Выставки и события Этнокалендарь Февраль МАСЛЕНИЦА У ЛЮТЕРАН
2502/20

МАСЛЕНИЦА У ЛЮТЕРАН

Масленица у лютеран (Laskiainen – финны, Vastlapäev – эстонцы, Meteņi – латыши) и католиков (Užgavėnės – литовцы). Празднуется всего один день - вторник седьмой недели перед Пасхой и заканчивается в среду («Пепельная среда»). Характерна финская поговорка: «Широка и коротка как Масленица».

Масленица у лютеран (Laskiainen – финны, Vastlapäev – эстонцы, Meteņi – латыши) и католиков (Užgavėnės – литовцы). Празднуется всего один день - вторник седьмой недели перед Пасхой и заканчивается в среду («Пепельная среда»). Характерна финская поговорка: «Широка и коротка как Масленица».

Хороводы, танцы с подскоками «на лен», «на коноплю», катание с ледяных гор, качание на качелях или обряды, имитирующие такое качание - все эти компоненты земледельческой обрядности были свойственны народам Прибалтийских государств. Характерными шутками во время масленичных игр было поливание людей на улице водой и обсыпание их мукой.

Основной обрядовой едой Масленицы были блины, гороховый суп и свиные ножки. В Эстонии Масленицу из-за поедания свиных ножек называли «свиноножным Рождеством».

В католической Литве празднование Масленицы было особенно ярким. Ещё в начале ХХ века Масленицу в Литве праздновали три дня – воскресенье, понедельник и вторник, позднее – только во вторник перед «Пепельной средой». Обязательный элемент праздника - шествие ряженых. Его центральным персонажем, олицетворявшим зиму, была старуха Морэ с молотильным цепом (символом плодородия) в руках. Соломенное чучело Морэ везли через село на колесе, укрепленном на полозьях саней. Ее обязательно окружала стража: «офицеры», «адъютанты», а также традиционные маски - коза, медведь, конь. Широко распространены были маски черта, олицетворявшего собой злую силу. Его сопровождали «ведьмы», «знахари», «скупцы» и «смерть». Наряду с группой фантастических, страшных, злых масок существовала многочисленная группа реально существующих персонажей. Особенно популярны были национальные группы, изображавшие «цыганский табор» и еврейских музыкантов. Разыгрывалась также масленичная «свадьба ряженых», долженствующая по народным представлениям способствовать плодородию земли и людей. Обязательным магическим обрядом была «перемена пола» участниками этой свадьбы: парни переодевались в женскую одежду, а девушки — в мужскую. Наряду с женихом Сидорасом и невестой Котре в свадебную группу входили музыканты. Все они с шутками, танцами и песнями двигались вслед за группой Морэ к реке, озеру или в лес, где разжигали костер. Заключительным актом праздника было утопление Морэ в воде или сжигание на костре.

Борьбу Масленицы с наступающим семинедельным Великим постом олицетворяли карнавальные персонажи - символ масленичного ритуала Лашинис («Сальный») и символ поста Канапинис («Конопляник»).

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.

Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.