Посетителям Этнокалендарь Февраль МАСЛЕНИЦА У ЛЮТЕРАН И КАТОЛИКОВ
1602/21

МАСЛЕНИЦА У ЛЮТЕРАН И КАТОЛИКОВ

Масленица у лютеран (Laskiainen – финны, Vastlapäev – эстонцы, Meteņi – латыши) и католиков (Užgavėnės – литовцы). Празднуется всего один день - вторник седьмой недели перед Пасхой и заканчивается в среду («Пепельная среда»). Характерна финская поговорка: «Широка и коротка как Масленица».

Масленица у лютеран (Laskiainen – финны, Vastlapäev – эстонцы, Meteņi – латыши) и католиков (Užgavėnės – литовцы). Празднуется всего один день - вторник седьмой недели перед Пасхой и заканчивается в среду («Пепельная среда»). Характерна финская поговорка: «Широка и коротка как Масленица».

Масленица (Laskiainen – фин., Vastlapäev – эст., Meteņi – лат., Užgavėnė» – лит.)

Ежегодно на стыке сезонов в седьмую неделю перед Пасхой отмечается Масленица. Она не получила христианского осмысления и остаётся праздником прощания с зимой. В народном календаре это был аграрный «женский» праздник, в котором идеи обновления, возрождения и плодородия получили наивысшее выражение. Большое количество масленичных ритуалов было связано с культом предков.

Четкой даты у праздника нет, в католической и лютеранской традициях Масленица длится всего один день — вторник и заканчивается в «Пепельную среду». Повсеместно в Балтийском регионе масленичные гуляния проходили шумно и весело. Главным праздничным действием было катание на санях с гор, ему приписывалось магическое значение: чем дальше прокатишься, тем длиннее уродится лён. У ингерманландских финнов в некоторых северных приходах долгое время женщины катались с ледяных гор, обнажив нижнюю часть тела, передавая таким образом льну свою «родящую силу». Молодёжь повсеместно каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с песнями и музыкой. Сани украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками.

Ярко Масленицу отмечали на западе Литвы – в Жемайтии, где европейское влияние было особенно сильным. Здесь кульминацией праздника было шествие ряженых, в котором явно прослеживались черты западноевропейского карнавала. Центральным персонажем, олицетворявшим зиму, была соломенная старуха Морэ с молотильным цепом в руках. Ее на колесе, укрепленном на полозьях саней, с песнями и танцами возили по ближайшим усадьбам. Сопровождали старуху мистические персонажи, олицетворяющие собой злую силу: «чёрт», «смерть», «ведьма». Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня. По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей. Обязательным магическим обрядом этой шутовской свадьбы была «перемена пола» участниками. Для этого парни переодевались в женскую одежду, а девушки — в мужскую. Наряду с женихом и невестой в свадебную группу входили ряженые, изображающие цыганский табор и еврейских музыкантов. Значительную роль в шествии ряженых играют персонажи: худой Канапинис («Конопляник») – символ приближающегося поста и толстый Лашинис («Сальный») – символ Масленицы, между которыми разыгрывается борьба, победителем из которой выходит  праведный Канапинис. Заключительной частью праздника было утопление Морэ в воде или сжигание ее на костре.

Основной обрядовой едой Масленицы были блины, которые с одной стороны олицетворяли солнце, а с другой – являлись обязательным атрибутом поминок. По возможности готовились и другие праздничные блюда, которые обязательно должны были быть жирными и сытными, так как это сулило благополучие. В Финляндии и Эстонии варили гороховый суп со свиными ножками, делали кровяные колбасы.

В настоящее время большая часть масленичных обрядов утратила свое ритуальное значение и носит исключительно развлекательный характер.

Автор текста: Мария Докучаева

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.