Купить билет

Собрание фотографий Российского этнографического музея (РЭМ) насчитывает около 180 тыс. единиц хранения (негативов и позитивов), охватывающих период с середины 40-х годов XIX века до настоящего времени. Дореволюционные коллекции насчитывают около 50 тыс. фотографий (из них – два дагерротипа и около полутора тысяч оригинальных негативов). Это уникальные визуальные свидетельства, запечатлевшие ландшафт, поселения, жилища, промысловую деятельность, домашние занятия и ремесла, национальный костюм, повседневную и праздничную жизнь, культовую и ритуальную практику людей разных конфессий в контексте этнических и локальных традиций. В собрании музея широко представлены детские, женские, мужские и семейные портреты, независимо от сюжета органично сочетающих точность и живость документальной съемки с художественной выразительностью.

С самого начала деятельности Этнографического отдела Русского музея (ЭО) особое внимание было обращено на необходимость комплектования этнографических материалов в виде фотографических снимков, благодаря чему фотография (негатив и отпечаток) получила статус этнографического памятника наряду с предметами. Уже в первый год работы (1902) были приобретены фотографические аппараты, и, как отмечал первый хранитель музея Н.М. Могилянский, «всякая экспедиция или небольшая экскурсия, организованная Отделом, снабжалась, по возможности, аппаратами и пластинками». Отснятые негативы привозили в ЭО, после тщательного отбора с них делали фотоотпечатки, в том числе в разных фотоателье Петербурга (собственная фотомастерская ЭО начала работу в 1912 г.), затем негативы и отпечатки регистрировались по аналогии с вещевыми коллекциями с обязательным указанием географической и этнической принадлежности сюжета.

Начало формированию фотоархива Музея положили коллекции негативов и отпечатков с них выдающегося исследователя и фотографа С.М. Дудина (20 коллекций, более 2 тыс. фотографий), сделанные им во время экспедиций 1900–1902 годов в Средней Азии. В первое десятилетие работы ЭО была заложена фундаментальная основа уникального фотоархива, не имеющего аналогов в российской музейной практике. Этому способствовала масштабная экспедиционно-собирательская деятельность.

В полевой работе можно выделить разные методы сбора фотографических коллекций. Первый связан с деятельностью этнографа-исследователя, умевшего обращаться с фотокамерой. Это фотографии, сделанные в 1902–1910-х годах в русских, украинских и белорусских селах хранителями музея: Н.М. Могилянским, Е.А. Ляцким, Ф.К. Волковым, А.К. Сержпутовским. Поступали коллекции и от корреспондентов Музея (многие из них позднее стали его сотрудниками), занимавшихся исследованиями в северных, центральных и южных губерниях европейской части, на Кавказе, в Средней Азии и Сибири. Среди них М.А. Круковский, Л.Л. Капица, И.А. Зарецкий, А.М. Высоцкий, С.И. Сергель, И.К. Зеленов, В.Н. Кларк, Н.И. Репников, А.А. Миллер, А.С. Пиралов, П.Н. Бекетов, Ф.Я. Кон, А.В. Адрианов, С.И. Руденко, Б.О. Пилсудский, Д.Э. Ухтомский и другие. А.К. Сержпутовский был одним из первых, документально зафиксировавших в 1910 году малочисленные этносы в труднодоступных районах Западного Дагестана.

Вторая группа коллекций представлена результатом сотрудничества фотографов и ученых: два талантливых музейных фотографа – А.Н. Павлович и В.М. Машечкин, участвовавшие в экспедициях Л.В. Костикова и К.К. Романова в 1911 году, запечатлели жизнь Русского Севера. Снимки народов Поволжья сделал фотограф К.Т. Сафонов (исследования И.Н. Смирнова, 1900-е гг.); эвенков Енисейской губернии - К.А. Масленников (поездка на Подкаменную Тунгуску А.А. Макаренко, 1907–1908 гг.); айнов острова Хоккайдо  – петербургский фотограф Д.Д. Гиммер (экспедиция В.Н. Васильева 1912 г.).

В течение 1902–1918 годов музей активно сотрудничал с частными собирателями, коллекционерами, любителями и ценителями этнографии: Э.Э. Ухтомским, В.П. Шнейдер, В.П. и Н.П. Шабельскими, В.В. Стасовым, А.А. Бобринским, А.К. Завадским и другими. Постепенно расширялась не только география съемки поступающих в музей фотографий, но и их хронология: собрание пополнялось снимками второй половины XIX века. Несколько фотоколлекций были подарены музею лично императором Николаем II. Особое место в фонде занимают коллекции одного из самых знаменитых фотографов Кавказа, удостоенного многиих наград европейских фотографических обществ, Д.И. Ермакова, сотрудничавшего с ЭО в 1903–1914 гг., благодаря чему из его ателье в собрание Музея поступило более 1200 снимков, датируемых в основном последней четвертью XIX века.

В 1912 году, когда было создано специализированное хранилище – фототека, фотографический фонд насчитывал более 8 тыс. негативов и 11 тыс. отпечатков. К началу 1920-х годов в фонде хранилось около 25 тыс. фотографий: из них – более 10 тыс. стеклянных и пленочных негативов разного формата (от 9×12 до 18×24 см) и сделанных с них отпечатков (большая часть негативов погибла во время бомбежки в 1941 г.).

В 1920–1930-х годах продолжилось активное пополнение коллекций благодаря плодотворной работе направленных Комиссией по изучению племенного состава населения в разные регионы страны комплексных этнографических: Верхневолжской, Лопарской, Северо-Западной, Карельской (под руководством Д.А.Золотарева); в районы Воронежской и Семипалатинской областей (под руководством Н.П. Гринковой, при участии Е.Э. Бломквист); экспедиции В.В. Чарнолуского на Кольский полуостров; С.И. Руденко, М.П. Грязнова – на Алтай и др.

В этот период также началось систематическое комплектование пресс-фотографии из Фотохроники ТАСС, Агентства печати «Новости», редакций советских газет («Правда Востока», «Коммуна», «Грозненский рабочий» и т.д.), лично от фотожурналистов. Эти коллекции насчитывают более 600 имен и 8 тыс. фотографий, сделанных в период с 1917 до начала 1980-х годов по всему Советскому Союзу: каждое десятилетие представлено широкой подборкой сюжетов – репортажами о жизни страны. Среди них есть уникальные снимки 1930-х годов – М. Пенсона, Е. Лангмана, Б. Игнатовича; 1940–1950-х годов – Е. Халдея, Э. Евзерихина, М. Редькина, Н. Грановского и ряда других известных авторов. Коллекции позднего советского периода представлены работами Б. Клипиницера, В. Соболева и В. Великжанина.

В 1920–1940-е годы собрание фотоархива пополнилось коллекциями, полученными из различных реформированных учреждений страны. Это альбомы 1870–1890-х годов, посвящённые культуре народов Кавказа, переданные в 1928 году из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда; фотографии евреев из фотоархива Общества еврейских земледельческих товариществ. Около 20 тыс. фотографий поступило из московского Музея народов СССР, среди которых материалы Этнографической выставки 1867 года, альбомы 1870-х годов М.И. Грейма, снимки 1890–1900-х гг. из коллекций Н.Л. Шабельской и Н.Н. Харузина, Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года и т.д.

С начала 1950-х годов сотрудники музея во время экспедиций стали пользоваться портативными пленочными фотоаппаратами, что значительно упростило фотографирование, и экспедиционные негативы массово поступали в фототеку. Собрание музея значительно пополнилось экспедиционными фотоснимками: к концу 1980-х годов оно увеличилось на 65 тыс. (из них более 46 тыс. составили негативы).

В настоящее время поступления в фонд продолжаются, но они не столь масштабны, как в ХХ веке. Сотрудники отдела фотографии и региональных отделов постоянно занимаются изучением и атрибуцией фотоколлекций. За период с 2005 по 2022 год по этой теме опубликовано много статей в научных журналах и альбомов, изданных в рамках различных выставочных и научно-исследовательских проектов.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Уважаемые посетители!  С 22 по 23 февраля 2024 года в связи с проведением технических работ сервис онлайн-покупки билетов может быть недоступен. Все билеты доступны в кассе Музея. Приносим извинения за доставленные неудобства.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.