Аа

Главная: Коллекции и экспозиции: Собиратели: Маруневич/Збирня (Василиогло) Мария Васильевна

Маруневич/Збирня (Василиогло) Мария Васильевна

Автор: Н.М. Калашникова, заведующая отделом этнографии Белоруссии, Украины, Молдавии, доктор культурологии


Маруневич/Збирня (Василиогло) Мария Васильевна
Фотография из личного архива Н.М. Калашниковой. 1983 г.

 

Маруневич/Збирня (Василиогло) Мария Васильевна – известный этнограф и педагог, кандидат исторических наук, политический и общественный деятель Гагаузии, основатель Центра научных исследований и методических работ Гагаузии. Внесла большой вклад в изучение истории и этнографии гагаузского народа.

Родилась М.В. Маруневич 25 октября 1937 г. в г. Комрате, в семье крестьянина Василия Ивановича Василиогло, где была младшей из девятерых детей. В 1945 г. она поступила в 1 класс Комратской средней школы № 1, затем продолжила учёбу в Тираспольском педагогическом училище им. А. Макаренко, по окончании которого была направлена на работу в школу-интернат г. Комрата. Большое желание продолжить учёбу привело М.В. Маруневич на историческое отделение историко-филологического факультета Кишинёвского государственного университета, закончив который по специальности «Этнография» молодой специалист затем многие годы работала в Институте истории АН МССР.

С 1969 по 1972 г. М.В. Маруневич училась в аспирантуре при отделе этнографии, искусствоведения и фольклора АН МССР под руководством известного этнографа, доктора исторических наук В С. Зеленчука, и в 1977 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию в Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР (Москва) по теме «Народное жилище гагаузов Днестровско-Прутского междуречья XIX – начало XX в».

В 1986 г. М.В. Маруневич была назначена руководителем рабочей группы по организации отдела гагаузоведения АН МССР. С этого времени началась большая научно-организационная и научно-исследовательская работа, позволившая создать в Молдавии единственное в своем роде подразделение по проведению фундаментальных и прикладных исследований в области гагаузоведения – одной из самых неразработанных областей тюркологии. Именно в этот период при непосредственном участии М.В. Маруневич стали укрепляться творческие связи между учёными Молдавии, Москвы, Киева, Баку и других городов России.

Дружеские отношения связывали М.В. Маруневич и с учёными Санкт-Петербурга, где работали известные тюркологи, в частности создатель грамматики гагаузского языка, профессор, доктор филологических наук Л. А. Покровская (Институт лингвистических исследований РАН РФ), сотрудники Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – кандидаты исторических наук А.М. Решетов, В. П. Курылев и многие другие.

Многие годы М.В. Маруневич поддерживала тесные контакты и с сотрудниками Государственного музея этнографии народов СССР (ныне – Российского этнографического музея, РЭМ) в Санкт-Петербурге, где в 1980–2000 гг. она бывала частым гостем и где осуществлялись серьёзные совместные проекты. Так, например, в залах музея в 1978 и 1988 гг. проходили празднования, посвященные юбилейным Дням гагаузской письменности, к которым были приурочены выставки гагаузских коллекций из фондов музея, организованные сотрудниками отдела этнографии народов Белоруссии, Украины и Молдавии ГМЭ народов СССР: заведующей отделом Н.М. Калашниковой и хранителями фондов жесткого и мягкого резерва – Е.Я. Тимофеевой и Л.Б. Урицкой.

Выступление М.В. Маруневич в музее. 1978 г. Из личного архива Н.М. Калашниковой
М.В. Маруневич на выставке в музее. 1978 г. Из личного архива Н.М. Калашниковой

Особо следует отметить профессиональные качества Марии Васильевны Маруневич, которая была первоклассным консультантом и опытным собирателем этнографических коллекций, благодаря чему фонды РЭМ пополнились предметами XIX–XX вв., характеризовавшими быт и культуру гагаузского этноса. Так, например, в августе–сентябре 1979 г. состоялась научная командировка сотрудника музея Н.М. Калашниковой в старинное гагаузское с. Томай Комратского р-на Молдавии, выбранное для изучения по рекомендации М.В. Маруневич. И действительно, там удалось приобрести для музея отдельные детали мужской и женской одежды, в том числе свадебное женское украшение – махмудя, состоящее из 90 металлических круглых подвесок, укрепленных на тесьме, а также текстильные предметы убранства интерьера, образцы вышивки и др. (РЭМ 10071). Однако самым знаменательным событием в той экспедиции было знакомство с народным мастером Петром Влахом, которое состоялось также благодаря М.В. Маруневич. Посещение творческой мастерской этого уникального мастера декоративно-прикладного искусства, открывшего миру утраченное искусство моделирования декоративной тыквы – сусак, произошло в г. Комрате. В результате общения с этим художником, организованным с помощью М.В. Маруневич, фонды музея пополнились коллекцией из пятнадцати предметов, среди которых были вазы для цветов шаровидной формы, сосуды для воды и вина, черпаки с удлиненной ручкой, емкости для хранения соли и стручкового перца, а также разнообразные формы-заготовки.

В 1981 г. состоялась совместная экспедиция М.В. Маруневич и Н.М. Калашниковой в гагаузское с. Этулия Вулканештского р-на, по итогам которой в фонды музея поступили мужская и женская одежда, украшения, предметы убранства интерьера (скатерти, полотенца, покрывала, наволочки, вешалки), а также новые работы народного мастера П.Н. Влаха. Ценность этой коллекции (РЭМ 10299) заключалась не только в самих экспонатах, но и в той информации, включая терминологию, которая была получена благодаря знаниям М.В. Маруневич. Так, о мужской и женской рубахах исследователь сообщала, что они, сшитые на швейной машинке в 1950-е гг.,  являлись подарками невесты свекру и свекрови, которые их не носили, а берегли на смерть. О бусах из сушеных ягод с деревянным крестиком и синей бусиной – хаджи-банжук, являющихся оберегом от сглаза, говорилось, что привозили их из святых мест и помещали обычно около икон, а по религиозным праздникам надевали в качестве шейно-нагрудного украшения. О шнуре карабаа, который использовался для подвязывания онучей сарры, сообщалось, что его изготовили в 1960-е гг. из крученого конского волоса, а о женской обуви терлики – тапочках из шерстяной ткани, сшитых на машинке в 1950-е гг., что их носили в комплексе с традиционным костюмом как в доме, так и на улице.

Важными были и свидетельства о текстильных изделиях, украшавших интерьер жилища. Так, например, в описи экспонатов указывается, что на домотканую скатерть из шелка-сырца, покрывавшую угловой столик под образами, в рождественские и новогодние дни клали обрядовый хлеб и калачи – маса юзю. В предметной описи присутствовала и дополнительная информация, касающаяся домотканого полотенца – пешкир – из шелка-сырца, изготовленного в 1918 г., которая указывала на его многофункциональность: первоначально оно служило частью приданого, так как им повязывали важных гостей на свадьбе, затем использовали во время свадебных танцев с полотенцем, а впоследствии им украшали окна или фотографии на стенах в парадной комнате дома (РЭМ 10299-18).

Дополнительные сведения касались и описания свадебного покрывала – фистан чаршафы – из шелка-сырца, которым впоследствии закрывали одежду, висевшую на стене, а позже использовали в качестве покрывала – чаршар – на кровать (РЭМ 10299-19). О наволочках удлиненной формы, которые набивали соломой, сообщалось, что они служили в качестве украшения интерьера, располагаясь вдоль стен на топчанах, или их складывали «горкой» среди спальных принадлежностей, а ночью они служили подголовными подушками – ястык юзю (РЭМ 10299-20).

Редкими предметами были поступившие в коллекцию парные вешалки – фешилки – для полотенец, которые украшали парадную комнату. При этом важной была информация о способе их изготовления в 1930-е гг. Необходимо отметить, что работа по сбору экспонатов для музейных коллекций практически всегда была тесно связана со сбором информации в полевых условиях, касающейся различных аспектов материальной и духовной культуры народа. И в этом случае важнейшую роль играло умение М.В. Маруневич общаться с информантами. Так, в августе 2002 г. Н.М. Калашникова вместе с М.В. Маруневич посетили баптистскую гагаузскую свадьбу, проходившую в г. Комрате. Приглашение на это довольно закрытое мероприятие, где сочетались браком русская девушка Татьяна Пилаева из с. Московей Комратского р-на и житель Комрата, гагауз из семьи баптистов Иван Грозоглу, было получено как дань уважения к М.В. Маруневич, которая преподавала на историческом факультете Комратского государственного университета, где училась невеста. Совместное посещение этого торжества и получение важной информации стало возможным только благодаря участию М.В. Маруневич (Архив РЭМ. Ф.10. Оп. 2. Д. 4). Другим примером профессиональной работы с информантами было получение дополнительных сведений о крещении ребёнка в с. Бешалма Комратского р-на от священника церкви и крёстной ребёнка – Василисы Яланджи, которая подробно рассказала о хорошо известном ритуале крещения в церкви, а также сообщила новые данные о проведении праздника в доме после возвращения из церкви. Уникальной была и информация, добытая при посещении знахарки бабы Сони (Софьи Афанасьевны Гозогло) во время проведении обряда заговора на рождение ребёнка (фото 3).

Таким образом, благодаря консультациям и участию в экспедиционных сборах М.В. Маруневич, в РЭМ поступило 2 коллекции, состоявшие из 72 предметов.

Анализ вещевых и архивных материалов, собранных с участием Марии Васильевны Маруневич, характеризует ее как ученого, который демонстрировал не только высокопрофессиональные навыки изучения предметов бытовой культуры, но и умение общаться с информантами, что свидетельствует о ее глубоких познаниях в области материальной и духовной культуры гагаузского народа, полученных в том числе ещё в далёком детстве.

За многие годы ею было опубликовано более 30 научных трудов, включая три монографии: «Поселения, жилище и крестьянская усадьба гагаузов Южной Бессарабии в XIX – начале XX в.» (Кишинёв, 1980); «Социалистические преобразования в быту и культуре гагаузского населения МССР» (в соавторстве с С.С. Курогло; Кишинев, 1983) и «Материальная культура гагаузов XIX – начала XX вв.» (Кишинёв, 1988), написан ряд разделов и статей в коллективных монографиях, сборниках, журналах и других печатных изданиях.

В 2001 г. при непосредственном участии М.В. Маруневич был официально учрежден Центр научных исследований и методических работ Гагаузии. За короткий период Марии Васильевне удалось подготовить и провести ряд международных конференций, выпустить сборник документов по созданию автономии, а также подготовить к печати «Курс лекций по истории гагаузского народа».

М.В. Маруневич скончалась в 2004 г. на 67 году жизни. В 2010 г. Центру научных исследований и научно-методических работ при Главном управлении образования Гагаузии, руководителем которого была М.В. Маруневич, присвоено ее имя.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 10. Оп. 2. Д. 4. – Калашникова Н.М. Отчёт о командировке в Республику Молдова. 26.07 – 24.08. 2002.

           

Публикации

1.      Маруневич М.В. Народное жилище гагаузов Днестровско-Прутского междуречья (XIX –  начала XX в.): Автореф. дис. … канд. исторических наук. – Кишинёв, 1977. – 29 с.

2.      Маруневич М.В. Поселения, жилище и крестьянская усадьба Южной Бессарабии в XIX – начале XX в.». – Кишинёв: Штиица, 1980. – 168 с., ил.

3.      Маруневич М.В.,. Курогло С.С. Социалистические преобразования в быту и культуре гагаузского населения МССР. – Кишинев: Штиица,1983. – 200 с., ил.

4.      Маруневич М.В. Материальная культура гагаузов. XIX – начало XX в. – Кишинёв: Штиинца, 1988. – 192 с., ил.

5.      Маруневич М.В. Правда о гагаузском народе как о самобытном этносе и его этнической территории. – Комрат, 1993. – 15 с.

 

Библиография

1.      Новикова О.Г. Памяти М.В. Маруневич // Лукоморье: Археология, этнография, история Северо-Западного Причерноморья. – Одесса: Паллада, 2007. – Вып.1.– С. 302–303.

2.      Мария Маруневич // Булгар С. Гагаузские судьбы: деятели культуры и науки: 200 лет истории. – Кишинев, 2003. – С. 149–151.

3.      Маруневич Мария Васильевна: некролог // Вечерняя газета. – 2004. – 24 февр.

  

Коллекции

№ 10071. – Предметы женской и мужской  одежды, украшение из 90 монет, образцы домотканины и вышивки, наволочки на подушки, декоративные изделия из тыквы. Включает 41предмет. МССР, Кишинев, Комратский р-н, с. Томай. Сбор 1979 г. Гагаузы

РЭМ 10299. – Предметы мужской и женской одежды; бусы из сушеных ягод, серебряные и металлические браслеты, подвески; обувь из кожи и ткани, предметы убранства интерьера (скатерти, покрывало, наволочки, полотенца) вешалки для полотенец. Деревянный столик со скамейками; декоративные вазы из тыквы. Включает 31 предмет. МССР, Вулканештский р-н, с. Этулия. Сбор 1981 г. Гагаузы

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.