Купить билет

Собиратели

Каралькин Петр Иванович

Каралькин Петр Иванович

Каралькин Петр Иванович во время экспедиции. Тувинская АО. 1958 г.
Фрагмент. РЭМ 8995-51

Авторы: Романова С.В., ведущий научный сотрудник отдела этнографии Сибири и Дальнего Востока, Игнатьева О.П. научный сотрудник первой категории отдела специализированного хранения

Каралькин Петр Иванович – этнограф, музейный деятель, специалист по традиционной культуре тюркоязычных народов Южной Сибири (алтайцев, хакасов, тувинцев, шорцев). С 1949 по 1974 г. работал в Государственном музее этнографии народов СССР (ГМЭ, ныне – Российский этнографический музей, РЭМ) на протяжении 25 лет. За этот период он руководил архивом ГМЭ, затем отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока, был заместителем директора по научной деятельности. Будучи по этнической принадлежности кумандинцем (одна из этнотерриториальных групп северных алтайцев, ныне признанная самостоятельным этносом) прекрасно знал культуру и языки народов региона, что нашло отражение в научных публикациях, полевых материалах, собранных им вещевых коллекциях и фотографиях.

Родился П.И. Каралькин 12 (25).01.1908 г. в д. Елтош Старо-Бардинского р-на Алтайского края. Начальное образование получил на базе пункта ликбеза, в дальнейшем продолжил обучение в Томском государственном университете и Ленинградском институте народов Севера при ЦИК СССР, который окончил в 1934 г. После этого работал в Новосибирске инструктором национального отдела Запсибкрайисполкома, в феврале 1938 г. начал свою деятельность в качестве сотрудника отдела этнографии народов Сибири ГМЭ. В 1939 г. Каралькин был рекомендован на должность директора Хакасского областного краеведческого музея, который возглавил 1 сентября 1939 г. В этом качестве он продолжил сотрудничество с ГМЭ, в мастерских которого по его заказу были изготовлены 16 манекенов. В краеведческом музее стараниями нового директора появилась книга поступлений, активно пополнялись коллекции, была заложена основа библиотеки. Каралькин участвовал в масштабных археологических изысканиях, проводил обследования памятников деревянного зодчества, работал с натуралистами, водил экскурсии по музею. Велика роль Петра Ивановича в сохранении документального наследия Хакассии. Он лично выезжал за церковными архивами, оставленными без надлежащего присмотра.

23 июня 1941 г. Петр Иванович был мобилизован, прошел всю войну. Был награждён медалями «За боевые заслуги», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией». В 1985 г. как ветеран был награждён орденом Отечественной войны 2 степени.

К мирной жизни Петр Иванович вернулся в декабре 1945 г. В 1946 г. стал заведующим сектором истории Хакасского научно-исследовательского института истории и языка. В 1946–1947 гг. руководил историко-бытовой экспедицией по изучению культуры и быта хакасов, часть которой пополнила собрание краеведческого музея.

В 1949 г. Каралькин возвратился в Ленинград, в аспирантуру Института народов Севера, где в 1952 г. успешно защитил диссертацию на тему «Расселение и племенной состав хакасов в XVII–XIX вв.». В том же году поступил на работу в ГМЭ, где проработал последующие годы. Направления его деятельности были весьма разнообразны. В 1953 г. «ведение научного архива поручено б. ученому секретарю т. Каралькину П.И.». Многие годы после этого назначения Петр Иванович совмещал трудоёмкую и кропотливую архивную работу с работой в отделе этнографии народов Южной Сибири, добиваясь выделения штатной единицы постоянного научного сотрудника – заведующего научным архивом. В 1960 г. он впервые упоминается в качестве заведующего архивом (АРЭМ Ф. 2. Оп. 1. Д. 1367. Л. 23), а уже в мае того же года начинает передавать дела своему преемнику.

Экспедиционно-собирательская деятельность Петра Ивановича для ГМЭ нашла отражение в памятниках материальной и духовной культуры, а также фотоколлекциях и архивных материалах. Каралькин собирал вещевой материал среди двух этнотерриториальных групп алтайцев (в настоящее время признанных самостоятельными этносами). Первая его поездка состоялась в рамках Саяно-Алтайской этнографической экспедиции АН СССР в 1951 г. в Старо-Бардинский и Солтонский р-ны Алтайского края (территория проживания кумандинцев). Результатом поездки явился его историко-этнографический очерк «Кумандинцы». Вторая поездка на Алтай к теленгитам Улаганского р-на Горно-Алтайской АО была осуществлена в 1957 г. Одним из редких экспонатов, собранных в этой поездке, оказалась засушенная медвежья лапа с когтями, предназначенная для лечения (№ 7022-36). В описании Петр Иванович отмечает, что лапа находилась в юрте Орзуповой Анны Николаевны и была подарена ему владелицей для личного пользования.

Небольшая, но интересная коллекция была приобретена П.И. Каралькиным у сибирских татар во время командировки в Тюменскую обл., состоявшуюся летом 1959 г. Коллекция содержит такие примечательные предметы, как детский оберег из морской полой раковины с ножкой куропатки внутри (№ 7198-19/ а, б), четки (№ 7198-20), старинный медный таз для омовений (7198-23), шамаил (№ 7198-21/1, 2) – тексты молитв, нанесенных на стекло, изготовленные мастером Миспахом Рамазановым 1914 г.р. Они имеют бумажную основу, окантованы коричневой бумагой и снабжены петлей для подвешивания в помещении. Собиратель отмечает, что традиция вешать на стены таким образом оформленные молитвенные тексты распространена в селах Казарово, Новые Юрты, Матмасово, Ембаево, Тураево Тюменского р-на.

С 1955 по 1961 г. в составе Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР под руководством крупнейшего специалиста по истории и традиционной культуре тюрков Южной Сибири Леонида Павловича Потапова Каралькин вёл исследовательскую и собирательскую деятельность среди тувинцев. Первая из коллекций была собрана П.И. Каралькиным в 1955 г. во время поездки в Тувинскую АО Красноярского края, в один из самых труднодоступных районов Тувы – Тоджу, где исконно проживала восточная группа тувинцев, занимавшаяся горно-таежным оленеводством, а также в Дзун-Хемчикский кожуун (р-н). Тоджинцы – небольшая группа тувинцев, обладающая своеобразной и отличной от остального этноса, традиционно занимавшегося кочевым скотоводством, культурой. Все экспонаты, характеризующие культуру тувинцев-тоджинцев, можно считать редкостью в музейных собраниях. Наиболее интересными памятниками коллекции являются бронзовые литые шахматы в глиняных формах (№ 6861-26/1-32), бытовавшие в с. Чадан Дзун-Хемчикского р-на, деревянная резная скульптура (№ 6861-28, 32), зарегистрированная собирателем с указанием авторства, кропильная ложка, используемая для «кормления» духов (принесения жертвы молоком и чаем). Среди тувинских экспедиционных поступлений интерес представляют также материалы коллекции, собранные в Бай-Тайгинском, Монун-Тайгинском, Улуг-Хемском и Тоджинском р-нах Тувинской АССР в 1955–1958 гг. (№ 10067-8/1–5), представляющие собой культовые предметы ээрен в виде изображений солнца, луны, коня и двух антропоморфных фигур, вырезанных из листового металла. Предметы некогда были нашиты на какую-то мягкую основу, полностью истлевшую. Фигурки были найдены собирателем в степи, в 15 км от Чаа-Холя, 20 июня 1958 г. Коллекция зарегистрирована в 1979 г. научным сотрудником отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Н. Г. Алоевой. В большинстве случаев П. И. Каралькин сам занимался регистрацией собранных им вещей и фотографий, снабжая описания подробностями их бытования, схематичными рисунками и точно фиксируя место и время сбора, личность владельца.

В качестве сотрудника ГМЭ Каралькин продолжил заниматься собиранием полевых материалов среди хакасов. Среди вещей, приобретённых в регионе, следует особо отметить два редких нагрудника пого (№ 7424-5, 7424-6), которые являются принадлежностью костюма хакасской свахи или посаженной матери, обильно расшитые бисером, перламутровыми пуговицами, кораллами) и струнный музыкальный инструмент чатхан (№ 7424-16), изготовленный мастером И. Л. Коновым.

Помимо вещевых памятников, Петр Иванович отснял и собрал для музея большое количество фотоматериалов, характеризующих особенности быта, костюма, традиционных занятий народов Южной Сибири, а также традиционное деревянное зодчество русского населения региона. Порой попадал в кадр и сам исследователь, на ряде снимков мы можем видеть П.И. Каралькина за работой.

В общей сложности коллекции П.И. Каралькина в фондах РЭМ насчитывают 320 вещевых памятников и 1021 негативов и фотоотпечатков.

Много сил П.И. Каралькин посвятил сохранению творческого наследия первого алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина, репрессированного в 1937 г., он делал всё возможное для того, чтобы работы художника сохранились в музейных собраниях. В последние годы жизни Петр Иванович работал над исследованием, посвященным деятельности художника.

Скончался П.И. Каралькин в Ленинграде 10 августа 1990 г.

Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1 Д. 1071. Л. 101–123. – Рукопись П.И. Каралькина «Кумандинцы» (из материалов Саяно-Алтайской этнографической экспедиции АН СССР. 1951 г.).
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1131. Л. З. – Информация о поручении Каралькину П.И. ведения научного архива.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1164. – Краткий отчет П.И. Каралькина о научной командировке в Сибирь в 1954 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1165. – Отчет П.И. Каралькина о командировке 1954 г. в г. Сталинск, Кемеровской обл. (быт рабочих, телеуты, шорцы).
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1166. – Приложение к отчету П.И Каралькина о командировке 1954 г. (пресса, рисунки, биографии телеутов).
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1181. Л. 28–32. – Отчет П.И. Каралькина о работе отдела народов Южной Сибири за 1955 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1194. – Краткий отчет П.И Каралькина о командировке в Тувинскую АО. 1956 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1211. – План работы отдела народов Южной Сибири на 1956 г. 
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1213. Л. 22–30. – Отчет о работе отдела народов Южной Сибири за 1956 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1234. – Переписка с колхозником Дончах Оккаанчых Читар из Тувинской АО, г. Шаганар, к-з им. Ленина Улуг-Хемского р-на о собирании этнографических вещей, зарисовки и фотография. 1956–57 гг.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1267. – Краткий отчет П.И. Каралькина о комплексной археолого-этнографической экспедиции 1957–58 гг. в Тувинскую АО.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1268. – Отчет П.И. Каралькина в Тувинскую АО и Тюменскую область.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1269. – Материалы археолого-этнографической экспедиции П.И. Каралькина в Тувинскую АО.1957 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1341. – Отчет П.И. Каралькина о поездке 1959 г. в Тюменскую область. 1960 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1342. – Письма П.И. Каралькина из г. Хабаровск по собиранию этнографических материалов в Дальневосточном крае. 1959 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1367. Л. 23. – Отчет музея за 1960 г. (Каралькин П.И. упоминается в нем в качестве зав. научным архивом).
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1431. – Отчет П.И. Каралькина об экспедиции в Хакасскую автономную обл. Красноярского края. 1962 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1580. ЛЛ. 33–34. – Краткий отчёт о поездке в Тувинскую АССР и Алтайский край. 1967 г. 
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1663. – Отчет о командировке в Кемеровскую обл. 1970 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 40. Л. 14. – Приказ о зачислении П.И. Каралькина в штат Государственного музея этнографии. 1938 г.

   

Научные труды Каралькина П.И., хранящиеся в архиве

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 194. 28 л. – «Остатки шаманства у тувинцев и пути их преодоления».
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 235. 100 л. – В соавторстве с Крюковой Т. А. и Студенецкой Е.Н. Исторический очерк «Государственный музей этнографии».
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 248. 26 л. – «М. Н. Хангалов – собиратель этнографических коллекций и материалов по бурятам». 1958 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 249. 9 л. – «Тувинские шахматы». 1958 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 258. 11 л. – «Закономерность в сохранении и развитии национальных особенностей в эпоху социализма». 1959–60 гг.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 272. 3 л. – «Войлочные изделия Тувы»: Тезисы доклада. 1961 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 289. – «Войлок и войлочные изделия у тувинцев». 1962 г. 30 л.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 301. 11 л. – «Художник шелковой кисти». Очерк. 1963 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 316. 14 л. – В соавторстве с Крюковой Т.А. и Предтеченской З.Б. «Использование этнографических коллекций как источника в научно-исследовательской работе»: Доклад для 7-го Московского Международного конгресса антропологической и этнографической наук. 1964 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 327. 8 л. – «Сибирские коллекции и их собиратели». Доклад, прочитанный на сессии, посвященной 70-летию ГМЭ народов СССР. 1965 г. 
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 328. 30 л. – «Арсеньев — собиратель этнографических коллекций ГМЭ». 1965 г.

   

Публикации

  1. Каралькин П.И. Промысел диких пчел у южных хакасов // Известия Всесоюзного географического общества. – СПб., 1952. – Т. 84. – Вып. 1. – С. 105–106.
  2. Каралькин П.И. Кумандинцы (по материалам Саяно-Алтайской экспедиции Института этнографии АН СССР) // Краткие сообщения Института этнографии. – М., 1953. – Т. XVIII. – С. 29–38.
  3. Каралькин П.И. Об архиве Г.И. Спасского // Советская этнография. – 1956.– № 4. – С. 159 –162.
  4. Каралькин П.И. Из истории Абаканского завода // Записки Хакасского научно-исследовательского института. – Абакан, 1957. – Вып. 5. – С. 175–183.
  5. Каралькин П.И. Жилище в Западной Туве // Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. – М.; Л., 1960. – Т. I. – С. 267–283.
  6. Каралькин П.И. Письма В.К. Арсеньева // Труды Дальневосточного филиала Сибирского отделения АН СССР. Сер. История. – Благовещенск, 1963. – Вып. 5. – С. 162–164.
  7. Каралькин П.И., Крюкова Т.А., Предтеченская З.Б. Использование этнографических коллекций как источник в научно-исследовательской работе (Из опыта Государственного музея этнографии народов СССР). – М.: Наука, 1964. – 8 с.
  8. Каралькин П.И. Тувинские шахматы // Этнография народов СССР. – Л.: Геогр. общество СССР, 1971. – С. 136–146.
  9. Каралькин П.И. О древнейшем способе доения скота у кочевников-скотоводов (по материалам Алтая и Тувы) // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1978. – С. 37–50.
  10. Каралькин П.И. Кумандинцы (по материалам Саяно-Алтайской экспедиции Института этнографии АН СССР) // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 219–230.
  11. Каралькин П.И. Остатки шаманизма у тувинцев и пути их преодоления // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 231–249.

  

Библиография

  1. Малинов А.В. К 100-летию со дня рождения П.И. Каралькина // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. – С. 218.
  2. Романова С.В. Коллекции П.И. Каралькина в собрании РЭМ // Культура и традиции коренных народов Северного Алтая. – СПб.: Издат. Дом СПбГУ, 2008 – С. 250–256.
  3. Назаров И.И. Петр Иванович Каралькин и его вклад в изучение народов Сибири // Краеведческие записки / Алтайский государственный краеведческий музей. – Барнаул: ОАО ИПП «Алтай», 2009. – С. 4–11.
  4. Феоктистова Т.Н. Петр Иванович Каралькин: музеевед и этнограф // Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: история, современное состояние, перспективы: Мат-лы междунар. науч. .конф., посвященной 65-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. 3–5 сентября 2009 г. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2010. – Т.II. – С. 66–68.
  5. Романова С.В. Коллекции по буддизму у тувинцев в собрании РЭМ // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 25–26 ноября 2010 г.. – М.: Издательский центр РГГУ, 2011. – С. 112–118.
  6. Романова С.В., Ткаченко И.Д. Тувинские коллекции в собрании Российского этнографического музея // Тува в беге времени: Каталог коллекций / Музей декоративно-прикладного и народного искусства. – М., 2014. – С. 26–29.
  7. Киреев С.М. Итоги встреч и переписки с П.И. Каралькиным // Г.И. Чорос-Гуркин и современность: Мат-лы Третьей конференции. – Горно-Алтайск, 2015. – С. 123–129.
  8. Назаров И.И. Этнографическое изучение народов Сибири и практика музейной работы в научном наследии П. И. Каралькина // Известия Алтайского государственного университета. – 2018. – № 2 (100). – С. 130–135.
  9. Таштадинов И.И., Гетманова М.М. Военные дневники П.И. Каралькина // Значение природного и культурного наследия в современном обществе: Мат-лы конференции. – Горно-Алтайск, 2018. – С. 196–198.

   

Коллекции

Кумандинцы

№ 6633. – Компоненты традиционного костюма, изделия, выполненные в технике ткачества: пояса, полотенца, скатерть, образцы тканей. Включает 35 предметов. Алтайский край, Старо-Бардинский р-н, аилы Алёшкино, Егона, Елтош, Сарыково; Солтонский р-н, аилы Кичек, Кубия, Пешпер, Половинка. Сбор 1951 г.

Татары сибирские

№ 7198. – Одежда, обувь, украшения, предметы хозяйственной деятельности, детского воспитания, мусульманского культа. Включает 31 предмет. Тюменская обл., Тобольский р-н, юрты Епанчино (Кучалан), Камарово, Кызымбай; Тюменский р-н, юрты Ембаево, Тураево, с. Казарово.  Сбор 1959 г.

Теленгиты

№ 7022. – Компоненты костюма (женская верхняя одежда, головной убор, обувь, украшения), предметы охоты, в частности труба-манок для подражания звуку крупных копытных животных, ремесла, утвари, табакокурения (курительная трубка, огнива, кисеты), конской упряжи (подфеи, нагрудники, женская плетка), народной медицины. Включает 48 предметов. Горно-Алтайская АО, Улаганский р-н, с. Чибиля. Сбор 1957 г.

Тувинцы

№ 6861. – Обувь, охотничьи принадлежности, утварь, шахматы, детские игрушки, предметы культа. Включает 59 предметов. Тувинская АО, Дзун-Хемчикский р-н, с. Чадана; Тере-Хольский р-н, с. Кунгуртук; Тоджинский р-н, сс. Адыр-Кечиг, Ий; Эрзинский район, аил Бай-Даг. Сбор 1955 г. Тувинцы-тоджинцы.

№ 7021. – Женская и мужская одежда (в том числе промысловая), предметы табакокурения, утварь, резные изделия из дерева и агальматолита (мягкого поделочного камня), принадлежности для охоты, музыкальные инструменты. Включает 76 предметов. Тувинская АО, Бай-Тайгинский р-н, сс. Кызыл Таг, Мугур-Аксы; Чаа-Хольский р-н, сс. Ак-Туруг, Чаа-Холь. Улуг-Хемский р-н, с. Кӧк-Чыраа. Сбор 1957 г.

№ 7292. – Расписные элементы интерьера: деревянные ящики для женских принадлежностей и низкий столик для угощения почетных гостей. Включает 5 предметов. Тувинская АО, Бай-Тайгинский р-н, с. Тэли. Сбор 1960 г.

№ 7764. – Предметы домашнего быта, ремесла, охоты, детские игрушки, предметы культа, в частности шаманские и буддийские атрибуты, образцы камнерезного искусства. Включает 35 предметов. Тувинская АССР, Бай-Тайгинский р-н: сс. Кызыл Даг, Тэли; Барун-Хемчикский р-н: Ирги Барлык; Эрзинский р-н, местность Тере-Холь; р-н р. Кемчик: местность Нек Таш и оз. Кара-Холь. Сборы 1958–1967 гг., зарегистрирована собирателем в 1968 г.

№ 10067. – Деревянные долбленые подойники, посуда, инструменты и образцы домашнего ремесла. Включает 12 предметов. Тувинская АО, Бай-Тайгинский, Монгун-Тайгинский, Улуг-Хемский и Тоджинский р-ны. Сборы 1955–1958 гг., поступление 1979 г.

Хакасы

№ 7424. – Компоненты костюма, украшения, свадебное конское снаряжение, предметы коневодства, табакокурения, интерьера, музыкальные инструменты. Включает 19 предметов. Красноярский край, Хакасская АО, г. Абакан; Аскизский р-н, сс. База, Бельтиры, Верхняя Тёя, Онхаково, Печин; Усть -Абаканский р-н, с. Трояково. Сбор 1962 г.

   

Фотоколлекции

Русские, хакасы

№ 8992. – Деревянное домостроение, наружный декор жилища. Включает 46 негативов и 3 фотоотпечатка. Красноярский край, г. Красноярск. Фотосъёмка 1954 г. Русские.

№ 8993. – Деревянное домостроение, наружный декор жилища, типы населения, городской быт. Включает 37 негатив и 4 фотоотпечатка. Красноярский край, Хакасская АО, г. Абакан. Фотосъемка 1955 г.

Хакасы

№ 9176. – Виды г. Абакана, пейзажи, поселения, жилище, интерьеры, одежда, бытовые сцены, игра на музыкальном инструменте. Включает 426 негативов. Красноярский край, Хакасская АО, Аскизский р-н, сс. База, Бейка, Бельтиры, Верхний Аскиз, Верхняя Тёя, Лесозаводск, Печин, Усть-Чул, Усть-Ясь, Ясь; Усть-Абаканский р-н, с. Трояково; Шитинский р-н, совх. Борец, Шитинский; с. Шушенское. Фотосъемка 1962 г.

Тувинцы

№ 8994. – Поселение и жилище, сельское хозяйство, типы населения, костюм, советский быт, традиционные занятия. Включает 298 негативов и 15 фотоотпечатков. Тувинская АО, Тоджинский р-н, сс. Адыркечиг, Ий, Салдаам, Тоджа, Тора-Хем; Тесь-Хемский р-н, с. Теректы-Хем; Хак-Хемский р-н, с. Кунгуртук, колхоз «Тере-Холь»; Эрзинский р-н, с. Эрзин, колхоз «Сталинский путь»; г. Кызыл. Фотосъемка 1954 г. 

№ 8995. – Пейзажи, поселения, жилище, типы населения, костюм, советский быт, сельское хозяйство, праздники и обряды. Включает 118 негативов и 10 фотоотпечатков. Тувинская АО, Бай-Тайгинский р-н, п. Кул-Аскыр, сс. Кунгуртук, Таспы-Аксы. Фотосъемка 1958 г.

№ 9435. – Виды населённых пунктов, пейзажи, поселение, жилище, типы населения, костюм, советский быт, жанровые сцены. Включает 58 негативов и 6 фотоотпечатков. Тувинская АССР, Тандинский р-н, с. Кочетово; Барун-Хемчинский р-н, сс. Барун, Ирчи Балык; Бай-Тайгинский р-н, сс. Шуй, Тэли. Фотосъемка 1967 г.

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Режим работы Музея в праздничные дни:
07 марта с 10.00 до 17.00, касса до 16.00;
8 марта, 01 и 08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
29 апреля, 09 мая Музей закрыт.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.