#Пока МузейЗакрыт Этнокалендарь Апрель ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ У КАТОЛИКОВ И ЛЮТЕРАН
0504/20

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ У КАТОЛИКОВ И ЛЮТЕРАН

В католической (литовцы) и лютеранской (латыши, эстонцы, финны, ингерманландские финны) традиции этот день принято называть Пальмовым (Palmusunnuntai – финны; Pūpolu svētdiena – латыши; Palmipuudepüha – эстонцы) воскресеньем. Это общехристианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Пасхе.

В католической (литовцы) и лютеранской (латыши, эстонцы, финны, ингерманландские финны) традиции этот день принято называть Пальмовым (Palmusunnuntai – финны; Pūpolu svētdiena – латыши; Palmipuudepüha – эстонцы) воскресеньем. Это общехристианский праздник, отмечаемый в воскресенье, предшествующее Пасхе.

В последнее воскресенье перед днем Светлой Пасхи католики и лютеране Северо-Запада России и Прибалтики отмечают Вербное или Пальмовое воскресенье−общехристианский праздник, широко почитаемый во всех странах. Согласно библейской традиции в этот день Иисус Христос въехал в Иерусалим, исполнив пророчество Ветхого Завета о пришествии Спасителя. Иудейский народ с восторгом встречал Христа, приветствуя Его хвалебными песнопениями и устилая путь пальмовыми ветвями.

В северных странах обязательным атрибутом праздника считается букет из вербы, которая первой пробуждается к жизни после холодной зимы. Центральным моментом дня является освещение вербных букетов в церкви.

У всех прибалтийско-финских народов была известна традиция «вербования». С раннего утра дети ходили из дома в дом, заходили к крёстным, знакомым и стегали их прутьями вербы по несколько раз. При этом произносили ритуальные слова, желая здоровья, хорошего урожая и приплода скота. Например, у ингерманландских финнов говорили:

Как много вербы, так много ягнят.
Как много прутьев, так много телят,
Как много листьев, так много коров…

Ветки, которыми вербовали, дети оставляли на столе, а в качестве ответного подарка просили гостинцы, но забирали их только через неделю, в пасхальное воскресенье.

В восточных районах Финляндии была распространена традиция дарить друг другу вербные букеты. Их собирали заранее и ставили в воду, чтобы распустились почки. Веточки вербы украшали ленточками, бумажными цветами, в букеты добавляли можжевельник. Освященными в церкви букетами украшали дом, а после праздника их хранили между ставнями или за дверными косяками, так как верили в их охранные свойства.

Уникальным видом народного творчества, сохранившемся до наших дней и внесенным Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, было плетение “вербных букетов”(”verbu punimas”) распространенное в Вильнюсском районе Литвы под влиянием польской традиции. Литовские “вербы” напоминают деревца и делаются из сухоцветов. В XIX веке этим ремеслом занимались целые семьи, передавая свои секреты из поколения в поколение.

В общих чертах литовские “вербы” делали так: к тонким палочкам основы длиной от 60 до 80 см при помощи прочной нити привязывали разнообразные композиции из соломы, различных злаков, сухих трав, цветов бессмертника или клевера. Для украшения букета могли использовать шишки, мох, перья. Классическая по форме “верба” - это один или несколько чередующихся “фонариков” с метёлкой на конце. Вся красота букета зависела от тщательно подобранного сочетания цветов используемых растений. С появлением анилиновых красителей вильнюсские букеты стали ярче. Эти букеты, освящённые на богослужении, хранили до следующего Великого поста, а в Пепельную среду сжигали.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.