Купить билет

Сотрудники отдела:

Андреева Елена Анатольевна Научный сотрудник высшей категории, хранитель фонда жёсткого резерва
Карапетова Ирина Альфредовна Научный сотрудник ведущей категории, хранитель фонда мягкого резерва
Косяк Наталья Александровна Научный сотрудник высшей категории, хранитель фонда жёсткого резерва
Малакшанова Виктория Баторовна Научный сотрудник 2 категории
Романова Светлана Владимировна Научный сотрудник ведущей категории
Сем Татьяна Юрьевна Научный сотрудник ведущей категории, кандидат исторических наук
Фёдорова Марина Владиславовна Научный сотрудник ведущей категории, хранитель фонда мягкого резерва

История отдела

Отдел этнографии Сибири и Дальнего Востока является единственным отделом в музее, который сохранил свою структуру и отчасти название с момента его создания. После официальной даты основания музея курирование над регионом Сибири и сопредельных с ним стран взял на себя заведующий Этнографическим отделом Д.А. Клеменц.

Важнейший, плодотворный и яркий период в истории отдела начался  31 июля 1920 г., когда было создано IV отделение Сибири. Его хранителем стал известный учёный С.И Руденко,  некоторое время возглавлявший также и Этнографический отдел. С 1924 по 1930-е гг. в отделе работала целая плеяда таких известнейших исследователей, как А.А. Макаренко, А.Н. Глухов, Е.Р. Шнейдер, Л.В. Костиков, С.А. Теплоухов, Р.П. Митусова, С.В. Адрианов, М.П. Грязнов, а также  опытный технический сотрудник Н.М. Леушкина.      В конце 1920-х – начале 1930-х гг., после изменения структуры музея и передачи части буддийских (ламаистских) коллекций в Эрмитаж, отделение Сибири пополнилось как сотрудниками секций буддизма, палеоэтнографии, так и их коллекционным собранием. 1930-е гг., отмеченные  репрессиями, были достаточно сложными  для Этнографического отдела, особенно для отделения Сибири, которое лишилось своего заведующего С.И. Руденко. В 1933 г. научный состав Этнографического отдела наполовину обновился, и в отделение Сибири пришли молодые кадры, в том числе Л.П. Потапов, ставший впоследствии известным учёным.

С 1951 г. заведующим отделом этнографии Сибири и Дальнего Востока становится опытный исследователь, хорошо знающий культуру народов сибирского региона, Е.П. Орлова. Под её руководством в течение нескольких лет сотрудниками отдела М. А. Каплан и Н.Н. Никитиной проводилась огромная работа по регистрации экспонатов,  подготовке новых экспозиций и т.д. В середине 1950-х гг в отдел пришли выпускники ЛГУ М.С. Попова и Л.Г Лельчук, ставшие впоследствии опытными сотрудниками, участвовавшими во многих экспедициях, в создании новых экспозиций и выставок.  В 1961 г., после ухода Е.П. Орловой, заведующим  отделом был назначен П.И. Каралькин, а в 1973 г. –  Л.А.  Фотий.

В 1970-х гг. отдел в отдел пришли  новые сотрудники, среди которых были  Н.Б Марголина, В.В. Горбачёва, Н.Г. Алоева, И.А. Карапетова.  В 1979 г. после назначения Л.А. Фотий заведующей вновь созданной структурой – отделом музееведения, руководство сибирским  отделом было поручено Л.Г. Лельчук. При ней отдел пополнился ещё двумя сотрудниками – Т.Ю.Сем и К.Ю. Соловьёвой. 1970–1980-е гг. были для отдела достаточно плодотворным периодом по многим направлениям деятельности музея, особенно экспедиционной и выставочной.

С 1987 г. и по настоящее время заведующей отделом является В.В.  Горбачёва. С 1995 г. в отделе работает ведущий научный сотрудник С.В. Романова, с 2005 и 2007 года – старшие научные сотрудники Н.А. Косяк и Е.А. Андреева, f c 2018 до 2022 года –  молодой научный сотрудник Ю.А. Новикова. Важнейшее место в деятельности отдела последних десятилетий наряду с научно-исследовательской занимала экспедиционная, занимает экспозиционная и выставочная работа.

Научная проблематика отдела

Традиционная культура коренного населения Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока всегда была объектом повышенного интереса  этнографов, археологов, экологов и специалистов других научных направлений. Созданная  на протяжении длительного исторического периода в сложных природно-климатических условиях, отличаясь  большим многообразием форм природопользования, бытового уклада, материальной и духовной культуры, она составляет целостную систему  жизнеобеспечения населения. Уникальность традиционной культуры коренных этносов Сибири отмечалась и отмечается не только российскими, но  и многими зарубежными исследователями. Являясь частью мировой культуры и сохраняя многие архаические элементы, она даёт возможность исследователям не только реконструировать ранние этапы истории человеческой цивилизации, но также наблюдать и изучать процессы трансформации её в условиях активного промышленного освоения сибирского региона. Поэтому её всестороннее исследование являлось и является важнейшей задачей сотрудников отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока. Эта работа ведётся в следующих направлениях:

1. Проблемы изучения традиционной культуры народов Сибири и Дальнего Востока

- Исследование системы жизнеобеспечения (жилище, утварь, средства передвижения, одежда, украшения и аксессуары);

- Этноэкологические исследования (традиционное природопользование,  культурная адаптация коренного населения к условиям сибирского региона);

- Исследование духовной культуры (традиционные верования и народные знания, шаманизм, буддизм и христианство, производственные обряды и праздники, этническая музыка);

- Гендерные исследования (семейная обрядность, традиционная система воспитания детей, роли мужчины и женщины в традиционной культуре, особенности регионального самоопределения и состояние политической жизни коренных этносов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока;

- Исследование межнациональных отношений (вопросы толерантности, веротерпимости коренного и пришлого населения);

- Проблемы ментальности и идентичности коренных народов Сибири и Дальнего Востока;

- Этнологическая экспертиза (защита прав коренного населения на объекты традиционного природопользования, исследование проектов экономических преобразований  и их  влияния  на изменения жизненных условий, материальной и духовной культуры коренного населения, межнациональных отношений).

2. Источниковедческое

- Исследование этнографических памятников народов Сибири и Дальнего Востока (описание и атрибутирование предметов хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры, составление понятийных словарей и классификаторов).

- Исследование систем жизнеобеспечения, этноэкологии, духовной культуры, ментальности и идентичности, гендерных аспектов, межнациональных отношений народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока позволит использовать их многовековой опыт культурной адаптации к условиям сибирского региона при дальнейшем освоении пришлым населением северных территорий.

Фонды отдела

Коллекционное собрание РЭМ  по культуре 44 коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, насчитывающее свыше 60 тыс. экспонатов и 20 тыс. фотографий, является вторым по численности после фонда отдела этнографии русского народа. Больше всего коллекций собрано по бурятам (свыше 4 тыс. экспонатов), далее следуют эвенки (свыше 3 тыс.), чуть меньше по  объёму (в пределах 2 тыс.)  коллекционное собрание по тувинцам, якутам, чукчам, нанайцам, ненцам, хантам, манси, корякам, эвенам, нивхам и территориальным группам алтайцев. Имеются небольшие (от 200 до 800 экспонатов), но очень ценные коллекции по нганасанам, азиатским эскимосам, алеутам, юкагирам, негидальцам, долганам, кетам, селькупам, удэгейцам, орочам, уйльта (орокам), шорцам и ительменам и др.

В тематическом плане в фондах отдела хорошо представлен шаманизм народов Сибири (более 60  полных шаманских костюмов, около 170 бубнов, 105 колотушек), традиционные верования, ламаизм и всё, что с ним связано, утварь, повседневная, праздничная и ритуальная одежда, средства передвижения т.п. Значительна по объёму и содержанию мелкая  пластика из бивня мамонта,  клыка моржа и рога горного барана, выполненная на высоком художественном уровне. Великолепны клыки моржа с цветным гравированным рисунком 1930–1940-х гг. Дежнёвской школы и более поздние работы 1950–2000-х гг., созданные  удивительно талантливыми и, порой, неизвестными чукотскими мастерами, которые своим творчеством раскрывают перед нами необычную картину  жизни своего народа.

История комплектования  

Основа коллекционного фонда по культуре коренных сибирских народов была заложена в первой трети XX в. Учитывая отдалённость и труднодоступность Сибири, Этнографическим отделом и его заведующим Д.А. Клеменцем, курировавшим сибирский регион, к сбору  предметов привлекались различные корреспонденты. Первая коллекция, зарегистрированная в 1902 г. под № 1 (комплект мужской одежды, предметы охоты и оленеводства эвенков), была передана в  музей Чекурским волостным головой из Олёкминского окр. Якутской обл. Важнейшую роль в  организации  собирательской деятельности среди якутов и народов Якутской обл. сыграл статский советник Якутского областного управления А.И. Попов. По поручению Д.А. Клеменца ему удалось привлечь к сбору предметов (якуты, эвенки) политических ссыльных Э.К. Пекарского и В.М. Ионова.

Формированием коллекционного собрания по народам соседних с Якутией территорий – Чукотки, Камчатки и Командорских островов по просьбе Д.А Клеменца занимались: начальник Анадырского окр. Приморской обл., статский советник Н.П. Сокольников  (чукчи, коряки, алеуты, эвены), управляющий горными промыслами Северо-Восточного Сибирского общества на Чукотском п-ове Г.А. Борисов (чукчи, эскимосы) и помощник начальника Петропавловского окр., член организационного Комитета Общества изучения Амурского края К.Д. Логиновский (коряки, ительмены). Из более ранних коллекций по корякам, эвенам и камчадалам, поступившим в этот период, но зарегистрированных позднее,  интересна коллекция доктора Н.В. Слюнина – участника Охотско-Камчатской экспедиции 1896–1898 гг.

По поручению ЭО собирательской деятельностью на Дальнем Востоке и  сопредельной территории занимались легендарные личности, действительные члены ИРГО и прекрасные знатоки культуры коренных народов. Среди них: известный охотовед и географ Д.К. Соловьёв (нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, эвенки-манегры),  этнограф и фольклорист  В.Н. Васильев (нивхи, ороки, негидальцы, айны), путешественник, этнограф и писатель В.К. Арсеньев (удэгейцы, орочи, нанайцы).

Наибольший вклад в комплектование  коллекций по эвенкам Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья, особенно по шаманизму, внёс известный этнограф и фольклорист, бывший политссыльный А.А. Макаренко (1906–1907, 1913 гг.). Под его непосредственным руководством и экспонаты для музея также собирали крестьянин-сибиряк П.Т. Воронов и инженер путей сообщения, начальник Обьенисейского водного пути Е.В. Близняк. Ценным дополнением  к собраниюя музея по культуре эвенков-орочонов, в том числе по шаманизму, стали приобретения и сборы известного общественного деятеля, литератора и статистика Д.М. Головачева.  Ему же удалось собрать ценную коллекцию по селенгинским бурятам.

Основным собирателем коллекций по бурятам в первом десятилетии XX в. был учитель М.Н. Хангалов, собравший по культуре своего народа свыше 300 предметов (изображения духов- предков, онгоны различного назначения – скотоводческие, охотничьи, лечебные, семейные) и т.п. Экспонаты подобного типа, приобретенные у восточных бурят, поступили от известного востоковеда и филолога Ц.Ж. Жамцарано. Помимо онгонов в его коллекции представлены предметы шаманского культа, одежда ламы, буддийские иконы и амулеты. Буддизм в форме ламаизма, глубоко проникший в жизнь бурят, представлен в двух небольших, но очень ценных коллекциях, приобретенных у известного коллекционера князя Э.Э. Ухтомского, а позднее у его сына Д.Э. Ухтомского.

Проникновение буддизма в Западный и Горный Алтай, где шаманизм был широко распространён, нашло отражение в коллекциях по алтайцам, собранным Д.А. Клеменцем во время его единственной от музея экспедиции 1904 г. в этот регион. В 1905–1907 гг. в ЭО поступили ещё три небольшие, но очень ценные коллекции по алтайцам. Одна из них –  от чиновника Управления акцизными сборами Иркутской губ. А.В. Адрианова. Основная же часть собранных им предметов (более 600) относится к четырём территориальным группам хакасов. Прекрасным дополнением к собранию по культуре хакасов-качинцев стала коллекция из 250 предметов известного этнографа и антрополога Ф.Я. Кона. Но самый большой его вклад – более 1000 предметов по культуре тувинцев.  Особую ценность в его коллекции представляют костюмные комплексы  и атрибуты шаманов, амулеты от различных болезней и уникальный головной убор ламы.

Формированием коллекционного собрания по народам Западной Сибири – ненцам, хантам и манси занимался, будучи ещё студентом Санкт-Петербургского университета, С.И. Руденко. Результаты его экспедиции 1909–1910 гг. в Тобольскую губ. –  палеоэтнографические материалы  по культуре хантов, 2000 этнографических предметов и  свыше 600 фотографий – до сих пор производят большое впечатление на исследователей.  Дополнением к коллекции С.И. Руденко, собранной у основной группы ненцев тобольского Севера, стало поступление предметов от податного инспектора и краеведа П.Е. Островских, относящихся к культуре енисейских ненцев (юраков). Основные же коллекции были собраны им в Туруханском крае Енисейской губ. у тунгусов, нганасан, якутов, долган, эвенков, кетов и селькупов.

Начиная с 1920-х годов, после длительного перерыва, комплектование сибирского фонда было продолжено. Большая заслуга в этом принадлежала заведующему Этнографическим отделом и хранителю IV отделение Сибири С.И. Руденко. С 1923 по 1930 г. состоялось 12 экспедиций, организованных как Этнографическим отделом, так и другими учреждениями. Для всех экспедиций было характерно комплексное обследование региона, включающее сбор этнографического, статистического, антропологического материалов.

Во время первой крупной экспедиции 1923 г. в Иркутскую обл. и Забайкалье её руководителю С.И. Руденко и помощнику хранителя  А.А. Макаренко удалось собрать большой  информационный материал и приобрести около 800 предметов по культуре бурят, проживавших  на этой территории. Третий участник экспедиции, востоковед А. П. Баранников, работая в нескольких дацанах,  занимался  не только изучением особенностей ламаизма и  буддизма, но и собирал для музея предметы по буддизму.

В том же году в составе комплексной экспедиции РАН, задачей которой  было всестороннее обследования бассейна р. Обь и ее населения, работала внештатный сотрудник музея Р.П. Митусова, собравшая большую коллекцию по культуре аганских хантов. На следующий год она отправилась в бассейн р.Пур Тобольского округа к малоизвестной группе лесных ненцев. В результате этих поездок собрание музея пополнилось ценной в научном отношении и хорошо аннотированной коллекцией в количестве 850 предметов.

В 1924 г. под руководством С.И. Руденко состоялась комплексная Саяно-Алтайская экспедиция в труднодоступную восточную часть Алтая.  Вместе с другим участником экспедиции А.Н. Глуховым была проведена палеоэтнографическая разведка, исследована хозяйственная деятельность и жилище алтайцев, их родовой строй, системы родства, взаимоотношения в семье, верования и пантеон божеств. В результате этой экспедиции в музей поступило около 500  предметов. Летом того же года состоялась ещё одна палеоэтнографическая экспедиция крупного археолога-сибиреведа С.А. Теплоухова в Минусинский край. Собранная её участником и сотрудником музея Е.Р. Шнейдером коллекция пополнила фонд по культуре четырёх групп хакасов. 

Плодотворная собирательская деятельность Е.Р. Шнейдера была продолжена в экспедициях на Дальний Восток, которые состоялись в 1927–1930 гг. Его коллекционное собрание  по нанайцам, негидальцам, орочам и удэгейцам является одним из лучших в музее и свидетельствует о высоком профессионализме его собирателя. К сожалению, жизнь этого талантливого исследователя, участника многих экспедиций, как и жизнь других сотрудников IV отделения, оборвалась в лихолетье 1930-х гг. Этот период и дальнейшие сложные события в истории нашей страны на долгое время остановили полноценные экспедиционные сборы.

Серьёзным пополнением фонда отдела стали переданные музею в 1948 г. коллекции бывшего       Музея народов СССР (Москва). Среди них оказались уникальные экспонаты по алеутам и народам Камчатки, собранные известным исследователем В.И. Иохельсоном во время экспедиции 1909–1911 гг., организованной на средства мецената Ф.П. Рябушинского, и коллекция Ф.Я. Кона по шаманизму, собранная им в 1903 г.

В 1951 г. возобновились полноценные  экспедиционные сборы сотрудников отдела в сибирском регионе. Собранные в этом году Н.Н. Никитиной в Ненецком  и М.А. Каплан в Эвенкийском национальных округах экспонаты заняли достойное место в открывшейся новой экспозиции по культуре народов Сибири. С 1951 по 1960-е гг. состоялось ещё несколько длительных  экспедиций, охвативших многие регионы Сибири и Дальнего Востока:

- заведующей отделом Сибири Е.П. Орловой –  в Хабаровский край, на о. Сахалин и  Камчатку к ульчам, нанайцам, эвенкам, негидальцам, орокам, нивхам, корякам и камчадалам  (1956–1958 гг.);

- М.А. Каплан в Хабаровский край (1955, 1957, 1962 гг.) и в Якутскую АССР (1959 г.) к нанайцам, удэгейцам, орочам, ульчам и нивхам;

- П.И. Каралькиным в Тувинскую АССР, Хакасию, на Алтай к тувинцам, хакасам, алтайцам и сибирским татарам (1955, 1957, 1960, 1962, 1967 гг.);

- Л.Г. Лельчук  в Бурятскую АССР (1958 г.) и Якутскую АССР (1968 г.) к бурятам и якутам;

- М.С. Поповой в Ханты-Мансийский нац. округ к хантам и манси (1961, 1968 гг.).

Собранные в этот период около 3000 экспонатов значительно пополнили коллекционные собрания по исследуемым народам.  Многие предметы, в том числе уникальные, до сих пор экспонируются на  экспозициях и  временных выставках.

Достаточно плодотворным периодом комплектования фонда по народам Сибири и Дальнего Востока были 1970–1990-е гг.  Существенный вклад в пополнение коллекций по якутам внесла Л.Г. Лельчук, а по хантам, манси и долганам М.С. Попова.  Сбором этнографических и палеоэтнографических предметов по чукчам и азиатским эскимосам во время комплексных экспедиций на Чукотку занимался директор музея Д.А. Сергеев. Они дополнены интересными экспонатами по культуре чукчей, собранными сотрудницей отдела, чукчанкой по национальности, И.В. Куликовой. Начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени  комплектованием фонда по народам Чукотки и Камчатки занимается заведующая отделом В.В. Горбачёва. Активным и плодотворным собирателем коллекций по народам Дальнего Востока (нанайцам, ульчам, орокам и нивхам) была Н.Б. Марголина. В 1970-х гг. сбором предметов по культуре эвенков занималась заведующая отделом того периода Л.А. Фотий, а в 1980—1990-х гг. эту работу продолжила  Т.Ю. Сем. Основными собирателями коллекций по культуре народов Западной Сибири –  лесных ненцев, хантов и манси являлись и являются  И.А. Карапетова и К.Ю. Соловьева. Сбором коллекций по культуре народов Южной Сибири занималась Н.Г. Алоева (хакасы, тувинцы, буряты), а  сегодня  занимаются М.В. Фёдорова (буряты) и С.В. Романова (алтайцы, тувинцы). В настоящее время, наряду с экспедиционными сборами, коллекционный фонд  пополняется приобретениями через ЭФЗК музея.

Экспозиционно-выставочные проекты

Важнейшее место в экспозиционно-выставочной деятельности отдела в последние годы занимала разработка концепции постоянной экспозиции «Народы Сибири и Дальнего Востока. Конец XIX – начало XX в.». Активное участие сотрудники отдела принимают в подготовке общемузейных, региональных и зарубежных выставочных проектов, среди которых:

1985 г.

«Охотники и оленеводы Сибири. Прошлое и настоящее» (г. Дуйсбург, ФРГ)

1988 г.

«Тундра-тайга» (г. Квебек, Канада, Музей цивилизации)

1989 г.

«Традиционные виды спорта у народов России» (г.Санкт-Петербург, РЭМ; Гана,  Буркина Фасо)

1992 г.

« Охотники и оленеводы Сибири» (Франция, Музей доисторического Солютре)

«На грани миров» (г.Санкт-Петербур, РЭМ)

«Путешествие в другие миры» (гг.Спрингфельд, Кливлен и  Хьюстон, США)

«Культура оленеводов и охотников Сибири» (Испания, «Экспо–92»)

1993 г.

- «Охотники и оленеводы Сибири» (г. Перигё,  Франция, Исторический музей)

1996 г.

«Rokonnépek és őshazák: A finnugor népek hagyományos kultúrája» («Родственные народы и их прародина. Финно-угорская народная традиционная культура»). (г.Будапешт, Венгрия, совместно с Венгерским Народным музеем)

1998 г.

«Дух Сибири. Обувь сибирских народов в контексте культуры» (гг.Торонто и  Оттава, Канада)

2000 г.

«Христианство в быту и культуре народов России. XIX–XX вв.» (г.Санкт-Петербург, РЭМ). Совместный исследовательско-выставочный проект с МАЭ РАН, ГМИР, ИРЛИ РАН, Российской Национальной библиотекой, 17 христианскими церквями и общественными организациями Санкт-Петербурга. Концептуальная выставка в рамках Всероссийской программы, посвященной 2000-летию Христианства. Буклет. Видеофильм.

2001 г.

«Островные люди айны» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

2002 г.

«Полёт шамана. Символы и искусство сибирских культур» (г. Рим, Италия, Музей национального искусства и культуры)

2005 г.

 «Островные люди глазами России» (гг. Саппоро и  Кавасаки, Япония)

«Шаманы Сибири – проводники душ (г. Анкоридж, США)

 «К 120-летию С.И. Руденко (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

« К людям ради людей. Памяти Н.Б.Марголиной» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

« Северный изобразительный стиль» (г. Москва)

«Транссиб (Бельгия)

«Кость, рог, янтарь в традиционной культуре Евразии» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)  

2006 г.

«Лоскутный узор (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

 «В краю Сэргэ. К юбилею Л.Г.» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

«Выставка «Парад народов» (г. Пекин, КНР, в составе бригады)

2007 г.

«Славяне  Европы и народы России. К 140-летию Первой этнографической выставки 1867 г. (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

 «Загадочный мир айнов (г.Санкт-Петербург, РЭМ, совместно с Омским  художественным музеем им. М.А. Врубеля)

«Шаманский бубен в Азии» (Этнографический музей Цюрихского университета, г. Цюрих. Швейцария)

«Мир земли Олонхо. Лики культур. К 375-летию вхождения Якутии в состав России» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, совместно с Республикой Саха (Якутия)

2008 г.

«Крест – святыня драгоценная. Православные традиции народов России в XIX–XX вв.» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

« Этноджинс: все оттенки индиго»  (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе  бригады)

 «Шаманы Сибири. Маги. Посредники. Лекари»  (г. Штутгарт, ФРГ, Музей имени Линдена)

2009 г.

«Буддизм в культуре народов России» (г.Санкт-Петербург, РЭМ.  В рамках декады буддийской культуры, посвящённой 100-летию начала строительства дацана Гунзэчойнэй (СПб.) и  155-летию со дня рождения Агвана Доржиева)

«Тундра и море. Резная кость из частной коллекции В.А. Тишкова» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)  

«Красота айнов. Мир созданный божествами и людьми» (гг. Хаккодате, Обихиро, Киото, Япония. Совместно с Омским  художественным музеем им. М.А. Врубеля к  150-летию дипломатических отношений  России и Японии)

 2010 г.

«Путешествие в другие миры: шаманизм народов Сибири» (г.Санкт-Перербург, РЭМ, совместно с Музеем им. Линдена, г. Штутгарт, ФРГ)

«Панорама империй. Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток (г.Москва, Государствееный музей-заповедник «Царицыно», в составе бригады)

«Веера взмах» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

«Мир мер в традиционной культуре» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

 «Люди твёрдой воды» (г. Калининград, Музей Мирового океана)

2011 г.

«След метеора. Рисунки народов Севера» (г.Санкт-Петербург, Государственный Русский музей совместно с РЭМ)

«Шаманы – люди, связующие небеса и землю» (г. Сеул. Южная Корея, Национальный этнографический музей Кореи совместно с РЭМ, МАЭ)

 2012 г.

«Циркумполярная цивилизация на вечной мерзлоте» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, совместно с Якутским государственным объединённым музеем истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского  к 380-летию вхождения Якутии в состав России)

«Возвращение в Сибирь (900 дней братства)». (г. Новосибирск, Новосибирский художественный музей, в составе  бригады)

«Народы циркумполярной зоны» (г. Салехард, ЯНАО, Международный выставочный комплекс им. Шимановского)

«Крест – святыня драгоценная. Православные традиции народов России в XIX–XX вв.» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

«Топор – всему делу голова: инструменты по обработке дерева XIX–XX веков» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

«Хозяева хаоса» (г. Париж, Франция, Музей на набережной Бранли́; г. Бонн, ФРГ, Выставочный центр; Испания, Мадрид-2013, Выставочный  зал Фонда «Ля Каиска». Раздел РЭМ  с участием музеев нескольких стран)

2013 г.

«Нарядов наших краше нет» (традиционный костюм народов Западной Сибири) (г.Омск, Областной музей изобразительный искусств им. М.А. Врубеля)

«На грани миров: шаманизм народов Сибири»(г.Валенсия, Испания, Музей рисования и иллюстрации, г.Мадрид)

«Образы народов России. К 400-летию дома Романовых»  (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

«Спортивные состязания и игры в народной культуре на рубеже веков XIX–XX вв.» (Казань, Республика Татарстан, Музей-заповедник «Казанский Кремль», в составе бригады)

«Огонь и лёд. Сибирь, Восток и русский авангард» (г. Флоренция, Италия, Палаццо Строцци)

«Веера взмах» (г. Владивосток, Приморский государственный объединенный музей им. В.К.Арсеньева, в составе бригады)

2014 г.

 «Магия металла. Изделия из металла и инструменты XIX –  начала ХХ в.». (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

 «Мир детства в традиционной культуре народов России»  (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

 «Музей и его собиратели. К 80-летию Российского этнографического музея»  (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

«Романовы – собиратели и дарители» (г. Гатчина, Государственный музей-заповедник «Гатчина», в составе бригады)

 «Общий язык – знак (тюркский мир в собрании РЭМ)» (г. Казань, Татарстан,Музей-заповедник «Казанский Кремль», в составе бригады)

«Репрессированный буддизм» (г. Москва, Музей истории ГУЛАГа)

 «Мир удэхе глазами В.К. Арсеньева (г. Владивосток, Приморский объединённый краеведческий музей  им.В.К. Арсеньева, Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродекова)

«Монета звонкая. Монеты в традиционных культурах Евразии»  (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

«Дмитрий Клеменц. Рождение музея (г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, Национальный музей им. А.В. Анохина)

 «Тыва –  в беге времени (г. Москва, Музей декоративно-прикладного и народного искусства совместно с Национальным музеем Республики Тыва)

 «Мужчина-воин и охотник» (г. Абакан, Хакасия, Хакасский национальный краеведческий музей им. Кызласова, в составе бригады)

 2015 г.

«Взгляд на Восток. К 100-летию Санкт-Петербургского буддийского храма Дацан Гунзэчойнэй» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

 «Русская литература как зеркало традиционной культуры» (г.Санкт-Петербург, РЭМ,  в составе бригады)

 «Традиционная культура центральной Евразии: наследие Шелкового пути». (г.Уфа, Республика Башкортостан, Национальный музей Республики Башкортостан, в составе бригады)

 2016 г.

 «Этнокультурное наследие народов России и Шелковый путь»  (г. Пекин, КНР, Национальный музей Китая)

 «Традиционная культура центральной Евразии: наследие Шелкового пути» (г. Пекин, КНР, Национальный музей Китая, в составе бригады)

«Арктика – земля обитаемая» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

 «Чай и кофе c церемониями и без…» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

«Мужчина. Воин. Охотник» (г. Ханты-Мансийск, Музей Природы и Человека, в составе бригады)

 «Тюркский мир. По материалам коллекций Российского этнографического музея» (г. Горно-Алтайск, Республика Алтай, Национальный музей им. А.В. Анохина; г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия),  в составе бригады)

2017 г.

«Традиция и мода. Национальный костюм страны Советов» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

 «Василий Васильевич Верещагин. К 175-летию со дня рождения» (г.Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, в составе бригады)

«Радуга на снегу» (г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, Ненецкий краеведческий музей)

 «Русская Арктика. История. Культура. Будущее» (г. Москва, фотовыставка в парке «Зарядье»)

2018 г.

«Красное – желтое – белое. (Коралл, янтарь, жемчуг, раковины в традиционной культуре народов Евразии» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

«Традиционные ремесла и промыслы – от прошлого к настоящему (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

«Образы Японии» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

2019 г.

«Василий Верещагин. Война и мир» (г. Москва, Государственная Третьяковская галерея, в составе бригады)

«Вышедшие из воды» (г.Санкт-Петербург, РЭМ. Из частной коллекции народного художника РФ  А. П. Донкан и экспонатов РЭМ)

«Волшебный мир куклы (игра, ритуал, театр)» (г.Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

«Ульгер: авторские куклы семьи Намдаковых» (г.Санкт-Петербург, РЭМ)

«Островные люди – айны» (Санкт-Петербург, РЭМ)

«Шаманизм народов Сибири» (г. Любляна, Словения. Словенский этнографический музей)

2020 г.

«Красота земная: образ женщины в народной культуре» (Санкт-Петербург, РЭМ, в составе бригады)

2005, 2006, 2009-2019 гг.

«Антропология вещи»: серия из 13 выставок («Шапочное знакомство», «Шубки, шубы, казакины», «Передники…», «От пояса до пят. Поясная одежда…», «Рубаха. Плечевая одежда…», «Пояс  в культуре народов России», «Перчатки да рукавицы, чулочки да ноговицы…», «Роспись иглой…», «Плат, платок, платочек…», «Застёжки…», «Клетка, полоска…», « Всё своё ношу с собой»,  «Декор из стекла и металла в традиционном костюме народов России» (Санкт-Петербур, РЭМ, в составе бригады)

2021 г.

«Ценности вне времени. К истории собирательской деятельности Российского этнографического музея в первой трети ХХ века» (Санкт-Петербург, РЭМ, 2021–2022 гг.). – Куратор выставки.

2022 г.

Народы Великой степи: буряты, калмыки» (в соавторстве с В.В. Горбачевой)

Издательские проекты

Горбачёва В.В. Православные кресты народов Поволжья, Приуралья, Сибири, Дальнего Востока и Сету: собрание Российского этнографического музея // Православные кресты народов Поволжья и Приуралья (коми, марийцы, мордва, татары-кряшены, чуваши): Каталог. – СПб.: Славия, 2013. – 383 с.

Российский этнографический музей: Каталог айнских коллекций /  В.В. Горбачёва, И.А. Карапетова, Т.Ю. Сем, группа японских исследователей. – Токио, 2007. – 408 с.

На грани миров. Шаманизм народов Сибири (из собрания Российского этнографического музея): Альбом / В.В. Горбачёва, К.Ю. Соловьёва, Т.Ю. Сем, И.А. Карапетова, М.В. Фёдорова, С.В. Романова. – М.: ИПЦ «Художник и книга», 2006. – 296 с.: ил. 

 Грант Т.Ю. Сем.: РФФИ  2020 ( № проекта 19-112-00201 Д), руководители проекта Л.И Сем, Ю.А Сем. Мифы, сказки и предания нанайцев (гольдов, хэчжэ)». РГПУ им А.И.Герцена.

Исследовательские проекты

Сотрудники отдела принимают участие в разработке как общемузейных, так и региональных исследовательских проектов:

 «Айнские коллекции в собрании РЭМ» – совместный российско-японский проект (рук. Ш. Огихара, В.В. Горбачева; участники: И.А. Карапетова, Т.Ю. Сем.

«Этноолень. Олень в культуре народов Сибири» – совместный российско-француский проект исследователями археологами и этнографами из Франции (г.Нантер, Лаборатории доисторической этнологии Национального Центра научных исследований; г.Санкт-Петербург, МАЭ. Участник от  РЭМ В.В. Горбачёва.

«Великий шелковый путь». За разработку проекта авторам была присуждена премия Правительства Российской Федерации 2016 года в области туризма «За создание научной историко-этнографической карты приоритетного национального маршрута ''Великий шелковый путь''»; в группе авторов-разработчиков: В.А. Дмитриев, Л.Ф. Попова; в группе участников: М.Ф. Фёдорова, С.В. Романова.

«Система описания музейного памятника. Народный костюм в музее: систематизация, методика описания, терминология» (2014–2020). Разделы: «Головные уборы», «Головные украшения», «Обувь»; в составе авторского коллектива: И.А. Карапетова, М.В. Фёдорова, С.В. Романова.

Коллективная монография (серия очерков) «Орнаментика в артефактах традиционных культур» (2017–2021); в составе авторского коллектива: Т.Ю. Сем, Е.А. Андреева.

Альбом-каталог «Якутские чороны в собрании РЭМ: мировоззрение и ритуал северных кочевников». Совместный проект с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Республика Саха (Якутия); участники: В.В. Горбачёва, Л.Г. Лельчук, Т.Ю. Сем

Т.Ю. Сем. Гранты

 РГНФ 2009-2010 (грант № 090300225А), исполнитель проекта «Социальные проблемы энвайроментальной этики в Байкальской Сибири». Рук. проекта А.О.Бороноев (СПБГУ). Участник гранта.

РФФИ 2018-2020 (грант № 18-09-00-537А), исполнитель проекта «Исследования народов Сибири и московская этнографическая школа: методология, материалы и коллекции Тунгусской экспедиции 1927–1928 гг.». МАЭ РАН, рук. проекта В.Н.Давыдов.

Онлайн альбо «Арктика-земля обитаемая»

Онлайн альбом «Можете на меня рассчитывать» к 150 - летию со дня рождения В.К. Арсеньеа»

Режим работы Музея в праздничные дни:

01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.