Купить билет

Собиратели

Йомудская Десте Гуль

Йомудская Десте Гуль

РЭМ ИМ 9-35. Д.Г. Йомудская. Туркменская ССР, Бахарденский р-н, аул Нохур. 1930–1932 гг.

Автор: О.А. Пономарёва, научный сотрудник второй категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана

Йомудская Десте Гуль – выпускница Ленинградского Восточного института, первая женщина-этнограф из среды туркменской интеллигенции. В 1929 г. подарила Этнографическому отделу Русского музея (ЭО) вещевую коллекцию, материалы которой содержат уникальные сведения о бытовой культуре локальной группы туркмен – йомудов.

Десте Гуль родилась в 1896 г. в многодетной семье крымской татарки Азизы Йомудской (неизвестно-1922) и туркмена йомуда Караш хана оглы Йомудского (1868–1928). Детство провела в ауле Карагол Красноводской обл. По воспоминаниям Десте Гуль, отец в раннем возрасте был направлен на учебу в кадетский корпус. По выходе в отставку, как сообщает сама Десте Гуль, «в Ленинграде работал подпольно в военной революционной организации», «несколько раз подвергался ссылке». В 1913 г. «был арестован и выслан из Туркестана якобы за панисламизм». По сообщению постоянного представительства Туркменской ССР «с момента организации советской власти в Средней Азии», Н.Н. Йомудский принимал участие в «общем строительстве», занимал ответственные должности заведующего Туркменским Домом просвещения в Москве, уполномоченного представителя в Москве, заведующего Туркменским государственным музеем, являлся членом Центральной комиссии по улучшению быта учёных (ЦЕКУБУ РСФСР) «как имеющий научные работы». Помимо Десте Гуль в семье было семеро детей, двое из которых, Десте Гуль и Ели Сердар, получили этнографическое образование, а один из детей, Караш, стал талантливым гидрогеологом, лауреатом Ленинской премии 1965 г.

После семи лет учебы в гимназии и окончания общеобразовательных курсов Десте Гуль продолжила обучение на Высших женских курсах в Тифлисе и с 1915 г. «жила самостоятельным трудом». Работая в аулах в туркменских школах и подвергаясь истязаниям бывшего мужа и нападкам со стороны его родственников, а также травли духовенством, она подорвала здоровье, в результате чего врачи запретили ей заниматься педагогической деятельностью. Несмотря на это, в дальнейшем Десте Гуль работала на курсах по ликвидации безграмотности среди женщин в аулах, среди служащих в Туркменском Доме просвещения, там же в ученических организациях.

23 сентября 1925 г. был создан Туркменский научно-исследовательский институт, при котором был образован этнографический сектор, где помимо Г.И. Карпова и Н.Н. Йомудского, трудилась Д.Г. Йомудская.

В августе 1927 г. при содействии постоянного представительства Туркменской ССР Десте Гуль была направлена на обучение в Ленинградский восточный институт им. А.С. Енукидзе (ЛВИ) с целью получить специальную подготовку для работы среди туркменских женщин в области этнографии и быта. В рамках обучения в Ленинградском Восточном институте в то время велась активная подготовка кадров на местах в целях просвещения для снижения уровня безграмотности в условиях изменяющегося быта. В сентябре того же года получила допуск к коллоквиуму для поступления на Туркологический семинарий (1924–1930 гг.), которым руководил В.В. Бартольд. Коллоквиум проходил «в пределах существующей на родном языке литературы по изучению его родного народа в историко-культурном, этнографическом и языковом отношении», по результатам которого Д.Г. Йомудская была зачислена на первый курс Туркологического семинария. Курс обучения на семинарии был рассчитан на три года и предполагал знакомство студентов с различными дисциплинами. Так, лекции по ленинизму и политэкономии читал С. Малов, по истории стран Востока – В.В. Бартольд; такие предметы, как введение в туркологию и основы грамматики турецких языков, один из древнетурецких языков преподавал А.Н. Самойлович; основы языкознания, историю турецких племён, немецкий, персидский и арабский языки, а также этнографию и музееведение – Б.Г. Крыжановский.

В ходе обучения Д.Г. Йомудская совершила ряд учебных командировок в Узбекскую ССР, на Кубань, в Туркменскую ССР. Отчёты о поездках в виде докладов, предположительно, представлялись на собраниях научного кружка при действовавшем Этнографическом кабинете Туркологического семинария. Именно там читались курсы по общей этнографии и этнографии «турецких племён», проводились практические занятия, хранились вещественные и рукописные материалы, являвшиеся результатом работ слушателей на местах, сюда же приглашались специалисты для чтения кратких курсов вспомогательного и технического характера, здесь даже работал музей Кабинета. В Этнографическом кабинете 1927–1928 гг. Десте Гуль, помимо регулярных занятий, исполняла обязанности секретаря.

В мае 1928 г. Д.Г. Йомудская была командирована в Узбекистан, а во время каникулярного отпуска в том же году была прикреплена ЛВИ к экспедиции Русского музея на Кубань с целью изучения быта украинцев-переселенцев. Одна из ее исследовательских задач заключалась в сборе материала по теме «Воспитание ребёнка». Во время изучения быта она наблюдала за процессом производства керамики у гончара Шельменко; в станице Славинской знакомилась с организацией строительства жилищ, а также с орудиями лова рыбы и раков. В станицах Гривенская и Полтавская собирала сведения о воспитании ребёнка, а в станице Мышастовская – о родах, гигиене ребёнка, лечении, обрядах, заговорах, а также записала  колыбельные песни, приобрела два детских головных убора, детскую рубашку и несколько игрушек. Полевая работа была прервана вынужденным отъездом в Кисловодск, где 25 августа на ст. Минутка на руках у Десте Гуль умер её отец. На иждивении у неё осталась тринадцатилетняя сестра.

По возвращении в институт продолжила обучение. В конце ноября 1928 г. вместе со своим будущим супругом, также студентом Туркологического семинария, туркменским поэтом Караджой Буруновым (1898–1965), была избрана членом правления Туркменского землячества, в задачи которого входили изучение и ознакомление с текущей жизнью ТССР, её хозяйственным и культурным строительством с чтением докладов на собраниях землячества, выезды на летнюю практику. Тем временем здоровье Десте Гуль сильно ухудшилось, и с 26 ноября по 22 декабря 1928 г. она была вынуждена пройти курс стационарного лечения в Военной клинике проф. М.И. Аствацатурова. В апреле 1929 г. даже рассматривался вопрос об её исключении из ЛВИ «по состоянию здоровья и социальному положению». Тем не менее, благодаря справке из больницы, положительным характеристикам П. Пруста и Б.Г. Крыжановского, письму постоянного Туркменского представительства, её личной объяснительной, она смогла продолжить обучение. 

С 11 июня по 1 сентября 1929 г. Десте Гуль была командирована в Туркменистан. Результатом поездки стали две коллекции (№ 4922, 5040), которые обогатили собрание ЭО материалами по этнографии туркмен кон. XIX – пер. четв. XX в. В архиве музея сохранился список предметов с их названиями и краткими описаниями. Последнюю из этих двух коллекций Д.Г. Йомудская спешно регистрировала самостоятельно осенью 1929 г. Регистрационные записи содержат уточняющую информацию о бытовании предметов и мастерах их изготовивших.

В мае 1930 г. выпускница ЛВИ была распределена на работу в Туркменистан. Из Ашхабада она обратилась в Институт с просьбой указать в удостоверении о выпуске об её специализации в области этнографии, т.к. по возвращении планировала продолжить работать в этом направлении, а также сообщала, что её труд «Туркменская женщина» («Женщина старой Туркмении») готовится к печати. Именно этот очерк о быте туркменской женщине  явился результатом многолетней исследовательской работы, в том числе в ученических экспедициях ЛВИ.

В архиве РЭМ хранятся материалы, датируемые 1939 г., где научный сотрудник Трахомотозного института Туркменской ССР Десте Гуль Йомудская сообщает интереснейшие сведения о роли знахарей в туркменской медицине, что свидетельствует о неугасающем интересе собирательницы к этнографии туркменского народа и о её преданности любимому делу. Это последние сведения о ней, доступные на данный момент.


Архивные материалы

1.      АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 303. 4 л. – Опись этнографических предметов по туркменам, собранных в Туркмении. 13.11.1929.
2.      АРЭМ. Ф. 5. Оп. 2. Д. 87. 30 л. – Способы лечения туркменской народно-табибской медициной. 10.01.1939.
3.      ЦГА. Р-7222. Оп. 8. Д. 21. Л. 8, 10. – Протоколы совета Туркологического семинария и материалы к ним. 26.02.1927–29.11.1927.
4.      ЦГА. Р-7222. Оп. 9. Д.49. Л. 20. – Отчёты студентов о командировках. 23.09.1928-24.10.1928.
5.      ЦГА. Р-6276. Оп. 13. Д. 163. Л. 71. – Протоколы заседаний исполбюро Электротехнического института, пожарного техникума Старорусского педтехникума, землячества студентов Туркменской Республики, Северо-Кавказского землячества Центрального бюро краеведения. 1928. г.
6.      ЦГА. Р-7222. Оп. 30. Д. 1073. Л. 5, 7, 31, 46, 48, 52, 53. – Личные дела студентов Ленинградского Восточного Института. Йомудская Десте Гуль. 15.08.1927–2.06.1930.


Публикация

1.      Йомудская-Бурунова Д.Г. Женщина в старой Туркмении: бытовой очерк. – Москва; Ташкент: ОГИЗ, Среднеазиатск. отд., 1931. – 62 с.


Библиография

1.      Кононов А.Н., Иориш И.И. Ленинградский восточный институт: страница истории советского востоковедения. – М.: Наука, 1977. – 136 с.

2.      Мурадов Р. Г. Парадигма «Туркменоведения» // Культурные ценности: международный ежегодник. 2000—2001. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. – С. 164–178.

3.      Васильева Г.П. История этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке. Конец XVIII – XX в.: Очерки. М.: Наука, 2003. – С. 82.

4.      Диванкулиева Б.Х. К истории развития этнологической науки в Туркменистане // Лавровский сборник: Материалы XXXVIII и XXXIX Среднеазиатско-Кавказских чтений 2014–2015 гг. – СПб.: Кунсткамера, 2015. – С. 71.

5.      Соегов М. Об основателе и воспитанниках Туркменского дома просвещения в Подмосковье // Вестник Калужского университета. 2016. – № 3. – С. 105.

6.      Ихсанов А.Р. Туркменские студенты Ленинградского Восточного института: штрихи к портретам // Электронный научно-образовательный журнал «История». – Т. 13. № 10. 2022. – С. 31. 

 

Коллекции

№ 4922. – Предмет мужского костюма, головные уборы, футляр для часов, шнур для подвесного мешка. Включает 5 предметов. Туркменская ССР, Ашхабадский р-н, аулы Ашхабад, Бахарден; о-в Челекен, аул Караголь. Сбор 1929 г. Туркмены-теке, туремены-йомуды. Регистрация Ф.А. Фиельструпа

№ 5040. – Предметы мужской, женской одежды; предметы женского рукоделия; кухонная утварь; предметы обработки шерсти; детские игрушки. Включает 66 предметов. Туркменская ССР, о-в Челекен, аул Караголь. Сбор 1929 г. Туркмены-йомуды. Регистрация Д.Г. Йомудской


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.