезжал 400–500 км. Он зарегистрировал свыше 3200 деревянных скульптур с изображением святых, крестов, капличек и подсчитал, что в Жемайтии в среднем на один километр приходится 1,3 святого или на одного святого – 0,7 км.

Данные о собранном материале Кончюс печатал в журналах «Soter» и «Gimtasai Кraštas», негативы фотографий сдавал на хранение в музеи, а обобщенные результаты исследования опубликовал в иллюстрированном издании «Žemaicių kryžių ir koplytėlių statistika» («Статистика жемайтийских крестов и капличек»). В 1941 г. Кончюс был арестован большевиками и помещён в Каунасскую тюрьму, а в начале войны находился в заключении в Вильнюсской, а затем в Минской тюрьмах. По счастливой случайности, он уцелел во время расстрела заключённых под местечком Червень в Белоруссии. Вернувшись из тюрьмы, в годы немецкой оккупации Кончюс продолжил работать в университете, а также исполнял обязанности председателя Главного комитета взаимопомощи. В июле 1944 г. И. Кончюс вместе с двумя сыновьями эмигрировал в Германию. Там он работал в Правлении союза литовцев в Берлине; в 1945 г. в лагере для беженцев в Баварии (в городе Байройте) организовал Комитет взаимопомощи и возглавил его. В 1947–1954 гг. Кончюс участвовал в Академическом движении скаутов. В 1949 г. он поселился в Бостоне (США), работал в Исследовательской лаборатории университета Тафтса, занимался резьбой по дереву и писал воспоминания. В 1961 г. Кончюс выпустил уникальную книгу воспоминаний «Žemaičio šnekos» («Речи жемайтийца»), а в 1965-м – «Žеmaičių kryžiai ir koplytėlės» («Жемайтийские кресты и каплички»).

Умер Кончюс в 1975 г. в Путнаме и был похоронен на литовском кладбище Св. Казимира. В сентябре 1996 г. его останки перезахоронены на кладбище Расу (Россы) в Вильнюсе.

Фотографии И. Кончюса неоднократно использовались при создании различных выставок: «Этнографическая экскурсия по старой Литве» в Генконсультстве Литвы (2006), на Международной научной конференции «Э.А. Вольтер (1856–1941) и балтистика как комплексная дисциплина» в Санкт-Петербургском университете (2006) и РЭМ (2007), наиболее интересные из них экспонировались на выставке «Старая Литва» в Литовском национальном музее и были впервые опубликованы в издании, приуроченном к этой выставке (2009), а также на экспозициях РЭМ «Народы Прибалтики. Литовцы. Конец XIX – начало XX в.» (1972–1995) и «Народы Северо-Запада России и Прибалтики. XVIII–XX вв.» (с 2003).

2984-2. «Проклятая гора» или «Голландская шапка» – могильная гора, покрытая сосновым лесом». Курляндская губ., Гробинский у., м-чко Поланген. 1912 г. Литовцы-жемайты

2965-46. Вид старой литовской усадьбы. «Один из старинных видов забора и за ним соломенная крыша жилой хаты с устройством lekiai, защищающим её от ветра». Ковенская губ., Тельшевский у., м. Плунгяны. 1910. Литовцы-жемайты

2965-26. Жилой дом бедного крестьянина. Ковенская губ., Тельшевский у. 1910. Литовцы-жемайты

2965-66. Крестьяне покрывают соломой крышу жилого дома. Ковенская губ., Тельшевский у., Жорайская вол., д. Туровайцы. 1910. Литовцы-жемайты

                                   

Публикации

  1. Končius I. Žеmaičių kryžiai ir koplytėlės . Čikaga: Tėviškėlė, 1965. – 178 p.
  2. Končius I. Žemaičio šnekos. – Vilnius: Vaga, 1996. – 479 p.
  3. Končius I. Маnо eitasis kelias: atsiminimai. – Vilnius: Lietuvos nacionalinis muziejus, 1, 2001. –368 p.
  4. Končius I. Маnо eitasis kelias: atsiminimai. – Vilnius: Lietuvos nacionalinis muziejus, 2, 2006. 316 p.

Библиография

  1. Лазаускайте Э. Игнас Кончюс // Старая Литва: Выставка в Национальном музее Литвы. – СПб.;Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009. – С. 144–148.
  1. Фишман О.М. История комплектования фотоиллюстративного фонда по этнографии литовцев // Старая Литва: Выставка в Национальном музее Литвы. – СПб.;Вильнюс: Национальный музей Литвы, 2009. – С. 86, 87, 90–94, 212, 213, 217, 219, 221.

Фотоколлекции, приобретенные Э.А. Вольтером

№ 2965-1–25; 27–29; 42–52; 54–67; 71–80 – Придорожные и намогильные кресты, каплички, дома разного типа, сельские жители. Включает 64 фотоотпечатка.

Ковенская губ., Тельшевский у., Плунгянская вол., м-чко Плунгяны, д. Войнайце; Масядская вол., м-чко Саланты; Ольсядская вол., м-чко Ольсяды; Жоранская вол., м-чко Медынгяны, Пурвайцы; Сядская вол., м-чко Сяды; Салантовская вол., м-чко Грушлавка / Грушлаускас, Пести / Песци; Поалантовская вол., м-чко Поаланты. Сбор 1912 г. Литовцы-жемайты

№ 2984-1–3 – Вид «Проклятой горы», костел, пожилая женщина. Включает 3 фотоотпечатка. Курляндская губ., Гробинский у., м-чко Поланген. Сбор 1912 г. Литовцы-жемайты

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.