Купить билет

Собиратели

Кушу Аслан Гисович

Кушу Аслан Гисович

А.Г. Кушу. 1980-е гг. Фотография в свободном доступе в Интернете

Автор: В.А. Дмитриев, главный научный сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана, доктор исторических наук.

Кушу Аслан Гисович – авторитетный ученый, исследователь, художник, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, первый директор Северокавказского филиала Государственного музея искусств народов Востока.

Аслан Кушу родился 17 ноября 1945 г. в ауле Вочепший Теучежского р-на Адыгейской автономной области. В 1969 г. поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, предполагая далее специализироваться  в графическом искусстве. По окончании этого учебного заведения был активным сторонником развития направлений искусства гравюры в Адыгейской автономной области (с 1991 г. Республика Адыгея). Аслан Кушу признан одним из основоположников современного профессионального изобразительного искусства Адыгеи. Значительным шагом на этом пути была подготовка и организация им выставки художников Адыгеи в Государственном Русском музее в 1980 г.

Несколько лет преподавал различные дисциплины на художественно-графическом отделении Адыгейского педагогического училища (с 1992 г. Адыгейский педагогический колледж им. Х. Андрухаева), а также в адыгейской национальной театральной студии при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, образованной при подготовке выпуска 1976 г. Выпускники этой  студии в дальнейшем вошли в труппу основного состава Адыгейского государственного драматического театра (ныне Национальный театр Республики Адыгея им. И.С. Цея).

В 1980 г. А.Г. Кушу выступил с инициативой о создании в столице Адыгейской АО г. Майкопе Выставочного зала (с 1992 г. Картинная галерея Республики Адыгея) для демонстрации работ художников Адыгеи и стал и его первым директором. В начале 1980-х гг. он также возглавлял правление Союза художников Адыгеи.

Важнейшим событием в жизни А.Г. Кушу было создание в 1985 г. в Майкопе Северокавказского филиала Государственного музея искусств народов Востока (ГМИНВ, Москва). Один из инициаторов создания музея, Александр Михайлович Лесков, в то время заведовал отделом археологии и древнего искусства ГМИНВ, руководивший археологической экспедицией на территории Адыгеи. Материалы этих раскопок были положены в основу фондового собрания этого нового музея. Аслан Кушу стал первым директором филиала и сделал все возможное для развития его как крупного музейного центра всего Северокавказского региона. Юбилейный, десятый, год работы Северокавказского филиала ГМИНВ был отмечен открытием отреставрированной части здания музея и выставкой «Современное искусство Северного Кавказа», целиком подготовленной А.Г. Кушу.

После кончины А.Г. Кушу в 1997 г. музей возглавила его вдова, Нафисет Зачериевна Кушу (1943–2021), заслуженный строитель Адыгеи, почетный архитектор России, почетный член Российской академии художеств, оставив ради этой работы должность главного архитектора Майкопа.

В апреле 2022 г. в Майкопе была открыта мемориальная доска супругам Аслану и Нафисет Кушу, стоявшим у истоков создания и развития Северокавказского филиала ГМИНВ.

Как этнограф А.Г. Кушу был известен исследовательскими работами, посвящёнными направлениям прикладного искусства адыгов. Отдельное внимание он уделил плетеным изделиям, по этой теме в 1984 г. защитил кандидатскую диссертацию. Во время посещений Государственного музея этнографии народов СССР (ГМЭ народов СССР; ныне Российский этнографический музей, РЭМ) в первой половине 1990-х гг. А.Г. Кушу разрабатывал программу исследования деревянной парадной обуви адыгских женщин, вел переговоры о межмузейной кооперации исследовательской деятельности на Западном Кавказе. Сотрудники отдела Кавказа ГМЭ народов СССР А.М. Бианки и В.А. Дмитриев пользовались поддержкой Аслана Кушу в экспедиционных поездках в Адыгею.

Асланом Гисовичем Кушу была передана в дар Российскому этнографическому музею коллекция.8751 как свидетельство начала межмузейной кооперации.  Коллекция состояла из так называемого орехового знамени, какие дарили победителям в соревнованиях и самым почетным гостям праздника. Высказывалось предположение, что жезлы данного типа использовались у адыгов для исчислений календарного времени. В РЭМ есть несколько похожих вещей, данный предмет как один из лучших в своем роде был включен в состав экспозиции «Народы Северного Кавказа», открытой в 1982 г.

 


Основные публикации

1.      Кушу А.Г. К вопросу изучения народного искусства адыгов // Культура и быт адыгов (этнографические исследования). – Майкоп: АНИИЭЯЛИИ, 1978. – Вып. II. – С. 172–192.

2.      Кушу А.Г. Художественные средства декоративного оформления адыгских циновок // Культура и быт адыгов (этнографические исследования). – Майкоп: АНИИЭЯЛИИ, 1980. – Вып. III. – С. 139–162.

3.      Кушу А.Г. Адыгские веера // Культура и быт адыгов  (этнографические исследования). – Майкоп: АНИИЭЯЛИИ, 1983.– Вып. V. – С. 90–98.

4.      Кушу А. Г. Искусство плетения адыгов: автореф… дисс. канд. искусствоведения. – Тбилиси: [Б. и.], 1984.

5.      Кушу А.Г. Читая книгу жизни: Очерки, статьи и этюды об искусстве. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 2000.

Библиография

Вечер памяти: Романтик по складу ума // Информационный ресурс

 

Коллекция

Адыгейцы

№ 8751-1 – «Ореховая палка» жезл, изготовленный из фундука – атрибут адыгского праздника, подарок уважаемому гостю. Включает 1 предмет. Адыгейская АО, г. Майкоп. Поступление 1978 г.

 

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.