Купить билет

Собиратели

Эвенбах Евгения Константиновна

Автор: М.В. Хартанович, заведующая отделом цифровых проектов

Эвенбах Евгения Константиновна – советский художник книжной графики; одна из создателей первых букварей и учебников для ряда бесписьменных народов Сибири и Дальнего Востока; художник блокадного Ленинграда; участник творческих художественных экспедиций на Украину и Дальний Восток. Член Союза художников СССР. Собиратель коллекций по орнаментике украинцев, духовной и материальной культуре народов Приамурья.

Евгения Константиновна Эвенбах родилась в 1889 г., в Кременчуге (Полтавская губ.), в семье инженера-железнодорожника. Окончив гимназию в г. Екатеринославе, в 1910 г. она поступила в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Первыми её наставниками были такие видные мастера, как Я.Ф. Ционглинский, А.А. Рылов, Н.К. Рерих.

Яркой вехой в творческой биографии Е.К. Эвенбах стала художественная экспедиция по Екатеринославской губ. В 1911 г. во время посещения Екатеринославского исторического музея она познакомилась с его директором – археологом, историком, краеведом, этнографом Д.И. Яворницким. Посмотрев зарисовки начинающей художницы, он рекомендовал ей проехать по украинским селам и собрать образцы народного орнамента и росписей на коминах (печах).

Наиболее плодотворной стала поездка по селам Новомосковского у. Екатеринославской губ., предпринятая в 1913 г.,: Евгения Константиновна обследовала села Мануйловку, Каменку, Петриковку, Шульговку, Могилёв, Байбаковку, Котовку, где сделала основные зарисовки.

Вернувшись в Петербург, Е.К. Эвенбах выступила в Обществе поощрения художеств с докладом этнографического характера, содержавшим описания техник и технологий росписи, общие впечатления. Остановимся на них подробнее, как имеющим отношение к коллекциям.

Е.К. Эвенбах отмечала врожденный художественный вкус крестьян, сформировавшийся под воздейчтвием живописной природы: «Крестьянину-малороссу прирожден эстетический вкус, невольно заставляющий устроить вокруг себя красиво, декоративно <…> Растет крестьянин с этой красотой, привыкая к ней, считая ее обыденным и необходимым явлением. Каждая семья, даже бедная, стремится как можно лучше украсить свою хату, особенно, где есть девчата».

Украшали хаты бумажными обоями в крупных цветах или с человеческими фигурами, иногда обоями оклеивали и потолки. В хатах было много картинок, олеографий, вырезок из книг. «В главном углу, –писала Е.К. Эвенбах, – иконы большей частью уже новые в блестящих ризах (старые в большом пренебрежении, видела я, как иногда служили покрышками на посуду). Иконы, окна украшены рисунками, цветами из бумаги; иконы часто завешаны вырезанной ”кружевом” бумагой, такая же вырезанная цветная бумага рядками идет иногда по потолку. Пол вымазан желтой глиной и усыпан травой или же устлан постилками. Коврами и килимами покрыты скамьи, скрыни узорные, пестрые. Килимы висят на жерди вверху. Над дверью. Полки с расписной посудой. Создает впечатление яркого, пестрого орнамента».

Однако традиционные орнаменты, одежду сменяла городская мода: «На крестьянине городской пиджак, картуз. Крестьянка стыдится одеть вышитую сорочку. Она в церковь идет в городской кофте, к которой еще не привыкла, которая делает ее смешной. Крестьянка, следуя моде, забывает старые узоры, перестает их любить. Город дает ей другие, модные. Меняются вышивки, узоры на тканях, часто встретишь покупные рушники, исчезает роспись на коминах и на стенах хат». Вот это исчезающее, вытесняемое бумажными наклейками, и стремилась зарисовать Е.К. Эвенбах.

Художница описала технологию орнаментирования коминов. Росписью занимались девушки, иногда и замужние женщины, если находили свободное время, – ведь на эту работу уходило несколько дней. Использовали недорогие анилиновые краски ярко-розового, желтого, коричневого, зеленого, иногда синего цвета. Разводили краски на водке, молоке, яичном желтке. Крестьянки могли составлять краски сами: пигмент наносили самодельными щеточками из свиной щетины или кошкачьей шерсти, для каждой краски была отдельная щеточка. Как крестьянки создавали орнаменты? – «Берёт и у природы, но больше всего создает от себя, невиданные никем цветы… Желание красоты в окружающей обстановке заставляет ее творить. У одной крестьянки спросила я, где видела она эти цветы? – Та нигде, как закрою глаза, они мне и представляются».

Самый богатый материал по орнаменту художница собрала в знаменитом народными мастерицами украинском селе Петриковка. «Свободные богатые крестьяне любят и имеют возможность украсить свою хату. Появляются бабы, работающие поденно, продающие свои работы на ярмарках и базарах. Распространяются работы по соседним селам.Незаметно связываются весь район общим, замствуя у богатого села», – фиксирует Е.К. Эвенбах. В с. Петриковка она познакомилась с мастером Татьяной Пата.

Материалы этой поездки в 1923 г. поступили в Этнографический отдел Русского музея (ЭО; ныне Российский этнографический музей, РЭМ) (кол. 4057, 32 предмета). К этому времени там уже была коллекция украинских орнаментов, собранная ею в 1913 г. и годом позже переданная в ЭО археологом и этнографом Ф.К. Волковым (кол. 3244, 7 предметов).

Как писал биограф Е.К. Эвенбах В.С. Матафонов, работы по украинским печным орнаментам положили начало изучению и коллекционированию предметов искусства народных украинских мастеров и творчества Татьяны Пата.

Во время учебы в школе Общества поощрения художеств Е.К. Эвенбах одновременно занималась на Бестужевских курсах, а также преподавала рисование в гимназии и коммерческом училище. В Первую мировую войну служила в полевом госпитале.

Вернувшись с фронта в Петроград, Е.К. Эвенбах в 1918 г. поступила на учебу в Государственные свободные художественно-учебные мастерские, в мастерскую В.И. Шухаева, а с 1919  по 1923 г. продолжила образование в мастерской К.С. Петрова-Водкина в петроградском Высшем художественно-техническом институте (бывш. Императорская Академия художеств). Её студенческие работы ныне демонстрируются на постоянной экспозиции Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.

Советский искусствовед художник В.Я. Бродский так характеризовал путь постижения ею традиций и опыта художественной школы: «Евгения Константиновна училась в замечательной школе, очень сложной и очень трудной, которая слабых убивала, а сильным давала очень большой материал. И сила её творчества такова, что она вышла из этой школы закалённой и своеобразной».

С 1923 г. Евгения Эвенбах занималась детской книжной графикой, в том числе как сотрудник редакции Госиздата, ДетГИЗа под руководством мастера детской иллюстрации В.В. Лебедева.

В сер. 1930-х гг. было образовано Ленинградское отделение учебно-педагогического издательства, занимавшегося выпуском букварей и учебников для народов Сибири и Дальнего Востока. В издательство была приглашена Е.К. Эвенбах.

С 1934 по 1940 г. ознаменовались для неё творческими экспедициями в Приамурье для сбора достоверного и наглядного материала, позволявшего создавать буквари и учебники. Уже в первую свою экспедицию (1934) художница посетила места расселения нанайцев Найхин, Джари, Дада, Гаси, Болонь, Джуе, нивхов: Тыр, Кальма, Тахта, Тебах,Чильма, Мочала. Художница наблюдала, беседовала, фотографировала, зарисовывала, собирала образцы орнаментированных изделий, предметы культа. Опыт и знания, полученные в поездках, позволили Е.К. Эвенбах участвовать в создании учебных книг на нивхском, селькупском языках, букварей на хантыйском, нивхском, кетском, книг для чтения на нивхском языке.

В 1941–1943 гг. Е.К. Эвенбах жила и работала в блокадном Ленинграде. В 1943 г. была эвакуирована на Алтай и смогла вернуться лишь в 1946 г. Последующая трудовая биография художницы была связана с преподаванием в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена и с книжной графикой. В 1959 – начале 1960 г. в Ленинградском отделении Союза художников СССР (ЛОСХ) прошла масштабная выставка «Искусство народов Амура», которая стала итогом экспедиций Е.К. Эвенбах 1930-х гг. На выставке также экспонировались собранные художницей этнографические коллекции. По окончании выставки Е.К. Эвенбах передала два женских нанайских халата (кол. 7247) в Государственный музей народов СССР (ныне РЭМ) . В музее также хранятся гравюры и литографии северной серии Е.К. Эвенбах из сборной коллекции Музея народов СССР (кол. 8764. 10 предметов).

В 1974 г. работы Е.К. Эвенбах в области книжной графики экспонировались на выставке, посвященной 45-летию издательства «Детская литература», проходили также персональные выставки. В ЛОСХе была организована выставка традиционной украинской росписи, собранной художницей в 1910-е гг.

Евгения Константиновна Эвенбах ушла из жизни 18 июля 1981 г. Её биограф, искусствовед В.С. Матафонов, вспоминал: «Евгения Константиновна Эвенбах сохраняла острый ум, хорошую память и непоколебимую верность принципам большого искусства».


Архивные материалы

РНБ. Ф. 1249. Оп. 3. Д. 41. Л. 1–18. – Эвенбах Е.К.

Публикации (по теме этнографии Сибири и Дальнего Востока)

  1. Новое слово: Начальная учебная книга на нивхском языке / Сост. Е. Крейнович. Худ. А. Борматов, Е. Эвенбах и др. – Л.: Учпедгиз, 1932. – 80 с.
  2. Прокофьева Е.Д. Красный путь Начальная селькупском учебная книга  / Худ.: В. Зенькович, Э. Кондиайн, Г. Прокофьев, Е. Чарушин, Е. Эвенбах.. – Л.: Учпедгиз, 1932. – 79 с.
  3. Каргер Н.К. Букварь на хантыйском языке / Художники Е.К. Эвенбах, И.В. Вальтер. – М.;Л.: Учпедгиз, 1933. – 80 с.
  4. Жулев П.Н. Книга для чтения. Ч. 1 / Худ.: Е.К. Эвенбах, В.И. Курдов, Е.И. Чарушин. – М.;Л.: Учпедгиз, 1933. – (На нивхском языке) – 62 с.
  5. Крайнович Е.А. Книга для чтения. Ч. 2 / Худ. Е. Эвенбах. – М.;Л.: Учпедгиз, 1934. – (На нивхском языке – 60 с.
  6. Каргер Н.К. Букварь на кетском языке / Худ.:.: Е.К.Эвенбах, И.В. Вальтер, Э.М. Кондиайн. – М.;Л.: Учпедгиз, 1934. – 60 с.
  7. Суник О.П. Букварь на нанайском (гольдском) языке / Худ.: Н.Г. Басманова, Е.К. Эвенбах, К.Н. Думаревская. – Л.: Учпедгиз, 1939. – 90 с.
  8. Новая тайга: Песни, сказки и стихи народов Севера / Рис. И. Вальтер, Е. Эвенбах.– Л.;М.: Детгиз, 1952. – 32 с.
  9. Искусство народов Амура. Каталог выставки. – Л.: Художник РСФСР, 1959. – 60 с.
  10. Эвенбах Е.К. Выставка произведений. Ленинград, 1963 / Вступ. ст. В.Н. Петров. Ленингр. отд. Союза художников РСФСР. – Л.: Художник РСФСР, 1963. – 38 с.
  11. Евгения Константиновна Эвенбах. Выставка произведений: Каталог / Сост. М.Н. Бутрова; ред. Л.В. Мочалов; Вступ. ст. В.Н. Петров Ленингр. организация Союза художников РСФСР. – Л.: Художник РСФСР, 1974. – 31 с.


Библиография

  1. Матафонов В.С. Е.К. Эвенбах. – Л.: Художник РСФСР, 1988. – 184 с.
  2. Егорова В., Черепанова А., Бедрик С. Настенная роспись как разновидность декоративно-прикладного искусства // Вісник Придніпровської державної академії будівництва та архітектури. – 2013. –  № 11 (188). – С. 58–62.
  3. Вахромеева О.Б. Вклад художницы Евгении Константиновны Эвенбах (1889–1981) в развитие культуры народов Севера // Теория и практика исследования этнокультурных комплексов: Тез. докл. науч. конф., посвящ. 65-летию со дня рожд. В.А. Козьмина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2015. – С. 119–121.
  4. Вахромеева О.Б. Биография бестужевки: Творческий путь художницы Е.К. Эвенбах (1889–1981) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. – № 1-1. – С. 69–71.
  5. Турчинская Е.Ю. Идея «нового человека» в творчестве Евгении Константиновны Эвенбах // Науч. тр. СПб. гос. академ. ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств, 2016. – № 36. – С. 133–153.


Коллекции

Народы дальнего Востока

№ 7247. – Халаты женские. Включает 2 предмета. Хабаровский край, Нанайский р-н. Сбор 1934–1939 гг. Нанайцы

№ 8764-20650-20659. – Портреты в технике гравюры и литографии. Включает 10 иллюстраций. Ленинград, 1934 г. Луораветланы, нанайцы, ульчи, эвенки

Украинцы

№ 3244. – Акварельные зарисовки орнаментов. Включает 7 акварелей Екатеринославская губ., Новомосковский у. 1913 г.

№ 4057. – Акварельные зарисовки орнаментов. Включает 32 акварели. Екатеринославская губ., Новомосковский у. 1913 г.

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.