Купить билет

Собиратели

Магомедов Саид

Магомедов Саид

РЭМ 3364-4/2. Саид Магомедов. Санкт-Петербург. 1913 г. Фототека РЭМ

Авторы: Е.Ю. Гуляева, научный сотрудник первой категории отдела этнографии Кавказа, Средней Азии и Казахстана, Е.И. Нератова, заведующая отделом специализированного хранения

Магомедов Саид (Саид Магомед оглы) – кубачинский мастер, художник и продавец антиквариата, внесший большой вклад в формирование дагестанских коллекций Российского этнографического музея (далее РЭМ).

О жизни Саида Магомедова известно благодаря выдающемуся этнографу-кавказоведу Евгению Михайловичу Шиллингу, одним из ключевых информантов которого он был.

Саид родился в 1873 г. в с. Кубачи – одном из известнейших на Кавказе центров художественной обработки металла. Как и большинство мужчин-кубачинцев, он с детства обучался гравировальному делу и с 14 лет стал работать по найму сначала подмастерьем, а потом мастером-ювелиром и оружейником в мастерских кубачинцев, лакцев и армян в городах Кавказа и Украины. Шиллинг писал, что «будучи человеком без образования, но много видевшим на своем веку и обладающим широким кругозором, Саид познал все тонкости кубачинского художественного стиля» Получить представление об искусстве мастера позволяют рисунки его работ по металлу, хранящиеся в разных музеях России и, в частности, в РЭМ. Комментарии к некоторым изображениям содержат информацию о географии творчества мастера: те или иные предметы были изготовлены в Екатеринодаре (Краснодаре), Армавире, ст-це Баталпашинской (Черкесск), Нальчике, Пятигорске, Владикавказе, Баку (кол.8764-9251-9296) Следует отметить широту ассортимента его работ: от традиционных кинжалов, шашек и поясов до портсигаров, столовых приборов и набалдашников тростей.

В 1908 г. из-за болезни глаз Магомедов был вынужден оставить ремесло, став, как и некоторые другие кубачинцы, антикваром. Известно, что для продажи предметов старины он несколько раз до Первой мировой войны выезжал в Европу. В книге кубачинского мастера Расула Алиханова есть рассказ о том, как вместе с супругой он побывал в Париже: «...жена его была одета по-кубачински. Широкое парчовое платье с золотосеребряными орнаментами на темно-синем фоне, на голове белая накидка каз с золотой вышивкой по кубачинской традиции, с подшитой на конце серебряной бахромой, войлочная обувь белого цвета с орнаментальной отделкой и загнутыми остроконечными носиками подобно птичьему клюву. На руках ее были массивные браслеты и кольца, мастерски отделанные фигурными выпуклыми бирюзовыми камнями и темно-красными гранатами. В Париже, – говорил он, – её окружили фотографы как редкое явление <...>. На следующий день, – рассказывал Саид, – во всех парижских газетах появились в разных вариантах фотографии моей жены Бики из аула Кубачи». С деловыми целями Саид Магомедов установил связи с некоторыми музеями, в частности в 1913 г. стал сотрудничать с Этнографическим отделом Русского музея (с 1934 г. – Государственный музей этнографии, с 1948 г. – Государственный музей этнографии народов СССР, с 1991 г. – Российский этнографический музей). В этом же году сотрудники отдела сделали фотографии мастера и его жены (кол. 3364). Установить, что на них запечатлены именно они удалось совсем недавно, когда два снимка полностью совпали с двумя портретами Саида Магомедова (кол. 10876-1, 2), созданными художником и руководителем манекенной мастерской музея К.З. Кавтарадзе (1879–1941) и поступившими в коллекцию музея только в 1986 г. Помогло также сравнение фотографий со снимками Магомедова и его семьи, сделанными в конце 1930-х гг. во время экспедиции Е.М. Шиллинга, и хранящимися в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) (МАЭ И 1798-370 МАЭ И 1798-375).

С 1913  по 1916 г. от Магомедова в Этнографический отдел поступило более 180 вещей, которые можно разделить на две тематические группы. К первой относится уникальная коллекция предметов традиционной культуры кубачинцев. Среди них наибольшую ценность представляет женская праздничная одежда (кол. 3101), именно в ней была сфотографирована Бика Магомедова (кол. 3364-1/1, 1/2, 2, 3), а также маски и костюмы участников театрализованной обрядовой игры, проводимой членами союза неженатых мужчин. Ко второй группе относится художественный текстиль, самой ценной частью которого являются 58 кайтагских вышивок (61 предмет, из которых был утрачен во время Великой Отечественной войны, а два предмета переданы в 1960 г. в Волгоградский музей изобразительных искусств, ныне Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова). От всех кайтагских вышивок, имеющихся в собрании музея, они составляют около трех четвертей. Их отличает разнообразие представленных орнаментальных композиций, в числе которых имеются очень редкие варианты, и широкий хронологический диапазон памятников – от кон. XVIII до нач. XX в. Большой заслугой собирателя является этническая атрибуция вышивок и в большинстве случаев фиксация места их приобретения.

Следует подчеркнуть, что в истории формирования коллекций кайтагских вышивок кубачинцы и, в частности, Саид Магомедов сыграли особую роль. Известно, что три кайтагские вышивки из собрания Эрмитажа, поступившие в 1920-х гг. из коллекции Музея центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, были изначально приобретены в 1913 г. у Саида Магомедова. Также удалось установить, что пять из двадцати вышивок, хранящихся в г. Баку в Азербайджанском национальном музее искусств, поступили в 1925 г. тоже от него.

Революция 1917 г. и Гражданская война на некоторое время прервали связи Магомедова с Этнографическим отделом Русского музея. В конце 1920-х гг. он стал продавать предметы Дагестанскому краеведческому музею (ныне Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, г. Махачкала), позже его приняли туда на работу. Он занимался реставрацией оружия и экспертизой предметов восточного искусства, поскольку: «как никто …разбирался в антиках, снабжая ими Эрмитаж и другие музеи. Широкий кругозор в отношении распознавания древностей, большей частью восточных, этот мастер приобрел благодаря многократным торговым поездкам по городам Западной Европы. Его датировками и определениями пользовались наши музеи. Он был страстным любителем орнамента, красивых вещей, изделий прикладного искусства». В 1926 г. Саид возобновил связи с Этнографическим отделом, куда от него поступили: медный кувшин, вышитая скатерть и кинжал с ножнами (кол. 4513, 4514, 4552); в 1928 г. – кинжал, музыкальный инструмент хамуз и пара носков (кол. 4786, 4934); в 1939 г. – коллекция высокохудожественной резной деревянной утвари кубачинцев (кол. 6234) и вышитый носовой платок (кол. 6269-15).

В 1930-х гг. пристальное внимание этнографов и искусствоведов (прежде всего сотрудников музеев) к самому кубачинскому ремеслу привело к тому, что кубачинцы стали предлагать музеям свои графические работы с изображениями своих изделий и орнаментов, выполненные  карандашом и тушью. От Саида Магомедова в 1938 г. в Государственный музей этнографии поступил альбом, на страницах которого помимо ювелирных изделий были воспроизведены интерьеры кубачинского дома (кол. 6094), а в 1939 г. – еще 14 цветных рисунков с различными орнаментальными композициями (кол. 6269).

Е.М. Шиллинг писал, что графика Магомедова характеризуется «сложностью построений, имеющих густую, почти не оставляющую пробелов орнаментацию. Она отличается большой насыщенностью, уверенностью и <…>законченной ритмичностью и какой-то особой подкупающей логикой. В округлости и весомости мелких элементов, складывающих узор, сказывается рука гравера и особенности техники гравировки». Исследователь считал, что в графических работах творчество Саида проявилось особенно ярко: «Он дальше, чем другие мастера, пошел вперед <…> по части расширения возможностей использования кубачинского орнамента <..>.. Он создал великолепные рисунки, пригодные для узорных тканей, обоев, украшения зданий и иных художественных поделок и применений». Известно, что по заказу правительства Дагестана Саид в 1937 г. подготовил альбом для Г.К. Орджоникидзе, а в 1940-м приезжал в Москву и передал серию рисунков в подарок И.В. Сталину.

В 1941 г. Саид Магомедов скончался в г. Махачкале. Вот что писал о нем Е.М. Шиллинг:  «Энергичный, предприимчивый, хорошо воспринимавший новое, он был вместе с тем крепким хранителем кубачинских обычаев, общественных установлений и правил».

Уже после смерти мастера в Государственный музей этнографии были переданы два альбома его рисунков из расформированного московского Музея народов СССР (кол. 8764-9249-9296; 8764-9297-9337). Весьма вероятно, они либо были собраны Шиллингом, либо даже созданы по его просьбе, на это косвенно указывает обнаруженный в одном из них фрагмент автобиографии Саида Магомедова (кол. 8764-9249_вкладка). Кроме того, этот альбом был запечатлен, судя по рисунку, на одной из фотографий Саида Магомедова, хранящейся в Кунсткамере (МАЭ И 1798-370; РЭМ 8764-9281).

В 1981 г. из Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР поступило еще 14 рисунков Саида Магомедова (кол. 10228). Помимо РЭМ его графические работы хранятся также в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном музее искусства народов Востока.

Саид Магомедов внес огромный вклад в формирование кавказского (прежде всего дагестанского) собрания РЭМ. Всего в музей им была передана 51 коллекция (более 200 предметов и около 150 рисунков) по культуре аварцев, азербайджанцев, даргинцев, иранцев, кайтагцев, кубачинцев, табасаранцев. Многие предметы можно назвать не просто высокохудожественными, а настоящими шедеврами декоративно-прикладного искусства.


Библиография

  1. Чепелев В.Н. Саид Магомедов из Кубачи // Творчество. – 1939. – № 11. – С. 12.
  2. Шиллинг Е.М. Саид Магомедов // Кубачинцы и их культура: Историко-этнографические этюды. – М.: Наука, 1949. – С. 126–131.
  3. Алиханов Р. Кубачинцы за границей // Искусство Кубачи: Альбом. – Л.: Художник РСФСР, 1976. – С. 52–59.
  4. Гусейнов А.Г. Саид Магомедов // Кубачи и кубачинцы. – Махачкала: [б.и.], 2000. – С. 58.
  5. Гуляева Е.Ю. Кубачинцы: диалог культур и музеи // Евразия – диалог культур: Материалы Двадцать вторых Санкт-Петербургских этнографических чтений / Российский этнографический музей. – СПб., 2023. – С. 205–211.

Коллекции

Азербайджанцы

№ 3109. – Занавески на окна и ниши «тахча». Включает 5 предметов. Бакинская губ., г. Шемаха. Поступление 1913 г.

Аварцы

№ 3363. – Вышивки шелком для подушек, выполненные цветными шелковыми нитями. Включает 3 предмета. Дагестанская обл., Гунибский окр. Поступление 1913 г.

№ 3422. – Вышивки шелком для подушек, выполненные цветными шелковыми нитями. Включает 3 предмета. Дагестанская обл., Гунибский окр.,  сел. Гуниб. Поступление 1914 г.

№ 3425. – Вышивка шелком для подушки, выполненная цветными шелковыми нитями. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Гунибский окр., сел. Чох. Поступление 1915 г.

№ 4708. – Вышивки шелком и золотными нитями. Включает 3 предмета. Дагестанская обл. Поступление 1916 г.

Даргинцы

№ 3005. – Вышивки шелком для подушек, керамические сосуды и светильник. Включает 7 предметов. Дагестанская обл., Даргинский окр., сел. Леваши, Акуша; Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Сулевкент; Казикумухский окр., сел. Балхар. Поступление 1914 г. Даргинцы, лакцы

№ 3104. – Вышивки шелком для подушек. Включает 5 предметов. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Уркарах, Харбук. Поступление 1913 г.

№ 3151. – Глиняный кувшин. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Сулевкент. Поступление 1914 г.

№ 3357. – Вышивки шелком для подушек. Включала 11 предметов, сохранилось 10. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Уркарах, Харбук; Даргинский окр., сел. Гапшима. Поступление 1915 г.

№ 3362. – Вышивки шелком для подушек. Включает 4 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Уркарах. Поступление 1913 г. Даргинцы

№ 3421. – Вышивки шелком для подушек. Включала 10 предметов, сохранилось 9. Один предмет (3421-4) был передан в 1960 г. Волгоградскому музею изобразительных искусств (ВМИИ КП-1128 \ Инв.№ ПЗ-348). Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кала-Корейш. Поступление 1914 г.

Кайтагцы

№ 3004. – Вышивки шелком для подушек. Включает 4 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр. Поступление 1914 г. 

№ 3105. – Вышивки для подушек. Включает 3 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр. Поступление 1913 г. 

№ 3424. – Вышивка для подушки. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр. Поступление 1915 г. 

№ 4786. – Кинжал с ножнами и подкинжальным ножичком, музыкальный инструмент хамуз. Включает 2 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Маджалис. Поступление 1928 г. Кубачинцы, кайтагцы

Кубачинцы

№ 2972. – Три полных костюма участников театрализованной игры, проводимой членами союза неженатых мужчин. Включала 31 предмет, сохранилось 30. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г.

№ 3077. – Вышивка шелком для подушки. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г.

№ 3078. – Занавес для украшения стен, вышитый золотной нитью. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3080. – Вышивки шелком для подушек. Включает 2 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3081. – Вышивки шелком для подушек. Включает 2 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3082. – Вышивка шелком для подушки и пара серебряных подвесок к серьгам. Включает 2 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3094. – Вышивки шелком для подушек. Включала 3 предмета, сохранились 2. Один предмет (3094-2) был передан в 1960 г. Волгоградскому музею изобразительных искусств (ВМИИ КП-1125 \ Инв.№ ПЗ-349). Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3095. – Декоративные керамические миски и блюда. Включала 5 предметов, сохранилось 3. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3099. – Медные кувшины и котел, фрагмент вышивки шелком. Включает 4 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3101. – Праздничный костюм молодой замужней женщины. Включает 10 предметов. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3102. – Мужской праздничный костюм и прялка. Включает 9 предметов. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский округ, сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3103. – Вышивки шелком для подушек и женское платье-рубаха из парчи. Включает 3 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3110. – Серебряный браслет, золоченая подвеска, деревянная коробочка и пороховница. Включала 4 предмета, сохранилось 3. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г.

№ 3115. – Бронзовый светильник. Включала 1 предмет, который в 1954 г. был передан в Государственный Эрмитаж. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г.

№ 3129. – Стеклянные графины и керамический светильник. Включала 7 предметов, сохранилось 6. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г. № 3130. – Глиняные миска и горшки. Включала 3 предмета, сохранился 1. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г.

№ 3150. – Вышивка шелком для подушки и глиняные тарелки. Включает 3 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г.

№ 3182. – Глиняные лампада, графин и тарелка. Включала 3 предмета, сохранилось 2. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3355. – Женские украшения и газыри. Включала 6 предметов, сохранилось 5. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1915 г. № 3423. – Занавес на полку, вышитый шелком. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1914 г.

№ 3452. – Пара женских войлочных сапог. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1915 г.

№ 4513. – Медный кувшин. Включает 1 предмет. Дагестанская АССР, Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1926 г.

№ 4514. – Скатерть, вышитая мишурой. Включает 1 предмет. Дагестанская АССР, Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1926 г.

№ 4552. – Кинжал с ножнами. Включает 1 предмет. Дагестанская АССР, Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1926 г.

№ 4786. – Кинжал с ножнами и подкинжальным ножичком, музыкальный инструмент хамуз. Включает 2 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Маджалис. Поступление 1928 г. Кубачинцы, кайтагцы

№ 6234. – Деревянные пороховницы и утварь. Включала 13 предметов, сохранилось 12. Дагестанская АССР, Дахадаевский р-н, сел. Кубачи. Поступление 1939 г.

№ 6269. – Вышитый носовой платок и рисунки Саида Магомедова для ковров, подушек, набоек и работ по серебру. Включала 1 предмет и 14 рисунков, сохранились 1 предмет и 12 рисунков. Дагестанская АССР, г. Махачкала. Поступление 1939 г.

Лакцы

№ 3005. – Вышивки шелком для подушек, керамические сосуды и светильник. Включает 7 предметов. Дагестанская обл., Даргинский окр., сел. Леваши, Акуша; Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Сулевкент; Казикумухский окр., сел. Балхар. Поступление 1914 г. Даргинцы, лакцы

Табасаранцы

№ 4934. – Пара носков узорной вязки. Включает 1 предмет. Дагестанская АССР, Кюринский окр., сел. Хули (?). Поступление 1928 г.

Персы (иранцы)

№ 2799. – Стеклянный кувшин для воды. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3108. – Скатерть из пестрой набойки круглой формы и образец парчи. Включает 2 предмета. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр., сел. Кубачи. Поступление 1913 г.

№ 3114. – Фарфоровые сосуды и плитка-изразец. Включает 4 предмета. Персия (Иран), г. Тегеран. Поступление 1913 г.

№ 3361. – Образец парчи. Включает 1 предмет. Персия (Иран), г. Исфахан. Поступление 1915 г.

Народ неизвестен

№ 3231. – Образцы вышивок, занавески, молитвенный ковер, фрагмент парчи. Включала 8 предметов, сохранилось 7. Дагестанская обл., г. Дербент. Поступление 1913 г.

№ 3232. – Образцы вышивок и кисеты. Включает 4 предмета. Дагестанская обл. Поступление 1913 г.

№ 3358. – Пара золотых серег. Включает 1 предмет. Дагестанская обл., Кайтаго-Табасаранский окр. Поступление 1915 г.


Фотоколлекции

Кубачинцы

№ 3364. – Портреты Саида и Бики Магомедовых. Включает 7 снимков. г. Санкт-Петербург, выполнены при Этнографическом отделе Русского музея. 1913 г.


Рисунки

№ 6094. – Альбом рисунков для ювелирных работ по серебру, фасада и интерьеров кубачинского дома. Художник Саид Магомедов. Включает 35 рисунков. Дагестанская АССР, г. Махачкала. Поступление 1938 г.

№ 6269. – Вышитый носовой платок и рисунки для ковров, подушек, набоек и ювелирных работ по серебру. Художник Саид Магомедов. Включала 1 предмет и 14 рисунков, сохранились 1 предмет и 12 рисунков. Дагестанская АССР, г. Махачкала. Поступление 1939 г. Кубачинцы

№ 8764-92494–9296. – Альбом рисунков для ювелирных работ по серебру. Художник Саид Магомедов. Включает 48 рисунков. Дагестанская АССР, г. Махачкала. Поступление 1948 г. из Музея народов СССР (вероятно, сборы Е.М. Шиллинга). Кубачинцы

№ 8764-9297–9337. – Альбом рисунков для ювелирных работ по серебру. Художник Саид Магомедов. Включает 41 рисунок. Дагестанская АССР, г. Махачкала. Поступление 1948 г. из Музея народов СССР (вероятно, сборы Е.М. Шиллинга). Кубачинцы

№ 10228. – Рисунки для тканей, ковра и ювелирных работ по серебру. Художник Саид Магомедов. Включает 14 рисунков. Дагестанская АССР, г. Махачкала. Поступление 1981 г. из Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Кубачинцы

№ 10876. – Выполненные карандашом портреты Саида Магомедова анфас и в профиль. Художник К.З. Кавтарадзе. Включает 2 рисунка. Не ранее 1913 г. Поступление 1986 г. из ранее незарегистрированных коллекций. Кубачинцы

Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Режим работы Музея в праздничные дни:

08 мая, 11 и 12 июня с 10.00 до 18.00, касса  до 17.00;
09 мая Музей закрыт.

Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.