Купить билет

Собиратели

Коновалов Алексей Владимирович

Коновалов Алексей Владимирович

А.В. Коновалов. 1985 г. ФРЭМ 10824-9.

Автор: Л.Ф. Попова, заведующая отделом этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана.

Коновалов Алексей Владимирович – советский и российский этнограф, религиовед, музейный деятель и администратор, организатор науки, специалист по традиционной культуре казахов, прежде всего – алтайских, шаманизму тюркских народов Средней Азии и Казахстана, проблемам музееведения. Автор более 120 научных трудов. Собиратель вещевых и фотографических коллекций по этнографии казахов Алтая и Узбекистана. Кандидат исторических наук.

Алексей Владимирович Коновалов родился 9 июня 1953 г. в Ленинграде в семье преподавателей гуманитарных дисциплин – Владимира Леонидовича Файбусовича и Оксаны Федоровны Коноваловой. В 1970 г. окончил школу и поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. Алексей выбрал для специализации кафедру этнографии и антропологии, став одним из первых ее студентов – кафедра была основана в 1968 г. доктором исторических наук Р.Ф. Итсом. Сокурсниками А.В. Коновалова были А.И. Терюков, Н.Д. Конаков (оба впоследствии специалисты по этнографии коми), Е.А. Михайлова (впоследствии специалист по этнографии народов Северо-Востока Сибири). Университетский курс обучения А.В. Коновалов завершил в 1975 г.

В том же году он был принят на работу в Государственный музей этнографии народов СССР (далее ГМЭ народов СССР; с1992 г. Российский этнографический музей, РЭМ), в отдел этнографии Средней Азии. Заведующим отделом тогда был Б.З. Гамбург, который стал для молодого специалиста наставником в освоении многоплановой профессии музейного работника. Основным направлением научной работы А.В. Коновалова стала проблематика казахской диаспоры, а именно казахов Южного Алтая, проживавших в Горно-Алтайской АО РСФСР. Эта группа казахов уже была описана А.Н. Самойловичем еще в 1927 г., но в последующее время внимания исследователей не привлекала. Для сбора материала по данной теме в 1976 г. А.В. Коновалов был направлен в экспедицию, в которой принял участие и Б.З. Гамбург – опытный полевой исследователь и собиратель. Маршрут экспедиции пролег через г. Алма-Ату и Аягузский р-н Семипалатинской обл. Казахской ССР в Кош-Агачский р-н Горно-Алтайской АО РСФСР. В Алма-Ате были приобретены предметы в этническом стиле – мужские и женские костюмы, изготовленные на фабрике «Тускийиз», женские украшения завода «Сувенир», столовая и декоративная утварь экспериментального завода художественной керамики, а также современные музыкальные инструменты (кол 8614, 59 предметов). Фиксация казахской этники была предпринята впервые в русле программы пополнения собрания музея современными артефактами массового производства, формирующими образы национальных культур в период глубокой трансформации традиционного общества. В казахском фонде музея данный срез советской этники остался единственным; его можно рассматривать как ценный материал для характеристики этнокультурных процессов посл. четв. XX в.

Рекогносцировка в Семипалатинской обл. у казахов племени найман была предпринята для того, чтобы выявить особенности культуры алтайских казахов – основного объекта экспедиционного исследования. В Аягузском р-не была приобретена группа предметов имевших большую историческую ценность, датируемых кон. XIX в.: мужской пояс с подвесками, женские браслеты, женский гигиенический набор (ухочистка и зубочистка) и др. Коллекции по культуре алтайских казахов собирались в поселках Кош-Агачского р-на. Согласно программе экспедиционного исследования его тематика была максимально широка – от генеалогических преданий найманов до советской праздничной обрядности. Результатом поездки, помимо собранной информации, стали две крупные коллекции – вещевая (кол. 8613, 53 предмета) и фотографическая (кол. 9830, 223 негатива). Эти материалы были дополнены А.В. Коноваловым в 1978 г. во время второй экспедиции в Горно-Алтайскую АО. Работа проходила в г. Горно-Алтайске и поселках Кош-Агачского р-на, где для РЭМ были собраны вещевая коллекция (№ 9907, 20 предметов) и фотоколлекция (№ 10014, 134 негатива). Все вышеупомянутые коллекции зарегистрированы самим собирателем, описания предметов выполнены на высоком научном уровне, с отсылкой к опубликованным аналогам. В целом собирательский почерк А.В. Коновалова формировался как рациональный, нацеленный на отбор предметов, характеризующих специфику культуры изучаемой группы.

Значение коллекций А.В. Коновалова по этнографии алтайских казахов трудно переоценить – они являются редким корпусом материалов, оставшимся в собрании музея единственным; также эти данные расширили характеристику динамики этнокультурных процессов в ареале Южного Алтая в целом. Примечательны свидетельства А.В. Коновалова о том, что наибольшее количество традиционных предметов в Кош-Агачском р-не было зафиксировано у казахов-репатриантов из Китая, вернувшихся в СССР в 1950-х гг. (см.: АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1851. Л. 11). Также собиратель отмечал влияние на алтайскую группу казахов традиций казахов Монголии.

Наибольший интерес в коллекциях А.В. Коновалова представляет одежда, имеющая выраженную локальную специфику в покрое и декоративном оформлении – это девичьи платья, женские головные уборы кимешек, мужской башлык кулэпара, вышитые тюбетейки кепиш. Своеобразием формы отличаются фляги для транспортировки кумыса, изготовленные в домашних условиях из сыромятной кожи. Особую ценность имеет полный комплекс предметов для охоты с ловчей птицей – единственный в своем роде в казахском фонде, поскольку на территории Казахстана этот вид охоты к 1970-м гг. пришел в упадок. Ремесленный инструментарий характеризует «живые» на тот момент практики кузнечества, ювелирного дела, деревообработки. Видное место в коллекциях как яркая культурная особенность алтайских казахов заняли узорные мозаичные войлоки сырмак различного назначения.

Фотоснимки, выполненные А.В. Коноваловым, во многом дополнили вещевой материал визуальной информацией об изготовлении и бытовании традиционных предметов. Так, например, собиратель зафиксировал некоторые стадии установки юрты, ремесленной обработки разных материалов, моменты использования утвари, порядок размещения предметов интерьера  и т.д. Большой интерес представляет группа снимков на тему Дня пастуха, приуроченного к окончанию стрижки овец. Особенностью этого праздника в Кош-Агачском р-не было участие делегации казахов Монголии.

В экспедиционный отчет за 1976 г. вошла схема родоплеменной структуры казахов-найманов, составленная на основе опросов знатоков шежире – генеалогической родословной. Отдельный параграф отчета посвящен идентичности алтайских казахов.

Экспедиционные материалы А.В. Коновалов со свойственной ему методичностью публиковал в сборниках научных статей, подготавливая основу диссертационной работы. Параллельно он занимался проблемами музеологического характера: разрабатывал принципы понятия «этнографический предмет» и «комплекс этнографических предметов», рассматривал вопросы комплектования этнографического музейного собрания в современных условиях, освещал тему религиоведческого компонента в экспозициях этнографического музея и др.

В 1982 г. в Ленинградской части Института этнографии АН СССР он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Казахи Южного Алтая: кпроблеме формирования этнической группы». В 1986 г. увидела свет монография, написанная на основе диссертации. По мнению И.В. Октябрьской, продолжившей в XXI в. исследование этой группы казахов, работа А.В. Коновалова «знаменовала новый этап в развитии этнографии/этнологии региона, связанный с переходом от презентации информации к ее анализу». Дальнейшая собирательская деятельность А.В. Коновалова была связана преимущественно с казахской тематикой. В 1984 г. в Алма-Ате он приобрел новую коллекцию столовой утвари завода экспериментальной художественной керамики (кол. 10705, 38 предметов), дополнив тем самым свой сбор 1978 г., в том числе другими видами изделий. Также в рамках своей научной темы он продолжил изучение групп казахов, проживавших вне территории основного расселения этноса. В марте 1985 г. вместе с молодым специалистом отдела этнографии Средней Азии В.Р. Янборисовым он направился в экспедицию по маршруту Самарканд – Бухара – Тамдынский р-н Узбекской ССР – Марыйская обл. Туркменской ССР. В Бухаре всего за несколько дней была сформирована разнообразная по тематике коллекция, посвящённая этнографии узбеков (кол. 10732, 71 предмет), представляющая срез культурной традиции перв. четв. XX в. Особую ценность в этой коллекции представляют трафареты для золотного шитья, комплекс предметов женского костюма, вышитые свадебные покрывала, а также амулеты, ритуальный сосуд из панциря черепахи, подставка для Корана и уникальный предмет – посох члена суфийского ордена. К сожалению, большинство предметов коллекции слабо аннотированы, возможно, вследствие того, что они приобреталась на базаре у торговцев старыми вещами.

В Тамдынском р-не Узбекской ССР, большинство населения которого по сей день составляют казахи Младшего жуза, целенаправленные этнографические исследования проводились впервые. Собранные А.В. Коноваловым и В.Р. Янборисовым материалы отразили особенности хозяйства и быта казахов этого района, находящегося в центральной части пустыни Кызылкум. Фотоколлекция № 10807 (111 негативов) фиксирует скотоводческий характер хозяйства и закономерное сохранение элементов кочевого быта, в том числе традиционной утвари, сборной юрты, войлочных изделий. В вещевую коллекцию № 10729 (15 предметов) включена хозяйственная утварь, полосы для крепления остова юрты, предметы интерьера, мужской головной убор, конское снаряжение, национальная игра тогуз-кумалак. В 1987 г. А.В. Коновалов передал в дар музею комплект альчиков – овечьих таранных костей для подвижных игр, – приобретенный в Тамдынском р-не (кол. 10946, 6 предметов).

В Туркменской ССР собиратели работали в гг. Ашхабад и Мары, а также в к-зе им. К. Маркса Мургабского р-на Марыйской обл. Основным предметом исследований было коневодство туркмен-текинцев, что и было отражено в  фотоколлекции № 10807, составленной В.Р. Янборисовым, собиравшим материал по своей научной теме. В состав сформированной вещевой коллекции № 10733 также вошли предметы конского снаряжения, однако в основном ее содержание составили предметы женского костюма, среди которых своими художественными достоинствами выделяются головные накидки перв. пол. XX в. Эти вещи обогатили научный и выставочный потенциал туркменского фонда музея. В сер. 1980-х гг. историко-культурная ценность старинных вещей в глазах собирателей-востоковедов РЭМ значительно возросла, поскольку эти предметы встречались в семейном быту уже весьма редко. В целом А.В. Коноваловым был приобретен для РЭМ 301 предмет, сделано почти 700 фотоснимков.

В мае 1985 г. А.В. Коновалов перешел на работу в Государственный музей истории религии и атеизма (ГМИР). В этом музее он прошел путь от научного сотрудника до заведующего научной частью; получил категорию главного научного сотрудника. Имевшийся у Алексея Владимировича опыт изысканий в области казахских традиционных верований способствовал успешному освоению им религиоведческой тематики. Интересен его вклад (совместно с супругой Ж.Ф. Коноваловой) в разработку вопросов о влиянии мифологических факторов на ход российской истории в ее поворотные моменты. Как талантливый администратор, А.В. Коновалов способствовал развитию научной деятельности в ГМИР, став инициатором «Санкт-Петербургских религиоведческих чтений».

В 2002 г. Алексей Владимирович был приглашен на работу в РЭМ на должность заместителя директора по научной работе, научно-экспозиционной деятельности и подготовке научных кадров. Опираясь на опыт работы в ГМИР, он организовал проведение в РЭМ ежегодной конференции «Санкт-Петербургские этнографические чтения» и стал ответственным редактором первых восьми выпусков. Под общим руководством А.В. Коновалова было начато уникальное многотомное издание  «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы “Этнографического бюро” князя В.Н. Тенишева». Алексей Владимирович также курировал экспозиционное строительство, редактировал концептуальную часть и текстовое сопровождение постоянной экспозиции «Народы Средней Азии и Казахстана», открытой в 2009 г.

В зрелые годы А.В. Коновалов вел преподавательскую деятельность на кафедре этнографии и антропологии СПбГУ, являясь ассистентом кафедры (1999–2004), а позднее(2004–2009) гг. – её доцентом. Он читал курс лекций по этнографии Средней Азии и вел спецкурс «Предметно-вещный мир народов Средней Азии». Его занятия отличало четкое структурное изложение материала при образной подаче конкретных фактов.

Последним научным мероприятием А.В. Коновалова стал семинар «Шаманизм в культуре народов Евразии», проходивший на базе РЭМ 19 мая 2010 г. В нем приняли участие ведущие специалисты по данной теме, представляющие различные академические и музейные учреждения города. Алексей Владимирович выступил с обширным интересным докладом «Шаманистические верования у казахов». Через несколько дней его не стало. А.В. Коновалов похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.


Архивные материалы

АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1851. 164 л. – Отчёты научных сотрудников музея об экспедициях и командировках. Ч. 1. 1976 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1910. 46 л. – Тезисы и доклады научных сотрудников музея.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 2154. 10 л. – Коновалов А.В., Янборисов В.Р. Отчёт об экспедиции в Узбекскую и Туркменскую ССР. 1985 г.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 440. 106 л. – Научные доклады сотрудников музея. Авторизованная машинопись. 1979–1980.
АРЭМ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 444. 163 л. – Научные доклады сотрудников музея.
ОА СПбГУ. Ф. 1. Оп. личных дел ППС за 2009 год. Св. 11. № 183. – (Коновалов Алексей Владимирович).

Основные публикации

  1. Коновалов А.В., Курылев В.П. У кош-агачских казахов спустя 50 лет // Этнографические аспекты изучения современности. – Л.: Наука, Ленингр. отд., 1980. – С. 165–175.
  2. Коновалов А.В., Тимофеева Е.Я. Понятие «этнографический предмет» // Проблемы комплектования, научного описания и атрибуции этнографических памятников: Сб. науч. Тр. / ГМЭ народов СССР. – Л, 1981. – С. 16–22.
  3. Коновалов А.В. Опыт интерпретации культового предмета казахов (по материалам Государственного музея этнографии народов СССР) // Научно-атеистические исследования в музеях / ГМИРиА. – Л., 1983. – С. 22–27.
  4. Коновалов А.В. Конфессиональные компоненты в традиционной обрядности казахов // Ислам и современность / ГМИРиА. – Л., 1985. – С. 121–135.
  5. Коновалов А.В. О проявлении домусульманских форм верований в традиционной обрядности кош-агачских казахов // Мировоззрение народов Западной Сибири по археологическим и этнографическим данным. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1985. – С. 71–74.
  6. Коновалов А.В. Казахи Южного Алтая (проблемы формирования этнической группы). – Алма-Ата: Наука, 1986. – 168 с.
  7. Коновалов А.В. Музейные этнографические аспекты исследования современности // Проблемы общей этнографии и музеефикации / Отв. ред. Р.Ф. Итс. – Л.: Наука, Ленингр. отд., 1987. – С. 46–48.
  8. Коновалов А.В. Казахская мантика // Научно-атеистические исследования в музеях / Отв. ред. В.А. Хршановский. – Л.: ГМИРиА, 1988. – С. 87–104.
  9. Коновалов А.В. О предметных границах музейного этнографического изучения современности // Религиоведческие исследования в этнографических музеях / ГМЭ народов СССР. – Л., 1990. – С. 152–156.
  10. Коновалов А.В. Опыт реконструкции элементов традиционного мировоззрения казахов // Реконструкции древних верований: источники, метод, цель / Отв. ред. В.А. Хршановский / ГМИР. – СПб., 1991. – С. 156–162.
  11. Коновалов А.В. Традиционные обряды казахов, связанные со смертью // Ритуал и ритуальный предмет: Сб. науч. тр. / Отв. ред. В.А. Коновалов / ГМИР. – СПб., 1995. – С. 137–143.
  12. Коновалов А.В. Шаманы и шаманствующие: характеристики маргинальной группы казахов // Сакральное в истории культуры: Сб. науч. тр. на мат-лах докл. СПб. религиовед. чтений / Отв. ред. В.А. Коновалов. – СПб.: Б.и., 1997. – С. 44–57.
  13. Коновалов А.В. Миф и ритуал в контексте литературного произведения // Религия в историко-культурном контексте / ГМИР. – СПб., 1998. – С. 117–122.
  14. Коновалов А.В. Функции вещей в похоронно-поминальной обрядности казахов // Религия и традиционная культура / ГМИР. – СПб., 2000. – С. 68–74.
  15. Коновалов А.В., Коновалова Ж.Ф. Мифологический сюжет советской литературы и официального фольклора // Этнографический источник: Мат-лы Третьих Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб,2004. – С. 309–311.
  16. Коновалов А.В. Вариант типологии мифологических феноменов // Проблемы классификации, типологии, систематизации в этнографической науке: Мат-лы Пятых Санкт-Петербургских этнографических чтений / РГПУ. – СПб., 2006. – С. 91–94.

Библиография

  1. Калыш А.Б., Рахимов Е.Д. Вклад А.В. Коновалова в разработку казахской диаспоры России // Электронный научный журнал «edu.e-history.kz» № 1(05)
  2. Коновалов Алексей Владимирович 


Коллекции

Казахи

№ 8613. – Предметы охоты с ловчей птицей и снаряжение охотника, хозяйственная утварь, предметы интерьера, предметы мужской и женской одежды, женские украшения, конское снаряжение. Включает 53 предмета. Казахская ССР, Семипалатинская обл., Аягузский р-н, пос. Сергиополь; РСФСР, Горно-Алтайская АО, Кош-Агачский р-н, пос. Актал, пос. Тарбагатай, пос. Тошанта. Сбор 1976 г. Совместно с Б.З. Гамбургом.

№ 8614. – Керамическая утварь и предметы интерьера в этническом стиле, предметы мужской и женской модельной одежды, женские украшения, музыкальные инструменты. Включает 59 предметов. Казахская ССР, г. Алма-Ата. Сбор 1976 г.

№ 9907. – Охотничье ружье и ружейные принадлежности, утварь для приготовления кумыса и его транспортировки, предметы мужской, девичьей и женской одежды, полоса для крепления остова юрты, предметы интерьера, плеть всадника. Включает 20 предметов. РСФСР, Горно-Алтайская АО, Кош-Агачский р-н, пос. Теленгит-Сортогой. Сбор 1978 г.

№ 10705. – Бытовая и декоративная керамическая утварь. Включает 38 предметов. Казахская ССР, г. Алма-Ата. Сбор 1984 г.

№ 10729. – Хозяйственная утварь, полосы для крепления остова юрты, предметы интерьера, мужской головной убор, конское снаряжение, национальная игра тогуз-кумалак. Включает 15 предметов. Узбекская ССР, Навоийская обл., Тамдынский р-н, пос. Тамды. Сбор 1985 г. Совместно с В.Р. Янборисовым.

№ 10946. – Таранные кости овцы (альчики) – атрибуты подвижных игр. Включает 6 предметов. Узбекская ССР, Навоийская обл., Тамдынский р-н, пос. Тамды. Дар 1985 г.

Туркмены

№ 10733. – Конское снаряжение, попоны для верблюда, медная утварь для воды, ножницы, предметы женской одежды. Включает 39 предметов. Туркменская ССР, г. Ашхабад, г. Мары; Марыйская обл., к-з им. К. Маркса. Сбор 1985 г. Совместно с В.Р. Янборисовым.

 Узбеки

№ 10732. – Веретёна, пряслице, трафареты для вышивания, болванки для изготовления тюбетеек, инструмент для изготовления тюбетеек в технике пильта, инструмент для глажения, гиря, форма для литья свечей, медная утварь для воды, предметы мужского костюма, предметы женского костюма, вышитые покрывала на постель новобрачных, гребни, подставка для Корана, амулеты, посох суфия. Включает 71 предмет. Узбекская ССР, г. Бухара. Сбор 1985 г. Совместно с В.Р. Янборисовым.

Фотоколлекции

Казахи

№ 9830. – Персональные и групповые портреты населения, стрижка овец, охота, декоративная авторская утварь, ремесла, панорамы селений, жилища и хозяйственные постройки, интерьеры и предметы убранства жилища, изготовление войлоков, кузнечное и ювелирное ремесло, изготовление обуви, культура питания, конское снаряжение, коновязи, стадион «Медео», праздник «День чабана», семейная обрядность, встреча делегации из МНР, музыкальная культура, погребальные сооружения. Включает 223 фотоотпечатка и негатива. Казахская ССР, Семипалатинская обл., Аягузский р-н, пос. Сергиополь; РСФСР, Горно-Алтайская АО, Кош-Агачский р-н, пос. Актал, Тарбагатай, Тошанта. Фотосъемка 1976 г.

№ 10014. – Природный ландшафт, персональные и групповые портреты населения, процесс изготовления войлоков, прядение и ткачество, вышитые изделия, жилые и хозяйственные постройки, народный костюм, традиционная утварь, конское снаряжение, ружья, свадебная обрядность, колыбель, музыкальный инструмент, погребальные сооружения. Включает 133 фотоотпечатка, 134 негатива. РСФСР, Горно-Алтайская АО, г. Горно-Алтайск; Кош-Агачский р-н, пос. Кош-Агач, Теленгит-Сортогой, Джазатор, Мухор-Тархата. Фотосъемка 1978 г.

№ 10803. – Природный ландшафт, персональные и групповые портреты населения, скотоводство, ткачество, сапожное и кузнечное дело, охота, национальный костюм, виды жилища и его интерьер, предметы интерьера, утварь, приготовление пищи, конское снаряжение, предметы ухода за детьми, святые места, предметы культа, намогильные сооружения. Включает 130 фотоотпечатков, 153 негатива. Узбекская ССР, Навоийская обл., Тамдынский р-н, с-зы Жанашаруа, им. К. Маркса. Фотосъемка 1985 г. Совместно с В.Р. Янборисовым.

Туркмены

№ 10807. – Групповые портреты мужчин и женщин, коневодство, конское снаряжение, печи, свадебная обрядность. Включает 96 отпечатков, 111 негативов. Туркменская ССР, г. Мары; Марыйская обл., к-з им. К. Маркса. Фотосъемка 1985 г. Совместно с В.Р. Янборисовым.

Узбеки

№ 10824. – Лавки на базаре, панорамы Регистана, тронный зал в Арке, женская головная повязка, научные сотрудники ГМЭ народов СССР – В.Р. Янборисов и А.В. Коновалов. Включает 6 фотоотпечатков, 13 негативов. Узбекская ССР, г. Бухара. Фотосъемка 1985 г. Совместно с В.Р. Янборисовым.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.