Купить билет

Собиратели

Абрамов Иван Спиридонович

Абрамов Иван Спиридонович

И.С. Абрамов (1950-е гг.?). Фотография в свободном доступе в Интернете

Авторы: А.Б. Островский, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук; А.А. Чувьюров, научный сотрудник высшей категории, отдела этнографии народов Поволжья и Приуралья, кандидат исторических наук.

Абрамов Иван Спиридонович – один из крупнейших собирателей Российского этнографического музея (РЭМ), пополнивший его фонды более чем 700 памятниками традиционной культуры. Украинец по происхождению, он, являясь  краеведом и бытописателем, в своей собирательской деятельности уделял внимание всем восточнославянским народам Юго-Запада России.

И.С. Абрамов родился в 1874 г. в с. Воронеж Глуховского у. Черниговской губ. После окончания начальной, и затем сельскохозяйственной школы поступил в Учительский институт в г. Глухове; по окончании которого два года проработал учителем в г. Ровно Волынской губ.. В 1900 г. он переехал в Санкт-Петербург, поступил на работу в городское училище г. Павловска, а вскоре устроился преподавателем в Исаакиевское четырехклассное городское училище.

В Петербурге И.С. Абрамов посещал заседания Этнографического отдела РГО, где познакомился с известным русским историком и славистом В.И. Ламанским. Под его руководством подготовил свои первые публикации фольклорно-этнографического характера (1906) для журнала «Живая старина»: «Обряд “повиванья” в Курской губернии»; «Почему в России умирает много детей? (Народная легенда)»; «О курских Саянах».

В 1902–1903 гг. Иван Спиридонович прослушал полный курс Археологического института, частного учебного заведения, в котором лица, уже имеющие высшее образование, могли пополнить свои знания не только в области археологии, но и палеографии, архивоведения, нумизматики, этнографии. Параллельно с этим он занимался литературным творчеством – писал рассказы и рецензии на художественные произведения.

На талантливого собирателя обратил внимание хранитель Этнографического отдела Русского музея (ЭО, ныне Российский этнографический музей) Н.М. Могилянский, ответственный за формирование коллекций по народам, проживавшим на территории Верхневолжского региона, на Украине (Новороссия, Малороссия) и Бессарабии. Он привлек Абрамова к комплектованию коллекций по русским, украинцам и белорусам.

В течение 1904–1906 гг. по заданию ЭО Абрамов совершил четыре поездки для сбора коллекций – в Курскую, Черниговскую и Волынскую губ. В результате этих поездок было собрано четыре коллекции по традиционной культуре русских и украинцев (кол. 427, 561, 728, 1003), совокупно включающие более 470 предметов. Конкретный маршрут экспедиционных поездок Абрамова был связан с местами, которые он ранее посещал во время проживания в Глуховском у. Черниговской губ.

Уже в то время проявился профессиональный интерес собирателя к взаимовлиянию и особенным чертам культуры русского и украинского населения (соответственно великороссов и малороссов, считавшихся частями единого русского народа), а также к конкретным этнографическим группам. Так, коллекция по Курской губ. включала предметы как русской, так и украинской одежды, позволяя проследить влияния и заимствования культур этих народов; также впервые получила отображение в музейном собрании одежда саянов – русских, переселенных в XVI–XVIII вв. в «Курскую Украйну» из разных территорий России и приписанных к монастырям. Происхождению самоназвания «саяны» и их фольклору И.С. Абрамов посвятил специальную исследовательскую работу.

В 1907 г. Абрамов по заданию ЭО совершил этнографическую экспедицию в м. Ветку Гомельского у., Могилевской губ., где проживали русские старообрядцы (их переселение из центральных и северных регионов России ввиду церковного раскола происходило с 1670-х гг. и длилось более двух столетий). Местечко Ветка, наряду со Стародубьем (окрестностей старинного г. Стародуб в Черниговской губ.), являлась крупнейшим духовным центром русского старообрядчества поповского направления. В Ветке и окружающих её слободах имелись старообрядческие иконописные мастерские, а также работали медники, переплетчики, золотых и серебряных дел мастера.

И.С. Абрамов еще с детства был знаком со старообрядческой культурой: небольшие группы старообрядцев проживали в Глуховском у. Черниговской губ., откуда он был родом. В украинское с. Воронеж, где прошли детские годы собирателя, ежегодно после Рождества приезжали щетинники – русские торговцы-старообрядцы, которые наряду со скупкой продукции щетинного промысла также разносили женские украшения (перстни, ленты, серьги), лубочные картинки и дешевые книги.

В Ветке Абрамов работал в мае – июне; первоначально он собирал материалы среди белорусского населения Гомеля, а затем переехал в Ветку. Коллекция по белорусской культуре (кол. 1206; 59 предметов) наряду с предметами, характеризующими костюм, посуду и убранство жилища, включает, как и украинская коллекция 1904–1906 гг., социализирующие детские игрушки, что является чертой, характерной для народной педагогики всех восточных славян.

Коллекция, приобретенная Абрамовым в Ветке (кол. 1201), включает 74 предмета. Значительную ее часть составляют различные виды и типы женской повседневной и праздничной одежды – блузы, рубахи, сарафаны (азиатки), юбки, кофты (обтегайки, летники), парчовые безрукавки (камизюльки), накидки из меха (жерёлки, отвороты), атласные платки, фартук (их 29); женские головные уборы – повойники (4 предмета), верх от кокошника. Среди предметов мужской одежды присутствуют два моленных кафтана, один из них – халат уставщика; из атрибутов старообрядческой молитвы имеются также подручники (2 предмета), несколько видов лестовок (всего 8 предметов). В коллекции также представлены женские украшения (серьги, 5 пар), мучные изделия – печенье, пряники и формы для их изготовления (муляжи).

По результатам поездки в Ветку Абрамов для журнала «Живая старина» подготовил статью «Старообрядцы на Ветке», в которой была представлена панорама быта старообрядческой общины.

В Ветке, как отмечает краевед, было много зажиточных старообрядцев, некоторые из них имели собственные пароходы и берлины (тип речного деревянного судна с парусом). Многие занимались сплавом леса по р. Сож и далее по Днепру в Черниговскую губ. Были среди старообрядцев также владельцы канатных фабрик и торговцы солью. Большинство мужского старообрядческого населения летом уходило на промыслы, а к осени возвращалось в Ветку.

Богослужения проводили уставщики и келейницы – «христовы невесты». Ими становились незамужние девушки, большею частью уже немолодые. В качестве богослужебного облачения уставщики носили казакины – моленные кафтаны. На богослужении уставщики были «в длинных халатах или казакинах и, конечно, с <…> большой лестовкой “уставщицкой”». В Ветку из разных мест приезжали ставить «неугасимые» – проводить заупокойные богослужения.

Исследователь приводит также довольно подробные описания свадебного обряда и этикетных норм ветковских старообрядцев.

По социально-политической ориентации местные старообрядцы, отмечает Абрамов, делились на две группы: «патриоты» и «демократы». «Старики и зажиточные старообрядцы состоят в “патреотах”, и некоторые из них даже получают «Русское знамя» (ежедневная православно-монархическая газета, выходившая в Санкт-Петербурге, центральный орган «Союза русского народа». – А.О., А.Ч.). Но среди “патреотов” начинаются брожения, и некоторые из них начинают понимать, что религиозная свобода, дарованная старообрядцам манифестами 1905 и 1906 гг. императора Николая II, завоевана не без содействия “демократов”».

Небольшая коллекция фотографий, выполненных И.С. Абрамовым во время экспедиции (кол. 1309; 28 фототпечатков), репрезентативна и является яркой иллюстрацией к его этнографическим заметкам. На фотоснимках отражены следующие сюжеты: хозяйственные и жилые постройки; одежда; типы ветковских старообрядцев; религиозные традиции. Так, на одной из фотографий запечатлена келейница в окружении детей. Келейницы сочетали богослужения с обучением ребятишек. В небольших церковных школах изучали Часослов, Псалтырь, порядок богослужения. На снимках также представлены: моленная ветковских старообрядцев, старообрядческое кладбище, продольная распилка бревен, длинная лодка-шитик, сцены повседневной жизни (девушки с коромыслами, изготовление свечей), весенние хороводы молодежи.

В 1908 г. И.С. Абрамов совершил экспедицию в Черниговскую губ. к старообрядцам Стародубья, где приобрел большую коллекцию предметов их традиционной культуры (91 предмет). Эта коллекция включала различные виды и типы женской повседневной и праздничной одежды – безрукавки, рубахи, кофты (летники), пальто; головные уборы – повойник, платки; из предметов мужской одежды – облачение священника (стихарь), а также атрибуты религиозных богослужений – лестовки, кадильницу (курильницу). Значительную часть данной коллекции составляют пасхальные писанки, пряничные доски и предметы, связанные со щетинным промыслом.

По результатам поездки осенью 1908 г. на заседании Этнографического отдела РГО, И.С. Абрамовым был прочитан доклад «Поездка в Стародубье» в дальнейшем опубликованный в виде журнальной статьи, а в 1910 г. вышедший отдельным изданием. В статье приводятся подробные сведения о промыслах слобожан. Почти возле каждого посада сохранилось предместье – бочанка, заселенное преимущественно украинцами, в значительной степени обрусевшими. Жители этих предместий занимались земледелием, пеньковым, щетинным промыслами, работали на суконных клинцовских фабриках.

Как и у ветковских старообрядцев, в посадах Стародубья у молодёжи сохранялась календарная обрядность. «С наступлением ясных весенних дней слободская молодежь начинает водить “карагоды”; окрестности оглашаются веселыми хороводными песнями. Песни здесь те же, что и в местечке Ветке (Могилевской губ.). Интересно, что в тех слободах, где население с весны уходит на заработки, хороводы переносятся на другое время, даже на зиму, так, например, в слободе Митьковке близ Климова Новозыбковского у., население водит хороводы в течение всего рождественского мясоеда. Летом же все митьковцы находятся в отлучке: уходят на баштаны». Важные сведения приведены и касательно брачных норм. Так, девушки «выходят замуж очень рано, нередко 14–15 лет. Мужчины женятся гораздо позже, не прежде чем добьются некоторого материального благосостояния. <…> Перед свадьбой в доме невесты устраиваются смотрины, так как, проводя молодость среди чужих людей на заработках, жених почти не знает слободских невест. Сначала засылается сваха и спрашивает, можно ли посмотреть невесту? В случае согласия устраивается вечеринка; жених и невеста садятся вместе, разговаривают, знакомятся. Далее идут “заручины”. Сначала все молятся, “кладут начал”. Перед венцом жених и невеста непременно постятся; священнику перед совершением обряда венчания принимать пищу не возбраняется. При венчании священник не всегда требует документы, удовлетворяясь показаниями свата и свахи. Расторжение брака – явление довольно частое и производится священником без особых формальностей. Разведенные супруги могут беспрепятственно вступать в брак. Спорные случаи рассматриваются на епархиальных старообрядческих съездах». Большинство старообрядцев стародубских посадов, отмечает Абрамов, принадлежит к приемлющим белокриницкое священство. По отзывам стариков, крепость старинных устоев за последнее время «упадает», особенно среди молодежи.

Вещевые и фотоколлекции И.С. Абрамова, характеризующие традиционную культуру русских старообрядцев Юго-Запада России, являются уникальным и одновременно наиболее полным историко-культурным документальным источником. В единстве с проникновенными очерками бытописателя они донесли до нас специфические черты уклада жизни этой группы старообрядцев, его внутреннюю цельность.

Помимо этнографических поездок Абрамов активно посещал раскопки Археологического общества и Археологической комиссии. Так, в том же 1908 г. он принял участие в раскопках в Ярославском у. Ярославской губ., где им были выявлены два кургана в могильнике у д. Большое Тимерево; девять курганов в могильнике у д. Петровское, а также обследованы могильники у дд. Малое Тимерево и Гончарово.

В 1909 г. И.С. Абрамовым по заданию ЭО была совершена поездка в Ростовский окр. Войска Донского. В результате в фонды музея поступили три коллекции – № 1725, 2339 и 2340 (в общей сложности 45 предметов), содержащие преимущественно принадлежности рыболовства.

Сотрудничество И.С. Абрамова сЭОМ продолжилось в 1920-е гг. За период с 1920 по 1927 г. он передал в дар в фонды музея пять коллекций – № 3925, 3941, 4278, 4677, 4694, включающих 40 предметов традиционной культуры украинцев (женские одежда и украшения, спичечница, старинные рушники, скатерть, мужская шапка, глиняные светильники, детские игрушки – свистульки, куклы). Все они были изготовлены и бытовали в родном селе собирателя – Воронеже Черниговской губ.

В 1929 г. Абрамов был арестован как подписчик журнала «Краеведение», сослан в Сольвычегодск. В 1930 г. он вернулся в Ленинград, работал научным сотрудником Центрального музея литературы. В 1933 г. был вновь арестован по делу Российской национальной партии («дело славистов»), осужден и сослан на три года в Тюмень. В 1936 г. вернулся в Ленинград, а во второй половине 1940-х гг. переехал на родину в с. Воронеж. Реабилитирован в 1956 г. Вплоть до 1960 г. регулярно публиковал в местной газете «Зоря» (выходившей на украинском языке) статьи этнографического, фольклористического характера.

И.С. Абрамов никогда не был украинским националистом, никогда не противопоставлял украинцев и украинскую культуру русским, русской культуре. В его произведениях дореволюционного периода, термины «украинец» и «малоросс» используются им в качестве синонимичных. Вместе с тем, он всегда придавал большое значение живому функционированию украинского языка, причем в качестве письменного, языка образования. Уже в работе «Черниговские малороссы» (1905) отчетливо и смело высказал мысль, что запреты на издание детской литературы и преподавания на родном украинском языке (такие запреты существовали в России с 1876 г.) «приводили к угасанию народного духа <…> и вызывали заметную отсталость здешнего населения».

После войны И.С. Абрамов преподавал в школе и параллельно занимался краеведением и собиранием фольклора. Его фольклорные материалы (свадебные песни, веснянки, купальские песни, баллады жителей Глуховского у.; городской фольклор – песни времен нэпа, записанные на Предтеченском рынке в Ленинграде 1928–1940-х гг.), после смерти исследователя в 1960 г. были переданы в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).

 

Архивные материалы

АРЭМ Ф. 1. Оп. 2. Д. 1. Л. 42. – Переписка с И.С. Абрамовым о собирании этнографических материалов в Курской, Волынской, Могилёвской, Черниговской губ. и области Войска Донского (11.07.1903. – 10.01.1913.). На 73 листах.
РГАЛИ. Ф. 1235. Оп. 1. Ед. хр. 12. – И.С. Абрамов. «Царь Максимилиан» (два варианта народной драмы). 1904 г.
РГАЛИ. Ф. 1235. Оп. 1. Ед. хр. 22. 63 л. – И.С. Абрамов. Воспоминания. 1937 г.
РГАЛИ. Ф. 1235. Оп. 1. Ед. хр. 38. 132 л. – И.С. Абрамов. Народные песни, записанные в м. Воронеж. 1917–1929.
РГАЛИ. Ф. 1235. Оп. 1. Ед. хр. 40. 14 л. – И.С. Абрамов. Мещанские романсы. Записаны в поселке Воронеж. 1928–20 марта 1940 г.
РГАЛИ. Ф. 1235. Оп. 1. Ед. хр. 43. 115 л. – И.С. Абрамов. Сказки, рассказы, предания, записанные в селе Воронеж 21 июня–21 августа 1937.
РГАЛИ. Ф. 1235. Оп. 1. Ед. хр. 45. 4 л. – И.С. Абрамов. «Хождение со звездой», о «Представлении с козой». Обряды. Записаны в местечке Воронеж, Черниговской губернии от Левченко Федора Васильевича в 1916 г.
РГАЛИ. Ф. 1235. Оп. 2. Ед. хр. 14. 1 л. – Статья Ю. Ступака «Самый старый краевед» из газеты «Ленинская правда». 1957 г.


Основные публикации

  1. Абрамов И.С. В культурном скиту. – СПб.: Труд, 1902. – 127 с.
  2. Абрамов И.С. «Царь Максимилиан» (святочная комедия) // Изв. отд. русского языка и словесности Имп. АН / Публ. И.С. Абрамова. 1904. – Т. 9. – Кн. 3. – С. 266–298.
  3. Абрамов И.С. Черниговские малороссы. Быт и песни населения Глуховского уезда Черниговской губернии // Живая старина. 1905. – Вып. 3–4. Отд. 1. – С. 513–551.
  4. Абрамов И.С. Обряд «повиванья» в Курской губернии // Там же. 1906. – Вып. 1. – Отд. 5. – С. 1–2.
  5. Абрамов И.С. Почему в России умирает много детей? (народная легенда) // Там же. 1906. – Вып. 2. – Отд. 5. – С. 36–37.
  6. Абрамов И.С. По волынским захолустьям (эскизы из дорожного альбома) // Там же. 1906. – Вып. 2. – C. 155–164.
  7. Абрамов И.С. О курских саянах // Там же. 1906. – Вып. 3. – Отд. 1. – С. 203–220.
  8. Абрамов И.С. Легенда пчеловодов // Там же. 1907. – Вып. 3. – Отд. 5. – С. 29–30.
  9. Абрамов И.С. Умерла правда // Там же. 1907. – Вып. 4. – Отд. 5. –С. 43–44.
  10. Абрамов И.С. Деревенские очерки. – СПб.: Свободная жизнь, 1907. – 36 с.
  11. Абрамов И.С. Старообрядцы на Ветке // Живая старина. 1907. – Вып. 3. – Отд. 1. – С. 115–148.
  12. Абрамов И.С. Поездка в Стародубье. – СПб.: Тип. Б.М. Вольфа, 1910. –16 с.
  13. Абрамов И.С. Под родным солнцем: Экскурсии по России. – СПб.: «Жизнь и знание», 1914. – 293 с.
  14. Абрамов И.С. / И.С. Абрамов, А.И. Дзенс-Литовский. Познание местного края. Объем, содержание и приемы ведения краеведческой работы и организации местного музея. Планы работ и краткие программы для изучения своего края. – Л.: Колос, 1925. – 180 с.
  15. Абрамов И.С. / Абрамов И.С., Ходосов А.А. Опыт программы по изучению культурно-экономического состояния деревни. – Л.: Печатный Двор, 1926. – 5 с.
  16. Абрамов I.С. Лiтописний Воронiж на Чернiгiвщинi // Юбiлейний збiрник на пошану академiка Д.И. Багалiя. – Київ, 1928. – С. 462–468.
  17. Абрамов И.С. Краеведы-самоучки (биографии собирателей В.Ф. Кулакова (Вологодская губ.), И.В. Костоловского (Ярославский край), Е.Д. Макаренко (Черниговская губ.)) // Краеведение. 1928. – № 2. – С. 93–102.


Библиография

  1. Сорокина С.П. Украинский краевед Иван Спиридонович Абрамов // Традиционная культура. 2010. – № 3. – С. 98–108.
  2. Островский А.Б., Чувьюров А.А. Этнографические экспедиции И.С. Абрамова к старообрядцам Ветки и Стародубья // Старообрядчество: история, культура, современность (Осиповские чтения): Мат-лы конфи. – Боровск: Археодоксия, 2023. – С. 474–485.


Коллекции

Белорусы

№ 1206. – Мужская и женская одежда, предметы домашнего обихода, образцы тканей домашнего изготовления, полотенца, игрушки, утварь, лекарственные растения. Включала 66 предметов, сохранилось 59. Могилевская губ., Гомельский у. Приобретены в 1907 г.

Русские

№ 427. – Одежда крестьян: головные уборы, рубахи, сарафаны, понёвы, зипуны, пояса, платки. Включала 147 предметов, сохранилось 139. Курская губ., Курский, Обоянский, Корочанский, Белгородский у. Приобретены в 1904 г.

№ 728. – Одежда крестьян: головные уборы, мужские и женские рубахи, юбки, ковры домашнего изготовления, принадлежности охоты, образцы домашних тканей и т.д. Включает 189 предметов. Курская губ., Шиграновский, Тимский, Старо-Оскольский, Ново-Оскольский у. Приобретены в 1905 г. Русские и украинцы

№ 1201. – Одежда: сарафаны, моленный кафтан уставщика; повойники, подручники, лестовки, формы для печенья, серьги. Включает 74 предмета. Могилевская губ., Гомельский у., м. Ветка. Приобретены в 1907 г. Старообрядцы

№ 1359. – Женский моленный халат, полотенца, образцы тканей, стихарь, лестовки, орудия для обработки щетины и пеньки. Включала 96 предметов, сохранился 91. Черниговская губ., Сурожский, Стародубский, Новозыбковский у. Приобретены в 1908 г. Старообрядцы

№ 1725. – Предметы рыболовства: рыболовные снасти – вентерь, сети для ловли белуги, иголки для плетения сетей, образцы сетей и неводов, черпаки для вытаскивания рыбы из садка, орудия зимнего лова – ломы, топоры. Включает 41 предмет. Войско Донское, Черкасский окр., ст. Елизаветинская. Приобретены в 1909 г. Донские казаки

№ 2339. – Портрет Ермака. Включает 1 предмет. Войско Донское, Ростовский окр. Поступление 1909 г. Донские казаки

№ 2340. – Женский колпак, пуговицы. Включает 3 предмета. Войско Донское, Ростовский окр. Поступление 1909 г. Донские казаки

Украинцы

№ 561. – Одежда крестьян: женские головные уборы, плахты; рушники. Включает 12 предметов. Курская губ., Корочанский у. Поступление 1904 г.

№ 908. – Полотенце. Включает 1 предмет. Черниговская губ., Глуховский у., м. Воронеж. Поступление. 1910 г.

№ 1003. – Мужская и женская одежда: головные уборы – шапки из овечьей шерсти, соломенная шляпа капелюш, верхняя мужская одежда – капота, куртик, штаны ноговицы, шерстяные и кожаные пояса; женская верхняя одежда – кахтаник, куртик, женские безрукавки, сорочки, юбки (сподница), платки (хустки), пояса, обувь (черевички); сумки; сельскохозяйственные орудия – серпы, косы; глиняные игрушки-свистульки, образцы набойки, музыкальные инструменты: колесная лира, скрипка. Включала 207 предметов, сохранился 171. Волынская губ., Ковельский, Владимир-Волынский, Ровенский у. Приобретены в 1906 г.

№ 3925. – Глиняные светильники. Включает 2 предмета. Черниговская губ., Глуховский у., м. Воронеж. Передана в дар И.С. Абрамовым в 1920 г.

№ 3941. – Одежда, рушники и пр. Включает 8 предметов. Черниговская губ., Глуховский у., м. Воронеж. Передана в дар И.С. Абрамовым в 1922 г.

№ 4278. – Игрушки-свистульки. Включает 7 предметов. Черниговская губ., Глуховский у., м. Воронеж. Передана в дар И.С. Абрамовым в 1925 г.

№ 4677. – Детские игрушки (куклы), пряники, глиняные трубки. Включала 23 предмета, сохранилось 16в. б. Черниговская губ., Глуховский у., м. Воронеж. Передана в дар И.С. Абрамовым в 1927 г.

№ 4694. – Пряники (муляжи). Включала 8 предметов, сохранилось 7. Глуховский округ (б. Черниговская губ., Глуховский у.), м. Воронеж, УССР. Передана в дар И.С. Абрамовым в 1927 г.

Фотоколлекции

Белорусы

№ 1318. – Нищий с поводырем, крестьяне и рабочие на базаре, группа крестьян на базаре; крестьяне, пришедшие наниматься на работу, на базаре. Включает 4 фотоотпечатка (негативы утрачены во время бомбёжки музея в 1941 г.). Могилевская губ., Гомельский у., м. Ветка. Фотосъемка 1907 г. Поступление 1908 г.

Русские

№ 833. – Пейзаж, дети, костюм рабочего, группа косарей, женщина в сарафане, крестьянин-извозчик. Включает 7 фотоотпечатков (негативы утрачены во время бомбёжки музея в 1941 г.). Курская губ., Тимской у. Фотосъемка 1905 г. Поступление 1905 г.

№ 1309. – Группа учащихся в школе, среди них уставщица и келейница; мальчики, типы девушек, женщины-старообрядки, типы старообрядцев, молодая замужняя женщина, тип старообрядки, старик-старообрядец с сыном, келейница со старообрядческой книгой в руках, уставщик с сыном, жилище старообрядца (вид со двора и с улицы) моленная, ворота моленной, колокольня, иконописцы за работой, старообрядки, несущие воду; изготовление свечей, кресты на кладбище, хоровод. Включает 28 фотоотпечатков (негативы утрачены во время бомбёжки музея в 1941 г.). Могилевская губ., Гомельский у., м. Ветка. Фотосъемка 1907 г. Поступление 1909 г.

Украинцы

№ 834 – Пейзаж, усадьба казака, постройки, перевозка сломы, перевозка снопов, мешанин, крестьянин, крестьянин, группа жителей. Включает 14 фотоотпечатков (негативы утрачены во время бомбёжки музея в 1941 г.). Черниговская губ., Глуховский у., м. Воронеж. Фотосъемка 1905 г. Поступление 1906 г.

№ 1317 – Крестьянка, распилка бревен на дрова, «колыска», окучивание картошки, поминки на кладбище. Включает 11 фотоотпечатков (негативы утрачены во время бомбёжки музея в 1941 г.). Черниговская губ., Глуховский у., м. Воронеж. Фотосъемка 1907 г. Поступление 1908 г.

Онлайн-альбом «Малая родина. Курская губерния»

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

 

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.