Купить билет

Собиратели

Кавтарадзе Константин Зурабович

Кавтарадзе Константин Зурабович

К.З. Кавтарадзе, 1911 г. (?). Фотография из газеты «Теми» (თემი «Общество»), № 36 от 12 сентября 1911 г., г. Тифлис

Автор: Е.И. Нератова, заведующая отделом специализированного хранения

Кавтарадзе Константин Зурабович (ქავთარაძე კოტე (კონსტანტინე)) – талантливый художник, иллюстратор ведущих журналов, скульптор, музейный работник, реставратор, собиратель музейных коллекций. В Этнографическом отделе Русского музея (затем Государственном музее этнографии, ГМЭ) Константин Зурабович Кавтарадзе (1879–1941) работал с 1913 по 1941 г. (с небольшими перерывами), был первым заведующим манекенной мастерской и автором около 1000 манекенов для музейных экспозиций.

Искусствовед И.Б. Абесадзе в своей статье приводит слова ведущего специалиста ГМЭ, кавказоведа Е.Н. Студенецкой, которые содержатся в её письме к родным К.З. Кавтарадзе по поводу его кончины: «Мы будем строить новые и новые выставки, а когда будем работать в фондах, на каждом шагу будем встречать плоды работ Константина Зурабовича, отдавшего всю свою жизнь нашему музею». И действительно, мы вспоминаем К.З. Кавтарадзе благодаря его обширной и разнообразной музейной работе.

К.З. Кавтарадзе родился 21 мая 1879 в Тифлисе в семье безземельного имеретинского крестьянина из сел. Ргани Шорапанского у. Кутаисской губ. Зураба Ивановича Кавтарадзе и жительницы Тифлиса Екатерины Агаевны (урожд. Джанкуловой). Его отец работал в Тифлисе то разнорабочим по найму, то помощником мастера по серебряному делу, одно время подсобным рабочим в театре, позже горнорабочим на Чиатурских марганцевых копях, строителем и, наконец, поваром. Мать была швеей.

В 1889 г. Константин Кавтарадзе был отдан на обучение в начальное 3-классное училище при Тифлисской духовной семинарии, а по его окончании поступил в 1-ю Тифлисскую гимназию, где обучался до 4 класса включительно.

В своей биографии К.З. Кавтарадзе пишет: «С самого раннего детства я проявлял художественный талант к великому огорчению моих родителей и домохозяев, так как все стены я разукрашивал своими рисунками углем». Эта тяга к рисованию и определила его дальнейшую судьбу. Первым его учителем стал живший в Тифлисе художник Г.Ф. Гриневский, который обратил внимание на способного юношу и стал руководить его художественным образованием. В августе 1898 г. Кавтарадзе поступил в школу живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств в Тифлисе, где его педагогами были Г.Ф. Гриневский (до 1900 г.), затем О.И. Шмерлинг, Г.И. Габаев (Габашвили) и Л.Г. Лонго (1900–1904 гг.).

Завершив образование в Тифлисе, К.З. Кавтарадзе в 1904 г. отправился в Санкт-Петербург, где вольнослушателем посещал занятия в Академии художеств, работая под руководством профессора В.В. Матэ. Одновременно с этим он занимался ретушированием фотографий, писал на заказ портреты, был иллюстратором журналов «Живописное обозрение» и «Нива», преподавал рисование и заведовал художественными мастерскими (столярной, токарной, мастерской резьбы по дереву, а также переплетной) в Училище попечительства о глухонемых императрицы Марии Федоровны. В 1905 г. в силу недостаточности средств он освоил специальность зубного техника и в 1906–1910 гг. работал у различных зубных врачей, изготавливая зубные протезы, а также преподавал зуботехнику в зубоврачебной школе Е.Ф. Вангль и на курсах усовершенствования врачей. В эти же годы он начал участвовать в выставках. В 1910 г. К.З. Кавтарадзе вернулся в Тифлис, чтобы поправить здоровье. Там он продолжил свою деятельность в качестве зубного техника, художника и иллюстратора периодических изданий. Основной темой для него были народные типы и быт Закавказья. По предложению газеты «Сахалхо газети» (სახალხო გაზეთი «Народная газета») Кавтарадзе в 1911 г. подготовил выставку своих работ. Она состоялась в Тифлисе в здании театра. На ней были представлены рисунки и этюды К.З. Кавтарадзе. В основном это были рисунки типов народов Кавказа и жанровые сценки. Газета «Теми» от 12 сентября 1911 г. отмечала особенно интересные работы автора, а также сообщала, что за первые три недели работы выставки было продано 60 его работ, многие из которых были приобретены Музеем этнографии и антропологии при Тифлисском университете. Поскольку выставка имела больной успех, последовали предложения провести аналогичную в городах Батуме и Кутаисе. И именно на выставке 1912 г. в Батуме произошла важная для всей дальнейшей судьбы К.З. Кавтарадзе встреча. Там он познакомился с сотрудником Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ) Александром Александровичем Миллером, который предложил Кавтарадзе отказаться от «стихийной продажи» своих произведений и представить их для приобретения в ЭО РМ.

В результате осенью 1912 г. К.З. Кавтарадзе приехал в Петербург и предложил свои работы на рассмотрение Совета ЭО РМ. Рисунки были приобретены, а самому К.З. Кавтарадзе предложили должность художника-мастера музея для выполнения рисунков по заказу музея. Это были 61 бытовая зарисовка (в нескольких коллекциях) кавказских типов, а также типов населения Европейской России и 112 рисунков, служивших основой для создания манекенов.

Следует отметить, что творческие работы К.З. Кавтарадзе кроме Российского этнографического музея хранятся в Государственном музее политической истории (Санкт-Петербург), Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского, Национальном музее Грузии (Тбилиси).

Тогда же (в 1912 г.) К.З. Кавтарадзе было поручено оборудование манекенной мастерской, работа в которой выполнялась по контрактам, а с 9 февраля 1913 г. – по сдельной оплате. Как пишет сам Кавтарадзе, им «был выработан тип манекенов, значительно превосходящих заграничные образцы как с конструктивной, так и с художественной стороны, обходящийся притом в восемь раз дешевле заграничных».

За время своей работы в ЭО РМ К.З. Кавтарадзе изготовил порядка 1000 манекенов (причем около 800 – в дореволюционный период его работы), которые в 1930-х гг. полностью обеспечивали все экспозиции музея. Налаженная работа манекенной мастерской и изготовленные мастером формы давали возможность использовать манекены на постоянно открывавшихся экспозициях. Любопытно, но в нач. ХХ в. была принята очень условная окраска манекенов (по европейским аналогам), о чем свидетельствуют ранние фотографии. И только 13 октября 1926 г. на совещании сотрудников ЭО РМ в итоге было принято решение о необходимости использования тональности, приближенной к реальности, о чем было доложено на Совете ЭО РМ 10 ноября 1926 г. (Журнал заседаний Совета Этнографического отдела № 460). Таким образом, манекены в нач. 1930-х гг. постепенно перекрасили, и они обрели более привычный для нас вид. Часть из них, пройдя многочисленные реставрации, используется в музее и поныне, и мало кто догадывается, что им уже больше ста лет. И это касается не только нашего музея. В 1929 г. ЭО РМ передал в Этнографический музей Анкары (основанный в 1924 г.) костюм хакасского шамана и предназначенный для него манекен. Это был межмузейный обмен (взамен ЭО РМ получил костюм дервиша, правда, без манекена). В 1942 г. манекен с шаманским костюмом из Этнографического музея Анкары был передан в музей университета Анкары, где он экспонируется до сих пор.

Кроме работы в манекенной мастерской, К.З. Кавтарадзе с 1914 г. участвовал в расширении и налаживании работы реставрационной и муляжной мастерских ( в Трудовом списке он числился как «мастер-художник реставрационной, формовочной и манекенной мастерских», где работал под общим руководством А.А. Миллера и совместно с художником П.А. Смеловым (1874–1942) – сотрудником Музея антропологии и этнографии (МАЭ) АН СССР). Сам Кавтарадзе в основном специализировался на реставрации предметов из металлов, дерева, кости, а также керамических изделий.

В 1915 г. К.З. Кавтарадзе по поручению ЭО РМ совершил свою первую этнографическую экспедицию в Тифлисскую и Елисаветпольскую губ., где работал по предложенной ему программе, предусматривающей в первую очередь изучение этнического состава г. Шуши Елисаветпольской губ. и его окрестностей. К.З. Кавтарадзе было собрано более 300 предметов, характеризующих традиционную культуру армян, азербайджанцев, персов.

В начале 1916 г. состоялась его вторая экспедиция. Во время нее К.З. Кавтарадзе посетил Дагестанскую обл. и Бакинскую губ. Целью данной экспедиции было изучение евреев г. Дербента Дагестанской обл. и азербайджанцев Бакинской губ. Во время поездки было собрано более 400 предметов и сформированы коллекции по горским евреям Дербента и азербайджанцам г. Шемахи и сел. Лагич, Гарджеван (Гюрджеван) и Ахсу Шемахинского у. Бакинской губ.

После возвращении в Петроград весной 1916 г. К.З. Кавтарадзе был призван на военную службу ратником ополчения 2-го разряда и направлен в Российский Красный Крест в лабораторию челюстно-протезной хирургии госпиталя в Зимнем дворце, где выполнял обязанности стоматолога, помощника заведующего отделением челюстной хирургии Д.А. Энтина (1888–1957); с 1924 г. являлся преподавателем (профессором) Военно-медицинской академии в Ленинграде). Службу в Красном Кресте он совмещал с деятельностью в ЭО РМ ввиду близости расположения учреждений. В конце апреля 1917 г. Кавтарадзе получил отпуск в связи с женитьбой и отправился в Тифлис. На время его отъезда манекенная мастерская в музее была поручена его брату П.З. Кавтарадзе, в обязанности которого входили надзор и вечерние работы.

Отправляясь в отпуск весной 1917 г., Кавтарадзе получил задание от ЭО РМ по сбору коллекций в Тифлисской губ. Это была его третья этнографическая экспедиция, в которой предполагалось изучение грузин Тифлисской губ. (в основном в Телавском у.). Требовалось  отыскать старый тип грузинского мужского костюма (с «куладжей»), что и было сделано. Данный костюм является украшением музейной коллекции по грузинам и демонстрируется в постоянной экспозиции. Всего в поездке 1917 г. (состоявшейся в два этапа – поздней весной и осенью) было приобретено 135 предметов. Кроме того, уже после доставки в ЭО РМ предметов экспедиционного сбора было приобретено в Тифлисе еще 12 предметов.

Однако 13 ноября 1917 г. К.З. Кавтарадзе был вынужден уволиться из ЭО РМ, т.к. его супруга, «привыкшая к провинциальной тиши», не хотела переезжать из Тифлиса в Петроград.

Несколько лет Константин Зурабович работал в Тифлисе как свободный художник и как техник. Он гордился тем, что именно им впервые были изготовлены и введены в употребление стальные штифты для пишущих машинок  со всеми кавказскими алфавитами.

В 1921 г. после развода с женой К.З. Кавтарадзе вернулся в Петроград, привезя с собой ряд приобретенных им для музея предметов, и восстановился на работе в ЭО РМ в должности художника-реставратора. Однако в 1924 г. (1925 г.?), отказавшись от командировки, во время которой должен был ознакомиться с постановкой музейного дела и с практической работой в реставрационных лабораториях (мастерских) музеев Лондона, Парижа, Рима, Берлина и Мюнхена, он уволился из ЭО РМ. Причина разногласий с руководством  заключалась в длительности этой поездки. В мае 1925 г. К.З. Кавтарадзе уехал в Тифлис, где поступил на работу в Музей истории Грузии в качестве художника-реставратора, Проработав там один год, он участвовал с профессором Г.Б. Ниорадзе в археологических раскопках близ ЗАГЭС (Земо-Авчальской гидроэлектростанции) и в Белом Ключе, занимаясь там также зарисовками, изготовлением муляжей и эстампажей.

В 1927 – перв. пол. 1929 г. К.З. Кавтарадзе продолжал заниматься зарисовками в Тифлисе, Эривани, Нахичевани и Баку. В Баку он выполнял эти работы по заказу Азкомстариса (Азербайджанского комитета охраны памятников старины, искусства и природы). Это были зарисовки Шахской мечети, Девичьей башни, храма огнепоклонников и других памятников старины Баку и его окрестностей.

В конце лета 1929 г. К.З. Кавтарадзе окончательно вернулся в Ленинград.  1 октября 1929 г. он снова поступил на службу в ЭО РМ в качестве художника-реставратора, 21 мая 1930 г. был переведен на должность научного сотрудника 1-го разряда, а в апреле 1932 г. стал старшим научным сотрудником. Однако в июне 1933 г. был уволен из музея по сокращению штатов. В этот короткий «безмузейный» период  он работал по временным договорам, выполняя художественные работы для Кутаисского химического комбината и для Северной судостроительной верфи по оформлению выставки в Доме культуры Московско-Нарвского р-на Ленинграда (впоследствии е ДК им. А.М. Горького, в настоящее время Дворец искусств Ленинградской области).

В мае 1934 г.  К.З Кавтарадзе был зачислен в штат Государственного музея этнографии (ГМЭ), преобразованного из ЭО РМ, где и проработал до конца своих дней.

Работая и старшим научным сотрудником, и художником-реставратором, и заведующим реставрационной мастерской Константин Зурабович постоянно переживал за сохранность музейных предметов, разрабатывая и подавая идеи улучшения работы в фондах и реставрационной мастерской.

Весь период работы в ЭО РМ/ГМЭ Константин Зурабович жил в здании музея, где были оборудованы квартиры для сотрудников. Скончался К.З. Кавтарадзе 22 января 1941 г.

По воспоминаниям сотрудников музея, в память о К.З. Кавтарадзе в 1941 г. в ГМЭ был издан специальный бюллетень с его фотографиями и письмами, следов которого в настоящее время, к сожалению, найти не удалось.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 79. 67 л. – Журналы заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея имп. Александра III (№ 299–317). 1912 г.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 89. 87 л. – Журналы заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея имп. Александра III (№ 318–346). 1913–1914 гг.
АРЭМ. Ф. 1. Оп.1. Д. 117. 9 л. – Журналы заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея имп. Александра III (№ 367–369). Февраль – сентябрь 1917.
АРЭМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 305. 44 л. – К.З. Кавтарадзе. Переписка с сотрудником музея К.З.Кавтарадзе о собирании этнографических материалов татар, армян, грузин, евреев в Грузии; описи материалов. 1915–1918 гг.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 48а. 182 л. – Журнал заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея (№ 392–447). 13 марта 1920 – 04 декабря 1924.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 174а. 151 л. – Журнал заседаний Совета Этнографического отдела Русского музея (№448–471). 08 января 1925 – 08 декабря 1928.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 556. 14 л. – Переписка с художником К.З.Кавтарадзе о реставрации и собирании этнографических вещей; опись вещей. 1936 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 3. Д. 82. 23 л. – Кавтарадзе К.З. – Казакевич В.А. 1932–1936 г.

Библиография

  1. კოტე ქავთარაძის ნახატების გამოფენა // თემი. – 1911. – № 36, 12 сентября – С.3. (Выставка картин Коте Кавтарадзе // Теми. – 1911.– № 36, 12 сентября – С. 3.
  2. Художники народов СССР. Библиографический словарь. – М.: Искусство, 1983. – С. 586.
  3. აბესაძე ი. მუზეუმის მოამაგე მხატვარი: [კ. ქავთარაძე] // საბჭოთა ხელოვნება. 1989, № 3, – გვ. 140–143. (Абесадзе И. Художник – мастер музейного дела: [К. Кавтарадзе] // Советское искусство. – 1989. – № 3. – С.140–143.
  4. Дмитриев С.В. Фонд Этнографического отдела Русского музея по культуре народов зарубежного Востока: история формирования и судьба (1901–1930-е гг.). – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – С. 574–578.
  5. Памятники армянской культуры. Коллекции К.З. Кавтарадзе из собрания Российского этнографического музея: Каталог / Авт.-сост.: Л.С. Гущян. – Ереван: Изд-во ИАЭ НАН РА, 2022. – 204 с.
  6. Нератова Е.И. Судьбы музейщиков и музейных предметов. К биографии К.З. Кавтарадзе // Историческое оружиеведение. – 2023. – № 12. – С. 223–262.


Коллекции

В поездках в Закавказье К.З. Кавтарадзе были собраны большие и достаточно репрезентативные коллекции по грузинам, армянам, азербайджанцам, горским евреям и небольшая по персам (всего более 800 предметов в 14 коллекциях), а также выполнены рисунки по разным народам (включенные в 9 коллекций). Часть предметов и один рисунок, к сожалению, погибли во время войны. В настоящее время коллекции, приобретенные К.З. Кавтарадзе, насчитывают 721 предмет и 60 рисунков.

Азербайджанцы

№ 3519. – Одежда, утварь, ковры, предметы быта. Включает 61 предмет. г. Шуша. Сбор 1915 г. 

№ 3600. – Одежда, предметы быта. Включает 28 предметов. г. Шуша. Сбор 1915 г.

№ 3705. – Одежда, предметы быта, утварь, инструменты, охотничьи принадлежности, игрушки. Включает 176 предметов. г. Шемаха. Сбор 1916 г.

№ 3706. – Инструменты ювелирного дела. Включает 70 предметов. г. Шемаха. Сбор 1916 г.

№ 3707. – Украшения, амулет, пояса. Включает 69 предметов. г. Шемаха. Сбор 1916 г.

Армяне

№ 3518. – Одежда, предметы быта, гончарные изделия, музыкальные инструменты. Включает 135 предметов. г. Шуша. Сбор 1915 г.

№ 3599. – Части одежды, украшения, амулеты. Включает 28 предметов. г. Шуша. Сбор 1915 г.

Горские евреи

№ 3704. – Одежда, украшения, амулеты, предметы быта, ковры. Включает 31 предмет. г. Дербент. Сбор 1916 г.

Грузины

№ 3602. – Одежда. Включает 2 предмета. г. Тифлис. Сбор 1915 г.

№ 3933. – Сосуды для вина, украшения, оружие. Включает 12 предметов. г. Тифлис. Сбор 1917 г.

№ 4643. – Оружие. Включает 6 предметов (в т.ч. № 6790-16: повторная регистрация ошибочно исключенного номера 4643-2а). Тифлисская губ. Сбор 1917 г.

№ 6061. – Кресты, украшения. Включает 17 предметов. Тифлисская губ., Телавский у. Сбор 1917 г.

№ 6266. – Одежда, части одежды, украшения, оружие. Включает 84 предмета. Тифлисская губ., Телавский у. Сбор 1917 г.

Персы (иранцы)

№ 3601. – Одежда и предмет быта. Включает 2 предмета. г. Шуша. Сбор 1915 г.

Рисунки

Абхазы

№ 2564. – Портрет женщины. Включает 1 предмет. Поступление 1913 г.

Аварцы (?)

№ 10879. – Портрет мужчины. Включает 1 предмет. Поступление 1913 г.

Азербайджанцы

№ 10874. – Портреты мужчин и женщин, наброски. Включает 6 предметов. Поступление 1915 г.

Армяне

№ 10875. – Портреты женщин, наброски. Включает 7 предметов. Поступление 1915 г.

Грузины

№ 2563. – Портреты мужчин и женщин, наброски. Включает 3 предмета. Поступление 1913 г.

№ 10873. – Портреты мужчин и женщин, наброски. Включает 11 предметов. Поступление 1913 г.

Кубачинцы

№ 10876. – Портрет Саида Магомет-Оглы. Включает 2 номера. Поступление 1913 г. (?)

Турки

№ 2565. – Портрет мужчины. Включала 1 предмет. Коллекция исключена. Поступление 1913 г.

Народы Кавказа

№ 10877. – Рисунки К.З. Кавтарадзе. Типы населения Кавказа. Включает 29 предметов. Поступление 1913 г.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

    Режим работы Музея в праздничные дни:

    08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
    09 мая Музей закрыт.

    Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
    Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.