Купить билет

Собиратели

Магомедова Манаба Омаровна

Магомедова Манаба Омаровна

Магомедова Манаба Омаровна. Грузия, г. Тбилиси. 2012 г. Фотография из личного архива сотрудника РЭМ

Авторы: Е.Ю. Гуляева, научный сотрудник первой категории отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана; Е.И. Нератова, заведующая отделом специализированного хранения РЭМ


Манаба Омаровна Магомедова – художник по металлу, первая женщина-ювелир из знаменитого златокузнечного центра, которым является с. Кубачи Дахадаевского р-на Дагестана, соединившая в своем творчестве наследие дагестанских и грузинских традиций металлообработки. Народный художник Дагестана (1979), Народный художник Грузинской ССР (1988), Заслуженный художник Российской Федерации (2003); лауреат различных конкурсов и участник многочисленных выставок.

РЭМ ИМ 6-51. Манаба Магомедова демонстрирует кубачинский костюм. Дни Дагестана в Государственном музее этнографии народов СССР. г. Ленинград. 1971 г.

Манаба Магомедова родилась в семье потомственного ювелира Омара Магомедова 5 ноября 1928 г. в дагестанском с. Кубачи. Её родители с детьми вскоре переехали в Тифлис, а девочку оставили с бабушкой Манабой. В 1935 г. в Тифлисе в результате несчастного случая погиб её отец, вскоре в Кубачах умерла бабушка, и дядя Манабы Расул Магомедов (фондообразователь Этнографического отдела Русского музея, ныне – Российский этнографический музей) отвез ее к матери Нине в Грузию. Там в 1938 г. она впервые взяла в руки резец, когда друг отца, кубачинец Абдулжалил Ибрагимов, стал учить её гравировке по металлу.

Во время Великой Отечественной войны Манаба была мобилизована и работала на токарном станке в инструментальном цехе тбилисского военного завода им. Камо.

В 1944 г. девушка вновь приехала в Кубачи. В то время по металлу работали только мужчины, поэтому ее интерес к ювелирному делу был встречен настороженно. Тем не менее своим трудом, и упорством Манаба Магомедова заслужила уважение, и её учителями стали знаменитые мастера Гаджи Кишев, Алихан Ахмедов, Расул Алиханов, Бахмуд Магомедов. Она оказалась первой кубачинкой, ставшей ювелиром. Искусствовед С. Ерлашова писала: «Магомедова, преодолевшая многовековые устои, в то же время прошла традиционный путь прямого ученичества. Она получила профессиональные знания из рук опытнейших мастеров». Поездки на родину стали практически ежегодными.

В 1953 г. Манаба приступила к работе в недавно созданной тбилисской артели «Мхатвари», где училась у друзей отца и коллег-ювелиров Томы и Амвросия Джикия, Михаила Имедадзе, Акопа Ванециана. На ее творчество также оказали влияние сотрудник Института истории грузинского искусства, доктор исторических наук Рене Оскаровна Шмерлинг, профессор Тбилисской академии художеств Давид Николаевич Цицишвили и народный художник СССР Ладо Гудиашвили.

В том же 1953 г. она была командирована в Москву на курсы точечной гравировки по металлу при шелкоотделочной фабрике. В столице ювелир познакомилась с профессором Строгановского училища Федором Яковлевичем Мишуковым, который щедро делился своими знаниями с молодой художницей. Позднее, в 1960-х гг., она прошла у него стажировку.

В 1957–1958 гг. Манаба получила важный профессиональный опыт, реставрируя средневековые грузинские эмали и сванскую утварь из собрания Государственного музея Грузии им. С. Джанашия и Государственного музея искусства Грузии. В 1959 г. она начала преподавать на недавно созданном факультете декоративно-прикладного искусства Тбилисской государственной академии художеств, в 1960 г. её приняли в Союз художников СССР.

С 1954 г. Магомедова участвовала в различных выставках и конкурсах, в 1957 г. стала лауреатом фестиваля молодежи Грузии, в 1960–1963 гг. была награждена золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ. В 1961 г. в Тбилиси состоялась её первая персональная выставка. В 1965 г. ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств Дагестана, а в 1967 г. – Заслуженного художника Грузии. В 1968 г. она участвовала в I Международном симпозиуме по ювелирному искусству в Яблонеце над Нисой (Чехословакия), где также состоялась ее первая зарубежная персональная выставка. География выставок с её участием охватывала Старый и Новый свет, но чаще всего они проходили в гг. Тбилиси, Махачкале и Москве. В Ленинграде в 1969 г. во время Дней культуры и искусства Дагестанской АССР её работы экспонировались в Государственном музее этнографии народов СССР (ныне – Российский этнографический музей, РЭМ), в 1971 г. на таких же днях она выступала в музее с рассказами о своей родине.

В конце 1960-х гг., став известной, Манаба Омаровна работала уже как свободный художник. В эти годы она издала несколько книг («Я – кубачинка», 1968; «По следам традиций», 1971 г.; «Узоры жизни», 1974; «Резец златокузнеца», 1976), в которых содержатся не только автобиографические сведения и воспоминания о своих учителях, но и этнографическое описание родного села и его ювелирного промысла. Кроме того, в книге она рассказывает о своих творческих поисках нового, основанных на скрупулезном изучении традиционного искусства. В 1979 г. ей присвоили звание Народного художника Дагестанской АССР, в 1988 г. – Грузинской ССР.

Большая часть жизни Манабы Магомедовой прошла в Тбилиси, где её всегда признавали своей: в 1999 г. наградили Орденом чести Республики Грузия, в 2010 г. присвоили звание Почетного гражданина г. Тбилиси. Несмотря на то, что художница с мужем Кадыром Изабакаровым в нач. 2000-х гг. переехали поближе к дочерям в Махачкалу, она продолжала регулярно бывать в Тбилиси, и в 2007–2013 гг. по благословлению патриарха всея Грузии Ильи II работала консультантом ювелирной мастерской при благотворительном фонде «Лазаре» патриархии, где особенно ценили знания и навыки работы традиционными способами и «дедовскими» инструментами.

В 2003 г. Манаба Магомедова стала заслуженным художником Российской Федерации, в 2011 г. ей была присуждена Государственная премия Республики Дагестан, а в 2012 г. состоялось награждение орденом «За заслуги перед Республикой Дагестан». Скончалась Манаба Омаровна 11 марта 2013 г. в Махачкале.

Без творчества Магомедовой невозможно представить ни советское, ни современное ювелирное искусство Кавказа. В отличие от других мастеров, как правило, специализировавшихся на тех или иных ювелирных техниках, художница блестяще освоила все (гравировку – обычную и глубокую, насечку по металлу, чернение, резьбу по кости, разные виды эмалей и т.д.). Досконально зная традиционные приемы, она одновременно являлась новатором: придумала новые техники (например, «перегородчатую чернь» по аналогии с перегородчатой эмалью), формы, рисунки и темы. Поражает разнообразие её работ – от изящных украшений, оружия и утвари, до монументальных люстр для Русского государственного драматического и Кумыкского государственного музыкально-драматического театров Махачкалы (1981 –1983, 2000–2002). Последние, как и многие другие крупные работы, она выполняла в соавторстве с мужем Кадыром Изабакаровым. В оформлении театров супругам помогала их младшая дочь Лейла Изабакарова, продолжившая династию ювелиров.

Свои работы Манаба Магомедова делала на самые разные темы: времена года, животные, знаки зодиака, космос, шахматы, материнство, мудрость, «мои учителя». Есть произведения, приуроченные к юбилейным датам и выполненные на советскую тематику (кинжал и ваза к 1500-летию основания Тбилиси, 1958;, декоративное блюдо «Изобилие», 1960; блюдо к 100-летию со дня рождения Ленина, 1970; блюдо «Труд», 1975; блюдо «Знамя свободы» к 60-летию образований Дагестанской АССР, 1980), многие посвящены историческим личностям, деятелям искусства прошлого и современникам (Царица Тамара, Шота Руставели, Альбрехт Дюрер, Ираклий II, Шамиль, Ференц Лист, Лев Толстой, Важа Пшавела, Узеир Гаджибеков, Давид Какабадзе, Галактион Табидзе, Елена Ахвледиани, Расул Гамзатов и др.). Работы в память о поэтах и писателях нередко были выполнены в виде окладов их книг. Один из них был сделан для книги «Кубачинский язык», написанной братом Манабы лингвистом Александром Магомедовым. Складная книга из 6 серебряных листов «Блокада Ленинграда», воспроизводящая записи Тани Савичевой, была посвящена памяти погибших в городе младшего брата Ибрагима и дяди Расула Магомедовых. «Скорбящая мать» (1969) еще одна работа о войне. Уже после распада СССР появились работы на религиозную тему (панагия, 1991; пасхальное яйцо, 1993–1996; оклад Евангелия, 2003).

После смерти мастера для публики открылись новые грани ее таланта. Так, в гг. Тбилиси и Махачкале в 2016 и 2017 гг. прошли выставки «Искусство фотографии. Дагестан и Грузия 1950-–70-е гг.», на которых художница предстала как фотограф-документалист и этнограф.

Произведения Манабы Магомедовой находятся и в частных коллекциях, и в разных музеях мира, но прежде всего российских: в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой и Национальном музее Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, а также в Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее Востока, Государственном Историческом музее, Государственном музее Л.Н. Толстого, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и других.

В РЭМ хранятся как произведения Манабы Магомедовой, так и собранные ею этнографические коллекции. Часть этих вещей была подарена художницей, некоторые привезены сотрудниками музея из экспедиций, другие вещи были приобретены через закупочно-фондовую комиссию. Все они свидетельствуют о соединении в ее жизни дагестанских и грузинских традиций: одни предметы зарегистрированы как кубачинские, другие – как грузинские.

Первые работы ювелира поступили в музей в 1955 г. Это были выполненные в грузинском стиле рога для вина в серебряной оправе, украшенной гравировкой и чернью (РЭМ 6868-15,16). Их во время экспедиции в Грузию собрали кавказоведы и сотрудники музея Евгения Николаевна Студенецкая и Людмила Филипповна Виноградова, обратившиеся в артель «Мхатвари» в поисках предметов грузинского декоративно-прикладного искусства. Студенецкую Магомедова считала одним из своих учителей. В 1957 г. в Тбилиси с ювелиром познакомилась сотрудница отдела Кавказа Нина Петровна Соболева, и в дальнейшем женщин связала многолетняя дружба (впоследствии с художницей познакомились и другие кавказоведы музея – Ариадна Людвиговна Натансон и Эльга Григорьевна Торчинская). В РЭМ в том году поступили кольцо, украшенное чернью и эмалью, и браслет, декорированный гравировкой, чернью, позолотой и зернью (РЭМ 6997-11,12.). Тогда через закупочно-фондовую комиссию была приобретена верхняя часть переплета альбома «Дагестанская АССР». Из хранящихся в музее предметов это наиболее сложная по композиции работа, в которой сочетаются разные технические приемы, варианты орнамента, крупные и мелкие элементы узора.

В 1958 г. Манаба Магомедова подарила музею набор инструментов ювелира и демонстрирующие разные стадии работы образцы филиграни (РЭМ 7067). В 1959 г. для грузинской коллекции музея были куплены два сосуда для вина, сделанные из полированного ореха, украшенные серебряными пластинами с рисунком, выполненным чернью (РЭМ 7189). В 1961 г. Манаба Омаровна передала музею современный кубачинский женский костюм, традиционный по покрою и составу, но сшитый из новых материалов и дополненный капроновыми чулками и туфлями «лодочка» (РЭМ 7382). В 1965 г. в собрание поступили браслет, кулон и серьги (РЭМ 7553). Первые две работы можно отнести к минималистическому стилю в дизайне, что говорит о Магомедовой как о художнике, следившем за современными мировыми тенденциями в искусстве.

Последнее поступление произведений Манабы Омаровны было снова связно с Е.Н. Студенецкой. Ее дочь в 1994 г. передала в музей хранившиеся в их семье браслеты и кольца работы художницы (РЭМ 11568). В целом, характеризуя коллекцию Магомедовой в собрании Российского этнографического музея, следует отметить, что в ней хранятся преимущественно ранние работы художницы, поздний же период ее творчества совсем не представлен.

Следует подчеркнуть, что значимость вклада Манабы Магомедовой в изучение этнографии народов Кавказа определяется не только ее художественными работами, но и фотографиями, автобиографическими книгами и этнографическими коллекциями.

Основные публикации

1.    Магомедова М.О. Я – кубачинка. Рассказ о моем ауле, о моих предках, об искусстве и немного о себе. – Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1968. – 107 с.

2.    Магомедова М.О. По следам традиций. – Тбилиси: Хеловнеба, 1971. – 112 с. (на груз. яз.)

3.    Магомедова М.О. Узоры жизни. – М.: Советская Россия, 1974. – 111 с.

4.    Магомедова М.О. Резец златокузнеца. Махачкала, 1976. – 75 с.

Библиография

1.      Габуева О.А. Манаба Магомедова. Ювелирное искусство: Каталог выставки. –  М.: Советский художник, 1978. – 40 с.

2.      Ерлашева С. Манаба Магомедова. – М.: Советский художник, 1982. – 135 с.

3.      Манаба Магомедова: Альбом / Сост.авитель Л. Изабакарова. – Махачкала: Юпитер, 2002. – 175 с.

4.      Манаба Магомедова: Альбом /  Сост.авитель Л. Изабакарова. – Тбилиси: Favorit style, 2013. – 296 с.

5.      Серебряная легенда Кавказа. Манаба Магомедова. – М.: [б.и.], 2013. – 191 с.

Статьи о творчестве Манабы Магомедовой выходили в журналах «Искусство», «Советский союз», «Декоративное искусство СССР», «Советская женщина», «Дружба народов», «Советский Дагестан», «Литературная Грузия», «Спутник», «Огонек», «Нева», «Эхо Кавказа» и др.

Фильм

Я – кубачинка. Реж. Тимур Султанов. Северо-Осетинское и Дагестанское телевидение. 1976 г.

 

Коллекции

Грузины

№ 6868-15, 16. – Рога для вина с серебряными обкладками работы М.О. Магомедовой. Включает 2 предмета. Грузинская ССР, г. Тбилиси, артель «Мхатвари». Экспедиционный сбор Е.Н. Студенецкой, Л.Ф. Виноградовой. 1955 г.

№ 6997-11, 12. – Кольцо и браслет работы М.О. Магомедовой. Включает 2 предмета. Грузинская ССР, г. Тбилиси. Экспедиционный сбор Н.П. Соболевой. 1957 г.

№ 7189-1, 2. – Сосуды для вина из дерева с украшением из серебра с чернью работы М.О. Магомедовой. Включает 2 предмета. Грузинская ССР, г. Тбилиси. Поступление 1959 г.

Кубачинцы

№ 7011-2. – Верхняя крышка переплета альбома «Дагестанская АССР». Включает 1 предмет. Дагестанская АССР, Дахадаевский р-н, с. Кубачи. Поступление 1957 г.

№ 7067. – Набор инструментов ювелира и образцы работ по филиграни в различных стадиях. Включает 6 предметов, 28 ед. хр. Дагестанская АССР, Дахадаевский р-н, с. Кубачи. Поступление 1958 г.

№ 7382. – Женский традиционный костюмный комплекс, сшитый из современных тканей (панбархат, капрон). Включает 6 предметов, 8 ед. хр. Дагестанская АССР, Дахадаевский р-н, с. Кубачи. Поступление 1961 г.

№ 7553. – Браслет, кулон и серьги работы М.О. Магомедовой. Включает 3 предмета, 4 ед. хр. Дагестанская АССР, Дахадаевский р-н, с. Кубачи. Поступление 1965 г.

№ 11568. – Браслеты, кольца работы М.О. Магомедовой. Включает 6 предметов, 6 ед. хр. Дагестанская АССР, Дахадаевский р-н, с. Кубачи. Поступление 1994 г.


Коллекции собирателя в «Коллекциях онлайн»

Обращаем ваш внимание, что в последнее время участились случаи мошенничества, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Обращаем ваше внимание, что билеты в Российский этнографический музей в сети Интернет можно приобрести только через официальный сайт музея www.ethnomuseum.ru . Просим вас быть очень внимательными, чтобы не стать жертвами мошенников.

Уважаемые посетители!  С 22 по 23 февраля 2024 года в связи с проведением технических работ сервис онлайн-покупки билетов может быть недоступен. Все билеты доступны в кассе Музея. Приносим извинения за доставленные неудобства.


Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
Продолжая просматривать данный сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.