Купить билет
сотрудник
Соловьева Карина Юрьевна

заведующая отделом, хранитель, заслуженный работник культуры Российской Федерации

Сотрудники отдела:

Кононова Елена Федоровна Научный сотрудник ведущей категории, хранитель
Белогубцев Александр Владимирович Научный сотрудник высшей категории
Смирнова Юлия Сергеевна Научный сотрудник первой  категории
Баранова Наталья Александровна Научный сотрудник первой  категории
Волкова Ольга Владимировна Художник-фотограф высшей категории
Любимова Анна Андреевна Художник-фотограф первой категории
Костюк Вера Александровна Художник-реставратор

История отдела

Отдел фотографии был создан в 2005 году после объединения в единое структурное подразделение фототеки и негативотеки музея.

История отдела неразрывно связана с историей музея, среди первых коллекций которого были и фотографии. Вплоть до 1911 года все поступающие фотоколлекции (негативы и отпечатки) регистрировались, как и вещевые, сотрудниками Этнографического отдела, но хранились в библиотеке.

В 1912 году было создано специализированное хранилище – фототека. Для более 8 тысяч негативов и 11 тысяч отпечатков рядом с библиотекой выделили два помещения. Это была чрезвычайно передовая для своего времени идея: изолированное хранение фотографий как музейных предметов по материалам и расположению. Для негативов сразу же были изготовлены специальные шкафы с небольшими ячейками для вертикального размещения, для отпечатков - горизонтального, что в настоящее время является общемировым принятым стандартом для их хранения. История фототеки на протяжении 46 лет связана с именем А.Н. Бок, её первым хранителем, заложившей систематизацию обширного фотографического собрания: прежде всего, по народам и регионам, типам памятников.

В 1913 году начала свою работу фотомастерская Этнографического отдела, где снимки печатались с привезенных из экспедиций негативов, по заказу для изданий или делались копии негативов с фотографий, поступавших для пополнения собрания из коллекций других музеев (см., например, историю собрания В.К. Арсеньева). Традиция печатать фотографии с негативов в своей мастерской сохранилась в музее вплоть до начала 1990-х годов, когда фотолаборатория была расформирована.

А.Н. Бок положила начало каталогизации фотографий по истории поступления, собирателям и народам, впоследствии эта работа была продолжена В.К. Таут, работавшей в фототеке с 1959 по 1990 годы. Продолжается она и в настоящее время как хранителями К.Ю. Соловьевой и Е.Ф. Кононовой, так и научными сотрудниками отдела – Ю.С. Смирновой, А.В. Белогубцевым, Н.А. Барановой.

Фотографический фонд музея с самого начала своего существования был активно востребован в научной, экспозиционной и выставочной работах. Масштабность (180 тысяч негативов и фотоотпечатков), многогранность и уникальность собрания в начале ХХI века  потребовали нового комплексного подхода в контексте развивавшихся цифровых технологий.

В 2004 году дирекцией музея был утвержден долгосрочный план развития фототеки и негативотеки, предусматривающий улучшение материально-технического оснащения (покупка компьютеров, специального оборудования для сканирования и хранения цифровых изображений), каталогизацию (электронное архивирование коллекций), разработку концепции новых хранилищ, создание Отдела фотографии.

В течение 2004-2005 гг. под руководством К.Ю. Соловьевой была создана база данных «ФОТО», в основу которой положены разработанная система описания и атрибуции позитивов и негативов на уровне коллекции и на уровне памятника. Это позволило максимально оптимизировать рабочий процесс: стал доступен автоматический поиск по местам хранения, по народам, истории и характеру поступлений, авторам (собирателям и фотографам), территория, включая губернии, уезды, области, районы и т.д.

Одновременно в 2005 году была начата огромная работа по систематическому сканированию фотографий и формирование электронного депозитария для хранения цифровых фотографий в форматах tiff и jpeg. В настоящее время силами сотрудников проведена оцифровка более 80% всего фонда.

В 2004-2008 годах был сделан ремонт и проведена полная реконструкция с закупкой специализированного оборудования для хранения негативов и фотографий. Музей одним из первых в России, оснастивший хранилища в соответствии с принятыми для фотографий стандартами.

В 2009 году отдел подготовил и представил проект «Оптимизация  инновационных технологий  в развитии фотоархива РЭМ» на международном фестивале «ИНТЕРМУЗЕЙ 2009» и был награждён специальным призом жюри «За инновации в сохранении и представлении фондовых коллекций».

В 2018 г. электронная база данных «ФОТО» стала модулем «ФОТОКОЛЛЕКЦИИ» общемузейной системы РЭМ-КАМИС и все данные из нее были успешно конвертированы. Уже в рамках ЭБД сотрудники отдела продолжили усовершенствование работы модуля, подготовив предложения по структуре описания фотоколлекций и фотопамятников, корректировке и дополнению различных словарей, автоматизации ввода однотипных параметров, учету выдачи цифровых изображений, которые были успешно реализованы.

С 2004 года началась активная популяризация фотоколлекций музея в контексте специализированных проектов. Оригинальные фотографии неоднократно экспонировались на многих выставочных площадках Москвы (Мультимедиа Артмузей, Музей Востока), Санкт-Петербурга (РОСФОТО, ГРМ), в Германии, Нидерландах, Швейцарии.

В 2008 году была начата работа по созданию выставок («Евреи царской России», «Семья в культуре народов Евразии», «Взгляд на Восток», «Русские красавицы») в виде цифровых копий с фотографий, оформленных в паспарту, которые  успешно демонстрировались в различных музеях Российской Федерации, странах СНГ, Израиле, Испании, Франции, Вьетнаме, США, Уругвае.

В 2010 году отдел фотографии обрел свою современную структуру: было подготовлено и оснащено необходимым оборудованием специальное помещение для фотолаборатории и лаборатории по консервации фотографий, введены в штат должность фотографа и художника-реставратора. Началась востребованная и трудоемкая работа по оцифровке предметных коллекций музея и превентивной консервации фотографий.

В 2011 году Соловьевой К.Ю. при участии сотрудников отдела была разработана и проведена первая специализированная стажировка «Фотография как музейный предмет», востребованная на протяжении 2011- 2016 годов.  В 2022 году стажировка  возобновлена на основе  новой программы, соответствующей современным и актуальным направлениям работы отдела.

С 2011 года возродилась традиция полевой съёмки при участии профессионального фотографа: О.В. Волкова (Ганичева) приняла участие в нескольких экспедициях, материалы которых поступили в фонд музея и были использованы в различных изданиях. В настоящее время О.В. Волковой и А.А. Любимовой, фотографами отдела, ведется большая работа по оцифровке экспонатов из различных фондов музея, съемка для издательских, выставочных проектов и репортажная съемка.

Превентивной консервацией с 2021 года занимается художник-реставратор В.А. Костюк (с 2010 по 2020 год на этом направлении работала М.Ю. Галахова). За время существования архива (120 лет) впервые было изготовлено из бескислотных материалов и заменено первичное оборудование, осуществлена превентивная консервация для более 500 коллекций (1/6 фонда музея) и начата работа по идентификации фотографий XIX  - начала ХХ веков.

С 2020 года все сотрудники отдела активно работают над атрибуцией и готовят к публикации тематические онлайн-альбомы как в рамках исследовательской тематики, так и актуальной проблематики цифровых общемузейных проектов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА:

  • Учетно-хранительская: ведение электронного каталога негативов и фотоотпечатков, работа по систематизации цифровых изображений фотографий как страховых копий в депозитарии;  обеспечение сохранности - оцифровка (сканирование и съёмка), превентивная консервация и реставрация фотографий
  • Научно-исследовательская: изучение, атрибуция и каталогизация фотографий XIX – XXI веков, создание электронных каталогов и  подготовка к публикациям онлайн; участие в работе конференций и написание статей (ведущие темы -  история фотографии, визуальная антропологии, музееведение).
  • Аналоговая и цифровая съемка, обработка и подготовка к печати цифровых изображений.
  • Выставочная работа: подготовка планшетных цифровых выставок, участие в общемузейных проектах
  • Методическая работа: проведение специализированных стажировок, чтение лекций для специалистов на общемузейных стажировках; консультирование сотрудников музея и по запросам пользователей.
  • Культурно-образовательная: репортажная фотосъёмка, чтение тематических лекций.

Исследовательские проекты

Сотрудники отдела постоянно занимаются изучением, атрибуцией и идентификацией фотографий XIX – первой трети XX веков в рамках общемузейных и индивидуальных (тематических) проектов, среди которых можно выделить следующие:


Атрибуция музейного памятника: классификация, терминология, методика. СПб., 1999.

Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология: Справочник. СПб., 2003. (в  составе авторского коллектива - Е.Ф. Кононова).

Проект «Возвращенные мгновения. Образы еврейского народа в светописи Российской империи. Из коллекций Российского этнографического музея» по созданию первого в истории музея онлайн каталога фотоколлекций по еврейской культуре (победитель Второго конкурса музейно-выставочных грантов Российского еврейского конгресса на развитие проектов в области еврейской культуры).

Образы Империи. Фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года.: альбом/ автор и составитель: К.Ю. Соловьева. - Санкт-Петербург: А-Я, 2022. 288 с., илл.

 «…Можете рассчитывать на меня»: научное наследие В.К. Арсеньева в собрании Российского этнографического музея». 2022.

«Арктика – земля обитаемая». 2022.

Серия онлайн альбомов «Историческая фотография» (опубликовано 14 альбомов), «СССР в фотографиях» (опубликовано 23 альбома).

Подготовка материалов для публикации онлайн фотоколлекций, отражающих экспедиционную работу за период 1950-х годов до настоящего времени.

Индивидуальные темы:

К.Ю. Соловьева: с 2004 года «История фотоколлекций по финно-угорским народам Сибири», с 2007 года  - «Фотографии на Этнографической выставке 1867 года», с 2008 года - «Этнографическая фотография в русской светописи».

Е.Ф. Кононова: с 2008 г. – «История экспедиции Ан-ского», с 2011 года – «Фотоколлекции о еврейских автономиях СССР в 1920-1930-е годы». 

Ю.С. Смирнова: с 2016 года – «Изучение истории формирования фонда советской пресс-фотографии».

А.В. Белогубцев: с 2019 года  – «История дореволюционной военной фотографии».

В.А. Костюк: с 2021 года – «Идентификация фотографических процессов XIX века».

Издательские проекты
«ОБИтатели. Образы Югры в ранней русской фотографии». Санкт-Петербург – Сургут. 2004. 72 с.

На  грани миров. Шаманизм народов Сибири (из собрания Российского этнографического музея): Альбом. –М.: Художник и книга, 2006. –  296 с. / Под редакцией В.М. Грусмана (на русском и английском языках). (Соловьева К.Ю. в соавторстве с Т.Ю. Сем, В.В. Горбачевой)

Славяне Европы и народы России. К 140-летию первой Этнографической выставки 1867 года. Санкт-Петербург, 2008.

COLLECTION CHABELKAYA. UNE RUSSIE FIN DE SIECLE: PORTRAITS DE FEMMES EN COSTUME TRADIONNEL. Editions de La Mrtiniere, Российский этнографический музей, Fondation PIERRE BERGE IVES SAINT LAURENT. Imprint in France. 2010. 127 p.

Russia’s Unknown Orient: Orientalist Painting 1850-1920. Edited by Patty Wageman and Inessa Koutinikona with contribution by Olga Atrochchenko, Irina Bagdmanin, Valdimir Bulatov, Inessa Kouteinokova, David Schimmelpenninck van der Oye anf Karina Solovyeva. Groningen: Groningen Museum/ Rotterdam: Nai Publishers, 2010. 204pp. ISBN-10-9056627627

Valentina V.Corbacheva, Karina Yu. Solovyeva. ŠAMANIZEM LͿUDSTEV SIBIRIJE//SHAMANISM OF THE PEOPLES OF SIBERIA. Vodnik po razstavi//Exhibition guide// Ljubljana 2019., 80 s.

Rahvas – see tähendab inimesi. Soomeugrilased ja samojeedid vanadel etnograafilistel fotodel. Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических фотографиях. Peoples are Made of People. Finno-Ugrians and Samoyeds in old ethnographic photographs / Koostaja /  Авт.-сост. Indrek Jääts, Olga Fišman, Karina Solovjova, Olga Mišurinskaja, Olga Kalinina  – Tartu: ERM, 2020. – ISBN 978-9949-548-81-1– 267 lk.

Las otras Fronteras FotograFiando eL «Far east». Fotografiando el Far East. Joan Gregori Berenguer. Diputación de Valencia. Español. 2015. 208 p. ISBN 9788477957379.
 
Северная Монголия в объективе экспедиции Д.Э. Ухтомского: каталог коллекций Российского этнографического музея. Сер. «Монголия и монголы» / Гл.ред. С. Чулуун; авт.: М.В. Федорова, К.Ю. Соловьева. – Улан-Батор: «Soyombo printing» LLС, 2020 – 296 с.

Образы Империи. Фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года.: альбом/ автор и составитель: К.Ю. Соловьева. - Санкт-Петербург: А-Я, 2022. 288 с., илл.

Проект «Разная земля»:

В поисках Беловодья. СПб.: Славия, 2010.

В ритме кочевий.  СПб.: Славия, 2011.

Две Югры. СПб.: Славия, 2014.

Земля Шпицбергена. СПб.: Славия, 2016.

Экспозиционно-выставочные проекты:

2004 год

«ОБИтатели. Образы Югры в ранней русской фотографии» (Сургусткимй художественный музей, Сургут. Соловьева К.Ю.).
 
2005 год

«Шаманы Сибири – проводники душ (г. Анкоридж, США,  Соловьева К.Ю. в соавторстве с В.В. Горбачевой и Т.Ю. Сем)

2006 год

«Образы Империи. Жизнь в дореволюционной России в фотографиях» (г. Карлсруэ, ФРГ, мужмузейный проект, Соловьева К.Ю.)

 2007 год

 «Славяне  Европы и народы России. К 140-летию Первой этнографической выставки 1867 г. (г.Санкт-Петербург, РЭМ, Соловьева К.Ю.  в составе бригады)

 2008 год

«Возвращенные мгновения. Евреи Царской России. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (Иерусалим, Израиль, Соловьева К.Ю., Якерсон С.М.).

«Шаманы Сибири. Маги. Посредники. Лекари»  (г. Штутгарт, ФРГ, Линден музей, Соловьева К.Ю.  в соавторстве с В.В. Горбачевой)

«Две Двины. Люди и время. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (Соловьева К.Ю. в составе бригады).

 2009 год

«Возвращенные мгновения. Евреи Царской России. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (Гродековский музей, Хабаровск, РФ, Соловьева К.Ю.).

«Контакты и импульсы. Петербург и финская наука» (Хельсинки, Иматра, Лааперанта, Финляндия, Соловьева К.Ю. в составе бригады).

 2010 год

«Путешествие в другие миры: шаманизм народов Сибири» (г. Санкт-Перербург, РЭМ, совместно с Музеем им. Линдена, г. Штутгарт, ФРГ, Соловьева К.Ю.  в соавторстве с В.В. Горбачевой)

«Граждане и этносы России. Прообразы избирателей. Фотографии XIX – начала ХХ века из собрания РЭМ» (ЦИК, Москва, Соловьева К.Ю. совместно. с Д.А. Барановым).

«Санкт-Петербург и многонациональная Россия. Фотографии начала ХХ века из собрания РЭМ» (г. Барселона, Испания).

«Вильям Каррик. Картины русской жизни» (Соловьева К.Ю. совм. с РОСФОТО, Санкт-Петербург).

«Возвращенные мгновения. Евреи Царской России» (Национальный исторический музей, Минск, Республика Беларусь; Соловьева К.Ю., Кононова Е.Ф.)

«Неизвестный Русский восток: ориентализм 1850 -1920 гг.» (Гронинген, Нидерланды, межмузейный проект, К.Ю. Соловьева в соавторстве)

 2011 год

«Шаманы – люди, связующие небеса и землю» (Национальный этнографический музей Кореи совместно с РЭМ, МАЭ, г. Сеул. Южная Корея; Соловьева К.Ю. в составе бригады)

«Мир финно-угров. От Балтики до Сибири. Выставка фотографий из собрания РЭМ» (Таллин, Эстония – сотрудники отдела).

I фотобиеннале в Русском музее (ГРМ, Санкт-Петербург; Соловьева К.Ю.)

 2012 год

«Евреи Царской России. Фотографии XIX века из собрания РЭМ» (Нью-Йорк, Миннесота, США; Соловьева К.Ю. в составе бригады)

 2013 год

«Жившие люди, жившие дела. Фотографии С.И. Руденко 1909-1910 гг.» (Казым, ХМАО, куратор – Соловьева К.Ю.)

«На грани миров: шаманизм народов Сибири» (г. Валенсия, Испания, Соловьева К.Ю. в соавторстве с В.В. Горбачевой)

 «Фотографируя Дальний Восток. Фотографии  начала ХХ века из собрания РЭМ» (г. Валенсия, Испания, Соловьева К.Ю. соавторстве с Э. Дево, директором Центра Леви-Строса).

«Русские красавицы» (Музей Хо Ши Мина, Ханой, Вьетнам, Соловьева К.Ю. совместно с Е.Л. Мадлевской)

 2014 год

«Красота вне времени. Музей старины Натальи Шабельской» (Сургутский художественный музей, Сургут, РФ; Соловьева К.Ю. совместно с Е.Л. Мадлевской)

 2016 год

«Семья в культуре Евразии. ХХ век» (Бишкек, Киргизия; Ашхабад, Таджикистан; Ереван, Армения; Минск, Республика Беларусь – сотрудники отдела).

«Русские красавицы» (Этнографический музей, Белград, Сербия; Соловьева К.Ю. совместно с Е.Л. Мадлевской).

«Дети Росси. Взгляд сквозь столетие. Фотографии из собрания РЭМ» (Этнографический музей, Белград, Сербия; Соловьева К.Ю. совместно с Е.В. Колчиной)

«Другие границы. Фотографируя Далекий Восток. Фотографии  начала ХХ века из собрания РЭМ» (г Монтевидео, Уругвай; Соловьева К.Ю. соавторстве с Э. Дево, директором Центра Леви-Строса).

 «Арктика – земля обитаемая» (г. Санкт-Петербург, РЭМ. Соловьева К.Ю.  в составе бригады)

 2017 год

«Светопись Дмитрия Ермакова. Работы тифлисского фотографа конца XIX – начала XX века» (совм. с РОСФОТО, Музей Востока, Москва, Соловьева К.Ю. в составе бригады)

 2018 год

«В поисках Беловодья. Староверы Алтая» (Париж, Франция, Соловьева К.Ю. , Волкова О.В. совместно с Д.А. Барановым)

 2019 год

 «Шаманизм народов Сибири» (г. Любляна, Словения. Словенский этнографический музей, Соловьева К.Ю. в соавторстве с В.В. Горбачевой)

 2020 год

Народ – это значит люди. Финно-угры и самодийцы на старых этнографических фотографиях. (Этнографический музей, Тарту, Эстония, Соловьева К.Ю.  в оставе бригады)

 2021-2022 года

«Территория Урги. Монголия глазами русских исследователей конца XIX – начала XX века» (Санкт-Петербург, РЭМ; Соловьева К.Ю. в соавторстве с М.В. Федоровой)

 2022 год

«Собрание русской старины Наталья Леонидовны Шабельской» (в соавторстве с Е.Л. Мадлевской).

Образы Империи. Фотография на Всероссийской этнографической выставке 1867 года (совм. с РОСФОТО, Санкт-Петербург, куратор - Соловьева К.Ю.).

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.